Известные люди
»Георг Базелиц
Рождение: Германия, 23.1.1938
Немецкий художник, график и скульптор, по праву называемый одной из основных фигур немецкого неоэкспрессионизма. В своих работах Базелиц стремился к дальнейшей разработке предметной живописи.
Базелиц появился на свет под именем Ханс-Георг Керн в Дойчбазелице (Саксония), в семье учителя. В 1956 он перебрался в Восточный Берлин, где начал обучаться живописи, взяв себе псевдоним Базелиц в честь своего родного города.
1961: Осуждение абстракционизма. В 1957 Базелиц был вынужден прекратить учебу в связи с обвинениями в "общественно-политической незрелости", позже чего он записался в Высшую художественную школу в западной части города. Там он познакомился с Ойгеном Шенебеком, ещё выходцем из Саксонии. Оба молодых художника, остро ощущавшие свою изоляцию в Западном Берлине, работали десница об руку В 1961, в берлинском районе Вильмерсдорф они организовали свою первую совместную выставку, "1-й Пандемониум", на которой был провозглашен наспех сформулированный манифест. Его манера напоминает манера литературного вдохновителя Базелица, лирического поэта-сюрреалиста Антонина Арто. В манифесте Базелиц осудил поверхностность пропагандируемого с 1945 года абстрактного искусства, закоснелость форм и "туманный произвол" его теории. В качестве категоричного противовеса абстрактному искусству Базелиц экспериментировал с предметной живописью. Правда, зеркально точное отображение окружающего мира его не интересовало - он тяготел к искаженному изображению реальности. Так, фигуры выставленных на "Пандемониуме" работ не имели четких контуров и пропорций. Во "2-м Пандемониуме" (1962) Базелиц ещё раз продемонстрировал близкое неприятие современного искусства. Позже он охарактеризовал оба манифеста как "подростковое чревовещание".
1963: Живопись как провокация. Базелиц изображал фигуры в таких провокационно эксгибиционистских позах, что печать написала об одной из его экспозиций как о "скандале, равного которому в этом районе Берлина не было со времен окончания войны". Картины "Большая темное время суток в бадье" и "Обнаженный человек" (обе - 1963) были запрещены к показу как непристойные. Базелицу пришлось ответствовать перед судом, хотя позднее ход по его делу был приостановлен. Во время своего пребывания во Флоренции Базелиц был впечатлен работами итальянских художников-маньеристов (Иль Пармеджианино, Тинторетто), которые противопоставили искусству позднего Ренессанса XVI века с его строгой перспективой свою живопись, где будущность была свободной. Здесь была начата серия картин "Новый тип". Архетипические фигуры, такие как "Мятежник" (1965), Базелиц располагал по центру картины и делал их узнаваемыми с помощью символов. Для этого он отказался от бесконтурных фигур и провокационных поз; в том же 1965 он создал в нарочито фигуративном стиле картину "Большие друзья".
1969: Картины вниз головой. Вернувшись в Германию, Базелиц со своей женой, фрау Эльке Кретчмар (сочетались браком в 1962, двое детей), уехал в Остхо-фен-на-Вормсе. Здесь появились так называемые "Франкфуртские картины", где человеческие фигуры и предметы оказываются разделенными (к примеру, "Художник в плаще", приблизительно 1966), и тем самым "размываются" их изначальные значения. Базелиц стремился к созданию таковый живописи, которая служила бы "сама себе", а не передаче содержаний. Таким образом, изображаемые предметы служат у него всего только фоном для живописи. Свою мишень художник сформулировал таким образом: "Реальность - это сама картина, но совершенно не то, что на картине"; в 1969 в работе "Лес на голове" он выразил свой отказ от содержательных аспектов. Скупыми экспрессивными штрихами он разворачивает мотив изображения на 180 градусов. Траектории нанесения красок показывают, что Базелиц писал свои картины в стиле "движения около оси". В 1971 художник переезжает в Лесопарк на Вайнштрассе, а ещё сквозь четыре года - в окрестности Хильдесхайма. В 1976 в Берне, Кельне и Мюнхене проходят его первые ретроспективные выставки.
В следующем году Базелиц становится профессором Академии искусств в Карлсруэ.
1980: Занятия скульптурой. Первым опытом Базелица в этой области была "Модель для скульптуры" (1979/80) - раскрашенная скульптура из дерева. Влияние экспрессионизма сказывается на его произведениях пластического искусства ещё больше прямо, чем в его картинах. Характерна для этого стилевого направления картина Базелица "Хорист группы "Мост" (1983) - портрет участника хора "Мост" ("Die Briicke"). В том же 1983 появилась картина "Ужин в Дрездене". С середины 80-х манера письма Базелица стал больше агрессивным; поверхность картины он нередко делал ворсистой, как, в частности, в работах "Ночь" и "День" из появившейся в 1986 серии "Пастораль". В знак протеста супротив приглашения в Берлинскую Высшую художественную школу художника из ГДР Фолькера Штельцмана в 1989 Базелиц отказался от профессорской должности, которую занимал с 1983.
Так же читайте биографии известных людей:
Георг Грос George Gross
В Германии художник был видным деятелем авангарда. В 19171920 он принимал активное участие в жизни берлинских дадаистов.
читать далее →
Георг Шмидт Georg Fridrih Schmidt
Шмидт (Георг-Фридрих, Schmidt, 1712 - 1775) - один из отличнейших граверов на меди, в 1726 - 1730 гг. учился в берлинской академии художеств под..
читать далее →
Георг Бюхнер Georg Buhner
БЮХНЕР, ГЕОРГ (Bchner, Georg) (1813-1837), немецкий писатель, создатель реалистической драмы.Родился 17 октября 1813 под Дармштадтом. Изучал..
читать далее →
Георг Гаккеншмидт Georg Gakkenshmidt
Огромной популярностью среди любителей спорта во всем мире пользуется имя Георга Гаккеншмидта. Подтверждением этому служат и слова олимпийского..
читать далее →