Известные люди
»Георгий Филимонов
Рождение: Россия
Филимонов (Георгий Дмитриевич) - известный русский археолог и историк искусства, происходил из полтавской помещичьей семьи, родился в 1828 г., учился в Московском университете по историко-филологическому отделению.
В 1849 г. издал свою первую археологическую работу: "Описание памятников древности церковного и гражданского быта из русского музея А.Ф. Коробанова" (с множеством снимков), вызвавшую весь строй рецензий, из которых иные отнеслись к молодому автору с незаслуженной строгостью: Ф. уже в этом издании показал себя хорошим для того времени знатоком иконописи и выказал свой строго-научный приём, проявившийся в прошлом всего в сопоставлении палеографических и историко-художественных данных с точным описанием самого памятника. В 1850 г. в "Архиве Калачева" (книжка 1) Ф. напечатал статью: "О древней в России портретной живописи". Пять лет состоял библиотекарем Харьковского университета, где оставил о себе отличную память. В 1856 г. Ф. был прикомандирован к московской Оружейной палате для объяснения ее коллекций съехавшимся в Москву, по случаю коронационных празднеств, иностранцам; в 1858 г. был определен в ту же Палату заведующим ее архивом и канцелярией. В 1859 г. выпустил "Археологические исследования по памятникам. Церковь святого Николая на Липне близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах" (Москва, с 15 снимками). В самом начале этой работы автор ставит свой групповой тезис, сделавшийся быстро задачей его жизни: он заявляет о тесной связи археологии с современным искусством, которое без ее посредства может только желать к восстановлению древнего стиля (в частности в церковных постройках), а на самом деле будет искажать его. Чтобы дать оценку роль этой задачи, необходимо припомнить, что, начиная с 30-х годов XIX века, у нас как в литературе, так и в искусстве явился самодовольный служебный национализм, тот, что, не опираясь на строгую науку, принес больше вреда, нежели пользы и которому могли положить финал в области искусства только такие целиком объективные археологи, как Ф. Частный, но очень значимый тезис этой работы - "современное устройство русских иконостасов вдали не первоначальное" - Ф. с полной наглядностью доказал существованием в старых церквах (в том числе в церкви Николая на Липне) останков древней фресковой росписи на той стороне алтарных столбов, к которой в настоящее время густо прислонены деревянные иконостасы. В том же 1859 г. Ф. напечатал в 1-й книге "Летописей" Н.С. Тихонравова небольшую, но сильно ценную статью: "Дополнительные сведения об истории Остромирова Евангелия", в которой он, на основании собственного открытия, разъяснил, откель и когда тот самый бесценный монумент попал в Петербург. В 1860 г. Ф. исследовал оклад Мстиславова Евангелия и исторические данные, об нем имеющиеся (первоначально в "Чтениях Общества Истории и Древностей", позже в 1861 г. отдельной книжкой), и так решительно поставил вопросительный мотив о происхождении русской финифти, что выводы, им сделанные, до этот поры только повторяются учеными. С открытием в Москве Румянцевского и публичного музеев Ф., не оставляя службы в Оружейной Палате, начал действовать в отделении древностей этих музеев, которое всецело ему обязано своим существованием; от гр. Румянцева, тот, что к археологии особого расположения не чувствовал, поступило шибко мало ; без Ф. они остались бы незначительным придатком других обширных коллекций, но Ф. проворно увеличил цифра их и научную ценность усердными хлопотами и личными пожертвованиями, и быстро создал одно из интереснейших и поучительнейших собраний во всей России. В начале 60-х годов Ф. преимущественно интересовался русской иконографией и русским искусством вообще (см. его статьи: "Открытие фресков в Благовещенском соборе", "Современная Летопись", 1863, 25; "О состоянии иконописного искусства в с. Палехе", "День", 1863, 34 и 35 и др.). В 1864 г., совместно с Ф.И. Буслаевым, князем В.Ф. Одоевским и А.Е. Викторовым, он создал при Румянцевском и публичных музеях "Общество любителей древнерусского искусства", в котором он до самого прекращения деятельности общества (в конце 70-х годов оно оказалось излишним, вследствие огромного развития и больших средств московского Императорского археологического общества) был одним из самых видных и полезных работников. Уже в первом томе Сборника этого общества, явившемся под
его редакцией в 1866 г., Ф. поместил весь строй статей: "Значение луны под крестом", "Византийская архитектура" (по сочинению Тексье), "Христианские древности и археология" (по журналу Прохорова), "Жизнь Иисуса Христа Ренана и современное церковное искусство на Западе" (по журналу Г. Гримма), "Патриаршая ризница" (по указателю Саввы), "О посещении Великого Новгорода членами общества древнерусского искусства", "Изделия Строгановского училища технического рисования", "Лицевые святцы по рисункам академика Солнцева", "Древние украшения великокняжеских одежд, найденные во Владимире". Во втором томе того же Сборника, вышедшем в 1873 г., Ф. напечатал родное обширное исследование: "Симон Ушаков и современная ему пора русской иконописи", в равной мере поражающее и страстной преданностью делу, и сурово научным методом. Со времени выхода в свет этой работы навалом сделано нового для истории русского искусства в XVII веке, привлечено непочатый край фактов и сознательно сравнительно Ушакова, но работа Ф. не потерял своего значения; сильно полезно было бы переиздать "Общие понятия об иконописи" Буслаева и "Ушакова" Ф. с подстрочными примечаниями и дополнениями, аналогично тому, как немцы переиздают книги Винкельмана, Я. Гримма, Гервинуса и др., приспособляя их к современному уровню знания. В 1867 г. Ф. был командирован в Париж на всемирную выставку с вещами Оружейной Палаты и вступил в личные сношения с французскими и немецкими археологами. По возвращении из Парижа, Ф. был назначен помощником директора московской Оружейной Палаты, а посредством 2 года соединил с этой должностью другую, только что учрежденную - хранителя отделения древностей в Румянцевском и публичном музеях, где он резво выделил 3 подотделения: доисторическое, древнехристианское и русское. В 70-х годах издание общества любителей древнерусского искусства выходило под именем "Вестника" (всего 12 номеров, в 1873 - 76 гг.). Ф., продолжая редактировать его, поместил в нем пять исследований: "Очерки русской христианской иконографии. София Премудрость Божия", "Древнейшие западные эмали в России, приписываемые святому Антонию Римлянину и Андрею Боголюбскому", "конные портреты русских царей", "Древние каменные изваяния в Пятигорске", "Сванетия в археологическом отношении" и невпроворот важных материалов: "Иконописный подлинник новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века" и "Подлинник сводной редакции XVIII века", которые были по его же мысли переверстаны в отдельные книжки, служащие и доныне настольными книгами не только для всех, кто занимается историей древнерусского искусства, но и для самих иконописцев. В то же время Ф. стал усердно заниматься доисторической археологией: производил раскопки в средней и южной России и на Кавказе, куда он ездил два раза (в 1876 и 1877 годах), и публиковал обобщенные результаты их. Западноевропейские ученые, ещё на всемирной экспозиции 1867 года заинтересовавшиеся русским национальным искусством, пожелали исследовать его по источникам; но русские люди, стремившиеся удовлетворить этим запросам и имевшие на то материальные средства, оказались не на высоте положения и изо всех достоинств истинных ученых выказывали только одну скромность: собрав наскоро кое-какой материал, они поспешили препроводить его на обработку к французскому архитектору Виоле де Дюку (см. VI, 618), да и после этого появления его бойкой и остроумной, но не в особенности основательной книги остались при своем прежнем, чрезвычайно отрицательном мнении касательно оригинальности русского стиля. Против таких "маловеров" выступил Ф. в немного подходившей к его характеру роли публициста; но он так весьма был возмущен, что и у него оказалась способность к горькому юмору. "Не совершенно зря, пишет он в одной из газетных статей своих ("Московские Ведомости", 1879, января 13), упрекают нас, русских, в косности и в ожидании толчков с Запада. Мы бы и в настоящий момент, пожалуй, готовы были отступиться от всяких забот о русском искусстве, да напасть в том, что мы так позорно изверились своим самоотрицанием на Западе, что нам уже прямо отказываются питать доверие, если мы утверждаем, что у нас не только нет искусства, но его и быть не могло". В начале 80-
х годов на Ф. были возложены, по Высочайшему повелению, работы по восстановлению Грановитой палаты в ее первоначальном виде и с полным внутренним ее устройством; они продолжались полтора года и были приведены к окончанию перед самой коронацией 1883 г. За это же время Ф. издал весьма величавый для русской художественной археологии XVII века монумент (имеющий известность по имени ещё Карамзину, но до тех пор совершенно не обследованный) - "Описные книги царских палат Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г." (Москва, 1882 г.; изд. как оттиск из не явившегося в печати "Вестника" за 1882 г.). В следующие годы Ф. делил близкое время между Румянцевским музеем (древнехристианское отделение которого, благодаря его хлопотам, получило огромное пожертвование П. Савостьянова) и Оружейной палатой. Тем не менее, вскоре позже того, как он выпустил в свет: "Указатель всех марок на серебре московской Оружейной Палаты" (Москва, 1893), он был отчислен от должности ее хранителя, что отчаянно огорчило заслуженного старика. Ф. более того физически почувствовал себя нехорошо, но следом оправился и с юношеской энергией ещё взялся за работу. Целый строй археологических задач представлялся его все ещё свежему уму и неутомимому терпению. Из них выделился на первое местоположение вопросительный мотив о происхождении так называемой "Мономаховой шапки". В 1897-м году он представил о ней отчет в обществе истории и древностей (см. "Чтения", 1898, книжка II, стр. 61 - 2), тот, что должен был служить только введением в большую работу; но весной 1898 г. он занедужил, поехал лечиться на Кавказ и там скончался 26 мая. Ф. не был профессором, не мог бросить затем себя непосредственных учеников; но все археологи и историки древнерусского искусства являются в той или иной степени его учениками, в особенности же те из них, которые имели происшествие вступить с ним в личные сношения: он был на редкость добродушным и услужливым человеком. См. "Археологические Известия и Заметки", 11 - 12, за 1898 г. А. Кирпичников.
Так же читайте биографии известных людей:
Георгий Климов Georgy Klimov
Советский и российский лингвист, кавказовед.
читать далее →
Георгий Вернадский Georgy Vernadskiy
Русский историк, идеолог евразийства. Родился 20 августа 1887 в Петербурге. В 1905 поступил на историческое отделение историко-филологического..
читать далее →
Георгий Катанаев Georgy Katanaev
Сибирский казак, историк-краевед. Родился в семье офицера. Образование получил в Сибирском кадетском корпусе, который закончил в 1865 г.
читать далее →
Георгий Кнабе Georgy Knabe
Российский историк, филолог, культуролог.
читать далее →