Известные люди

»

Габриэла Комлева

Габриэла Комлева Gabriela Komleva Карьера: Балет
Рождение: Россия, 27.12.1938
Г.Комлева - Народная артистка СССР (1983), Народная артистка РСФСР (1975), Заслуженная артистка России (1970), Заслуженная артистка Дагестана (1968), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Глинки (1970). Удостоена званий "Лучший актер года" (Ленинград, 1968), "Лучший актер года в телефильме" (Ленинград, 1982), "Лучший репетитор" (7-й Международный конкурс артистов балета, Москва, 1993). С 1963 года - член Союза театральных деятелей.

Родилась 27 декабря 1938 года в Ленинграде. Отец - Комлев Трофим Иванович (1904-1942), работал старшим электромехаником Балтийского пароходства. Мать - Комлева (Кулявик) Люция Петровна (1910-1987), дочка поляка из-под Варшавы и немки из Кронштадтской колонии примерно Ораниенбаума.

Отец Габриэлы Комлевой по роду службы зачастую ходил в загранплавания, потому дома бывал нечасто. Начало войны он встретил в Таллине и спасся чудом: стоявшая там флотилия была разгромлена. Шквальный жар обрушился с берега, с воздуха и с моря. Сразу поседел - в тридцать шесть лет. В первую блокадную зиму обслуживал дизель-электроход "Молотов", стоявший в ленинградском порту: судно давало электроэнергию работавшим производствам. Здесь захворал туберкулезом легких. Больным его отправили на выполнение специального задания. В беспамятстве его сняли с поезда в Вологде, и 5 июля 1942 года он умер. Похоронен там же в братской могиле.

Именно отцу семейство обязана своим спасением в суровую блокадную зиму 41-го. Осенью в пароходстве как типично, в конце последнего зарубежного плавания, распределялись остатки продуктов. Сухарями оделили родственников. Отцу тогда удалось раздобыть на судне дров, мешочек кофе и негусто сухарей. Эти деревянные чурки, кофе и сухари помогали семье выжить.

Весной Габриэлу одолела дистрофия. Врач предупредил - спасти может только убытие, и папа настоял на эвакуации.

Через Ладогу переправлялись, когда лед уже таял, и машины шли по воде. Некоторые проваливались. Их грузовик добился берега. В конце концов добрались до Сибири, где нашли бабушку и дедушку, которым пришлось оставить не занятую фашистами Кронколонию, испугавшись не столь голода и артобстрелов, сколь бабушкиного немецкого происхождения. Там, в Нижней Тавде, Габриэла с мамой и прожили остаток войны. Мама работала воспитателем в детском доме для детей, потерявших в эти годы родителей. Здесь же учились вывезенные из осажденного Ленинграда школьники. Ленинградские педагоги организовали спектакли и концерты. Так началась "артистическая деятельность" Габриэлы Комлевой.

В 1948 году вернулись в Ленинград: мать жалела своих осиротевших воспитанников и длительно оттягивала убытие из Сибири. В итоге семейство потеряла право на оставленную в городе жилплощадь: истек объявленный срок. Приютили Комлевых родственники: в настоящий момент они заново жили все вкупе, как в Сибири, деля одну комнату коммунальной квартиры коридорного типа. Позднее колоссальный здание на Лиговке близ Московского вокзала расселили и перестроили в гостиницу "Октябрьская".

Тягу Габриэлы к танцу решили пособить, и ее повели на просмотр в Ленинградское государственное хореографическое училище. В составе приемной комиссии участвовала знаменитая А.Я.Ваганова. Она выделила девочку и предрекла: "Из этой, с огромным бантом, может вылезти прок!".

Комлевой уже не пришлось обучаться у Вагановой, но вагановскую школу она прошла лучше иных прямых учениц. Занималась она с рвением. Классическому танцу училась у замечательных педагогов: первоначально - у Е.П.Снетковой-Вечесловой, потом - у В.П.Мей. Завершала хореографическое образование у В.С.Костровицкой, племянницы великого французского поэта Гийома Аполлинера. Блистательный методист, ближайшая помощница Вагановой, она была художником танца и подлинным петербургским интеллигентом. Знала и любила музыку, поэзию, литературу. Хорошо разбиралась в живописи и более того рисовала сама. Эти черты своего характера совместно с вагановской выучкой она передала своей любимой воспитаннице.

В выпускном классе Габриэла переусердствовала, что привело к серьезной травме. Считали, что с профессией танцовщицы покончено. Травматолог Н.А.Дембо взялась пособить и в буквальном смысле поставила Комлеву на ноги. Пропустив больше полугода, она сдавала государственные экзамены вкупе с одноклассниками. Танцевала на выпускном спектакле па де де из "Дон Кихота", гран па из "Лауренсии" и лирический номер, поставленный нарочно для нее педагогом по дуэтному танцу Н.Н.Серебренниковым - "Утешение" Ф.Листа. В итоге Габриэла Комлева получила диплом с отличием.

С 1957 по 1989 годы Комлева - в балетной труппе Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова (в настоящее время Мариинский театр). Из-за отсутствия вакансий прежде она была принята стажером. Начала с кордебалета, но разом же стала обретать и сольные места. Репетировала партии классического репертуара с замечательными мастерами Б.В.Шавровым, Е.М.Люком, Н.В.Балтачеевой, Н.В.Беликовой.

Поначалу Комлеву считали лирической танцовщицей, чей идеал - партия Марии в "Бахчисарайском фонтане". Но всецело она в первый раз раскрылась в балете И.Бельского на музыку А.Петрова "Берег надежды", в условно-стилизованной, загадочной партии Потерявшей любимого. Это была первая настоящая премьера в жизни артистки: так она получила доступ к современному репертуару.

Контрасты трагически скованного тела и крылатых изломов рук передавали безнадежность плача, тщетный порыв девушки-птицы взвиться. И если дальше наибольшими удачами Комлевой стали Никия, Раймонда, Мехменэ-Бану, Китри, Злюка, то "Ковбои" - концертный номер, поставленный Якобсоном для Г.Комлевой и К.Заклинского, поразил более того самых ярых поклонников балерины своей острой характерностью. Поистине только прозорливец Якобсон мог отгадать в Комлевой эту шальную, угловатую девчонку, так забавно и обаятельно сочетающую неуклюжесть - с акробатическими подвигами, каприз - с неподдельной открытостью сердца. То было ново для всех, как снег на голову и вызывающе смешно: раскрывало ещё одну граница многокрасочной жизни Комлевой.

В 1961 году Бельский поставил "Ленинградскую симфонию" на музыку Первой части Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича. В спектакле участвовали только молодые артисты и репетиции проводились во внеурочное время. Партия Девушки была создана нарочно для Комлевой, и стала для нее одной из любимейших. Пока Комлева выступала на сцене, она всю дорогу настаивала на том, чтобы постановка шла, не выпадала из репертуара. Впоследствии на телевидении был снят отрывок из "Берега надежды" (все, что осталось от спектакля) и полностью - "Ленинградская симфония".

Многое в творческой биографии Габриэлы Комлевой определила саммит с Н.М.Дудинской. В 1962 году артистку включили в возглавляемый ею молодежный класс усовершенствования. В том же году под руководством Дудинской Комлева подготовила партию Авроры в "Спящей красавице". За восемь лет совместной работы она получила из рук наставницы все балетные партии классического репертуара. Педагога и ученицу объединяли одержимость, слабость к танцу, требовательность к себе, увлечение виртуозностью, музыкальность. Комлева принимала участие в творческих вечерах Дудинской - "Класс-концертах" на сцене филармонии в Ленинграде и Москве. Здесь репертуар танцовщицы обогатился "Пахитой", фрагментом "Хрустального дворца" Д.Баланчина на музыку Ж.Бизе, "Па де катром" Ц.Пуни в постановке А.Долина.

Участие в постановке О.М.Виноградова "Горянка" на музыку М.Кажлаева (1968) стало этапом в освоении артисткой современной хореографии. Здесь предельно виртуозный танец становился знаком весьма напряженной внутренней жизни. Комлевой было занятно состязаться в мастерстве с блистательными танцовщиками В.Пановым, О.Соколовым; состязание придавало своеобразный нерв и динамику спектаклю.

Каждая образ в репертуаре Комлевой имела продолжительную существование, а весь репертуар - на редкость обширен. Практически тут все ведущие партии балетной классики, невпроворот ролей современных балетмейстеров, ставивших на нее специально: довольно прозвать К.Сергеева, Л.Якобсона, И.Бельского, Г.Алексидзе, Д.Брянцева, О.Виноградова, М.Мурдмаа.

Комлева дорожит чистотой танца. Ее позволительно окрестить хранительницей канонов. Ей значимо без конца разрабатывать образ или танцевальный пассаж, выискивать там уймище оттенков и версий. Для нее эти оттенки в свое время всего несут толк, тот, что не возбраняется развивать, улучшать, бесконечно уяснять текст по-новому. Она постоянно относится к партии, как к живому организму - растущему, переменчивому. Понятие "готовая роль" не для Комлевой: ей важна импровизационность истолкования при строгой верности канонической основе.

Ее стихия - инструментальный академический танец. В XIX столетии он был вершиной хореографии для Петипа, в XX - для Баланчина. Танец Комлевой покорял музыкальностью, полностью зависел от музыки, был подчинен ее законам, - а в конце концов воспринимался на равных с нею. Виртуозная форма, тонкое чувство стиля и независимость в танце открывали Комлевой ход к решению любого образа.

Дар Комлевой разносторонний. В "Паване мавра" (балет Хосе Лимона на музыку Г.Перселла по мотивам шекспировского "Отелло") Комлева танцевала Эмилию. По этой работе лучше многих позволительно было судить о жизни балерины в образе, о том, как она выстраивает ее отношения с ролью. На сцене возникала элегантная леди английского королевского двора в длинном туалете оранжевых тонов. Она упруго чеканила шаг, но оставалась холодна и равнодушна. Тем не менее чувство огромной внутренней силы, значительность героини не оставляло зрителей. То могла быть и леди Макбет: шекспиризация образа делала его многозначным.

В исполнительском репертуаре Комлевой было как собак нерезаных находок, немало неожиданных поворотов. Завершал их "Романс" Г.Свиридова в постановке Д.Брянцева. Он - Е.Нефф и Она - Г. Комлева. Для Комлевой-балерины без сомнения было проявлять духовную сущность образа в танце отвлеченно-абстрактном, в чистых классических линиях. И нежданно в "Романсе" она опоэтизировала простую женщину как выразительницу современного мира. Силу ее духовной природы выразили сначала неуклюжие, завернутые вовнутрь движения, бабье ликование, когда не то из грез, не то из яви возникал Он, чтобы, дав минуту счастья, ещё раз раствориться в небытие, уже навечно. В минуту абсолютного счастья героиня становилась на пальцы, как будто подымаясь над собой, опровергая самое себя. А затем открывалась такая бездна бабьего горя... То есть средствами разного танца - классического и противопоказанного классике - создавались планы многогранного образа. И если в начале творческого пути Комлева -Потерявшая любимого из "Берега надежды" опиралась на обновленные, но все же академические формы классического танца, то в "Романсе" сгусток переживаний героини она выразила танцем, тот, что не может быть назван классическим, но как бы являет изнанку того, первого образа. Она - также потерявшая любимого и не ждущая уже ничего.

"Романс" обнаружил в Комлевой невиданные дотоле глубины. Если вывести классику за скобки, эта современная новинка столь же значила в ее творческой судьбе, как Петрушка для Нижинского, как Джульетта для Улановой, как Золушка и Лауренсия для Дудинской.

Творческие вечера Габриэлы Комлевой на сцене родного театра, ленинградской и московской филармонии, концертных залов "Россия" и "Октябрьский" в какой-то мере восполняли голод по новому репертуару. Ленинградское тв дало вероятность осуществить идею цикла из 17 передач о балете для самой широкой аудитории под названием "Премудрости Терпсихоры". Для телевидения Комлевой пришлось осваивать западную хореографию в стиле модерн. В итоге были сняты фильмы "Павана мавра" и "Неистовая Айседора" с замечательной хореографией X. Лимона. А всего Габриэла Комлева снялась в без малого 30 фильмах, в том числе "Баядерка" (наилучший кино 1979 года, ВВС), "Золушка", "Жар-птица", "Ленинградская симфония", "Па де катр", "Образы танца", "Танцует Габриэла Комлева" и др.

Свою педагогическую занятие Габриэла Комлева начала в театре и хореографическом училище, заменяя Н.М.Дудинскую во время ее длительных отъездов за предел. В 1978 году, продолжая танцевать, она стала педагогом класса усовершенствования и репетитором в родном театре. В 1984 году с отличием окончила Ленинградскую консерваторию как балетмейстер-репетитор, в 1987 году стала профессором кафедры хореографии, а с 1989 года работает балетмейстером-репетитором в Мариинском театре.

В качестве балетмейстера Габриэла Комлева осуществила перенос и возобновление на сценах отечественных и зарубежных театров целого ряда спектаклей классического наследия: "Лебединое озеро", "Спящая красавица" (оба - Новосибирский театр оперы и балета), "Баядерка" (Свердловский театр оперы и балета, совместно с Н.Янанис, Е.Евтеевой, П.Гусевым), "Спящая красавица" (Улан-Удэнский театр оперы и балета), "Па де катр" (Кировский театр оперы и балета в Казани), "Пахита", "Тени", "Шопениана" (все - Штаатс-опера, Берлин), Адажио из "Хрустального дворца" (Мариинский театр), "Сильфида" (Большой театр, Москва; совместно с О.Виноградовым, Н.Спицыной), "Щелкунчик" (Новый национальный театр, Токио).

Сегодня Габриэла Комлева так же требовательна к танцовщицам, с которыми репетирует классические партии своего репертуара, как неизменно требовательна бывала к себе. С 1993 года она возглавляет Санкт-Петербургский балетный мастер-класс. В качестве приглашенного педагога и хореографа она неоднократно проводила мастер-классы и летние курсы в США, Канаде, Англии, Швейцарии, Тайване, Норвегии, Японии. В 1994 году избрана президентом Английского общества Русского стиля балета.

Г.Комлева - Народная артистка СССР (1983), Народная артистка РСФСР (1975), Заслуженная артистка России (1970), Заслуженная артистка Дагестана (1968), лауреат Государственной премии РСФСР имени М.Глинки (1970). Удостоена званий "Лучший артист года" (Ленинград, 1968), "Лучший артист года в телефильме" (Ленинград, 1982), "Лучший репетитор" (7-й Международный конкурс артистов балета, Москва, 1993). С 1963 года - член Союза театральных деятелей.

Главное увлечение Габриэлы Комлевой сродни ее искусству - музыка. Среди ее пристрастий - аранжировка цветов.

Живет и работает в Санкт-Петербурге.

Так же читайте биографии известных людей:
Габриэла Сабатини Gabriela Sabatini

Пять лет назад ушла из тенниса великая Габриэла Сабатини, которой тогда было только 25. Влюбленные в Хингис и Курникову нынешние тинейджеры могут..
читать далее

Габриэле Ригон Gabriele Rigon

Увидев меня в номере спа-отеля, в котором должна была проходить первая фотосъемка, Габриэль Ригон был удивлен, приняв меня за модель, которая решила..
читать далее

Габриэлла Чилми Gabriella Cilmi

Габриэлла Чилми - автор и исполнительница песен родом из Австралии. Родилась 10 октября 1991 года.Наибольшую популярность Габриэлла Чилми приобрела..
читать далее

Габриэль Д Аннунцио Habriel Dannuzio

Итальянский поэт, писатель, драматург. В его романах речь часто идет о коррупции, снобизме, скандалах ("Невинный " (1891), "Триумф смерти " (1894) и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий