Известные люди
»Гарии Пиджен
Рождение: США
Пожалуй, наиболее скромной и вместе с тем значительной личностью среди мореплавателей-одиночек был Гарри Пиджен. В сорокасемилетнем возрасте он вторым после Слокама, четверть века спустя после рейса , обогнул земной шар.
Пиджен родился в штате Айова, удаленном на тысячу миль от морского берега, но увидел море восемнадцатилетним юношей и навечно был покорен им.
После того как ферма, на которой работал Пиджен, разорилась, он перебрался на побережье Калифорнии. Сначала Пиджен работал фотографом, следом - фоторепортером. Его все больше и больше влекло море, и он все чаще стал случаться в порту, где стояли яхты, и зачитывался книгами по мореплаванию. Шли годы, но практическое мореходство так и оставалось мечтой. Лишь на сорок пятом году жизни он решает отгрохать яхту, чтобы произвести на ней кругосветное турне.
Полтора года ушло на штудирование навигации и возведение яхты. - яхта Пиджена - имел 10,5 метра длины, 3,2 метра ширины и осадку 1,5 метра.
Вскоре Пиджен в первый раз вышел в море. Во время вес больше далеких прибрежных рейсов он накапливает мореходный навык.
Первое одиночное плавание на к Гавайским островам, расположенным в 2000 милях, по словам Пиджена, было величайшим приключением в его жизни. Это был первостепеннный основательный экзамен по навигации. Отойдя от берегов Калифорнии, что надо выдерживал вектор движения. Однако Пиджен не оставлял яхту без присмотра и первые немного ночей без малого окончательно не спал.
Вскоре вошел в зону постоянного северо-восточного ветра - пассата.
На двадцать пятый день плавания показались контуры земли, а после этого и огни. На следующий день яхта прибыла в Гонолулу.
23 августа Пиджен отправляется в задний стезя. Отдавая себе доклад, что большую доля пути придется топать супротив ветра, и сознавая, что опыта у него маловато, мореход взял с собой спутника. 3 октября удачно закончил тот самый рейс. Пробный рейс к Гавайям подтвердил убеждение Пиджена, что его яхта, типа гафельного иола, является судном, которое оправдает возлагаемые на него надежды.
Предусмотрительный Пиджен крайне скрупулезно подготовился к длительному путешествию. Он обзавелся мореходными инструментами, лоциями и морскими навигационными картами.
Взял он с собой припас продовольствия: фасоль, горох, рис, сушеные овощи, сахарок, копченую грудинку и 300 литров пресной воды на 200 дней.
18 ноября 1921 года 47-летний Пиджен покидает Лос-Анджелес.
Пиджен не собирался становить рекорды, он хотел своими глазами увидать далекие острова южных морей.
- вопросительный мотив, с которым к моряку зачастую обращались потом завершения одиночного рейса. Одной из наиболее веских причин, по словам Пиджена, было отсутствие средств на покупку судна больших размеров и на содержание экипажа. И в то же время, считал он, ничто не приносит такого удовлетворения, как вероятность осуществить планы без чьей-либо помощи. Пиджен вспоминает, что по окончании экспедиции ему нередко говорили:.
Первый период плавания Пиджен решил завершить па Маркизских островах. Штормы и шквалы чередовались со штилями. Бывали дни, когда продвигался вперед не больше чем на одну милю. Тогда Пиджен мог дозволить себе небольшую передышку. Однако, по его же словам, ему приходилось быть начеку днем и ночью, так как ветер мог подуть в всякий миг и с самой неожиданной стороны.
21 декабря на 129 западной долготы пересек экватор. Через немного дней стали попадаться птицы, летящие в одном и том же направлении, и другие признаки близкой земли: скопления водорослей, черепахи и дрейфующие деревья. Первый период плавания близился к концу.
Утром 30 декабря, когда шел под пасмурным небом со скоростью трех узлов, внезапно на горизонте проступили контуры земли - Маркизские острова.
А вскоре Пиджен стал на якорь у маленького островка близ Нуку-Хива. Он позавтракал и сбрил бороду.
Незадолго перед заходом солнца стал на якорь в Тайога. На берегу Пиджена приветствовали обитатели острова. Островитянам не верилось, что тот самый внешне неприметный дядя сумел в одиночку переплыть на небольшом паруснике безбрежный кипучий океан.
Пиджен пробыл на Маркизских островах четыре месяца. Яхта за это время была отремонтирована и покрашена.
От Маркизских островов Пиджен намеревался плыть па Таити и выбрал стезя посредством островное сито архипелага Туамоту, пользовавшегося из-за обилия коварных рифов недоброй славой.
3 мая 1922 года покинул Нуку-Хиву и его гостеприимных обитателей. Миновав остров Уа-Пу, яхта погрузилась в ночную тьму. А когда взошло светило, кругом вновь расстилался безбрежный океан. Яхта неслась на юго-запад, подгоняемая легким ветром. Стояла прекрасная погода, на третий день мореходец, обвязавшись страховочным концом, искупался, плавая около яхты.
Утром 12 мая на горизонте показался остров Такароа. Вскоре, подхваченный приливом, вошел в обширную лагуну, на дне которой через кристально чистую воду не возбраняется было рассмотреть кораллы и великолепные раковины.
Островитяне приняли мореплавателя с традиционным для полинезийцев радушием. Пиджен ознакомился с местной, кухней, первое местоположение в которой занимает рыбка, второе - собачина, а третье - говядина.
17 мая покинул Такароа и сию минуту же встретился с сильным ветром, вскоре перешедшим в ураган. Мореплаватель спустил паруса и на одном стакселе следовал курсом на Таити, минуя атоллы Апатаки и Кау-кура.
добился Папеэте на Таити 21 мая. Пиджен был тепло встречен жителями, потому что весть о мореплавателе-одиночке разнеслась по всей Полинезии.
Пиджен был восхищен природой и людьми острова и решил запоздать тут подольше. В его интересной книге описанию острова отведено значительное местоположение.
Однако настал день, когда нужно было пускаться в дальнейший дорога. 3 августа яхта вышла в море, взяв вектор движения на архипелаг Самоа. 12 августа подули южные ветры. С зарифленными парусами приближался к острову Мапуа в Восточном Самоа. Вскоре Пиджен подошел к берегу и стал на якорь с подветренной стороны, в бухте Фалеасау.
Пиджен отправился знакомиться с островом. Принимали его везде доброжелательно и угощали местным напитком - кавой. Пиджен приглашал новых друзей к себе на яхту, рассказывал о своих приключениях, купался, фотографировал, немало гулял...
Захваченный новыми впечатлениями, Пиджен не заметил, что провел весь месяц посреди гостеприимных поли-. незийцев.
23 октября уже в пути. Проливные дожди затрудняли астрономические наблюдения, но Пиджен не боялся сбиться с курса. На третий день появилось невпроворот птиц, что свидетельствовало о близости берега, но дождина и мгла по-прежнему ограничивали видимость. Только 29 октября потом захода солнца мореплаватель разглядел свет маяка Вайлангилала. Наутро показались первые из 250 островов Фиджи. Держа вектор движения на остров Вити-Леву, Пиджен вскоре пересек 180-й меридиан.
Огни морских маяков и имевшаяся карта позволяли Пиджену ориентироваться посреди рифов, усеянных остовами разбитых судов. Преодолев в трудных условиях и при дрянной видимости завершающий отрезок пути посреди мелей и рифов, 2 ноября вошел в Суву.
25 апреля 1923 года ещё раз отправился на запад. На восьмой день плавания подул сильных! ветер, пошел дождина и океан покрылся белыми пенными гребнями. После захода солнца ветер в такой степени усилился, что Пиджен плыл только под стакселем и бизанью, держа вектор движения на Новые Гебриды.
Вскоре прибыл в Порт-Вилу на острове Эфате, на котором Пиджен провел несть числа чудесных дней.
25 мая двинулся дальше. Вскоре Пиджен заметил с правой стороны по борту курящийся вулкан острова Амбрим. Причаливая то к одному, то к другому островку, мореход предпринимал продолжительные прогулки в глубь территории и изучал обычаи туземцев.
29 мая яхта вышла в океан и направилась при сильном ветре на юго-запад, к Новой Гвинее. В течение многих дней Пиджену приходится ступать с зарифленными парусами и расходовать немало сил на управление яхтой.
10 июня Пиджен увидел побережье Новой Гвинеи. Сначала показались бессчетные островки. Плутая между ними, Пиджен добился Порт-Морсби.
27 июня отплыл к острову Вале. Это был недлинный переход, но, по выражению самого Пиджена, он ни при каких обстоятельствах не встречал такого коварного океана. После нескольких злоключений мореходец все же добрался до Вале.
1 июля направился к Торресову проливу. При хорошей погоде и попутном ветре яхта одним духом продвигается на юго-запад. В Торресовом проливе Пиджен припоздал на островах Реннелл и Терсди.
7 августа сквозь Арафурское море направился к острову Тимор. На девятый день перед заходом солнца мореходец увидел остров. Двое суток он шел вдоль его побережья и остановился в Купанге, где гостил десять дней. Пиджена добро принимали, и он не переставал восторгаться обилием и разнообразием плодов и пальмовым сахаром.
28 августа яхта еще раз в пути. Вот она, подхваченная течением, совместно с попутным ветром понеслась на запад, к острову Рождества. Стали встречаться киты, а от фосфоресцирующего моря тяжело отхватить воззрение... Тем не менее начинает сказываться монотонность долгого рейса и ощущение одиночества. Но океан не дает времени тосковать.
Вскоре ночью, преодолевая ветер и волны, приблизился к острову Рождества. Здесь яхта повстречала корабль того же названия, капитан которого пригласил Пиджена на званый обед.
Среди обитателей острова Рождества Пиджен провел пять счастливых дней. Затем он двинулся дальше. Радиотелеграф (в то время техническая новинка) оповещал мир о путешествии моряка-одиночки.
15 сентября, удалившийся в просторы Индийского океана, достигает Кокосовых островов. Для обитателей островов, куда почтовый корабль заглядывает только четыре раза в год, явление человека, путешествующего около земли в одиночку, было большим событием.
23 сентября Пиджеп начинает новоиспеченный и притом единственный из самых длинных участков пути - от Кокосовых островов до острова Родригес. Ветер, вначале несильный, негаданно перешел в ураган, длительно терзавший паруса, а высокие волны швыряли яхту, как будто щепку. Выбитый из колеи морского плавания частыми высадками на берег, Пиджен чувствовал себя не сильно твердо. Под стакселем и с зарифленной бизанью продвигался на запад. Однажды, несмотря на уменьшенную парусность, яхта от захода до восхода солнца прошла 70 миль. Пиджен ещё почувствовал себя превосходно. Яхта мчалась к острову Родригес, куда она прибыла 13 октября, вслед за тем трехнедельного перехода. На маленьком гористом островке, окруженном рифами, Пиджен провел пятнадцать дней, неустанно готовясь к дальнейшим переходам.
Утром 28 октября снялся с якоря и направился к побережью Южной Африки. После захода на остров Маврикий, где Пиджен провел месяц, заново поднимает паруса.
Плавание продолжалось. Однажды, беря рифы у парусов, Пиджен получил этакий дюжий потрясение гиком по голове, что чуть не потерял рассудок. Если бы это случилось, неуправляемый совершенно мог разбиться на рифах, окружающих остров Реюньон, мимо которого тогда проходила яхта. С гротом, наполненным легким ветром, яхта пересекала Мозамбикский пролив, и уже посредством неделю Пиджену открылись зеленые холмы Наталя. Сильные порывы юго-восточного ветра обеспечили скорый переход к гавани Дурбана, куда яхта прибыла 23 декабря.
27 января 1924 года, подготовившись к плаванию кругом мыса Доброй Надежды и отклонив предложения многих лиц, желавших поделить с ним турне, Пиджен выходит в океан.
Два дня под штормовым стакселем и с зарифленной бизанью противостоит налетавшему с запада шторму. Когда не выдержавший напора ветра стаксель начал рваться, Пиджен снял его и вытравил плавучий якорь. Последний, и все-таки, всего ничего помог. Положение ухудшалось. Моряк стал спешно чинить парус, и только следом его установки стал понемногу отдаляться от опасного берега. Затем яхта обогнула прибрежные дюны, неуклонно двигаясь на запад...
Когда яхта опять оказалась под прикрытием берега, плыть стало легче. Теперь Пиджен мог низойти в каюту, передохнуть и просушить одежду, так как вымок он до нитки, озяб п выбился из сил. Когда на следующее начало дня он вышел на палубу, яхта смирно плыла под защитой горной гряды и сквозь день прибыла в Кейптаун. Восемнадцать дней кряду в состоянии полной готовности яхты ожидал Пиджен улучшения погоды. Во время стоянки, сопровождаемой неизменными визитами и новыми знакомствами, Пиджен посещает окрестности, восхищаясь великолепной растительностью ц климатом, так напомнившими ему Калифорнию.
Запасшись провиантом, сопровождаемый добрыми напутствиями, Пиджен 3 июня отплывает. На третью темное время суток затем выхода из Кейптауна, когда яхта уже немаловажно удалилась от берега, Пиджен спустился в каюту, чтобы чуть-чуть передохнуть. В это время ветер, по которому держала вектор движения идущая с закрепленным рулем яхта, изменил ориентация, и понесло к берегу. Когда мореход выскочил на палубу, нос яхты уткнулся в берег. Кругом клокотал прибой. - воскликнул в порыве отчаяния Пиджен.
Утром мореход увидел, что яхта застряла в невеликий песчаной бухточке по соседству с грозными рифами. Наступил отлив, и яхта оказалась на берегу. Между тем погода ухудшилась и сильные удары волн продвинули яхту ещё выше на берег. На следующий день на местоположение происшествия прибыло полно людей, были доставлены подкладки и катки, чтобы сдвинуть на воду. Предпринятые усилия увенчались успехом, яхта сызнова закачалась на волнах.
17 июня Пиджен вернулся в Кейптаун, чтобы ревизовать, пригодна ли яхта к дальнейшему плаванию. Но хорошая конструкция и прекрасное воплощение в жизнь яхты позволили ей с честью вынести серьезные испытания. Однако осмотрительный мореплаватель, учитывая начавшуюся африканскую зиму и сильные северо-западные ветры, решил запоздать в Кейптауне до конца августа.
22 августа, великолепно подготовленный к плаванию, во второй раз покидает Кейптаун. Наступила весна южного полушария, и, вроде вознаграждая морехода за все испытания, рейс продолжается в солнечную погоду. Плывя посреди летучих рыб, солнца и при попутных, хотя и сильных, ветрах, продолжал родное кругосветное турне, разрезая неоесно-голуоые воды Атлантики.
Согласно обсервации, на семнадцатый день плавания яхта находрмась уже в 60 милях от острова Святой Елены. На следующий день Пиджен увидел его обрывистые берега. Несколько часов через вошел в гавань Джемстауна. На затерянном в океане острове все ещё помнили о капитане Джошуа Слокаме. тот, что останавливался в этом месте в 1898 году по пути на родину. Пиджен оказался достойным преемником капитана Слокама.
22 октября пополудни был готов к выходу в море. Следующий участок пути - к острову Вознесения- оказался одним из наиболее легких во всем путешествии. При постоянном ветре яхта стремительно рассекала спокойные в это время года воды Атлантики. Некоторое разнообразие в монотонность плавания вносили только летучие рыбы да явление китов.
30 декабря в лучах заходящего солнца мореход заметил вершину вулкана возникшего на горизонте острова Вознесения. На этом скалистом острове, где проживало всего немного десятков людей, Пиджен провел две недели.
15 декабря Пиджен, снабженный свежими овощами п фруктами, взял вектор движения к берегам Америки. При попутном ветре яхта преодолевает остаток пути сквозь Южную Атлантику, двигаясь без малого верно на запад.
Подход к острову Фернанду-ди-Норопья, тот, что Пиджен увидел 26 декабря, оказался трудным. Лавируя посреди мелких островков и скал, мореход приблизился к острову. но новые препятствия вынудили его уйти, направив яхту на северо-запад.
В финальный день 1924 года под проливным дождем Пиджен во второй раз за время своего путешествия пересек экватор. Вскоре погода существенно ухудшается, и на зарифленных парусах мчится с северо-восточным пассатом.
10 января 1925 года, позже полуночи, яхта немного не столкнулась с большим судном, шедшим параллельным курсом. Вся коллизия продолжалась еле-еле ли пять минут, но, как пишет Пиджен, это были самые грозные минуты путешествия. понес значительные повреждения, в частности был сломан бушприт. Пиджен, занятый спасением яхты, успел только отметить, что виновником происшествия был танкер, направлявшийся, явно, в Буэнос-Айрес.
Кое-как устранив неполадки, продол-жает рейс, взяв вектор движения на Тринидад. Сильные переменные ветры требуют от моряка неусыпного внимания. Большую количество пути яхта проходит только на зарифленных па-'русах.
18 января после этого дождливой ночи подул некрепкий ветер, по ещё не успокоившийся океан по-прежнему гневно швырял яхту из стороны в сторону. Одна из огромных "волн чуть-чуть не потопила яхту, обрушившись на нее с невероятной силой. Но вскоре погода улучшилась, и затем тридцатипятидневного океанского плавания добился острова Тринидад, став 20 января на якорь в Порт-оф-Спейн.
Воспользовавшись старой картой, Пиджен путешествовал по острову, казавшемуся ему сплошным ботаническим садом. Он принял участие в феерическом карнавале и приобрел много друзей. Отдохнув, Пиджеп начал к ремонту яхты, на что ушло полно дней. Затем он пошел к Брайтону, посетил Питчлейк, направился к Скотлэнд-Бей. Здесь с первым благоприятным приливом был установлен на песчаном пляже для очистки и покраски.
18 апреля 1925 года яхта Пиджена отправилась к Панамскому каналу, куда она прибыла 2 мая, и вкупе с большим пароходом вошла в Колон. Так завершилось это долгое турне Пиджена посредством три океана. В зоне канала мореплаватель припоздал на три месяца. После многих походов в глубь Панамы 7 августа Пиджен отправился в дальнейший тракт. Перед мореплавателем, тот, что, проходя Панамским каналом, как бы открывал свежеиспеченный тракт для кругосветного плавания на яхте, опять раскинулся Тихий океан.
Последний период пути к Лос-Анджелесу был не только длинным, но и достаточно трудным. Поначалу все складывалось удачно. 10 августа, воспользовавшись кратковременным штилем, морячок более того купался в океане. Но уже на прочий день поднялся ветер. Под проливным дождем, с зарифленным гротом, с трудом пробивался на запад. На следующий день наступило затишье, позже заново подул порывистый ветер, сменившийся штилем. В условиях этой неустойчивой погоды со сменяющими товарищ друга дождями, шквалами и тропическим зноем прошли следующие дни...
Пиджену довелось следить богатое видовое разнообразие рыб и других жизненных форм, населяющих теплые воды экваториальной части Тихого океана. Черепахи, летучие рыбы, акулы и дельфины вечно сопровождали. Однако встречные или, что существенно хуже, слабые попутные ветры вынуждают яхту работать в сутки не больше десяти миль.
10 сентября в двух милях от прошло небольшое судно. Даже это незначительное событие отвлекло Пиджена от все больше тяготящего его одиночества.
12 сентября, идя при умеренном южном ветре, Пиджен видит уймище птиц н трех китов. Появление птиц он воспринимает за верный знак близкой земли. Южный ветер удерживается в течение нескольких дней, рыб и птиц становится все больше.
22 сентября прошел мимо острова Клиппертон. Морехода по-прежнему сопровождают неблагоприятные ветры. После шести недель пребывания в океане от Лос-Анджелеса его отделяет ещё свыше 1500 миль. Яхта берет вектор движения на запад. Корпус потихоньку обрастает водорослями, и Пиджен, чтобы избежать снижения скорости яхты, систематически счищает водоросли сознательно изготовленным скребком.
В записях мореплавателя зачастую повторяются слова:,,. Несмотря на эти трудности, гнетущее ощущение одиночества, сказывающуюся физическую и моральную утомленность, вызванную больше чем трехлетним плаванием, стойкий Пиджен неторопливо, но неуклонно замыкал круг своего пути.
Последующие дни проходят настолько же однообразно. Единственное развлечение - ловля рыбы и слежение за жизнью моря. Наконец настал долгожданный момент - 28 октября, продвигающийся в шквальных порывах норд-оста, пересекает свой первоначальный вектор движения и завершает кругосветное турне. Это второе в мире кругосветное плавание, совершенное моряком-одиночкой. Впереди - тракт домой.
Затем последовали немного дней тяжелого плавания, короткая передышка и новая штурмовая вылазка океана с юго-запада. Именно в это время ураганы опустошили побережье Мексики.
По расчетам Пиджена, 28 октября находился на 3330' северной широты и 12030' западной долготы. На следующий день Пиджен, к своей великой радости, узнал остров Сан-Клементе. Ведь аккурат отседова четыре года вспять он отправился в плавание, ставшее кругосветным! Здесь он учился править парусами! Здесь познавал законы моря!
В полдень 31 октября 1925 года прибыл в Лос-Анджелес, завершив родное великолепное плавание, продолжавшееся 3 года, 11 месяцев и 13 дней.
Прошли годы. Через семь лет отважный мореплаватель ещё раз отправился около земли на безотказном. Скромно и без шума повторил он величайший из морских геройских поступков.
Так же читайте биографии известных людей:
Гарик Кричевский Garik Krichevsky
Георгий Эдуардович Кричевский родился во Львове 31 марта 1963года.
читать далее →
Гарик Сукачев Garik Sukachev
Гарик Сукачев, полное имя Игорь Иванович Сукачев - известный советский и российский рок-музыкант, поэт, композитор, актёр, режиссер, лидер групп..
читать далее →
Гарник Нанагулян Garnik Nanagulyan
Армянский политический деятель и дипломат.
читать далее →
Гарольд Пинтер Harold Pinter
Гарольд Пинтер - английский драматург, поэт, режиссёр, актёр и общественный деятель. Родился 10 октября 1930 года.Гарольд Пинтер является лауреатом..
читать далее →