Известные люди

»

Григорий Дмитрюк

Григорий Дмитрюк Grigory Dmitryk Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Приморский край» Владивосток, 12.3.1920
Гвардии Капитан Г. Ф. Дмитрюк совершил 206 боевых вылетов, участвовал в 37 воздушных боях, сбил 18 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 12 Марта 1920 года в городе Владивосток, в настоящий момент Приморского края, в семье рабочего. Окончил 9 классов средней школы 28 и аэроклуб во Владивостоке. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Батайскую военную авиационную школу лётчиков.

С Мая 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на Севере.

К Ноябрю 1944 года начальник эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская смешанная авиационная дивизия, 7-я Воздушная вс, Карельский фронт ) Гвардии Капитан Г. Ф. Дмитрюк совершил 206 боевых вылетов, участвовал в 37 воздушных боях, сшиб 18 самолётов противника. 2 Ноября 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого за отрезок времени войны уничтожил 19 вражеских самолётов.

После войны продолжал службу в ВВС на командных должностях. В составе 821-го ИАП участвовал в Корейской войне, где сшиб ещё 5 самолётов. В 1956 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1969 года Генерал - Майор авиации Г. Ф. Дмитрюк - в запасе. Жил в Ленинграде. До 1980 года работал начальником сектора ВНИИ радиоаппаратуры. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 27 Апреля 1982 года.

* * *

Григорий Федосеевич Дмитрюк так ни при каких обстоятельствах и не мог целиком отключиться от всего того, чем он жил каждый день, начиная с лета далекого 1937 года, в единственный из дней которого он в первый раз поднялся в небосвод на стареньком, дребезжащем планеришке "учебный стандарт". Да, небосвод с этого дня стало для Дмитрюка всем. И он неизменно служил ему со всей страстью своей души и требовал того же и от тех, с кем разделял его.

...Война застала командира звена Младшего лейтенанта Григория Дмитрюка на Дальнем Востоке. На первом его рапорте с просьбой послать на фронт стояла дата - 22 Июня 1941 года. На последнем, сквозь тот, что - красным по белому - легло размашистое "Откомандировать в указание..." - был зафиксирован Декабрь 1941. А все эти месяцы - напряжённая учёба: тактика, воздушные "бои", стрельбы. Заставлять никого не приходилось. Все понимали: чтобы побеждать, нужно быть сильней врага. Но вот в конце концов - то пришёл Декабрь и прощай Дальний Восток - почва, где родился и вырос.

1 Мая 1942 года 145-й истребительный авиационный полк, в котором в настоящее время служил Дмитрюк, завершив переучивание на "Киттихауки" и "Аэрокобры", перелетел на северный прифронтовой аэровокзал Шонгуй. Здесь, на заросших жиденьким леском каменистых сопках и топких болотах, всё ещё лежал снег. Не было снежного покрова только у самого моря, и потому Григорию сверху показалось, что оно черно - свинцовое, мрачное, как бы оторочено чёрной траурной каймой. И вообще Север ему, коренному дальневосточнику, где сопок, болот и тем больше воды также не занимать, не понравился. Во всяком случае, в тот первостепеннный день Дмитрюк никак на думал, что он позже сквозь всю бытие пронесёт в своем сердце большую влюбленность и привязанность к этому мужественному краю.

На следующий день, 2 Мая, полк начал к боевым действиям. Девятку истребителей прикрытия вёл комэск Капитан Павел Кутахов - тертый начальник и отменный лётчик с орденом Красного Знамени на гимнастерке.

Скоростные бомбардировщики "СБ" - на каждом по 1000 килограммов бомбового груза - держали вектор движения на Луостари. По разведданным, в последние дни там скопилось подозрительно большое численность самолётов. Противник очевидно что - то затевал. Наше руководство решило внезапным ударом сдернуть проект врага.

Дмитрюк летел ведомым у штурмана полка Майора Шевченко. Таков неписаный закон войны: в основополагающий мордобой новичок идёт рядом с уже познавшим почём фунт её лиха солдатом. Ссутулившись в тесной для его рослой, крупной фигуры кабине "Киттихаука", Григорий чутко следил за ведущим. Так приказал Кутахов.

Сплошной линии фронта всё из - за тех же сопок и болот в этом месте, на Севере, не было, и потому что группа Кутахова, выбрав одну из "отдушин", проскочила её без шума. Ещё немного минут звенящей тишины и вот он - вражеский аэропорт. Скоростные бомбардировщики сразу начали к делу. Дмитрюк вполглаза видел, как внизу разом вздыбилась и зажглась "тундра" - уж чего - чего, а маскировать и камуфлировать немцы умели, - как пламень и железо жгли, рвали, разбрасывали по частям приготовившиеся к старту "Юнкерсы", "Дорнье" и "Хейнкели". Заход стандартный, как учили, разворот на 180 градусов, и ещё заход. Для гарантии. А в настоящее время "по газам", и домой. Вслед запоздало с остервенением затявкали "эрликоны".

Когда до Шонгуя оставалось рукой передать, Дмитрюк услышал в шлемофоне смирный, малость глуховатый звук Кутахова: "Внимание ! Сзади с правой стороны "Мессеры" !

Дальнейшие события развивались до такой степени быстро, что Григорий ни опосля, посредством годы, ни сию минуту же позже посадки так и не мог воспроизвести в памяти всех подробностей начала этого первого в своей жизни воздушного боя. Он чётко запомнил только, что успел тогда углядеть и более того для чего - то пересчитать - 24 ! - летевших им наперерез на здоровый скорости "Мессершмиттов".

В следующую секунду он метнулся за грубо пошедшим на вертикаль "Киттихауком" Шевченко. Огромная перегрузка жестко притиснула Дмитрюка к бронеспинке сиденья, он, ничего около не видя и не слыша, сейчас делал только одно - изо всех сил старался не отстать от ведущего.

Но вот Григорий, когда, казалось ему, прошла уже целая вечность, нежданно для себя обнаружил, что добро слышит радио. Оно разноголосо кричало, хрипело, стонало. И он как - то сию минуту увидел всё: и уходивших на север невредимых "СБ", и всех своих товарищей, отбивавшихся от 22 "Мессеров", и ту пару Ме-109, что наседала сегодня на них с Шевченко. С этого момента он запомнит до мельчайших деталей все воздушные поединки, что проведёт за всю войну.

Бой продолжался. Дмитрюк заградительной трассой отсёк от Шевченко сунувшегося было к нему ведущего пары "Мессеров". Тот, напоровшись на жар, переворотом ушёл вниз. Через секунду Григорий сызнова пустил в ход пулемёты - по второму Ме-109, тот, что отчего - то, проскочив его, также атаковал штурмана. Трассы прошли мимо. Это шибко обозлило Дмитрюка и в силу того что, когда "Мессер" кроме того переворотом отвалил от Шевченко, он, забыв обо всём, бросился за ним.

И настиг его - своего первого "живого" врага ! Тот, почувствовав погоню и зная, что "Мессершмитт" тяжелее "Киттихаука", попытался оставить пикированием. Но Дмитрюк был уже рядом. Он понял проект врага и не спешил с огнём только потому как, что хотел ударять наверное. Он шёл в 100 метров позади и выше, выжидая, когда "Мессеру" уже некуда будет дальше пикировать и волей - неволей сызнова придется раздумывать о высоте.

Так оно и вышло. "Мессер" падал без малого до земли. Когда же до неё оставалось всего ничего, он грубо, всё ещё на что - то надеясь, кинулся вверх и в сторону. Но Григорий был готов и к этому. Тонкий "худой" фюзеляж, широкие, с обрубленными консолями крылья Ме-109 немедленно же оказались в перекрестии прицела "Киттихаука". Все 6 крупнокалиберных пулемётов "заговорили" разом. От плоскостей "Мессера" полетели ошмётки обшивки. Но он всё ещё шёл, сопротивлялся, стараясь спастись, выжить. Не выжил...

Дмитрюк, ни на секунду не выпускавший его из прицела, поймал миг и, чтобы уже попусту не дырявить крылья противника, качнул нос "Киттихаука" налево - направо и вместе с тем нажал на гашетку. Ме-109 запылал - пули вспороли и зажгли расположенный тотчас за спиной пилотского кресла бензиновый бак. Вражеский самолёт, перевернувшись, ткнулся в скалистую землю и взорвался.

Через 30 мин Младший лейтенант Дмитрюк, опустив голову, стоял перед строем полка. Говорил Кутахов:

-...Ты, видимо, рассчитывал на то, что победителей не судят. Так вот, знай: твоя сегодняшняя виктория - диковина. Да, это диковинка, что ты - активный и таковой вот пригожий - стоишь в текущее время перед нами. Чудо и то, что жив и здоров Шевченко, которого ты... предал. И для бомбёров наших - также диво, что они уцелели.

Комэск замолчал, опосля, пройдясь раз - иной вдоль притихшего строя, как гром среди ясного неба вдруг развесёло рассмеялся:

- А вообще ты его срезал лихо. Видел. С головой срезал. Молодец ! Но учти, чувак, - Павел Степанович опять стал серьёзным, - все учтите: геройский поступок требует не только крупный отваги, но и огромный мысли. Воевать нам ещё длительно, так давайте же сражаться с головой, думаючи...

Они пройдут бок о бок посредством всю войну, всем смертям назло выживут, станут друзьями: Герои Советского Союза - грядущий Генерал - Майор авиации Григорий Дмитрюк и предстоящий Главный Маршал авиации главком ВВС Павел Кутахов...

Командир эскадрильи в аккурат подметил у молодого лётчика творческий подход к каждому бою, умение анализировать свои действия. Кутахов помогал ему развивать эти важные качества. И вот вскоре новичку уже доверили летать ведущим группы. С каждым вылетом всё ярче проявлялись незаурядные бойцовские качества Дмитрюка, умелого организатора неотразимых атак.

Так было и 15 Сентября 1942 года, когда Дмитрюк во главе четвёрки истребителей вылетел для прикрытия Туломской электростанции. Немцы систематически пытались её бомбить, вывести из строя. На подходе к цели наши лётчики встретили 7 "Мессеров". Дмитрюк построил мордобой на вертикалях, оставляя 1 - 2 самолёта на немалый высоте, как бы в засаде, чтобы в подходящий миг неожиданно садануть по врагу. Это принесло фарт. Сбив 3 самолёта, наша четвёрка вернулась на аэровокзал без потерь.

Бои, бои, бои... Жаркие, не на бытие, а насмерть, схватки велись в небе Севера без малого каждый день. Несмотря на только тяжёлые метеорологические условия, Дмитрюк и его товарищи поднимались в воздух по 7, 9 и более того по 11 раз за сутки ! И если не в каждом вылете, то сквозь единственный непременно - махач. И в каждом из них находили свой финал вражеские самолёты.

Но битва есть битва. В этих напряжённейших, как правило, неравных боях, покрыв себя неувядаемой славой и вечной памятью Родины, героической смертью погибнут многие лётчики 145-го полка: Иван Бочков, Виктор Миронов, Ефим Кривошеев, Иван Юшинов... Они навечно остались в Шонгуе.

Весной 1944 года, когда наши наземные войска перешли в атакование, воздушное сражение в небе Севера разгорелось с новой силой. Один из боёв той весны оставит на всю существование неизгладимый след в сердце Дмитрюка.

...В тот день они двумя звеньями сопровождали группу летевших на штурмовку вражеского аэродрома "Илов". Капитан Дмитрюк вёл четвёрку истребителей непосредственного прикрытия, Старший лейтенант Габринец со своим звеном шёл едва-едва позади и выше. Туманная, облачная с утра погода улучшалась практически на глазах. Григорий и радовался - в нём уже сказывался северянин - невысоко катившемуся по горизонту неяркому солнцу, и в то же время клял его всеми "святыми", так как знал, что их наверно где - нибудь перехватят "Мессеры". И он, осмотрительно ощупывая взглядом небосклон, в текущее время хотел только одного: чтобы это "где - нибудь" произошло ближе к цели. Чтобы смогли отработать "горбатые".

16 истребителей врага появились тогда, когда Дмитрюк увидел спереди знакомые очертания немецкого аэродрома. Четвёрка Габринца сразу же бросилась им навстречу и связала боем. Григорий же, с трудом поборов в себе стремление совершить то же самое, продолжал известия своё звено рядом со штурмовиками. Это было его обязанностью, его неукоснительным долгом - во что бы то ни стало снабдить секьюрити "Илов".

На подступах к цели снизу на них выплеснулся шквал огня зенитных "эрликонов". Если бы это произошло несколькими секундами раньше, то они бы не прошли. Во всяком случае, прошли бы не все. Но они опередили противника. Выскочив на аэропорт на высоте бреющего полёта, штурмовики с ходу - они знали своё занятие - ударили по стоянкам самолётов, а истребители Дмитрюка - по зениткам. Выполнив два захода, все 12 машин успешно вышли из - под огня.

Григорий был доволен. Он и на тот самый раз возвращался домой не без личной победы - мимоходом меткой очередью срезал одного из двух успевших всё - таки взмыть "Мессеров". Это тебе за Ленинград ! Теперь его беспокоил только Габринец. И вдруг: "Гриша, жив курилка ?"

Габринец вынырнул откель - то снизу и, лихо крутанув победную "бочку", увёл свою четвёрку на обычное местоположение, ввысь. Успокоившись, Григорий всё участливость заново сосредоточил на штурмовиках. Они, растянувшись, спешно уходили на восток. Но что это ? Один из них нежданно задымил и начал отставать. Видимо, "эрликоны" его всё - таки зацепили там, над аэродромом. Вскоре, истина, Ил-2 перестал дымить, но пространство между ним и первостепенный группой всё увеличивалось, шагать на скорости он очевидно не мог. Видя это, Габринец прорадировал Дмитрюку: "Гриша, уходи с "горбылями", я его прикрою".

В любое другое время Григорий как раз так бы и поступил - этого требовала ситуация. И он уже хотел было отправляться, но внезапно сердце неожиданно больно сжалось от предчувствия чего - то страшного и непоправимого, и он остался, передав охрану штурмовиков двум ведомым парам.

Несколько минут летели смирно. Но вот позади, на горизонте, чётко обозначились стремительно увеличивающиеся в размерах вытянутые силуэты Ме-109. На тот самый раз их было 20. Однако скорбь четвёрки наших истребителей заключалась сегодня совсем не в количестве настигавших их врагов. Дмитрюк и Габринец попадали в переплёты и похлеще. Потом, в конце концов, они нетрудно могли бы и не ввязываться в драку: "по газам" и - поминай как звали. Да, могли бы, если бы не чуть ковылявший под ними "на честном слове" Ил-2. Вот "Мессеры" догнали их, и огненная свистопляска началась...

Они держались, сколь могли. И более того больше, чем могли. Построив "ножницы", Дмитрюк, Габринец, Пузанов и Ашев раз за разом отбили немного попыток врагов пробиться к штурмовику. И те, обозленные неудачей, решили в первую голову разделаться с истребителями. Вскоре паре "Мессеров" удалось забежать Габринцу в хвостище. Григорий поспешил к нему на подмога, но, видимо, припоздал, так как, когда он всё - таки отпугнул "худых", тот нежданно доложил: "Гриша, двигатель не тянет, сажусь !"

Дмитрюк защищал падающую машину друга до последнего патрона. Он ещё успел заметить, как она плюхнулась в снег, пропахала в нем недлинную, глубокую колею и остановилась. В это время его истребитель содрогнулся под ударами снарядов подкравшегося к нему позади Ме-109. Рванув в попытке покинуть из - под очередного удара ручку управления на себя, Григорий не почувствовал её привычной упругой тяжести. Рули не слушались. А почва была уже рядом...

Он очнётся от страшной боли в голове и от холода. Выберется из кабины - единственной уцелевшей части самолёта - и шатаясь, падая, пойдет на восток. Он не раз будет утрачивать рассудок и помирать, но не умрёт. Будет замерзать, но не замёрзнет. У него откажут ноги, но он будет тащиться. И пробьётся к своим, и выживет. Чтобы уже сквозь две недели заново подняться в небеса войны, и отомстить за кончина друга.

Командир эскадрильи 19-го Гвардейского истребительного авиаполка Капитан Г. Ф. Дмитрюк считался большим мастером прикрытия групп бомбардировщиков и штурмовиков. Когда его эскадрилья сопровождала "Илы", лётчики - штурмовики чувствовали себя в безопасности. За время Петсамо - Киркенесской операции Григорий Федосеевич сшиб 4 вражеских самолёта. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, за образцовое выполнение боевых заданий в Ноябре 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

20 Октября 1944 года эскадрилья Капитана Г. Ф. Дмитрюка сопровождала самолёты Ил-2 на штурмовку переднего края обороны противника. За линией фронта лётчики встретили 11 бомбардировщиков Ju-87 и 12 истребителей Ме-109. Капитан Дмитрюк, в один момент оценив обстановку, повёл звено на бомбардировщиков, а четвёрка Капитана П. З. Кочегина осталась со штурмовиками. Стремительной атакой наши лётчики расшибли строй вражеских бомбардировщиков и стали расстреливать их. Вниз полетели горящие "Юнкерсы".

У самой цели на группу "Илов" и прикрывавших их истребителей напали 6 Ме-109. Отбивая их атаки, Лейтенант С. Н. Слюнин поджёг единственный вражеский самолёт. Штурмовики, выполнив поручение, взяли вектор движения на аэропорт. Капитан Кочегин приказал паре Слюнина сопровождать штурмовиков, а сам с Младшим лейтенантом Р. М. Середой связал боем "Мессеров", стремясь оттянуть их в сторону. В одной из лобовых атак Кочегин сшиб германский истребитель. Но вскоре и его подбили. Пришлось скакать с парашютом. Приземление произошло на территории противника. Отстреливаясь из пистолета, Кочегину удалось покинуть от погони. А сквозь сутки он, голодный и истомленный, встретил местных обитателей. Норвежцы, рискуя жизнью, немного дней прятали лётчика, в то время как советские войска не изгнали из села фашистов.

И ещё единственный махач ладно запомнился Дмитрюку. Нет, тогда всё было значительно проще. Но это был его финальный махач.

Во главе четвёрки истребителей начальник эскадрильи Гвардии Капитан Дмитрюк вылетел на "свободную охоту". Да, в 1945 году он уже мог разрешить себе такую "роскошь". Шли на высоте 5000 метров. Спокойно пересекли линию фронта: немецкие зенитчики молчали. Впрочем, им тогда было уже не до самолётов, они "смазывали пятки".

Минут 30 прошло в бесплодном поиске. Но когда Григорий вовсе решил, что "свадьбы" не будет, на них внезапно наскочили 4 FW-190. Нет, они нисколько не думали нападать. Развернувшись, "Фоккеры" сразу бросились наутёк.

"Совсем измельчал фашист", - ухмыльнулся Дмитрюк, толкнув сектор газа вперед. А посредством немного мгновений он уже "загонял" ведущего в сетку прицела. Залп из пушки и пулемётов, и 19-й, завершающий на его боевом счету самолёт с ненавистной свастикой на хвосте, развалившись на куски, рухнул вниз...

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Дольников Grigory Dolnikov

За период службы награжден Орденами Ленина ( дважды ), Октябрьской революции, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной..
читать далее

Григорий Жуйков Grigory Juikov

Всего за период своей боевой деятельности Майор Г. С. Жуйков уничтожил в воздушных боях 13 самолётов противника лично и 4 - в группе с товарищами...
читать далее

Григорий Когрушев Grigory Kogrushev

Командовал 11-м, 172-м, 168-м истребительными авиационными полками. Совершил 180 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 2..
читать далее

Григорий Нестеренко Grigory Nesterenko

Окончил Ростовский финансаво - экономический институт. Работал в Сучанском горфинотделе ( гор. Партизанск Приморского края ). С 1940 года в Красной..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий