Известные люди

»

Геннадий Цоколаев

Геннадий Цоколаев Gennady Tsokolaev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Томская область» Томск, 24.7.1916
Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 6 и в группе 11 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 24 Июля 1916 года в городе Томске, в семье рабочего. С 1929 года жил в Москве. После окончания средней школы, учился в Ленинграде в институте водного транспорта. С 1936 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Ейское военое авиационоое училище морских лётчиков. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны, сражался в составе 13-го истребительного авиационного полка ВВС Краснознамённого Балтийского флота.

К Апрелю 1942 года начальник эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 61-я авиационная бригада, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Старший лейтенант Г. Д. Цоколаев совершил 309 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сшиб лично 6 и в группе 11 самолётов противника. 14 Июня 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

За годы войны произвёл больше 500 успешных боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 26 самолётов противника.

В 1944 году окончил Высшие офицерские курсы при Военно - Морской академии. С 1958 года Подполковник Г. Д. Цоколаев - в запасе. Работал на заводе в городе Орджоникидзе ( Северная Осетия ). Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. 13 Июля 1976 года погиб в автомобильной катастрофе. В Орджоникидзе установлен бюст Героя, его именем названа одна из улиц города.

* * *

Всю блокаду, все 900 дней держава жила мыслью о Ленинграде, восхищаясь его мужеством, отвагой, несокрушимой силой духа. В битве за град на Неве, как и за другие города, на деле проверялась приятельство народов нашей страны. Одним из подразделений, в котором служили лётчики многих национальнойстей, была эскадрилья Гвардии Капитана Г. Д. Цоколаева.

Эту эскадрилью так и называли в 4-й Гвардейском истребительном авиационном полку - "интернациональная". Геннадий Цоколаев и его лётчики сражались над Ханко, Эзелем, Даго, Кронштадтом и Ленинградом. Нередко в напряжённый миг боя, когда нужно было спасти товарища, в воздухе в то же время слышалось восклицание не только на русском, но и на украинском, белорусском, грузинском, балкарском, осетинском языках. Иной раз своей машиной прикрывал приятель товарища, рисковал жизнью, но друга в беде ни в жизнь не оставлял.

Свои первые воздушные победы в Великой Отечественной войне Геннадий Цоколаев одержал в небе над Ханко. В своей книге "На дальних подступах", единственный из бывших руководителей обороны полуострова Генерал С. И. Кабанов писал:

"Наши лётчики не только уничтожали самолёты противника, они совершали налёты на его ближайшие аэродромы и артиллерийские батареи. То, что недруг ни разу не бомбил наши корабли и места погрузки, я считаю результатом боевой активности маленькой ханковской авиационной группы. Умное и расчётливое руководство заместителя командира 13-го истребительного авиаполка, беззаветная отвага лётчиков Семёнова, Байсултанова, Лазукина, Цоколаева, Дмитриева, Голубева, Кузнецова и других сделали своё занятие.

Так вечером 19 Июля 1941 года Леонович и Цоколаев на своих И-16 вылетели на разведку финского броненосца береговой обороны, скрывающегося в шхерах. Броненосца они не нашли, но, атакованные истребителями противника, вступили в мордобой и сшибли произвольный по одному "Фоккеру Д-21".

5 Ноября 1941 года Геннадий Цоколаев сшиб ещё единственный финский самолёт. На тот самый раз его жертвой стал истребитель H-75 из состава LeLv 32.

А после этого начались упорнейшие бои уже в небе Ленинграда. В те дни популярность Геннадия Цоколаева посреди балтийцев была весьма велика. Выпущенная в честь его в 1942 году листовка называется "Гордость Балтики". Она давнехонько уже стала реликвией и хранится в Государственном музее революции СССР под номером 21167 / 21.

Но расклад о Цоколаеве хочется активизировать с боя, о котором в этой листовке ничего не говорится. Он произошёл 14 Марта 1942 года. Цоколаев, конечно же, отличался и до этого и затем того. Однако то, что он сделал 14 Марта, во многом раскрывает его нрав.

На одном из участков фронта не удавалось засечь огневые точки, которые шибко мешали нашим пехотинцам. Попросили помощи у лётчиков. Когда Геннадий Цоколаев привёл в тот самый район свою шестёрку истребителей, недруг встретил их полным молчанием. А без стрельбы огневых точек не засечь. И Цоколаев решил "расшевелить" врага: снизился и начал ударять по земле.

Ему ответили градом свинца. Именно этого и добивался лётчик. Выскочив из зоны обстрела, он тут же вновь вернулся. Разведка разведкой, а потому как позволительно и садануть по врагу - 4 раза Цоколаев водил группу в атаку.

За тот самый боевой вылет он получил признательность от Командующего 13-й Воздушной армией. Не только за смелую разведку, но и за не менее смелую штурмовку. Был для этого и ещё единственный предлог.

В тот день Цоколаев во главе 6 истребителей прикрывал наземные войска. Вприятель, в небе появилось 15 "Юнкерсов". Чтобы предотвратить бомбёжку, лётчик повёл свою группу в лобовую атаку. "Юнкерсам" пришлось спешно перебегать к обороне. Вместоположение того чтобы лететь к нашему переднему краю, они построились в два оборонительных круга, - так легче отбивать атаки истребителей и есть вероятность затянуть мордобой. А это весьма невыгодно для истребителей: у бомбовозов несравненно более значительный припас горючего. Став в круг, "Юнкерсы" рассчитывали на то, что наши истребители, израсходовав бензин, уйдут. Тогда позволительно будет постепенно отбомбиться по цели...

Идти в атаку на ощетинившиеся плотным огнём "круги" бомбардировщиков было весьма рискованно. И всё же Цоколаев решился на это. Только нанёс он потрясение не по внешней стороне кругового строя самолётов врага, а изнутри. По его примеру остальные наши лётчики ворвались в середину "круга". Бомбардировщики шарахнулись в разные стороны, безотлагательно же лишившись взаимной огневой поддержки. В создавшейся обстановке им было выгоднее всего поскорее покинуть. Но удалось это свершить вдалеке не всем. Из штаба 54-й Армии вскоре сообщили, что "наземные войска подтверждают падение 4 бомбардировщиков противника". Их сшибли Цоколаев и его товарищи.

Однажды, чтобы ведомый мог усадить очень повреждённый самолёт, Цоколаев единственный дрался супротив 4 вражеских истребителей. В иной раз в бою были повреждены рули и пробит масляный бак его самолёта. Несмотря на это, Цоколаев всё же атаковал и потопил вражеский катерок. Недаром в листовке говорится, что отличительная черта Геннадия - это "мастерство, доведённое до искусства". Между прочим, одна мысль в этой листовке ему сильно не понравилась: "Сын отважного осетинского народа Геннадий Цоколаев - мужчина изумительной храбрости". Прочитав эти строчки, лётчик сказал тогда:

- Разве немного отважных людей посреди других национальностей ? Алим Байсултанов - балкарец, Петя Бринько - украинец, Толя Кузнецов - российский, а отвага у них одна - советская...

Вся Балтика восхищалась боем, тот, что провела эскадрилья Цоколаева над тяжёлыми немецкими батареями, обстреливающими Ленинград. Цоколаев повёл в мордобой своих товарищей, зная только одно: над позициями дальнобойных вражеских орудий непрерывно барражируют "Мессеры". В этом полёте рядом с командиром осетинцем были русские Анатолий Кузнецов, Виктор Голубев и Щеголев, украинец Евгений Герасименко, балкарец Алим Байсултанов, грузин Шакро Бедукадзе...

Немецких самолётов было в 4 раза больше, но балтийские лётчики были очевидно сильнее. Стремительно шёл в атаку Анатолий Кузнецов. Отточенное мастерство пилотирования и стрельбы сливались у него с русской удалью. Не обращая внимания на жар врага, рвались в лобовую атаку молодые - Голубев и Щеголев. Наперерез противнику несётся, будто на горячем скакуне, темпераментный Алим Байсултанов. Преследует врага Бедукадзе. А вот Цоколаев: короткая очередность, и сражённый метким ударом комэска германский истребитель падает на промёрзшую землю.

Со стороны Ленинграда идут волны штурмовиков и пикировщиков. Надо их надёжнее закрыть. С новой силой разгорелся махач. Падают на землю ещё 4 сбитых балтийцами "Мессершмитта".

А вот ещё единственный махач... Жарким летним утром 1942 года у Ладожского озера на фронтовом аэродроме дежурила эскадрилья Гвардии Капитана Цоколаева. Комэск, как и все другие, сидел в самолёте, пристегнувшись ремнями, готовый к немедленному вылету. Раскалённый воздух был беззвучен. В голубом небе, в аккурат застряв по неведомой причине, торчало над аэродромом одинокое белое облачко. Цоколаев взглянул в сторону линейки, на которой стояли самолёты его эскадрильи. Всё нормально: лётчики готовы взвиться в любую минуту...

И сегодня же прозвучал знак тревоги. Догоняя красноватое облачко ракеты, гудя моторами, по траве аэродрома промчались самолёты. Круто набирая высоту, машины взяли вектор движения на озерко, которое с той огненной военной поры держава называет "дорогой жизни Ленинграда".

Головной истребитель с бортовым номером "21" вёл начальник эскадрильи. Он накапливал высоту и прыть, так необходимые в бою. Ведомые повторяли маневры Цоколаева. Пристально следил за Капитаном комсомолец Стрельников. Ещё бы: Цоколаев уже уничтожил в воздушных боях рядом 20 вражеских самолётов. Он мог схватить себе в ведомые и опытного лётчика, а взял его, Стрельникова, тот, что ещё ни разу не участвовал в воздушных сражениях.

Заботой комэска было одно - опередить немецкие бомбардировщики, не вручить им подступить к транспортам, везущим хлеб и боеприпасы к городу на Неве. И вот лётчики услышали указание командира: "Приготовиться к бою !"

Немецкие эскадрильи приближались. Надо возвратить им должное: они шли в чётком строю, не нарушенном более того огнём зенитной артиллерии. Это были не юнцы, только что закончившие лётные школы, а те, кто уже не раз бомбил Париж, Лондон, Варшаву, Афины... Против 20 самолётов Цоколаева было без малого 100 немецких "Юнкерсов", "Хейнкелей" и "Мессершмиттов". Трудное соотношение, но в то время оно было целиком обычным. Разница компенсировалась отвагой, преданностью отчизне. И эскадрилья Цоколаева, как неизменно, вышла победительницей в завязавшемся бою.

На немного секунд раньше, чем армада немецких бомбардировщиков подошла к береговой черте, 8 балтийских истребителей во главе с Цоколаевым рванулась в атаку. А вдогонку - ещё 12 истребителей, ведомых Василием Голубевым и Михаилом Васильевым. Летели посреди Гвардейцев тогда и Анатолий Кузнецов и Пётр Кожанов. Все эти 5 лётчиков - Герои Советского Союза - были душой сражения.

До головных самолётов врага оставалось не больше 300 метров: отчётливо выделялись кресты на широких крыльях бомбардировщиков. "Юнкерсы" и "Хейнкели" не сворачивали. Скоро стала понятной причина их самоуверенности: в лоб истребителю с бортовым номером "21" неслись два Ме-109. Гвардии Капитан Цоколаев грубо убрал газ и нажал гашетки. Пушечная очередность пришлась точь-в-точь по кабине и мотору "Мессера". Нелепо переваливаясь, Ме-109 шлёпнулся в воду и ушёл на дно вкупе с пилотом. Снова вверх - там уже горит второй "Мессер". Это верно ударил из всех стволов ведомый Стрельников... Цоколаев кинул точка зрения вниз: по глади озера идут наши корабли. Их экипажи надеются на Гвардейцев.

Всё ожесточённее становился махач. Вот упал бомбардировщик, поражённый Василием Голубевым; до воды провожает взглядом Пётр Кожанов прочий "Юнкерс", которому он вывел из строя оба мотора. Михаил Васильев и Георгий Лагуткин парой ворвались в строй бомбардировщиков, и враг шарахается, боясь столкновения. А Шакро Бедукидзе сам атакован. На поддержка ему спешит Цоколаев. Разве он оставит в беде товарища. Точная очередность прошила двигатель "Мессера". Тот зазря пытается таскать к берегу. Это уже 2-я виктория командира эскадрильи в напряжённом бою. Шакро, прикрытий Цоколаевым, двумя реактивными снарядами поджёг в то же время 2 бомбардировщика. На "Юнкерсах" возникла паника. Открыв люки, они стали сбрасывать бомбы куда попало, не причиняя вреда каравану судов...

11 вражеских самолётов было сбито Гвардейцами в том бою, ещё 8 самолётов повреждено. Бой уже приближался к концу, когда Геннадий Цоколаев увидел идущую выше себя шестёрку немецких бомбардировщиков, заходивших на боевой вектор движения - к каравану, плывущему на Ленинград. Раздумывать было некогда. Приблизившись, Цоколаев пушечным огнём преградил стезя ведущему "Юнкерсу". Немцы неприцельно высыпали весь бомбовый груз. А Цоколаев, набирая высоту, заставил отступиться от прицельной бомбардировки уже второй и третий "Юнкерсы". И когда бомбовозы, сбитые с боевого курса, уже повернули назад, "Мессеры" позади штурмовали самолёт комэска. Три густых огненных снопа вонзились в хвостище, крылья и фюзеляж его машины.

Неуправляемый истребитель накренился, далее перевернулся. Цоколаев попытался воссоздать ориентировку, но не смог этого совершить. Кровь заливала физиономия. Осколки разбитых очков впились в лик человеческий. Боли лётчик ещё не чувствовал. Привычно, как сотни раз до этого боя, он хотел вручить газ, но не смог. Ещё не понимая случившегося, кинул точка зрения на сектор газа. И немедленно - нестерпимая боль, в глазах поплыли круги. Ручьём забила кровь из левой руки. Цоколаев протерял рассудок. Но та же боль вскоре привела его в ощущение.

Истребитель штопорил, неудержимо приближаясь к воде. Нужно было вывести его из пике. Цоколаев коленями зажал ручку управления, вытер рукавом своего флотского кителя кровь с лица и правой же рукой потянулся к газу. Гвардеец стонал от боли. Но самолёт больше не падал, его удалось вывести в правильное положение, и, найдя надобный ориентир, комэск повёл свою машину к аэродрому. Его охраняли боевые друзья.

Истребитель не мог держаться ровно: хвостовое оперение было без малого на все сто отбито, левая количество стабилизатора валялась где - то на дне озера, фюзеляж и крылья светились сотнями пробоин. И всё усиливалась боль...

"Надо скакать !" - подумал Цоколаев, и все-таки не сделал никаких приготовлений к прыжку. Он понимал, что двигатель в каждый миг может заглохнуть, а сам он - затерять разум, но... не прыгал. "Мне, комэску, возвратиться на аэропорт... пешочком ?" И продолжал лететь. Вот уже и береговая черта, знакомая деревушка с холмом на границе лётного поля. Цоколаев делает посадку.

Он сам выбрался из кабины, нетвёрдыми шагами прошёл к лётчикам, бежавшим ему навстречу, и потребовал: "Бедукадзе, Стрельников - доложите !"

Правой рукой Цоколаев сжимал рану на левой руке. Он мог каждую секунду рухнуть, ослабленный потерей крови и сильной болью. Но выслушал отчет молодых пилотов и объявил им признательность за умелые действия в прошедшем бою. Только затем этого, он сел в санитарную машину... Как только зажила ранка и стали двигаться пальцы левой руки, Геннадий Цоколаев снова принял эскадрилью.

Говорят: в капле воды отражается солнышко. В балтийской эскадрилье Героя Советского Союза Геннадия Цоколаева нашла своё отображение нерушимая приятельство советских народов, их великая влюбленность к Ленинграду. Эскадрилья доказала это в боях. Её начальник совершил больше 500 успешных боевых вылетов. Более 100 раз штурмовал он войска и технику противника, уничтожил в Балтийском море 10 катеров с экипажами, сшиб в воздушных боях 26 вражеских самолётов ( по некоторым источникам - 6 лично и 20 в группе с товарищами ), провёл 82 разведки в глубоком тылу противника. За всё это и умелое руководство эскадрильей, лётчики которой сшибли больше 100 вражеских самолётов, Геннадию Дмитриевичу Цоколаеву и было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны врачи запретили многократно раненому в боях лётчику - истребителю летать. Гвардии Подполковник Г. Д. Цоколаев перешёл на пункт наведения. Он щедро делился опытом с молодыми коллегами, помогая им совершенствовать лётное мастерство, учил перехватывать воздушные цели на всех высотах, в самых трудных погодных условиях...

Так же читайте биографии известных людей:
Геннадий Яхнов Gennady Yahnov

Майор Г. М. Яхнов совершил 518 боевых вылетов ( из них 32 - ночью ). В 52 воздушных боях лично сбил 8 самолётов противника и 6 - в группе. 0 года за..
читать далее

Геннадий Величко Gennady Velichko

Старший сержант Г. И. Величко уничтожил более 300 солдат и офицеров противника, подготовил 14 снайперов. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Геннадий Лукашов Gennady Lukashov

В дни оккупации Лукашов был принят в ряды ВЛКСМ. Временное комсомольское удостоверение вручил ему комиссар "Молодой гвардии" Олег Кошевой. Геннадий..
читать далее

Геннадий Белов Gennady Belov

Я с удовольствием пою лучшее из того, что было создано в песне в те годы, а вот с новым!.. С новым значительно трудней, сейчас - время баритонов. И..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий