Известные люди
»Гийом Дюфаи
Рождение: Нидерланды, 27.11.1474
В 1434 г. Дюфаи был приглашён руководить капеллой герцога Савойского Амадея VIII. С 1435 г. он снова служил в папской капелле, теперь во Флоренции.В 1436 г. Дюфаи сочинил один из своих самых известных мотетов Nuper rosarum flores по случаю освящения 26 марта 1436 года нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, купол которого был завершен великим зодчим Филиппо Брунеллески. Помимо певцов в исполнении участвовали, чередуясь с ними, группы инструментов.
Вероятно, Дюфаи родился близко от Брюсселя. Он был незаконнорождённым ребёнком неизвестного священника и женщины, которую звали Мари Дю-Фе (Marie Du Fayt). Мари позже рождения сына переехала в Камбре, где жила у родственника, тот, что был каноником в городском кафедральном соборе. Дюфаи воспитывался в метризе при соборе, в 14091412 гг. его имя было в списке мальчиков-певчих. Учителем Дюфаи в его юные годы был Рихард Локевиль (умер в 1418 г.). Молодой музыкант общался ещё с Никола Греноном.
В июне 1414 г. Дюфаи назначается капелланом в Сен-Жери (рядом с Камбре). Вероятно, позже в том же году Дюфаи поехал на церковный собор в Констанце, с которого вернулся в Камбре в 1418 г.
С ноября 1418 по 1420 Дюфаи был помощником священника в кафедральном соборе Камбре. В 1420 году он вновь покинул Камбре, на тот самый раз отправившись в Римини и в Пезаро, где служил при дворе Малатеста. Там он писал мотеты, баллаты и духовные произведения для семейных празднеств. Записей о его службе не сохранилось, но некоторые произведения Дюфаи, датируемые этим временем, содержат ссылки, которые позволяют утверждать, что Дюфаи вправду был в Италии. Он встречался с композиторами дома Малатеста Гуго и Арнольдом де Лантен. В 1424 г. Дюфаи сызнова возвратился в Камбре, потому что занедужил и умер родич, у которого жила его матушка. В 1426 г. Дюфаи ещё отправился в Италию, в Болонью, где поступил на службу к кардиналу Луи дАльману, папскому легату. В Болонье он служил помощником священника, а в 1428 г. стал священником. 1426 годом помечена манускрипт весёлого французского рондо Дюфаи Adieu ces bons vins de Lannoys (Прощайте, добрые вина Лануа).
В 1428 г. кардинал дАльман был изгнан из Болоньи соперничающей семьёй Канедоли, и Дюфаи также покинул град, направляясь в Рим. Там он поступил младшим певцом в папскую капеллу, служа в первую голову папе Мартину V, а следом его смерти в 1431 г. папе Евгению IV. В те годы Дюфаи создал много произведений для торжественных случаев: отбор нового папы, заключение мира, городские празднества. Это были торжественные мотеты, баллады, части месс.
В 1434 г. Дюфаи был приглашён стоять во главе капеллой герцога Савойского Амадея VIII. С 1435 г. он опять служил в папской капелле, в настоящий момент во Флоренции.
В 1436 г. Дюфаи сочинил единственный из своих самых известных мотетов Nuper rosarum flores по случаю освящения 26 марта 1436 года нового флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре, купол которого был завершен великим зодчим Филиппо Брунеллески. Помимо певцов в исполнении участвовали, чередуясь с ними, группы инструментов.
В это время началось сближение Дюфаи с семьёй дЭсте в Ферраре, которая оказывала покровительство музыкальному искусству и с которой он, видимо, познакомился в то время, когда служил при дворе Малатеста. Римини и Феррара расположены рядом товарищ от друга географически, а две семьи были связаны браками. Дюфаи сочинил по крайней мере одну балладу для маркиза Феррары Никколо III. В 1437 г. Дюфаи посетил град. Когда в 1441 г. Никколо умер, следующий маркиз поддерживал контакты с Дюфаи, не только оказывая ему финансовую поддержка, но и копируя и распространяя его произведения.
В 1437 г. Дюфаи закончил свою службу в папской капелле и папа пожаловал ему каноникат в Камбре.
Чтобы сделаться каноником в Камбре, Дюфаи занимался юриспруденцией в Туринском университете и получил в 1437 г. уровень бакалавра права. В то время он ещё был близок к дому Людвига Савойского, носил почётное звание маэстро капеллы, пользовался покровительством герцога.
Борьба между папством и Собором в Базеле продолжалась в течение 1430-х гг. Очевидно, Дюфаи понимал, что разворачивающийся конфликт угрожает и его положению, в особенности когда папа Евгений IV был смещён собором в 1439 г. и герцог Савойский Амадей был избран антипапой Феликсом V. В это время Дюфаи возвратился на родину, прибыв в Камбре в декабре 1439 г.
Дюфаи оставался в Камбре на протяжении 1440-х гг., в это время он находился на службе у герцога Бургундского. В Камбре он сотрудничал с Никола Греноном, когда проводилась полная ревизия собрания литургий в кафедральном соборе, которая включала написание полифонической музыки для служб. В дополнение к этой музыкальной деятельности он занимался решением общих вопросов работы собора. В 1444 г. умерла мама Дюфаи, она была похоронена в соборе. В 1445 г. Дюфаи переселился в обитель бывшего каноника, тот, что и остался его главным домом до конца жизни.
В 1446 г. Дюфаи получил каноникат в Монсе в дополнение к каноникату в Камбре.
После отречения от престола в 1449 г. последнего антипапы (Феликса V) схватка между различными фракциями в церкви начала стихать, и Дюфаи вновь покинул Камбре и направился на юг. Он приехал в Турин в 1450 г., вскоре затем смерти герцога Амадея, но вернулся в Камбре позже в том же году. В 1452 г. он опять поехал в Савой и не возвращался в Камбре шесть лет. В это время он пытался откопать приход или службу, которая позволила бы ему остаться в Италии.
Сохранились многие произведения этого периода, охватывая четыре ламентации на падение Константинополя в 1453 г., его известную мессу, основанную на Se la face ay pale, а кроме того сообщение к Лоренцо Медичи. Однако Дюфаи не смог нарыть удовлетворительное местоположение с пенсией и вернулся на север в 1458 г. Хотя в Савое он служил больше или менее официально в качестве руководителя хора у Луи Савойского, но, по всей вероятности, это была формальная место, в силу того что что его имя не упоминается в записях капеллы.
Когда он вернулся в Камбре, он был назначен каноником собора. Дюфаи был тогда самым знаменитым композитором Европы. Он сызнова установил тесные связи с бургундским двором и писал музыку для него. Он ещё принимал море посетителей, в числе которых были Антуан Бюнуа, Йоханнес Окегем, Йоханнес Тинкторис и Луазе Компер. Все они существенно повлияли на формирование полифонической школы. В это время Дюфаи, очевидно, написал свою мессу, базирующуюся на песне Вооружённый человек (Lhomme armeй), а ещё шансон на ту же тему. Эта песня была инспирирована Филиппом Добрым, тот, что призывал к новому крестовому походу супротив турок, которые недавно завоевали Константинополь. Около 1460 г. Дюфаи кроме того написал мессу Реквием, которая была утеряна.
Дюфаи умер 27 ноября 1474 г. Он просил, чтобы, когда он умрёт, исполнили его мотет Ave regina celorum, а между стихами антифона добавили мольбы о милосердии, но времени на то, чтобы соорудить это, не хватило.
Дюфаи похоронен в часовне Св. Этьена в кафедральном соборе Камбре. На могильной плите был высечен его портрет. После разрушения собора плитка была утеряна, но в 1859 г. её обнаружили (она использовалась как крышка для колодца). Сейчас она находится в музее в Лилле.
МузыкаДюфаи был наиболее влиятельным композитором 15 столетия, его музыку копировали, распространяли и исполняли повсеместно. Многие композиторы следующих поколений восприняли элементы его стиля.
Музыкальное наследие Дюфаи включает те же полифонические вокальные жанры, подготовленные предыдущим ходом музыкального развития, которые становятся типичными для нидерландской школы. Он пишет духовную музыку: мессы, мотеты, магнификаты, гимны, песни (применяя фобурдон) и антифоны, а ещё различные светские песни. Вся дошедшая до нас музыка Дюфаи вокальная, но инструменты сильно зачастую использовались при исполнении (во вступлениях, заключениях, идущих без слов, в сопровождении).
Дюфаи написал 11 изоритмических мотетов, 8 неизоритмических мотетов, 9 полных месс и уймище отдельных фрагментов месс, 3 магнификата, 15 антифонов, 24 гимна, 87 светских песен (возле восьмидесяти баллад, виреле и рондо (ротунделей) на французские тексты и только семь баллат и рондо на итальянские тексты). Кроме того, уймище анонимных произведений середины 15 века могут быть его работами.
ПесниШансон Дюфаи это по преимуществу небольшие (от 20 до 40 тактов, редко больше) трёхголосные произведения. В большинстве песен ведущая образ принадлежит верхнему голосу. В строении преобладает принцип строфичности: разные разделы текста сочетаются с одной и той же музыкой (или с её близкими вариантами). Чтобы снести повторения, мелодия должна была быть гибкой и сочной. Песни Дюфаи шибко образны, для выразительности он выбирает самые разные средства: это и вокальное трёхголосие при равенстве партий (баллада Jai mis mon сuer), и выделение одного инструментального голоса при диалоге двух верхних (La belle se siet) или соревнование верхнего и нижнего, и выделение только инструментального начала во вступлениях и заключениях (Helas, ma dame, Donna i ardenti), и сведение нижних голосов к сопровождению вокальной мелодии (Belle, que vous ay ie mesfait).
Одно из ранних рондо Дюфаи короткая застольная песня прощание с друзьями Adieu ces bons vins de Lannoys (Прощайте, добрые вина Ланнуа). Её мелодия проста, близка бытовой музыке. Тип таких французских песен подготовлен ещё трубадурами.
Французская традиция ощущается в балладе La belle se siet. Здесь две вокальные партии поддержаны элементарный опорой баса. Два верхних голоса начинают рассказ о красотке, которая плачет и вздыхает Речитация верхнего голоса: Отец её спрашивает: Что с вами, дочь?; следом эта же мысль проходит в контратеноре. Оба голоса: Желаете ли вы мужа, мужа, мужа или господина?
Примерами песен, в которых одному из голосов поручено ведение лирической мелодии, а другим подмога и инструментальное сопровождение, могут служить рондо Helas, ma dame (Увы, моя дама) и Donna i ardenti.
МотетыМотеты Дюфаи сильно разнообразны: есть большие полифонические композиции на два или три текста в то же время и камерные вокальные произведения с выделением верхнего голоса, есть мотеты на основе cantus firmusa, на каноническую тему-мелодию (из антифона, респонсория и т. п.), выдержанные в строгом полифоническом складе, и мотеты с независимыми свободными голосами, не связанные заимствованным тематизмом, лирические и торжественные. Чаще всего Дюфаи создаёт мотеты для четырёх голосов, реже для трёх, в виде исключения для пяти (при двух или трёх текстах). Почти все мотеты написаны на латинский контент. Один душевный мотет, из числа посвящённых Деве Марии, создан Дюфаи на итальянский контент VIII канцоны Петрарки (Vergine bella).
Песенные мотеты Дюфаи от собственно полифонического мотета отличали тесная связь мелодии с текстом, выразительность и образность, подчинённость нижних голосов верхнему, развёртывание формы из нескольких строф без повторений до значительного объёма (вдвое и втрое больше среднего объёма песен у Дюфаи). Песенный мотет О beate Sebastiane (О, блаженный Себастьян) написан во время эпидемии чумы в Риме. Текст просторно распет в верхнем голосе, молящем об избавлении. Нижний звук (контратенор) носит скорее инструментальный нрав. В соотношениях тенора и контратенора заметна изоритмия, её Дюфаи использует для скрепления формы.
Вот названия ещё нескольких известных мотетов Дюфаи:
Nuper rosarum flores (на празднество освящения Флорентийского собора),
Ave Regina coelorum,
Ecclesiae militantis (Церковь воинствующая),
Alma redemptoris mater,
Vasilissa ergo gaude (написан для Клеофы Малатеста в связи со свадебным торжеством).
МессыДюфаи утвердил четырёхголосную мессу в качестве главного жанра нидерландской полифонии. Cantus firmus, проходящий в партии тенора и объединяющий все части мессы, в настоящее время не непременно григорианский хорал, мелодия нередко заимствуется из популярных светских песен. Таковы мессы Lhomme armй (на мотив популярной песни Вооружённый человек) и Se la face ay pale (на мелодию самого Дюфаи Её личико побледнело). Дюфаи вписал в мессу непочатый край нового: значительно шире развернул композицию цикла, стремился к единству произведения в целом, а не только в пределах каждой части, используя интонационные связи, варьирование уже прозвучавшего, имитации, каноны, разработал основы многоголосия. В пределах хора a cappella Дюфаи пробовал последовательное скандирование текста в быстром темпе (в Credo), хорально-аккордовое изложение в больших масштабах (в Gloria), сильно широкие распевы слов и слогов.
Дюфаи написал девять полных месс и значительное число их частей, которые порой соединены по две или по три, а в остальных случаях существуют как единичные. Циклические мессы принято располагать во времени таким образом: к раннему периоду (14261428) относят мессы Sine nomine, Sancti Jacobi и Sancti Antonii Viennensis, к 14401450 годам мессы Caput, La mort de Saint Gothard, Lhomme armй, Se la face ay pale, эдак к 14631465 годам мессы Ессе ancilla Domini и Ave Regina coelorum.
В качестве cantus firmusа крупной четырехголосной мессы Se la face ay pale Дюфаи взял обычный звук своей трёхголосной песни. Из мелодии объёмом всего в 30 тактов он сумел выстроить грандиозное произведение: мелодия песни проходит в начале и в конце Kyrie и Agnus Dei, слышна в Sanctus, а в Gloria и Credo задача проводится по три раза. Регистр мелодии песни сохранился, но в мессе она изложена крупными длительностями и её заслоняют другие, больше подвижные голоса.
Так же читайте биографии известных людей:
Гилад Шалит Gilad Shalit
Гилад Шалит - израильский солдат, который 25 июня 2006 года был взят в плен боевиками исламистской террористической организации Хамас. Гилад Шалит..
читать далее →
Гилберт Честертон Gilbert Keith Chesterton
Английский христианский мыслитель и писатель конца XIX начала XX веков.
читать далее →
Гилберт Райл Gilbert Ryle
В 1925 он стал членом совета Крайст-Чёрч-колледжа Оксфордского университета, а в 1945 был удостоен должности заслуженного профессора. Во время..
читать далее →
Гиллермо Капетильо Guillermo Capetillo
Мексиканский актер Гиллермо Капетильо родился в Мехико в 1958 году, дебютной стала роль в сериале "Богатые тоже плачут" (1979 год), которая сразу же..
читать далее →