Известные люди

»

Григорий Брускин

Григорий Брускин Grigory Bruskin Карьера: Художник
Рождение: Россия» Москва, 21.10.1945
Искусство как арт-бизнес - это совсем неинтересная позиция. Она, видимо, существовала во все времена. Это не искусство, а скорее художественный промысел. И результат соответственный, - уверен художник Гриша Брускин.

Гриша Брускин (художественный псевдоним Григория Давидовича Брускина) проснулся знаменитым затем аукциона "Сотби" в мае 1988 года, когда вторая количество его "Фундаментального лексикона" ушла за 412 тысяч долларов. 43-летний художник в одночасье стал арт-звездой мирового уровня. В том же году переехал в Нью-Йорк. Его работы хранятся в крупнейших музейных собраниях, в том числе в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Третьяковской галерее, Русском музее, Музее Людвига (Кельн), МОМА (Нью-Йорк), Графическом кабинете Государственных музеев Берлина, Израильском музее (Иерусалим)... Он работает в самых разных техниках: живопись, офорты, создал монументальный триптих "Жизнь превыше всего" в здании рейхстага в Берлине. И вот свежеиспеченный разворот - шпалера, которую позволительно заметить сегодня на экспозиции в ГМИИ им. А. С. Пушкина совместно с западноевропейскими шпалерами XVI-ХХ веков. О том, зачем древнее искусство неожиданно оказалось актуальным, художник рассказывает в беседа "Итогам".

- Григорий Давидович, зачем у вас возник заинтересованность к шпалере?

- Мне было занятно возродить искусство старых шпалер. Хотелось не несложно свершить вещь для украшения стены, а сформировать произведение, которое джентльмен мог бы прочитывать, разгадывать. Полагают, что Книга была написана до творения и хранит все мыслимые тайны о прошлом, настоящем и будущем, что в ней спрятано имя Автора. Задача человека - раскрывать эти тайны, заниматься изучением Текст. Моя шпалера в какой-то мере комментарий к Книге, к Книге жизни, к Библии. Кроме того, я написал мифологический словарь, тот, что объясняет всякий персонаж ковра. Этот контент зрители могут прочитать рядом со шпалерой. Таким образом, словарь комментирует мои же комментарии к Книге, то есть шпалеру. Шпалера "Алефбет", что, разумеется, означает "Алфавит", - это страницы, палимпсест - своего рода художественное послание, извещение. Искусствовед Евгений Барабанов весьма в аккурат заметил, что контент и текстиль имеют единственный и тот же корень. В шпалере "Алефбет" обыгрывается метафора, что мир был соткан.

- Вы оканчивали факультет прикладного искусства Московского текстильного института. Эту работу разрешается анализировать как возвращение к юности? Или это случайное совпадение?

- Я поступил в текстильный, оттого что в тот год это был один художественный институт с военной кафедрой. Когда я учился, меня текстиль вообще не интересовал. Я выбираю форму и материал в соответствии с задуманной работой. Поэтому для меня не немаловажно - живопись, скульптура, шпалера... Лишь бы материал был адекватен идее.

- В предыдущих сериях - к примеру, фарфоровых фигурках и росписи тарелок в проекте "Всюду жизнь" - вы обращались к традициям советского искусства, обыгрывая их по-своему...

- Я бы сказал, что имел занятие с советским мифом - мифом о социализме. А в шпалере "Алефбет" я обращаюсь к мифу об иудаизме. Это два разных мифологических пространства.

Хотя шпалера имеет касательство и к Талмуду, и к Библии, и к каббалистическим текстам, все же в первую очередность это коллекция образов, придуманных художником. Они не иллюстрируют впрямую события, описанные в Библии. "Алефбет" - это раньше всего художественное произведение. И не больше того.

- В какую художественную традицию вы себя вписываете: концептуализм, соц-арт?

- Я себя никуда не вписываю. Концептуализмом в текущий момент называют безусловно все. Включая и то, что категорически не подходит под понятие "концептуализм" на Западе. Фактически в России концептуалистами называют неофициальных художников, которые жили в Москве в 70-80-е годы и общались между собой. Когда-то Борис Гройс придумал для этого явления отличный термин - романтический концептуализм. У меня есть точки соприкосновения с концептуализмом и соц-артом, но я в жизни не применял к своему искусству, в частности, термин "соц-арт". Соц-арт - искусство тех людей, которые придумали это понятие, а как раз - Комара и Меламида. И ещё двух-трех джентльмен, которые подписались под этим.

Что касается меня, то я работаю с персональной мифологией.

- Это мир, тот, что вы создаете?

-...и тот, что я развиваю в течение многих-многих лет. Могу пояснить: первые картины, написанные безотлагательно же по окончании института, были связаны с мифом об иудаизме. Почему? Потому что мне было существенно взять в толк, кто я этакий. Я вырос в нерелигиозной семье. Мой папа - ученый. Ни о какой религии и речи в доме не шло. Естественно, я хотел быть "как все". Но я понимал, что не этакий, как все, вследствие того что что в детстве меня дразнили и т. д. Затем мне захотелось бросить взгляд на окружающую меня реальность через "талмудические очки". И выстроить ещё единственный параллельный мифологический строй, потому как я заметил, что между талмудическим и марксистским подходом есть шибко немало общего. Масса точек соприкосновения. Так родились картины "Памятники", "Фундаментальный лексикон", "Кодификации" и другие.

- Что вы имеете в виду под точками соприкосновения?

- Хотя бы авторитет книги и всего написанного. Например, в советское время то, что было напечатано в газете "Правда", воспринималось как глас Господень, распоряжение народу, как надобно существовать, мыслить, трудиться. Ни одна статья не обходилась без цитаты из Маркса и Энгельса. Но и в Талмуде мы обнаруживаем то же самое. Любое точка зрения подкрепляется десятком ссылок: как сказал рабби такой-то, тот, что вспомнил слова другого рабби, тот, что в родное время так-то прокомментировал отрывок в Библии...

- Объединение современной шпалеры со старинными вы музею предложили?

- Нет, это была не моя мысль. Ирина Александровна Антонова (босс ГМИИ. - "Итоги") пришла в мастерскую, где ткались шпалеры, и безотлагательно же заговорила о экспозиции.

- Я не ожидала, что чисто технически не возбраняется соткать шпалеру в Москве...

- Никто из западных людей не верит, что это было сделано в Москве.

Когда я замыслил эту работу, позвонил кузине - Лие Альтман, художнице-гобеленщице. Попросил познать, где во Франции находится лучшая старинная мануфактура, изготовляющая шпалеры. Она дала мне все сведения и предложила: "Слушай, а давай мы попробуем". Я предупредил: можешь познать, но, разумеется, ни на родственные, ни на дружеские связи не рассчитывай. Поехал в Обюссон - это местоположение во Франции, где с древних времен существует единый куст мануфактур. Дал им эскиз и попросил изготовить эталон. Такой же эскиз послал в Москву. В Обюссоне стандарт для шпалеры соткали, с моей точки зрения, в 10-15 раз хуже, чем в России. Они хотели переделать, но я для себя уже все решил.

- В основе шерстка, шелк?

- Овновь - лен. Нити, которыми ткался рисунок, - шерстяные и шелковые. Покупали их в специализированном магазине в Париже. Привезли в Москву. Сделали станок. Работали в технике, при которой плотность на квадратный сантиметр составляет 60 нитей и больше. Это плотность плетения старых шпалер. Я хотел достигнуть как раз драгоценного качества нидерландских, фламандских, французских шпалер XVI-XVIII веков.

- Были времена, когда художник воспринимался как Пророк. Потом - как ремесленник. В советское время отличный стихотворец аттестовал себя как "агитатора, горлана, главаря". Теперь художник порой неотличим от арт-бизнесмена. Кем вы себя ощущаете?

- Искусство как арт-бизнес - это вовсе неинтересная точка зрения. Она, видимо, существовала во все времена. Это не искусство, а скорее художественный промысел. И итог соответственный.

Что касается позиции гения, то она немного старомодна. Лучше, когда художник "ждет, чтоб высшее начало / Его все чаще побеждало, / Чтобы вырастать ему в ответ". Человек не Бог. Если он говорит: "Я гений", - значит, с ним не все в порядке. Пусть лучше другие люди скажут о нем, что он гений.

- И все же, как вы для себя определяете позицию художника?

- Я делаю родное занятие - то, что мне увлекательно. И стараюсь действовать его в такой степени недурственно, сколь могу. Я не могу существовать по иному. Если у меня это занятие отобрать, не знаю, надо полагать, я не буду существовать.

- Вы себя ощущаете русским художником на Западе?

- Естественно.

- Насколько занятно русское искусство на Западе в эти дни?

- Первая реакция, когда западные люди сталкиваются с чем-то из России, что они видят впервой, скептическая: "Это уже было у нас. Ничего нового". Проходит время - Запад присматривается к этому искусству. А после этого, когда подводят итоги века ХХ, оказывается, что посреди трех художников, которые фундаментальным образом повлияли на изобразительное искусство, единственный из России. Рядом с Пабло Пикассо, Марселем Дюшаном - Казимир Малевич. А Стравинского и Шостаковича называют самыми значительными композиторами столетия.

Возможно, экспозиция "Россия!", которая недавно была в музее Гуггенхейма, изменит эту ситуацию. Она имела гигантский счастливый момент. Ее критиковали - в основном русские искусствоведы, а не западные. Но любую обзорную выставку нетрудно критиковать. В Нью-Йорке экспозиция представляла историю русского искусства от икон до наших дней. Она дала шанс западной публике познать и дать оценку его.

Кроме того, подъем цен на русское искусство полно способствует его большей известности на Западе.

- А с чем связан подъем цен?

- Прежде всего с тем, что в России появились люди, у которых довольно денег, чтобы закупать произведения искусства. И у этих людей есть охота их составлять. Раньше, по всей видимости, они приобретали автомобили, виллы, драгоценности - не знаю что. Сейчас появились сильные русские коллекционеры... Это существенно. Скажем, американские коллекционеры лучше понимают американское искусство. Они это искусство поддерживают.

- Покупают русские, а цены на русское искусство растут на западном рынке?

- Ну не только русские, западные коллекционеры также интересуются нашим искусством. Но типично это люди, у которых особое касательство к России, к ее культуре. А цены растут, вследствие того что что произведений искусства не бесконечное море. И чем меньше их становится на рынке, тем больше они стоят. Если не произойдет политической или экономической катастрофы в России, то перспективы рынка русского искусства выглядят полностью нехило.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Абрикосов Grigory Abrikosov

Григорий Абрикосов - популярный советский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР. Родился 30 августа 1932 года.Фильмография актера насчитывает..
читать далее

Григорий Шпигель Grigory Shpigel

В 1940 году окончил актёрскую школу при киностудии "Мосфильм".
читать далее

Григорий Александров Grigory Aleksandrov

советский кинорежиссер, сценарист.
читать далее

Григорий Баскин Grigory Baskin

Сегодня Григорий Баскин - выдающийся мастер конферанса и один из самых интересных и опытных режиссеров-постановщиков концертных и телевизионных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий