Известные люди

»

Вячеслав Шалевич

Вячеслав Шалевич Vecheslav Shalevich Карьера: Актер
Рождение: 27.5.1934
За него сражались очень красивые и известные женщины, а он умел любить и прощать, никогда не называя их имен. Его жизнь так наполнена событиями, что о нем складывают легенды. Но за мудростью его немного сурового взгляда и сегодня угадывается юношеская готовность любить.

- Не так давнехонько в журнале "Караван историй" актриса Валентина Титова рассказала о своем красивом романе с вами. Поговаривают, что из-за той любви, вы немного было, не переломали всю свою актерскую судьбу?

- Валентина жила и училась в Ленинграде, а я играл в Москве в театре Вахтангова. Когда со мной случилась эта сумасшедшая влюбленность, я не мог без нее и дня прожить: вечером следом спектакля садился в Ленинградский поезд, утром преподносил ей розу и улетал обратно, в Москву, чтобы угнаться на репетицию. Однажды я задержался. Меня должны были отчислить из театра, но Рубен Николаевич Симонов, свойский начальник взял меня на поруки. Он сказал: "Ты мужик, возьми себя в руки, когда влюбленность закончится - с тобой останется твоя профессия". Но тогда-то я и мысли не допускал, что такое божественное ощущение может когда-нибудь угаснуть. Валя была невероятно красива! Когда она училась в студии Товстоногова, он нарочно для нее придумал мизансцену в спектакле "Горе от ума": девушки на балу получают записки от кавалеров, и героиня Валентины выбегает на авансцену впитывать текст свою записку. В тот самый миг в зрительном зале раздавалось восторженное "Ах!". Вот этакий ослепительной красоты она была. Первый раз я ее увидел на гастролях в Свердловске и безотлагательно "сошел с ума", более того вирши строчить начал. Из Свердловска я уехал в Венгрию - как проходили эти гастроли более того не помню, был как будто в тумане, все время думал только о Валентине. Когда я вернулся домой, поставил в коридоре чемодан с заграничными подарками жене и сыну, а сам, в то время как домашние разбирали вещи, вышел из дома, скрыто для себя дошел до Ленинградского вокзала, сел на поезд и уехал: Домой я больше не вернулся.

- Но между тем, Валентина Титова стала женой Владимира Басова, а не вашей?

- Я сам повинен, собственноручно "подарил" ее Басову: Меня утвердили на кино "Хоккеисты", тот, что курировал Басов, также он начинал снимать "Метель", но никак не мог нарыть главную героиню. Я по доброте душевной посоветовал ему познать Валю. Сразу же, на кинопробах Басов ей сказал: "Вы выйдете за меня замуж, и все у вас будет в порядке. Это я вам обещаю". Валентина попыталась оспорить, что любит меня, но Басов грубо добавил: "Хорошенько подумайте, что для вас лучше: влюбленность актера или брак с режиссером, тот, что будет вас снимать?". Что ей оставалось совершать? Помню, мы оба провожали Валю в Ленинград: стоим с Басовым на пару и смотрим ей вдогон, затем Басов предложил: "Давай уж, подвезу тебя". "Не надобно, - отвечаю высокомерно, - у артиста также капиталы на такси есть".

- Вы не считаете тот самый акт предательством: с целью карьеры оставить к другому?

- Ну что вы? Валя не из тех женщин, чтобы для корысти изменить. Я уверен, что она была очарована этим человеком. Несмотря на всю его внешнюю непривлекательность, он был невероятно обаятельным: фонтанирующий мужеский темперамент и озорство, завораживающий гений рассказчика - да ни одна дама перед таким не устоит! Я чисто по-человечески был в него влюблен, и сложившаяся обстановка ни коем образом не повлияла на наши отношения: помню, когда мы едва не забросали "Хоккеистов", я обратился к Владимиру за помощью, он кинул все свои дела и за десять дней смонтировал ленту - по сути дела ее спас. Потом я с трепетом и надеждой ждал гастролей в Ленинград. Приехал и тотчас позвонил к Вале, ее дома не оказалось, и я позвонил в гостиницу, где в это время остановился Басов. На мой звонок ответила Валентина. Я понял, что все мои надежды рассыпались - Валентина реально собиралась замуж. В тот же вечерок мы с ней встретились на Невском мосту - проплакали допоздна. Мы прощались: Нет, это не предательство, Валюша ничего от меня не скрывала, несложно к ней пришла новая влюбленность, а старая ещё не ушла.

- Вы переживали ваш разрыв?

- Я был сам не свой. Валентину из вида не выпускал, был всю дорогу в курсе, где она, в каких лентах снимается. И однажды: У нас в театре готовился спектакль "Варшавская мелодия" - трогательная история о несостоявшейся любви. Достать билеты на премьеру было нетрудно не быть может, я выпросил у администратора два места и пригласил Валентину. И вот я стою перед театром в диком волнении, как на первом свидании, жду ее. О! Появилась в конце улицы, идет навстречу, все ближе-ближе: Пока она шла эти сто метров, я чувствовал, как мое беспокойство становится все тише и тише: Когда Валентина подошла, совершенно другая и чужая, я уже был совсем спокоен: Так и закончилась эта влюбленность.

- Видимо, вашим женщинам было с вами не сладко, коль вы могли так негаданно влюбиться, остыть, покинуть из дома, в то время как хозяйка распаковывает чемодан?..

- Я же не неизменно таким был. Я вырос в такое время, когда было принято, что первая супруга - это первая влюбленность, а вторая влюбленность - это вторая супруга. Это после этого второго брака покатилось-поснеслось. В наше время было раздельное обучение, вследствие этого на девочек мы смотрели с особым трепетом. Помню, как завидим стайку девчонок - выстраиваемся в шеренгу и бежим им навстречу. Они визжат, разбегаются врассыпную: Потом полдня обсуждаем, кто до кого дотронулся и какой воззрение успел бросить. Это когда ты десять лет за партой сидишь рядом с девочкой, ты ее не замечаешь, а когда видишь ее украдкой из-за угла, подглядываешь за ней из окошка, следом идешь за полквартала и приблизиться не решаешься - вот тогда ты видишь, что она настоящая чаровница. И если эта богиня позволит подступить поближе, да ещё за руку забрать - то это фортуна, то необходимо сию минуту жениться. Поэтому и браки были ранние, что первая леди - она и первая подруга жизни. С моей будущей женой мы дружили с восьмого класса, школу закончили, а все за ручку ходили. Родственники думали, что мы уже живем давным-давно, а мы соблюдали целомудрие и так, за ручку и пришли в ЗАГС. Если открыто, я уже и сам не понимал, на что на ней женился - юношеская влюбленность к тому времени угасла, осталось ощущение приличия: морочил девушке голову - женись. Наш брак просуществовал пятнадцать дней: "Семейная лодочка разбилась о быт", оказалось, что мы безупречно не можем быть под одной крышей, к тому же, в то время я уже был студентом театрального училища и неровно дышал к одной своей сокурснице. Так что, сквозь две недели мы так же, за ручку пошли разводиться.

- Как вы считаете, преждевременный брак - это худо?

- Сложный вопросительный мотив. Если калякать о морали, то основополагающий любовный навык в браке - это верно, но чисто по-человечески - это безупречно недопустимо. Чувства необходимо испытать, некогда чем входить в брак, нужно познать пожить совместно. Одно занятие, когда ты встречаешься с девушкой - этакое юношеское визуальное обожание, а другое занятие, когда с этой женщиной приходится быть непрерывно, да ещё разделять домашние заботы. Быт - это шибко серьезное опробование, а в моей юности быт был куда тяжелее нынешнего. В нашей коммуналке жили двадцать семь человек: общая кухня - попробуй не вымыть кастрюлю, единственная раковина с холодной водой - постирай-ка пеленки, и единственный на всех туалет - не дай Бог, забудешь отключить свет, дебош обеспечен. Но с иной стороны, коммуналка - это замечательная учебное заведение человеческих взаимоотношений: там не было чужих детей, как у Аркадия Райкина: "Один стукнет, иной шлепнет, третий нос подотрет", там любая ссора становилась достоянием общественности и коллективно осуждалась. И мы, дети, подростки, хоть не постоянно и понимали взрослые проблемы, но тонко чувствовали, какое словечко или интонация может ободрить, а какое оскорбить. Коммунальщина научила меня водить знакомство с людьми.

- Второй брак также был недолгим?

- Около трех лет. Но за тот самый развод меня судить воспрещено - влюбленность к Валентине Титовой оправдывает все. Супруга все поняла и более того не пыталась меня воротить.

- Однако, другие женщины не считали зазорным вступить в поединок для вас?

- О, это скорее был поединок с целью моего спасения (засмеялся). С вашего позволения, имен этих женщин я не назову. У меня был обстоятельный роман с одной крайне известной артисткой, некоторое время мы жили вкупе. Потом она построила кооператив и решила существовать особняком - бросила меня. Обидно, конечно, но нечего действовать. В это время меня "подхватывает" другая известнейшая актриса и начинает водить под ручку на всякие мероприятия. Если первая старалась со мной нигде не являться, то вторая, напротив, изо всех сил показывала, что у нас роман. Москва ахнула! Что это за Шалевич такой: одна леди с целью него крайне известного человека бросила, другая от себя ни на минуту не отпускает, отвергая ухаживания влиятельных мужчин? Я переехал существовать к этой актрисе, мне было лестно такое внимательность, но о первой даме я все-таки продолжал считать. Как-то раз я позвонил в близкое общежитие, а там оказалась моя первая леди, она взяла трубку и сказала: "Я тебя жду!". Я тут же кинул вторую даму и уехал к первой. Десять дней мы жили сообща. Вторая леди практически "обрывала телефон", мои слова, что я ее не люблю, не принимались, она без затей не хотела разбираться, отчего я ее кинул. В конце концов, обиженная, она оставила меня в покое. И тут наступил таковый финал, которого я не ожидал: моя леди собрала свои вещи и на прощание мне сказала: "Ты будешь благодарен мне всю существование, за то, что я увела тебя от этой женщины". Сколько лет прошло, а я до сих пор вспоминаю и ценю тот самый ее геройский поступок.

- Поговаривали, что ваше сходство с Олегом Стриженовым помогло вам заполучить образ Швабрина в "Капитанской дочке"?

- Это сходство не помешало мне. Швабрин - моя первая образ в кино, я ещё учился на четвертом курсе "Щуки". Когда меня уже утвердили, в павильон вошел Стриженов, глянул на меня и потрясенно сказал: "Он на меня похож". Режиссер задумался: Гринев и Швабрин - антиподы, они любят одну женщину, но любви добиваются по-разному. В конце концов, он решил, что это более того недурственно, что мы похожи - ярче будет заметна отличалка характеров. За время работы мы с Олегом весьма подружились, он многому меня обучил. Помню, у меня возникли серьезные проблемы во время озвучки - я не попадал в собственные слова, уже хотели позвать дублера. Олег отозвал меня в сторону и дал важный совет: "Ты, - говорит, - не пытайся угодить в движения губ, несложно ещё раз сыграй роль". Сразу все получилось.

- Многие актеры жалуются, что в Советский отрезок времени нерусская фамилия мешала им заполучить хорошую образ. У вас такие проблемы не возникали?

- Дело в том, что я не еврей, хоть и большинство моих хороших друзей евреи. Есть некоторая отличалка между фамилиями Шалевич и Шаевич - одна буква превращает белорусскую фамилию в еврейскую. Честно говоря, один раз с этой проблемой я столкнулся. Мы с Любшиным пробовались в кино "Вечный зов" на роли среднего и младшего брата. Меня не утвердили. А вслед за тем я узнал, что Анатолий Иванов - автор сценария, категорически заявил, что в его картине мужчина с этакий фамилией игрывать не будет. Когда это услышал Любшин, он от своей роли отказался. Позже был ещё единственный момент - меня пробовали на образ Фрунзе: в гриме я был здорово на него похож. Снова отказали из-за фамилии, но позвали на озвучку. Тогда я зашел к директору и сказал: "Так значит, игрывать Фрунзе я не могу, а озвучивать могу? Если хотите располагать информацией, Фрунзе был немецким евреем". Директор бегал за мной по всей студии и убеждал озвучить образ. Больше подобных проблем у меня не было. Я работал в театре Вахтангова, где проверяли каждого, где красовалась "царская ложа" и посещение верх имущих не было редкостью. Время было жуткое, в абсолютно невинном спектакле могли откопать эдакий подтекст, тот, что его автору и в голову не приходил. Каких только указов не было: к примеру, по министерству кинематографии вышел директива - не снимать уродов, и в списке из пяти фамилий назывались: Кашпур, Кочетков, Чурикова: А вы говорите, фамилия:

- Наверняка, были роли, о которых вы мечтали, но так и не сыграли?

- Я сильно хотел сняться в комедии, но меня ни разу не утвердили. Пробовался у Э. Рязанова в кино "Человек ниоткуда" - моя образ досталась Яковлеву. Я мечтал сыграть хоть кого-нибудь в фильме "Хождение по мукам" - также не получилось. И в театре многие роли я так и не сыграл. Есть такая поговорка: "Гамлета не во что бы то ни стало сыграть - главное быть назначенным".

- Два года вспять вас назначили на шибко важную "роль" - художественного руководителя театра. А зачем вы избрали аккурат актерскую профессию?

- Я родился и вырос на Арбате. Военное ребячество, эвакуация, детдом при активный матери: Тогда детей насильно забирали у родителей и вывозили из города. Но победу я праздновал уже на Арбате - мы с мамой отправились на парад, шли в первой колонне демонстрантов. Проходя мимо мавзолея, я засмотрелся на Сталина и вышел из строя на пустую площадку, а он толкнул Рокоссовского и, смеясь, на меня рукой показал. Мама сгребла меня в охапку и уволокла от греха подальше. Второй раз Сталин на меня "перстом указал" у нас на Арбате. Во время войны театр Вахтангова разбомбили, и мы, ребятёнки, бегали по руинам. Рядом проходила правительственная дорога, в одно прекрасное время на дороге остановился кортеж, из машины вышел генсек, указал на руины и сказал: "Отстроить заново!". Так, по сути дела сообща с театром я и рос, а вслед за тем бегал на все спектакли кряду - другого пути, помимо театрального училища у меня и быть не могло. Да и большинство артистов Вахтанговского театра жили в нашем доме.

- На Арбате выросло навалом будущих актеров - А.Збруев, В.Малявина. В детстве вам приходилось встречаться?

- Я кот наплакал старше, вследствие этого и Валентину, и Сашу узнал значительно позже, когда Малявина стала игрывать в нашем театре. Замечательная леди, талантливейший и совсем необычайный джентльмен, у нас были длительные дружеские отношения.

- А "служебные романы" с вами случались?

- Как ни чудно, у меня ни в жизнь не было романов на картинах. Даже, когда мы снимались с Олей Кабо, милой очаровательной девушкой. Мы роскошно дружили, я переживал за нее, заступался, но никаких порывов завести роман не возникало.

- Говорят, хоть куда артист может на сцене сыграть влюбленность, более того если он партнершу люто ненавидит?

- Я сильно убежден, что такое нереально в репетиционный отрезок времени. Если ссора произошла позже, когда спектакль готов, то не возбраняется на автоматизме отработать образ, но репетировать влюбленность, будучи в контрах нельзя. Кому-то все одинаково придется покинуть.

- Несмотря на то, что сильно популярные женщины практически "рвали вас на части", обычный девушке удалось схватить вас в полон больше чем на тридцать лет.

- Я стал умнее и уже больше мудро подходил к созданию семьи. Со своей третьей женой Галиной я познакомился совсем ненароком. Мы с товарищем сидели в кафе Ленинградское на Арбате, вошли две шикарные девушки, на одну из них я безотлагательно запал. Девушки выпили кофе и собрались покидать. Товарищ мне говорит: "Ты понимаешь, что она в текущий момент уйдет, и ты ее ни в жизнь не увидишь? Беги за ней". Я и побежал. Самое забавно, что девушки только что посмотрели кино "Хоккеисты" с моим участием и Галя мечтала: "Вот бы мне такого парня!". И тут я перед ней возник - телефончик прошу. Так все и началось. Когда мы познакомились, Галя работала художником-модельером, а до этого весьма увлекалась фигурным катанием, была мастером спорта. А я, хоть и снимался в "Хоккеистах" на коньках стоял с трудом - в фильме меня дублировал Старшинов. Представляете, как я опозорился, когда Галя повела меня на каток? Мы прожили вкупе тридцать единственный год - время прошло, как единственный день. Вот уже три года, как ее нет: Это были трудные годы.

- Вам пришлось возрождать гибнущий театр?

- После руководства театром Юрием Яковлевым мне достались только несчетные молоденькие, красивые актрисы. Но, слава Богу, талантливые. Весь репертуар пришлось работать заново - за год мы выпустили восемь премьер. Звезд решили не звать, будем выращивать своих. Сейчас театр становится популярным.

- В любом театре неизбежны интриги, любой хочет игрывать главную образ, а для этого любые средства хороши. Как вы с этим боретесь?

- Я пользуюсь принципом Рубена Николаевича Симонова - начальник не должен питать доверие сплетням, любую информацию надобно "переспать", то есть не принимать решений сгоряча. Театр Вахтангова постоянно славился тем, что там "не выносили сор из избы" - ругались, ссорились, заводили романы, но сплетни по Москве не носили. Хотелось бы, чтобы в моем театре было так же.

- Вы сказали, что в театре навалом красивых девушек. Сложно руководителю выдержать от соблазна?

- Я думаю, было бы весьма сложно, мне неизменно нравились красивые женщины, но:у меня есть любимая леди. Познакомились мы идеально невзначай - я был на дне рождения у товарища, рядом со мной за столом оказалась очаровательная дама по имени Татьяна. Когда я вижу красивую женщину. Я просто говорю: "Могу жениться, я холостой!", вот и накаркал: А опосля свой театр поехал на фестиваль в Авиньон. Мои коллеги сговорились и сделали нам с Таней дар - устроили медовый месяц во Франции. Без переводчика и путеводителя мы на два дня уехали в Париж и объездили весь град на метро, побывали в Лувре, слазили на Эйфелеву башню - нам повезло, нигде не было очередей. А вслед за тем сели на поезд и вернулись в Авиньон. Это было такое роскошное турне, позже которого я решил, что пора жениться.

- Ваша избранница - кто она?

- Она эскулап, и я шибко благодарен ей, что она помогла мне спасти сына: Иван, как и я, вырос на Арбате, и едва не стал его жертвой:

- Знаменитое выражение - арбатская шпана. На самом деле тот самый район эдакий криминальный?

- Шпана - это наше, местное словечко. На самом деле, в мою молодость никакой шпаны на Арбате не было, напротив, в этом районе крайне следили за дисциплиной: два привода в милицию и кутузка. Однажды за темное время суток отседова выгнали всех инвалидов, чтобы не портили внешний наружность улиц - ужасающий акт: воинов, которые потеряли руки, ноги на фронте, которые были примером героизма для мальчишек выселить из города за их беспомощность. На Арбате жили, в основном, интеллигентные и воспитанные люди, в этом месте более того в лексике не было традиционного сленгового набора, все приятель друга знали и были одной семьей. Потом коммуналки расселили, и вся интеллигентская часть общества разъехалась по новостройкам, Арбат стал другим - офонаревшим: торговлишка, матрешки, наркотики:Влияние улицы сломало Ивана, он увлекся этой заразой. С трудом закончил школу, не смог поступить в институт, после этого умерла маменька - все это сильно на него подействовало, он "закрылся от меня". А вслед за тем умерли от наркотиков его близкие друзья, и Ваня испугался. Но сегодня все, слава Богу, сзади, он стал вовсе другим человеком: взрослее, умнее, обаятельнее. В детстве он мечтал сделаться актером, но, увы, его "болезнь" шибко повлияла на память, в текущий момент он увлекся журналистикой - работает фотокорреспондентом в журнале "Объектив". Я на него не нарадуюсь. Он сильно привязался к Таниным детям, у нее двое сыновей - 6 и 8 лет, а те в Ваньке души не чают. Так что сейчас у меня еще раз счастливая семейство - красивая супруга и трое сыновей!

Так же читайте биографии известных людей:
Вячеслав Котеночкин Vecheslav Kotenochkin

Слава пришла к нему после создания мультфильма "Ну, погоди!".
читать далее

Вячеслав Зайцев Vecheslav Zaycev

Вячеслав Зайцев - известный на весь мир советский и российский художник-модельер, художник, телеведущий. Родился 2 марта 1938 года.В 1965 году..
читать далее

Вячеслав Полунин Vecheslav Polunin

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные..
читать далее

Вячеслав Гордеев Vecheslav Gordeev

В 1993-1998 гг. вел курс балетмейстеров-педагогов в ГИТИС (ныне РАТИ), а с 1998 г. является профессором Российской Академии славянской культуры.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий