Известные люди
»Грета Гарбо
Рождение: Швеция» Стокгольм, 18.9.1905 - 15.4
Грета Гарбо - известная на весь мир шведская и американская актриса. Родилась 18 сентября 1905 года. Имя при рождении Грета Ловиса Густафссон.Широкому кругу зрителей Грета Гарбо известна по ролям в таких фильмах как: "Дама с камелиями" 1936 год, "Анна Каренина" 1935 год, "Гранд-отель" 1932 год, "Роман" 1930 год, "Божественная женщина" 1928 год, "Плоть и дьявол" 1926 год, "Сага о Йесте Берлинге" 1924 год и др.
В 36 лет на пике блестящей карьеры Грета Гарбо как обухом по голове и без всяких причин оставила кино. И не только кино - весь мир. Под вымышленным именем "мисс Гарриетт Браун" она укрылась в гостиничных апартаментах в Нью-Йорке, чтобы насовсем обернуться в призрак, легенду, миф.
Журналисты раскрыли тайну имени и осыпали деньгами горничных отеля, умоляя поведать, как живет беглая звездочка. Вот что сообщила прессе одна из девушек: "Когда мисс Браун в Нью-Йорке, она крайне нечасто выходит из номера. К ней никто не приходит и без малого никто не звонит. Из-за ее двери ни при каких обстоятельствах не слышно никаких звуков. Шторы на ее окнах завсегда задернуты". "Только и остается допустить, что мисс Браун просто не существует, а другой раз для разнообразия материализуется из воздуха", - скорбно пошутил кто-то из газетчиков. И так во всем, что связано с Гарбо: любопытство, академический заинтересованность и обожание вечно натыкались на плотную завесу тайны.
Последний кино с ее участием был закончен в 1941 году. Она дожила до 1990-го. Не появившись ни на одном публичном мероприятии, не дав ни одного беседа, один раз разрешив журналу "Вог" издать свою фотографию. И что же? Где-то в середине шестидесятых она надумала пойти в музей на выставку, посвященную быту мексиканских индейцев. Пресса отследила ее стезя, и все посетители музея, слегка не разметав экспонаты, носились по залам в поисках великой Греты Гарбо. Ее так и не нашли и решили, что репортеры ошиблись. Залы опустели, и тогда на глазах у потрясенного служителя музея Гарбо выбралась... из макета пещеры древних обитателей Мексики.
Что же было в ней, что и посредством десять, двадцать, тридцать лет потом окончания ее звездной карьеры заставляло людей поворачиваться следом? Что заставляло фотографов карабкаться по карнизам к ее окну, а журналистов подкупать весь персонал отеля для пары строчек о ней?
Во-первых, она была без затей красива. То есть как раз не несложно. Уж кого-кого, а красавцев и красавиц кино навидалось с избытком. Но Кларку Гейблу подклеивали скотчем оттопыренные уши, Марлен Дитрих нужно было освещать сверху, чтобы утаить широкие скулы... Грета Гарбо была создана для кино. Ее позволительно было снимать в всякий миг, в любом ракурсе и при любом свете: итог получался отменный.
Во-вторых, она была великой актрисой, как ни банально это звучит. Гарбо играла королев и сирот, играла Анну Каренину и Мату Хари. И сколь ни была далека от персонажа, ее перевоплощение оказывалось совершенно достоверным. Невероятная интуиция вела ее, подсказывая то, чего не знали ни сценаристы, ни режиссеры, ни она сама. Впрочем, это случалось не только на съемках. В тридцатые годы Голливуд посетил шведский кронпринц. И, разумеется, пожелал отобедать в компании Гарбо. Обед организовали по-королевски: Гарбо сидела по правую руку от коронованной особы и идеально не представляла, какими приборами пользоваться. Около тарелки громоздилось уймище диковинных инструментов, большую количество которых Грета сроду не видела. Актриса решила наблюдать за кронпринцем и хватать те же ножи и вилки, что и он. Собравшиеся начали к трапезе... Светские обозреватели позже умирали со смеху: потрясенный красотой и обаянием Гарбо кронпринц перепугал приборы и взял совсем не те, что полагались к первой перемене блюд. А Грета Гарбо как раз забыла на него взглянуть. И безошибочно выбрала те, которые следовало.
А в-третьих, было в ней нечто такое... Да, бездонные голубые глаза с фиолетовым осадком вечной печали в самой глубине. Да, фантастически длинные ресницы: стоило ей смежить и сызнова открыть веки, слышался явственный шорох - будто рядом пролетела бабочка. Да, подъем без малого метр семьдесят, изумительная фигура, длинные пальцы и узкие ступни. Но помимо всего этого она была невообразимо и непередаваемо сексуальна. Чувственность прорывалась во всем: в повороте головы, в манере сесть на диван, поджав ноги... Причем эти импульсы страсти безотказно действовали как на мужчин, так и на женщин. И киноэкран служил им не помехой, а усилителем. В эпоху, когда кадры дамы в декольте рисковали пасть жертвой цензуры, произвольный кино Гарбо был стопроцентно эротическим зрелищем в самом высоком смысле. Режиссер Джордж Кьюкор как-то раз сказал: "Она может соблазнить вас одним взглядом. Она может более того провести с вами темное время суток, а утром выставить вон. Но все одинаково истинную свою чувственность она бережет для кинокамеры".
Грета Ловиса Густафссон родилась в сентябре 1905 года в Стокгольме. В семье не то что не богатой, а крайне бедной. Родителям все же удалось учинить девочку в школу, они из последних сил старались вручить трем своим детям как разрешается больше. Но их надрыв ощущался чрезмерно остро, чтобы дети могли откровенно порадоваться более того рождественским подаркам. Маленькая Грета без малого не спала ночами. Она бродила по комнате с ощущением надвигающейся беды и молила неведомые силы пощадить ее семью.
Молитвы не были услышаны. Когда ей исполнилось 14, умер папа. Школу пришлось покинуть и выискивать хоть какой-то заработок. Грета устроилась моделью в шляпный отдел магазина готового платья. Там ее и заметил кто-то из ассистентов маэстро Морица Стиллера. Стиллер был самым маститым шведским режиссером, местным кинобожеством. И тотчас разглядел в неуверенной дебютантке Актрису. Он же предложил ей поменять фамилию на звучную и загадочную - Гарбо. Вскоре Стиллер получил приглашение в Голливуд. Он, разумеется, взял Гарбо с собой. Но триумфального покорения Америки не вышло. Предложенный Стиллеру контракт предусматривал съемку двух скромных картин с уже определенной главной звездой. Скрепя сердце он подписал бумаги. И потерял Грету - главное родное достояние. Фильмы прошли незамеченными, Стиллер умер в безвестности.
А Гарбо, толком и английского не знавшая, осталась одна. Полгода маялась по пробам, покуда не попала на глаза режиссеру, видевшему ее европейские работы. Ее утвердили на образ в фильме "Поток". На следующий день позже премьеры она была звездой.
Ее партнером в фильме "Любовь" по роману "Анна Каренина" был Джон Гилберт - единственный из популярнейших актеров немого кино и первейший голливудский раскрасавец. Он задержался в первостепеннный съемочный день. Разгоряченный вбежал в павильон. Гарбо посмотрела на него бездонными голубыми глазами и негромко произнесла: "Где же вы были так продолжительно?" На следующий день она переехала в его поместье, а посредством немного недель он сделал ей предложение.
И более того согласие получил, и уже была назначена свадьба. А утром долгожданного дня, проснувшись позже обычного, Гилберт увидел, как из ворот выезжает авто. В нем сидела Грета. Джон, предчувствуя недоброе, кинулся в комнату Гарбо, распахнул шкаф - и увидел пустые плечики. До последнего не веря в происходящее, Гилберт не отменил церемонии и явился в церковь. Но перед алтарем так и остался единственный. Пытаясь его утешить, глава студии MGM Луис Мейер хлопнул Гилберта по плечу: "Все к лучшему, старина! Переспал с красоткой - и более того жениться не необходимо!" В следующий момент он рухнул на пол, сваленный ударом Гилберта. Этим же ударом артист сломал свою судьбу бесповоротно. Мейер поклялся истребить его карьеру. В 37 лет Гилберт, с тех пор нигде не игравший, умер от алкоголизма.
Уже и тогда Гарбо не терпела вмешательства в свою бытие. Друзья шутили, что она делает тайну более того из того, что ела на завтрак. Лишь под нажимом боссов студии Гарбо соглашалась фотографироваться и дарить беседа. А еле-еле позже, ещё прибавив в звездности, не соглашалась отнюдь. И при малейшей попытке на нее налегать вдумчиво произносила: "Кажется, я возвращаюсь в Швецию". После чего весь Голливуд падал ниц и полз молить о прощении.
В конце тридцатых Грета Гарбо снялась в комедии "Ниночка", раскрыв новые грани блестящего таланта. А в 1941-м ее контракт закончился. И хотя окончательный кино Гарбо "Двуликая женщина" событием не стал, все ждали нового контракта, говорили о головокружительных перспективах. Но... "Я хочу побыть одна", - сказала Гарбо директорам и продюсерам. Это было последнее, что от нее слышали в Голливуде.
Потом последовало затворничество в нью-йоркском отеле. Впрочем, подкупленная горничная все же недоглядела. На тот самый отрезок времени пришелся роман Гарбо с Сесилом Битоном. Официальный фотограф Британской королевской семьи, художник (между прочим, автор первых снимков принца Чарльза и лауреат "Оскара" как художник-постановщик фильма "Моя прекрасная леди") Битон познакомился с Гарбо в 1932-м, когда добивался разрешения соорудить ее портрет. На прощание Гарбо подарила ему розу, прикоснувшись к лепесткам губами. Он любил ее все эти годы, но заново встретил только в 1946-м. И она сама привела его в свои апартаменты. Битон вышел сквозь немного часов, опьяненный счастьем. Хотя и смущенный тем, что Гарбо не позволила ему подключить свет чтобы он не смог рассмотреть ее комнату и ее саму.
Сесил Битон добивался ее руки 20 лет. Он жил в Англии, но при первой же возможности мчался в Нью-Йорк. А если не мог - осыпал письмами, беспрестанно звонил. Гарбо подчас встречалась с ним. Иногда отвечала на письма. Чаще - избегала. И не говорила ни "да", ни "нет". До тех пор, покуда разговоры о свадьбе двух старых людей по разные стороны океана не стали смешны. Битон умер в 1980 году. На стене его спальни висела, засушенная, та самая роза.
Одновременно развивались и странные отношения Гарбо с супружеской четой русских эмигрантов Шлее. Валентина Шлее была известным модельером, одевавшим Кэтрин Хепберн, Глорию Свенсон, других звезд. В ее магазине и состоялось знакомство Гарбо с Валентиной и ее мужем Джорджем (Георгием Матвеевичем), руководившим коммерциалом супруги. Как только не "расписывали роли" в этом треугольнике охотники за сплетнями! Впрочем, со временем все прояснилось. Гарбо более того купила квартиру в том же доме, что и Шлее. Каждое лето она с Джорджем отбывала во Францию, а Валентина - в Венецию. Хотя уверовать в роман Гарбо и неказистого Шлее (прозванного в свете "русским осетром") было все же нелегко. Но после этого своей смерти большую количество состояния он завещал как раз Грете.
Гарбо без малого ничего не читала, не бывала в кино. Имена Феллини и Антониони ни о чем ей не говорили. Однажды в круизе по Средиземноморью ей преподнесли только что вышедшую книгу о ней. Пробормотав слова благодарности, Гарбо повернулась и выбросила дар за борт... Близкие друзья завсегда находили ее похожей на ребенка. Она была по-детски эгоистична и жестока, считая, что ее обязан иметь слабость весь мир. И ничего не отдавая взамен. Она не являлась на встречи, не отвечала на письма. Когда кто-то из поклонников прислал ей корзину роз с бутылкой вина и запиской, Гарбо вытащила бутылку и пару понравившихся цветов. Остальное приказала воротить, не читая послания.
И при этом Гарбо была желанной (хотя и крайне редкой) гостьей на виллах Уинстона Черчилля, Аристотеля Онассиса, Ротшильдов. Участники тех "закрытых" обедов, пикников и круизов с Гретой Гарбо свидетельствовали, как мила, общительна и остроумна была эта леди. Вернее, могла быть. Точнее всего описал это в письме другу единственный британский аристократ. "Она уже не так хороша, как в прошлом, и к тому же порой невообразимо скучна. Она увлекается диетами, доморощенным богоискательством и прочей дребеденью. Но как черт из табакерки происходит нечто - и ты физически ощущаешь ее обаяние, красоту и величие. Словно нажатием кнопки она включает скрытый агрегат своей былой власти".
Словно бы где-то в небесах звучала одной ей слышная команда "Мотор!" и хлопала киношная хлопушка.
После смерти Гарбо состояние в 32 миллиона долларов отошло по завещанию к ее единственной племяннице. Актриса хотела быть похороненной в Стокгольме. Однако море юридических сложностей привело к тому, что урна с ее прахом девять лет хранилась в погребальной конторе в Нью-Йорке. За эти годы шведская разведка рассекретила документы, из которых стало известно, что в годы войны Грета Гарбо выезжала в Европу с тайной миссией. И что во многом благодаря ее связям и влиянию удалось наладить агентурную сеть, которая помешала созданию фашистами атомной бомбы. Вышло немного книг о ее мимолетных романах и больших ролях. Ушли из жизни все, кто знал ее лично. А секрет осталась. Зачем Гарбо оставила кино? И что все эти годы творилось в ее душе, в то время как ни звука не доносилось из-за закрытых дверей и ни разу не колыхались задернутые шторы?
...Все формальности были улажены только в июне этого года. И еще раз огромная орда ожидала Грету Гарбо: в настоящий момент на стокгольмском кладбище. И заново ее не дождались. Звезда осталась верна себе и вслед за тем смерти. В финальный миг ее племянница, повинуясь внезапному порыву души, тот, что позже и объяснить-то никак не смогла, перенесла дату похорон. Чтобы на следующий день предать земле прах величайшей киноактрисы уходящего века без посторонних. То есть в одиночестве.
Так же читайте биографии известных людей:
Грета Скаччи Greta Scacchi
Впервые привлекла к себе внимание после роли бабушки в сериале `Жара и пыль` (1983) и секретарши в фильме `THE COCA - COLA KID` (1985).
читать далее →
Григол Мгалоблишвили Grigol Mgaloblishvili
Премьер-министр Грузии с ноября 2008 года. Ранее работал в системе министерства иностранных дел Грузии, в 2004-2008 годах был послом Грузии в Турции.
читать далее →
Григол Вашадзе Grigol Vashadze
Министр иностранных дел Грузии с декабря 2008 года. До этого занимал пост министра культуры и спорта Грузии, а с февраля по ноябрь 2008 года был..
читать далее →
Григор Кирдецов Grigoriy Kirdetsov
Кирдецов Григорий Львович (Дворжецкий) (1880-1938) - журналист, общественный деятель, эмигрант. Сотрудник "Биржевых ведомостей" и "Русской воли", с..
читать далее →