Известные люди

»

Григорий Соколов

Григорий Соколов Grigory Sokolov Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
Имя петербургского пианиста Григория Соколова настолько высоко ценится любителями музыки, что каждый из его редких концертов в родном городе становится грандиозным событием - уже на подступах к Филармонии собираются такие толпы, что страшно, как зал сможет всех вместить? Действительно, чуть ли не на люстрах висят. Обычно Соколов играет в Большом зале только раз или два в сезон, чаще всего - сольные концерты. На этот раз выступал с Академическим оркестром и израильским дирижером Моше Ацмоном.

Звучал Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Откровенно заявить, отбор произведения меня разочаровал, уж крайне "заиграна" музыка, никак не отделаться от стереотипов советских времен: под эти жизнеутверждающие звуки в кадрах кинохроники колосились необозримые поля колхозной пшеницы или дымили домны. Но на концерте услышала музыку эдакий красоты и трагизма, что слезы выступили. Такого Первого концерта я не знала...

Рояль

- Григорий Липманович, говорят, вам как исполнителю приходится прилагать героические усилия, оттого что рояль Большого зала - в неудовлетворительном состоянии?

- Качество роялей Филармонии неважное. Этот инструмент производит ощущение массивного и стабильного, но он чуткий и чувствительный, как чадо. Ему нужна температура - 20-21 градус тепла, и 45-55 процентов влажности. Температура может быть и больше - 25 градусов, но стабильная, потому как что рояль привыкает, катаклизмы ему противопоказаны. Кроме того, чтобы быть в форме, он, как каждый агрегат, должен вкалывать, а не бездействовать. Ну у наших-то этой проблемы нет, нагрузка колоссальная. Но в зале студено, а когда-то в Филармонии была своя котельная.

А вообще немного в мире залов, где, как у нас, сцена такая большая, что в боковых пространствах беспрепятственно размещаются три рояля. А раньше их было более того четыре. На Западе делают так: рояль на лифте опускается вниз под сцену, в помещение со всеми необходимыми условиями. Или же залы арендуют инструмент, а уж у хозяев он хранится в идеальных условиях.

- Скрипачи гордятся старинными скрипками, а какое роль имеет возраст рояля?

- В Филармонии я играл на рояле 1990 года, ему 11 лет. Это почтенный возраст, но он ещё может долговременно прослужить. У инструмента также есть фатум, ему позволительно пособить продлить бытие, но позволительно его и пришить. Мне кажется, только лет пяти "от роду" рояль начинает по-настоящему раздаваться, с фабрики оттого что привозят "кусок мебели", нелегко уяснить, что из него будет. Есть "вундеркинды", которые уже посредством 2-3 года начинают что надо слышаться.

У меня был экстремальный происшествие, когда играл на 100-летнем рояле, нехорошем, а немного концертов дал на инструменте, которому было возле 50 лет. Это невероятно как собак нерезаных, но я с удивлением обнаружил, что он держал строй. Конечно, от меня потребовались героические усилия.

Настройщик

- Значит, безупречный инструмент - редкость? Как же вы добиваетесь такого фантастического звучания?

- Пианист крайне полно может свершить руками. И, как мне кажется, недурной музыкант должен сыграть так, чтобы в зале не отметили несовершенство инструмента.

Важно перед концертом раскусить, что это за рояль. Я должен сыграть на практике всю программу, вследствие того что что как черт из табакерки подведет звук, тот, что и встретится-то только единственный раз. Или, допустим, за весь концерт мне раз понадобится третья средняя педаль. В каком она виде? Нужно чтобы на репетиции рядом был настройщик, то, что заметит исполнитель, настройщик не заметит, и то, что может произвести с роялем настройщик, исполнитель-не сможет.

Дирижер

- Вы сами выбираете дирижера?

- Бывают случаи, когда сам могу предложить, как Моше Ацмона. Или могу отступиться, за все время было, по-моему, пять дирижеров, с которыми категорически не хотел игрывать. Дирижер - это достаточно странная, чуть-чуть управленческая специальность. Не все дирижеры любят музыку! А аккомпанировать солисту - особенный дар, обучить этому нереально. Года два-три обратно я принял заключение игрывать только с теми, кого знаю. Не хочу больше сюрпризов. Такие концерты, когда играю, стиснув зубы, не на самочувствие. Хотя вообще концерт, я убежден, это утомленность, которая идет во благо, это приток энергии, источник которой тяжело уяснить, но он есть. Бывает все супротив тебя - летел двое суток, задерживался рейс, устал - по логике вещей должен игрывать хуже, а играешь лучше.

Концерт

- Я постоянно замираю совместно с исполнителем в тот миг, когда пальцы его вот-вот коснутся инструмента. Каково ваше внутреннее чувство - как в воду ныряешь?

- Не думаю, что у кого-то из исполнителей день концерта - обыкновенный и музыкант начинает сосредотачиваться, только выйдя на сцену. Для меня и сам день концерта своеобразный, и начинается все весьма задолго. Попробую так объяснить: вот меня порой спрашивают, каково чувство после этого концерта? А у меня это не "после", а уже "перед" следующим. Таков гастрольный образ жизни. На сцену выхожу сконцентрированным и пережидаю только гул в зале.

Во время игры исполнитель слышит себя со стороны, это весьма немаловажно, по-другому он профнепригоден.

Отдых

- То, чем я занимаюсь, это не специальность, а доля жизни. Значит, отдыха от части жизни быть не может. День или более того два могу не игрывать, но не больше. Когда возникает перерыв между концертами, хоть в это время и учу новоиспеченный материал, все одинаково наличие кажется каким-то непонятным.

- На сколь лет вперед расписаны гастроли?

- Вот в текущее время в Филармонии мы определяли планы на 2002 и 2003 годы. А некоторые оркестры планируют ещё дальше - до 2006-го! Я должен вписываться, но на самом деле такие прогнозы безумно пугают. Вот текущий период добро себе представляю.

Слава

- Что такое для вас слава?

- Смотря что вы понимаете под этим словом...

- Ну вот свежий образец - как у народного любимца Баскова.

- Выключьте, сделай одолжение, диктофон. Извините, а кто это? (Выслушав объяснения.) Известность я понимаю вовсе по-другому. Если исполнителя не знают зарубежные импресарио, Филармонии - его не приглашают. Во всех других смыслах "известность" для меня ничего не значит. Искусство связано с внутренним миром, сильно немного с внешним. Бывает, словно бы бы есть все условия для расцвета культуры, а ничего не появляется. Или напротив, кошмар совершеннейший, как снег на голову какая-то вспышка невероятная, появляется целая плеяда замечательных художников. На человека, занимающегося искусством, внешнее, в том числе и слава, или никак не влияет, или минимальным образом.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Антипенко Grigory Antipenko

По первой специальности Антипенко - аптекарь-фармацевт. До поступления в Щукинское закончил фармацевтическое училище.С юности занимался в..
читать далее

Грифф Ферст Griff Furst

Грифф Ферст - американский актер, сценарист, продюсер, оператор и монтажер. Родился 17 сентября 1981 года.Грифф Ферст начал сниматься в кино в 1999..
читать далее

Гриффин Данн Griffin Dunne

Родился в Нью-Йорке, штат Нью-Йорк, США. Актер, продюсер, которого все запомнили по "Американскому оборотню в Лондоне". Его съели в самом начале...
читать далее

Гровер Кливленд Grover Cleveland

22-й и затем 24-й президент США, пробывший на этом посту два срока с четырехлетним перерывом. Родился в Колдуэлле (шт. Нью-Джерси) 18 марта 1837.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий