Известные люди
»Григорий Большаков
Рождение: Россия
В 1938 году Г. Ф. Большаков дебютирует в Большом театре и с тех пор до конца своей певческой карьеры непрерывно работает на его прославленной сцене. помня заветы Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского, Григорий Филиппович много и упорно работает над преодолением оперной условности, тщательно продумывает мельчайшие детали сценического поведения и создаёт в результате реалистические убедительные образы своих героев.
Григорий Филиппович Большаков - российский певец (тенор). Родился в 1904 году в Петербурге. Сын рабочего, он унаследовал от отца влюбленность к пению. В доме у Большаковых был граммофон с пластинками. Больше всего юному мальчику нравилась ария Демона и куплеты Эскамильо, которые он мечтал когда-нибудь спеть на профессиональной сцене. Его звук нередко звучал в самодеятельных концертах на рабочих вечеринках - прекрасный, звонкий тенор.
Поступив в Музыкальную школу на Выборгской стороне, Григорий Филиппович попадает в класс педагога А. Грохольского, тот, что посоветовал ему поработать с итальянцем Рикардо Фёдоровичем Нувельнорди. С ним грядущий певец занимался полтора года, приобретя первые навыки в постановке и владении голосом. Затем он переходит в 3-й Ленинградский мелодический техникум и был принят в класс профессора И. Супруненко, о котором позднее крайне тепло вспоминал. Заниматься музыкой молодому певцу было нелегко, необходимо было получать на бытие и Григорий Филиппович в это время работает на железной дороге статистиком. По окончании трёх курсов техникума Большаков пробуется в хоровой коллектив Мкрасного оперного театра (Михайловского). Проработав больше года, поступает в театр комической оперы. Дебютом певца становится партия Фентона в "Виндзорских проказницах" Николаи. Дирижировал оперой популярный Арий Моисеевич Пазовский - указания которого сильно воспринимал юный певец. Григорий Филиппович рассказывал, какое необычайное беспокойство испытывал он перед первым выходом на сцену. Он стоял за кулисами, чувствуя, что ноги его прирастают к полу. Помощнику режиссёра пришлось практически вытолкнуть его на сцену. Певец ощущал страшную скованность движений, но довольно ему было углядеть переполненный зрительный зал, как он овладевает собой. Первое выступление прошло с большим успехом и определило судьбу певца. В комической опере он проработал до 1930 года и поступает по конкурсу в Мариинский театр. Здесь в его репертуаре Ленский, Андрей ("Мазепа"), Синодал, Гвидон, Андрей Хованский, Хозе, Арнольд ("Вильгельм Телль"), Принц ("Любовь к трём апельсинам" Прокофьева). В 1936 году Григория Филипповича приглашают в Саратовский оперный театр. Репертуар певца пополняется партиями Радамеса, Германа, старого и молодого Фауста, Герцога ("Риголетто"), Альмавивы. Сохранилось высказывание певца о "Севильском цирюльнике" и о роли Альмавивы: "Эта образ шибко невпроворот дала мне. Я считаю, что "Севильский цирюльник" - великолепная учебное заведение для каждого оперного певца".
В 1938 году Г. Ф. Большаков дебютирует в Большом театре и с тех пор до конца своей певческой карьеры непрерывно работает на его прославленной сцене. помня заветы Ф. И. Шаляпина и К. С. Станиславского, Григорий Филиппович немало и настойчиво работает над преодолением оперной условности, скрупулезно продумывает мельчайшие детали сценического поведения и создаёт в результате реалистические убедительные образы своих героев. Григорий Филиппович - обычный агент русской вокальной школы. Поэтому ему в особенности удавались образы в русской классической опере. Надолго слушатели запомнили его Собинина ("Иван Сусанин") и Андрея ("Мазепа"). Критика тех лет хвалила его кузнеца Вакулу в "Черевичках" П. И. Чайковского. В старых рецензиях писали так: "Надолго запомнили зрители тот самый ослепительный образ добродушного, сильного парубка. Чудесно звучит у артиста замечательная ария "Слышит ли, девушка, сердце твоё". Много искреннего чувства вкладывает певец в ариозо Вакулы "О, что мне мать"..." От себя отмечу, что этакий же проникновенный образ Вакулы создал Г. Ф. Большаков в киноопере "Черевички", в свой время пользовавшейся успехом в нашей стране. Григорий Филиппович крайне славно спел кроме того и партию Германа. Она, пожалуй, наиболее отвечала характеру вокального и сценического дарования певца. А потому что эту партию в то же время с Большаковым напевали такие выдающиеся певцы, как Н. С. Ханаев, Б. М. Евлахов, Н. Н. Озеров, позже Г. М. Нэлепп! Каждый из этих певцов создавал своего Германа, у каждого он был по-своему интересен. Как писала мне в одном из личных писем одна из исполнительниц партии Лизы - з. а. России - Нина Ивановна Покровская: "Каждый из них был хорош... Григория Филипповича истина другой раз захлёстывало на сцене от эмоций, но его Герман неизменно бывал убедительным и сильно пламенным..."
К числу несомненных удач певца критика и публика относила претворение в жизнь им роли Водемона в "Иоланте". Убедительно и рельефно рисует Г. Ф. Большаков нрав этого смелого юноши, его самоотверженность и благородство, глубину всепокоряющего чувства к Иоланте. Каким высоким драматизмом насыщает артист сцену, где Водемон в отчаянии обнаруживает, что Иоланта слепа, сколь нежности и жалости звучит в его голосе! И в операх западноевропейского репертуара ему сопутствует счастливый момент. Выдающимся достижением певца справедливо считали осуществление им партии Хозе в "Кармен". Очень выразителен Г. Ф. Большаков был и в роли Арнольда ("Вильгельм Телль"). В ней проявилось характерное для артиста влечение к драматизации лирических образов, в частности в сцене, где Арнольд узнаёт о казни отца. Певец с здоровый силой передавал мужественные черты характера героя. Как фиксировали многие слышавшие и видевшие Григория Филипповича - лиризм Большакова был лишён сентиментальности. Когда он напевал партию Альфреда в "Травиате", то более того наиболее волнующие сцены были насыщены у него не слащавым мелодраматизмом, а жизненной правдой чувств. Григорий Филиппович в течение многих лет удачно напевал различный репертуар в Большом театре и его имя по праву занимает достойное местоположение в созвездии великих оперных голосов нашего Большого.
Дискография Г. Ф. Большакова:1. Партия Водемона в первой полной записи "Иоланты", запись 1940 года, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр С. А. Самосуд, в ансамбле с Г. Жуковской, П. Норцовым, Б. Бугайским, В. Левиной и др.
(В концевой раз эта запись выходила на грампластинках фирмы "Мелодия" в начале 80-х годов XX века).
2. Партия Андрея в "Мазепе" П. И. Чайковского, запись 1948 года, в ансамбле с Ал. Ивановым, Н. Покровской, В. Давыдовой, И. Петровым и др.
(В настоящее время выпущена за рубежом на CD).
3. Партия Андрея Хованского во второй полной записи оперы "Хованщина", запись 1951 года, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр В. В. Небольсин, в ансамбле с М. Рейзеным, М. Максаковой, Н. Ханаевым, А. Кривченей и др.
(В настоящее время запись выпущена на CD за рубежом).
4. "Поёт Григорий Большаков" - грампластинка фирмы "Мелодия". Сстоимость Марфы и Андрея Хованского (фрагмент из полной записи "Хованщины"), ариозо и ария Германа ("Пиковая дама"), ариозо и песня Вакулы ("Черевички"), песня Левко, речетатив и песня Левко ("Майская ночь"), сцена Мельника, Князя и Ниташи ("Русалка" - с А. Пироговым и Н. Чубенко).
5. Видеозаписи: партия Вакулы в фильме-опере "Черевички", съёмки конца 40-х годов.
Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Кузьмин Grigory Kuzmin
Отец - Кузьмин Леонид Леонидович (1925г.рожд.), унаследовав талант художника у своих родителей, профессиональных художников-скульпторов, выпускников..
читать далее →
Григорий Андреев Grigory Andreev
Талантливый и опытный спортсмен, выдающийся олимпиец. Григорий выступает в престижнейшей легкоатлетической дисциплине марафоне. Он конкурирует на..
читать далее →
Григорий Фалько Grigory Falko
Даже если в Афинах Гриша попадет в финал, то есть в восьмерку сильнейших, он сделает большое дело.
читать далее →
Григорий Кощеев Grigory Koscheev
Роста он оказался саженного - более двух метров, плечи в дверь с трудом пролезут. Это был известный всей губернии силач-крестьянин из деревни..
читать далее →