Известные люди

»

Григорий Черкашин

Григорий Черкашин Grigory Cherkashin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 22.11.1921
Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сбил 2 самолёта противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 22 Ноября 1921 года в селе Рыбное, нынче Рыбинского района Красноярского края, в семье крестьянина. Окончил среднюю школу 7 в Красноярске, аэроклуб в Алма - Ате. С 1941 года в Красной Армии. В 1943 году окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.

С Декабря 1943 года в действующей армии. К Февралю 1945 года начальник звена 672-го штурмового авиационного полка ( 306-я штурмовая авиационная дивизия, 10-й штурмовой авиационный остов, 17-я Воздушная вс, 3-й Украинский фронт ) Лейтенант Г. Г. Черкашин произвёл 175 боевых вылетов на штурмовку активный силы и боевой техники противника. Провёл 18 воздушных боёв, в которых сшиб 2 самолёта противника. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 1948 года Полковник Г. Г. Черкашин - в запасе. Жил в Москве, работал в Гражданском Воздушном Флоте. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Заслуженный пилот СССР.

* * *

Григорий Черкашин родился в селе Рыбное Красноярского края. Его папа - Григорий Николаевич ( 1897 - 1930 ) и матушка - Агафья Васильевна ( 1904 - 1972 ) были крестьянами. В 1937 году Григорий окончил 7 классов и поступил вкалывать на паровозо - вагонный ремонтный предприятие. В 1940 году в Красноярском аэроклубе он начальный раз поднялся в воздух

В 1940 году семейство переехала в Алма - Ату. Там Григорий закончил обучение в аэроклубе и был направлен в Чкаловскую военную школу пилотов. В 1943 году вслед за тем её окончания Младший лейтенант Черкашин был направлен в 1-ю запасную авиабригаду в Куйбышев. Там он прошёл дополнительную тренировку на штурмовике Ил-2.

Вскоре была скомплектована группа из 23 экипажей: лётчики получили новейшие самолёты и обмундирование и отправилась в указание 306-й штурмовой авиадивизии ( забегая вперёд скажем: к концу войны из 23 экипажей ( лётчик и воздушный стрелок ) остались в живых только два лётчика - Черкашин и Говорунов, но при освоении нового самолёта Ил-10 в 1945 году Говорунов погиб ).

Первый боевой вылет Черкашин выполнил 22 Ноября 1943 года. А окончательный - совершил в Чехословакии весной 1945 года.

Через месяц боевой работы Черкашина поставили ведущим пары. С каждым вылетом он приобретал навык.

23 Сентября 1944 года 1-я авиабригада 672-го авиаполка была поднята по тревоге. Срочно требовалось оказать поддержка наземным войскам в районе города Ниш - ликвидировать переправу противника сквозь реку Мораву. Штурмовую группу из 8 самолётов повел начальник эскадрильи С. К. Ковязин. Он был опытнейшим лётчиком, пришедшим в штурмовую авиацию в Августе 1944 года, а до этого совершил 800 боевых вылетов в лёгко - бомбардировочной авиации.

Точно выйдя на мишень, лётчики начали штурмовать переправу. Она была уничтожена с первого захода: горели танки, автомашины, разбегалась пехота. Надо ретироваться домой. Солнце спустилось за горы, мрак наступила одним духом.

Пришли на аэровокзал сомкнутым строем. Светились стартовые огни. Теперь нужно изготовить посадку. Главная угроза была в том, что большинство лётчиков ни разу не летало ночью. Первым на посадку пошёл ведущий, а за ним остальные. Все сели успешно. Это был огромный фарт.

Спустя полвека Г. Г. Черкашина пригласили в град Ниш. Когда он на встрече с молодёжью рассказал о том, как оказывалась авиационная содействие войскам, освобождавшим Ниш, с места поднялся глава администрации города города и сказал: "Григорий Черкашин - почётный гражданин города Ниш".

...Войска с боями продвигались на запад. Враг настойчиво сопротивлялся. Ожесточённые бои шли за отбояривание Венгрии. 672-й авиаполк потерял там 33 лётчика. Были дни, когда в воздух полк мог вознести только 2 исправных самолёта. Каждый свежий вылет проходил с тяжёлыми боями и потерями.

До сражения под Будапештом за плечами Лейтенанта Черкашина были уже Ясско - Кишиневская операция, штурмовки, разведывательные полёты, "свободная охота" - словом, рядом 200 успешных боевых вылетов. Многие из них он выполнял в роли ведущего группы - как уже видавший виды лётчик. Случалось ему приводить на свой аэровокзал опалённую огнём, иссечённую пулями и осколками машину.

В межозерье Балатон - Веленце фортуна подобно как отвернулась от него. Два "Мессера" повисли на хвосте. Секунды решали всё. Григорий нажал правую педаль, сдвинул ручку управления налево и чуток на себя. Штурмовик пошёл со скольжением. Огненные трассы располосовали небосвод рядом с кабиной. Мимо !

Штурмовик плеснул на противника всей мощью бортового огня. "Мессер" клюнул носом, задымил, перешёл в отвесное пикирование и рухнул в Балатон.

"Победа, начальник ! - услышал лётчик в наушниках шлемофона ликующий звук Сазонова - воздушного стрелка. - Этот отлетался, а второй отвалил, рванул в облака, боясь своей гибели".

Григорий без малого физически ощутил, как с плеч неспешно спадает огромная тяжеловесность. Сознание охватила дума, что сегодня он выиграл самую жестокую схватку, что ни на есть строгий экзамен за полтора фронтовых года.

18 Марта 1945 года при выполнении боевого задания самолёт Черкашина был повреждён зенитной артиллерией противника. Во время приземления на переднем крае наших войск самолёт разрушился. Воздушный стрелок погиб. Лётчика выбросило из кабины. Когда Черкашин пришёл в разум, то попросил принести его в штаб части. Прибыв в полк, он отказался от госпитализации и вслед за тем лечения в полковом лазарете сызнова начал к боевым полетам.

За полтора года непрерывного пребывания на фронте Черкашин совершил 240 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. В большинстве вылетов он был ведущим групп. Войну закончил кавалером семи орденов, Героем Советского Союза. Имеет и венгерские награды.

В 1948 году Черкашин был уволен из армии по состоянию здоровья и стал трудиться в Казахском управлении Гражданского Воздушного Флота. С этого времени началась его трудовая занятие в Аэрофлоте.

В общей сложности Черкашин находился на лётной работе 42 года. Его налёт составил 23 000 часов. Пилот 1-го класса, Заслуженный пилот СССР.

Так же читайте биографии известных людей:
Григорий Агешин Grigory Agenshin

Григорий Севастьянович Агешин, рядовой, разведчик 3-го батальона 1281-го стрелкового полка 60-й стрелковой дивизии, родился 15 февраля 1915 года в..
читать далее

Григорий Гапонов Grigory Gaponov

Успешно овладел снайперским делом. К началу Декабря 1944 года на его боевом счету было 130 уничтоженных солдат и офицеров противника. Указом..
читать далее

Григорий Ермолаев Grigory Ermolaev

Звание Героя Советского Союза Григорию Дмитриевичу Ермолаеву присвоено посмертно 24 марта 1945 года за отвагу и мужество проявленные в боях по..
читать далее

Григорий Заварин Grigory Zavarin

Звание Героя Советского Союза Григорию Антоновичу Заварину присвоено 6 марта 1945 года посмертно за 27 боевых вылетов на самолете-торпедоносце и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий