Известные люди

»

Георг Гендель

Георг Гендель Heorh Handel Карьера: Музыкант
Рождение: 23.2.1685
Оратория Генделя Мессия (Messiah) в числе всемирно любимых и популярных произведений, но Мессия лишь один из многочисленных шедевров этого необычайно одаренного и плодовитого музыканта.

Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 в Галле (Саксония). Отец, уже немолодой врач-хирург, был в первую голову супротив музыкальных занятий сына, но когда мальчику исполнилось восемь лет, он разрешил ему в течение трех лет постигать игру на органе под руководством местного органиста. В январе 1702, потом смерти отца, Гендель поступил на юридический факультет университета родного города, но уже сквозь месяц был назначен органистом в кафедральный собор. В следующем году он распростился с Галле и отправился в Гамбург, где стал вначале скрипачом, а далее клавесинистом в Гамбургской опере, в то время единственном оперном театре Германии. В Гамбурге Гендель сочинил Страсти по Евангелию от Иоанна (Passion nach dem Evangelium Johannes), в 1705 там была поставлена его первая опера Альмира (Almira). За ней вскоре последовали Нерон (Nero), Флориндо (Florindo) и Дафна (Dafne). В 1706 он уехал в Италию и оставался там до весны 1710, живя во Флоренции, Риме, Неаполе и Венеции и сочиняя итальянские кантаты и оратории, католическую церковную музыку и оперы. Гендель познакомился с А.Корелли, А. и Д.Скарлатти и другими ведущими итальянскими композиторами, удивив их своей виртуозной игрой на разных инструментах; нахождение в Италии усилило обозначившуюся прежде склонность Генделя к итальянскому музыкальному стилю.

Поездки в Англию.

В июне 1710 Гендель сменил А.Стеффани на посту придворного капельмейстера курфюрста Ганноверского Георга, испросив до этого отпуск для поездки в Англию. Осенью того же года он отправился в Лондон, где сию минуту по прибытии в течение четырнадцати дней сочинил оперу Ринальдо (Rinaldo), поставленную 24 февраля 1711.

Через полгода Гендель вернулся в Ганновер, но весной 1712 ещё раз оказался в Англии, где написал ещё немного опер и посвятил королеве Анне Оду на день рождения, а в честь заключения Утрехтского мира написал Te Deum (1713). Однако в 1714 королева скончалась, и ей наследовал Георг Ганноверский, тот, что был крайне сердит на Генделя за его самовольную задержку в Англии.

Прощение было даровано потом исполнения Музыки на воде (Water Music) сюрприза, приготовленного Генделем к путешествию короля на лодке по Темзе из Уайтхолла в Лаймхауз одним из августовских вечеров 1715. (Рассказ о прощении Генделя некоторые считают легендой, потому что известно, что музыка Генделя звучала во время другого королевского плавания в июле 1717.) Король утвердил годовой пенсион в 200 фунтов, дарованный композитору королевой Анной, и в январе 1716 Гендель сопровождал монарха при его посещении Ганновера; тогда же было создано последнее произведение композитора на германский контент поэму о Страстях Господних Б.Х.Броккеса, использованную кроме того И.С.Бахом в его Страстях по Иоанну.

По возвращении в Лондон (1717) Гендель поступил на службу к герцогу Чандосскому и стоял во главе концертами в герцогском дворце Каннонс под Лондоном; там же был создан строй англиканских антемов (церковных песнопений), пастораль Ацис и Галатея (Acis and Galatea) и маска (развлекательное представление) Аман и Мордехай (Haman and Mordechai, первая редакция оратории Эсфирь, Esther).

Оперный композитор и менеджер.

Служба Генделя у герцога совпала с периодом, когда в Лондоне не давали итальянскую оперу, но в 1720 оперные представления возобновились в т.н. Королевской музыкальной академии, которая была основана годом прежде при участии представителей английского дворянства и под руководством Генделя, Дж.М.Бонончини и А.Ариости. Гендель отправился в Европу в поисках певцов и возвратился с новой оперой Радамисто (Radamisto). Академия просуществовала девять сезонов, в течение которых Гендель поставил немного лучших своих опер в частности, Флориданте (Floridante), Оттон (Ottone), Юлий Цезарь (Giulio Cesare), Роделинда (Rodelinda). В феврале 1726 Гендель стал гражданином Британии. После кончины короля Георга I (1727), он сочинил 4 коронационных антема для его наследника. В 1728 Музыкальная академия обанкротилась, не в силах соперничать с только что поставленной в Лондоне оригинальной остросатирической Оперой нищего Гея и Пепуша, имевшей колоссальный счастливый момент. Тем не менее Гендель не захотел признать себя побежденным и сообща со своим деловым партнером Хейдеггером начал борьбу: он собрал новую оперную труппу и устроил представления вначале в Королевском театре, вслед за тем в театре Линкольнс Инн Филдз в Ковент-Гардене. Поскольку ему пришлось во время Великого поста исполнять Эсфирь без сценической постановки (1732), он на следующий год сочинил ораторию Дебора (Deborah) нарочно для великопостного периода, когда не разрешено было одаривать оперу. Генделевская антреприза имела сильного соперника в лице оперной труппы, которой в пику отцу-королю покровительствовал принц Уэльский. В тот самый отрезок времени самочувствие композитора ухудшилось, и в 1737 ревматизм, переутомление и плачевное финансовое положение доконали Генделя, покинутого к тому же своим компаньоном. Композитор заключил перемирие с кредиторами и отправился принимать горячие ванны в Ахен.

Оратория. 1737 поворотный пункт в жизни Генделя. Он вернулся с курорта бодрым и окрепшим. Но хотя он возобновил партнерство с Хейдеггером и с 1738 по 1741 антреприза поставила в Королевском театре ещё немного генделевских опер (в частности, Дейдамию, Deidamia, последнюю оперу композитора), внимательность Генделя отныне обратилось на иной жанр английскую ораторию, которая не требовала ни сцены, ни дорогостоящих итальянских певцов.

28 марта 1738 Гендель показал в театре Хеймаркет программу, которую он назвал Ораторией (на самом деле это была смешанная программа из сочинений разных жанров), и она принесла композитору барыш эдак в тысячу фунтов, что позволило ему уплатить все долги. К этому времени уже существовали Эсфирь, Дебора и Аталия (Athalia), но покуда это были только разрозненные образцы нового жанра. Отныне, начиная с Саула (Saul) и Израиля в Египте (Israel in Egypt, 1739), Гендель стал выдумывать оратории с той же регулярностью, с какой раньше создавал итальянские оперы. Самая известная оратория Мессия (1741) была сочинена в три недели и впервой исполнена 13 апреля 1742 в Дублине. За ней последовали Самсон, Семела, Иосиф и Валтасар. Летом 1745 Гендель пережил второй обстоятельный кризис, как финансовый, так и связанный с ухудшением здоровья, но сумел оправиться от него и отметил подавление восстания якобитов созданием пастиччо под названием Оратория к случаю (Occasional Oratorio). Еще одной ораторией, связанной с якобитским восстанием, стал Иуда Маккавей (Judas Maccabaeus, 1747), тот, что современники воспринимали как немного прикрытую библейским сюжетом хвалебную оду спасителю Англии, мяснику Камберленду (Уильяму Огастесу, герцогу Камберлендскому). Иуда Маккавей лучшая оратория Генделя; при первом же исполнении произведение оказалось до такой степени соответствующим общему настроению, что Гендель разом стал национальным героем, причем героем всего народа, охватывая не только дворянство, но и обычный класс. В 17481750 он порадовал своих поклонников целой серией шедевров Александр Балус (Alexander Balus), Иисус Навин (Joshua), Сусанна (Susanna), Соломон (Solomon) и Теодора (Theodora), из которых не все прошли с тем успехом, которого заслуживали. В 1749 Гендель сочинил Музыку фейерверка (Fireworks Music) для празднества по поводу заключения в Ахене мирного договора, положившего финал войне за Австрийское наследство; сам фейерверк не чересчур удался, но музыка Генделя имела крупный счастливый момент.

Последние годы, слепота и кончина.

Летом 1750 Гендель в финальный раз посетил Германию. Вернувшись в Англию, он начал работу над ораторией Иевфай (Jephtha), но почувствовал, что зрение ему отказывает. Ему трижды делали операции, но в январе 1753 Гендель ослеп бесповоротно. Однако он не сидел сложа руки, а с помощью преданного друга Дж.К. Смита сочинил родное последнее большое пастиччо Триумф Времени и Правды (Triumph of Time and Truth, 1757), материал для которого был заимствован, в основном, из ранней итальянской оратории Генделя Il Trionfo del Tempo (1708), а ещё из других некогда созданных сочинений. Гендель продолжал игрывать на органе и дирижировать концертами. Так, 6 апреля 1759, за неделю до смерти, он стоял во главе исполнением Мессии в театре Ковент-Гарден. Гендель скончался 14 апреля, а 20 апреля был похоронен в Вестминстерском аббатстве; его гроб провожало возле трех тысяч дядя, и на погребении напевал сводный хоровой коллектив аббатства, собора св. Павла и Королевской капеллы.

Так же читайте биографии известных людей:
Георг Отс Georg Ots

Книга о Георге Отсе, блистательном эстонском певце, чей знаменитый баритон сводил с ума миллионы слушателей Советского Союза, вскоре появится на..
читать далее

Георг Телеман Georg Philipp Telemann

Рано добился успеха как певец, композитор и исполнитель на разных инструментах, но по решению семьи отправился изучать право в Лейпциг.
читать далее

Георг-Фридрих Паррот Georg-Friedrich Parrot

Паррот (Georg-Friedrich von Parrot) - русский физик (1767 - 1852), родился в Монбельяре, тогда вюртембергском, теперь французском городе.
читать далее

Георге Георгиу-Деж George Georgiu-Deg

Георгиу-Деж, настоящая фамилия Георгиу, Деж - подпольная кличка (Gheorghiu-Dej) Георге румынский государственный и политический деятель, дважды..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий