Известные люди

»

Генри ван де Велде

Генри ван де Велде Henry van de Velde Карьера: Дизайнер
Рождение: Бельгия, 3.4.1863
Генри ван де Велде - один из лидеров бельгийского модерна. Явился выдающимся пропагандистом Арт нуво как в своих проектах, отличающихся напряженной энергичностью дизайна, так и в общественной деятельности лектора, теоретика и писателя. Один из основателей Немецкого Веркбунда (1907).

Начинавший как живописец-постимпрессионист, он входил в брюссельскую авангардную группу "Группу ХХ", был связан с рабочей партией. Следуя тенденции своего времени, он оставил живопись, чтобы работать "реальные вещи", перейдя к декоративному искусству и архитектуре. С 1893 года занимается прикладным искусством: проектирует мебель, работает в книжной графике. Увлекается созданием целостной среды.

Женившись он сказал себе, что не позволит жене и семье находиться в аморальном окружении вещей, которые не возбраняется приобрести, и спроектировал все, от столовых приборов до дверных ручек. Нужно было слить вещи в систему окружения. И он решил отгрохать свой начальный жилище. Построив для себя особняк "Блуменверф" в Иккле близ Брюсселя, ван де Велде повторил жизнеустроительный опыт Морриса. Он спроектировал все составляющие своего дома. Интуитивно он пришел к методу проектирования, ставшему общим принципом для архитектуры авангарда начала ХХ века: "изнутри - наружу", наметив раньше всего связи между площадями определенного назначения и наиболее удобное расположение окон и дверей. Интерьер дома организован около двусветного холла. Если сравнивать ван де Велде с другими архитекторами того времени, не возбраняется произнести, что его подход к декорации был функциональным. Он считал, что, есть "угроза в поисках красоты с целью самой красоты". Декоративные элементы, помимо орнаментальных решеток обрамления входа, отсутствуют. Но все приведено к соответствию с общим сценарием: для полноты единства ван де Велде не только разработал эскизы одежды - для жены и для себя, но и занимался цветовой композицией сервируемых блюд.

Являясь сторонником идей Морриса, ван де Велде считал, искусство должно активно преобразовывать бытие семьи, а сквозь нее и общества в целом. Но эстетизм ван де Велде уж очень пронизан декадентством конца века, чтобы внушать доверие как руководящее начало преобразования жизни. Характерна ироничная реакция такого острого наблюдателя, как художник А.де Тулуз-Лотрек, на посещение Блуменверфа: "... общее ощущение от дома восхитительно; ничто не оставлено на волю случая: белая детская радостна, наряды хозяйки и хозяина педантично подобраны к столовой с ее цветными стеклами... Но по существу, удачны только ванная, детская и клозет. Когда смотришь на другое, испытываешь потрясение, как от шатра Менелика из львиных шкур, полного страусовых перьев, обнаженных женщин, красного и золотого, жирафов и слонов!".

После успеха на выставках в Германии ван де Велде получил немного заказов в Берлине и в 1899 году перенес туда мастерскую из Брюсселя. В 1902 году саксонский герцог пригласил его в Веймар, где Ван де Велде построил сооружение школы прикладного искусства (1908) и остался ею стоять во главе. Введенные им методы обучения стали потом 1919 г. одной из основ созданного Гропиусом Баухауза, в состав которого вошла учебное заведение.

Манера ван де Велде в немецкий отрезок времени развивалась от декоративной экстравагантности к поиску равновесия дионисийского и аполлонического. Он стремился одолеть капризную декоративность Сецессиона, не переходя к канонизированной упорядоченности классицизма. Сдержанностью отмечены интерьеры Фолькванг-музея в Хагене (1900-1902) с их равновесием нейтральных экспозиционных зон и пластических акцентов. Скупой декор должен был символизировать работу упруго напряженной конструкции. Но, если в оформлении интерьеров музея, ещё как в ранних проектах мебели (с 1894) и постройках раннего периода (жилье Блуменверф в Брюсселе, 1895) ван де Велде выступал как инициатор стиля модерн, используя криволинейные формы и декор, то в больше припозднившийся отрезок времени как архитектор и теоретик он стал одним из основоположников и лидеров рационализма, о чем свидетельствует здания Художественной школы в Веймаре (1904) и театр Веркбунда в Кельне (1914).

С 1926 Ван де Велде стоял во главе Национальной высшей школой декоративных искусств в Брюсселе. В поздних работах (библиотека в Генте, 193540; Музей Крёллер-Мюллер в Оттерло, Нидерланды, 193854) использовал принципы функционализма.

Так же читайте биографии известных людей:
Генри Четл Henry Chettl

Прослужив несколько лет подмастерьем у одного из лондонских издателей, с 1584 стал членом гильдии книгоиздателей и работал мастером-печатником.
читать далее

Генри Бибби Genry Beebby

Генри Бибби был защитником с ограниченными снайперскими способностями, но огромными волевыми качествами.
читать далее

Генри Акинванде Henry Akinwande

Британский боксёр-профессионал нигерийского происхождения, чемпион мира среди профессионалов в тяжёлом весе по версии ВБО (WBO). Член олимпийской..
читать далее

Генри Седжудо Henry Cejudo

Знаменитый калифорнийский спортсмен, перспективный и чрезвычайно заметный борец. Его профилирующий вид спорта вольная борьба. Некоторое время тому..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий