Известные люди

»

Густав Малер

Густав Малер Gustav Mahler Карьера: Музыкант
Рождение: 7.7.1860
При жизни Малера его музыка часто недооценивалась. Симфонии Малера именовались симфоническими попурри, их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление реминисценциями из других авторов и цитатами из австрийских народных песен.

МАЛЕР, ГУСТАВ (Mahler, Gustav) (18601911), австрийский композитор и дирижер. Родился 7 июля 1860 в Калиште (Чехия) вторым из 14 детей в семье Марии Германн и Бернхарда Малера, еврея-винокура. Вскоре следом рождения Густава семейство переселилась в небольшой индустриальный город Йиглаву островок немецкой культуры в Южной Моравии (в настоящее время Чехия).

Ребенком Малер проявил незаурядную музыкальную одаренность и учился у местных преподавателей. Затем папа отвез его в Вену. В возрасте 15 лет Малер поступил в Венскую консерваторию, где занимался у Ю.Эпштейна (фортепиано), Р.Фукса (гармония) и Ф. Кренна (композиция). Он прослушал кроме того курсы лекций по истории музыки и философии в Венском университете и познакомился с работавшим тогда в университете А.Брукнером. Первое значительное сочинение Малера, кантата Жалобная песня (Das klagende Lied, 1880), не получило консерваторской Бетховенской премии, вслед за тем чего разочарованный автор решил посвятить себя дирижерской деятельности в первую голову в маленьком опереточном театре под Линцем (май-июнь 1880), после этого в Любляне (Словения, 18811882), Оломоуце (Моравия, 1883) и Касселе (Германия, 18831885). В возрасте 25 лет Малер был приглашен дирижером в Пражскую оперу, где с большим успехом ставил оперы Моцарта и Вагнера и воплотил в жизнь Девятую симфонию Бетховена. Однако в результате конфликта с главным дирижером, А.Зайдлем, Малер был вынужден съехать из Вены и с 1886 по 1888 служил помощником главного дирижера А.Никиша в Лейпцигской опере. Безответная влюбленность, пережитая музыкантом в это время, вызвала к жизни два крупных произведения вокально-симфонический цикл Песни странствующего подмастерья (Lieder eines fahrenden Gesellen, 1883) и Первую симфонию (1888).

Средний отрезок времени.

Вслед за триумфальным успехом в Лейпциге премьеры законченной им оперы К.М.Вебера Три Пинто (Die drei Pintos), Малер сделал ее в течение 1888 ещё немного раз в театрах Германии и Австрии. Эти триумфы, при всем при том, не разрешили личных проблем дирижера. После ссоры с Никишем он уехал из Лейпцига и стал директором Королевской оперы в Будапеште. Здесь он провел венгерские премьеры Золота Рейна и Валькирии Вагнера, поставил одну из первых веристских опер, Сельскую честь Масканьи. Его интерпретация Дон Жуана Моцарта вызвала восторженный отклик И.Брамса.

В 1891 Малеру пришлось оставить Будапешт, так как новоиспеченный управляющий Королевского театра не желал сотрудничать с иностранным дирижером. К этому времени Малер уже сочинил три тетради песен с фортепианным аккомпанементом; девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии Волшебный рог мальчика (Des Knaben Wunderhorn) составили одноименный вокальный цикл. Следующим местом службы Малера стал Городской оперный театр Гамбурга, где он исполнял обязанности первого дирижера (18911897). Теперь в его распоряжении оказался ансамбль первоклассных певцов, и он получил вероятность контачить с крупнейшими музыкантами своего времени. В роли покровителя Малера выступил Х.фон Бюлов, тот, что намедни своей кончины (1894) передал Малеру руководство Гамбургскими абонементными концертами. В гамбургский отрезок времени Малер закончил оркестровую редакцию Волшебного рога мальчика, Вторую и Третью симфонии.

В Гамбурге Малер пережил увлечение Анной фон Мильденбург певицей (драматическое сопрано) из Вены; тогда же завязалась его многолетняя приятельство со скрипачкой Натали Бауэр-Лехнер: они проводили месяцы летнего отдыха совместно, и Натали вела дневник, единственный из самых достоверных источников сведений о жизни и образе мыслей Малера. В 1897 он принял католицизм, одной из причин обращения стало возделение заполучить местоположение директора и дирижера Придворной оперы в Вене. Десять лет, которые Малер провел на этом посту, многие музыковеды считают золотым веком Венской оперы: дирижер отобрал и воспитал ансамбль великолепных исполнителей, предпочитая при этом певцов-актеров виртуозам бельканто. Художественный фанатизм Малера, его упрямый нрав, пренебрежение некоторыми исполнительскими традициями, влечение проводить осмысленную репертуарную политику, а ещё необычные темпы, которые он выбирал, и жесткие замечания, которые он делал во время репетиций, создали Малеру несть числа врагов в Вене городе, где музыка рассматривалась как предмет скорее наслаждения, чем жертвенного служения. В 1903 Малер пригласил в театр нового сотрудника венского художника А.Роллера; сообща они создали строй постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже веков в европейском театральном искусстве. Крупнейшими достижениями на этом пути стали Тристан и Изольда (1903), Фиделио (1904), Золото Рейна и Дон Жуан (1905), а ещё цикл лучших опер Моцарта, подготовленный в 1906 к 150-летию со дня рождения композитора.

В 1901 Малер женился на Альме Шиндлер, дочери известного венского художника-пейзажиста. Альма Малер была на восемнадцать лет моложе мужа, занималась музыкой, более того пыталась фантазировать, вообще ощущала себя творческой натурой и нисколько не стремилась прилежно исполнять обязанности хозяйки дома, матери и супруги, как того хотел Малер. Однако благодаря Альме расширился круг общения композитора: в частности, он рядом сошелся с драматургом Г.Гауптманом и композиторами А.Цемлинским и А.Шёнбергом. В своем маленьком композиторском домике, спрятанном в лесу на берегу озера Вёртерзее, Малер закончил Четвертую симфонию и создал ещё четыре симфонии, а кроме того второй вокальный цикл на вирши из Волшебного рога мальчика (Семь песен последних лет, Sieben Lieder aus letzter Zeit) и трагический вокальный цикл на вирши Рюккерта Песни об умерших детях (Kindertotenlieder).

К 1902 композиторская дело Малера получила широкое признание, во многом благодаря поддержке Р.Штрауса, тот, что устроил первое полное осуществление Третьей симфонии, имевшее немалый счастливый момент. Кроме того, Штраус включил Вторую и Шестую симфонии, а кроме того малеровские песни в программы ежегодного фестиваля возглавлявшегося им Всегерманского музыкального союза. Малера стали зачастую звать дирижировать собственными произведениями, и это привело к конфликту композитора с администрацией Венской оперы, полагавшей, что Малер пренебрегает своими обязанностями художественного руководителя.

Последние годы.

Очень тяжелым выдался для Малера 1907 год. Он ушел из Венской оперы, заявив, что его дело тут не умеют дорожить по достоинству; его младшая дочка умерла от дифтерии, а сам он узнал, что страдает серьезной болезнью сердца. Малер занял местоположение главного дирижера нью-йоркской Метрополитен-опера, но состояние здоровья не позволило ему заняться дирижерской деятельностью. В 1908 в Метрополитен-опера появился свежий менеджер итальянский импресарио Дж.Гатти-Касацца, тот, что привез своего дирижера знаменитого А.Тосканини. Малер принял приглашение на место главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, тот, что в ту пору нуждался в срочной реорганизации. Благодаря Малеру цифра концертов вскоре возросло с 18 до 46 (из них 11 в гастрольных поездках), в программах стали являться не только известные шедевры, но и новые партитуры американских, английских, французских, немецких и славянских авторов. В сезоне 1910/1911 Нью-Йоркский филармонический оркестр дал уже 65 концертов, но Малер, тот, что погано себя чувствовал и устал от борьбы за художественные ценности с руководством филармонии, в апреле 1911 уехал в Европу. Он запоздал в Париже, чтобы миновать вектор движения лечения, после этого вернулся в Вену. Умер Малер в Вене 18 мая 1911.

Музыка Малера. За полгода до кончины Малер пережил величайший триумф на своем тернистом пути композитора: в Мюнхене состоялась премьера его грандиозной Восьмой симфонии, которая требует для исполнения примерно тысячи участников оркестрантов, певцов-солистов и хористов. В летние месяцы 19091911, которые Малер проводил в Тоблахе (Южный Тироль, в настоящее время Италия), он создал Песнь о земле для солистов и оркестра (Das Lied von der Erde), Девятую симфонию, а ещё работал над Десятой симфонией (оставшейся незавершенной).

При жизни Малера его музыка нередко недооценивалась. Симфонии Малера именовались симфоническими попурри, их осуждали за стилевой эклектизм, злоупотребление реминисценциями из других авторов и цитатами из австрийских народных песен. Высокую композиторскую технику Малера не отрицали, но его обвиняли в том, что бесчисленными звуковыми эффектами и применением грандиозных оркестровых (а другой раз и хоровых) составов он пытается утаить свою творческую несостоятельность. Его сочинения порой отталкивали и шокировали слушателей напряженностью внутренних парадоксов и антиномий, типа драма фарс, пафос ирония, ностальгия пародия, утонченность вульгарность, примитив изощренность, пламенный мистицизм цинизм. Немецкий философ и мелодический критик ТАдорно первым сумел явить, что разного рода сломы, искажения, отклонения у Малера ни при каких обстоятельствах не бывают произвольными, более того если они не подчиняются обычным законам музыкальной логики. Адорно кроме того первым отметил самобытность общего тона музыки Малера, тот, что делает ее непохожей ни на какую другую и разом узнаваемой. Он обратил внимательность на романоподобный нрав развития в симфониях Малера, драматургия и размеры которых определяются чаще ходом определенных музыкальных событий, нежели предустановленной схемой.

Среди открытий Малера в области формы разрешается выделить без малого полное избегание точной репризы; употребление рафинированных вариационных форм, в которых корпоративный рисунок темы сохраняется, в то время как изменяется ее интервальный состав; употребление разнообразных и тонких полифонических приемов, что порождает изредка жутко храбрые гармонические сочетания; в поздних произведениях тенденцию к тотальному тематизму (позже теоретически обоснованному Шёнбергом), т.е. к насыщению тематическими элементами не только главных, но и побочных голосов. Малер ни в жизнь не претендовал на изобретение нового музыкального языка, при всем при том он создавал музыку настолько сложную (ослепительный образец финал Шестой симфонии), что в этом смысле ему уступают более того Шёнберг и его учебное заведение.

Замечено, что гармония Малера сама по себе менее хроматична, менее современна, чем, в частности, у Р.Штрауса. Квартовые последовательности на грани атональности, которые открывают Камерную симфонию Шёнберга, имеют аналог в малеровской Седьмой симфонии, и все-таки подобные явления для Малера изъятие, а не правило. Его сочинения насыщены полифонией, все больше усложняющейся в поздних опусах, и созвучия, образующиеся в результате сочетания полифонических линий, могут глядеться нередко случайными, не подчиняющимися законам гармонии. При этом малеровская ритмика в основном достаточно проста, очевидное предпочтение отдается метру и ритму, типичным для марша и лендлера. Пристрастие композитора к сигналам труб, и вообще к военно-духовой музыке, нетрудно объясняется детскими воспоминаниями о воинских парадах в его близкий Йиглаве. По словам Малера, ход сочинения напоминает детскую игру, в которой из одних и тех же кубиков возводятся всякий раз новые постройки. Но сами эти кубики лежат в сознании с детства, потому как только оно есть время собирания и накопления.

Оркестровое послание Малера вызывало в особенности яростные споры. Он ввел в симфонический оркестр новые инструменты, такие, как гитара, мандолина, челеста, коровий колокольчик. Он применял традиционные инструменты в нехарактерных для них регистрах и достигал новых звуковых эффектов необычными сочетаниями оркестровых голосов. Фактура его музыки сильно изменчива, и массивное тутти всего оркестра может негаданно сменяться одиноким голосом солирующего инструмента.

Хотя в течение 1930-х и 1940-х годов музыку композитора пропагандировали такие дирижеры, как Б.Вальтер, О.Клемперер и Д.Митропулос, настоящее открытие Малера началось только в 1960-х годах, когда полные циклы его симфоний были записаны Л.Бернстайном, Дж.Шолти, Р.Кубеликом и Б.Хайтинком. К 1970-м годам сочинения Малера прочно вошли в репертуар и стали исполняться во всем мире.

Так же читайте биографии известных людей:
Густав Хольст Gustav Theodore Holst

Холст окончил школу в Челтнеме, затем изучал композицию в лондонском Королевском музыкальном колледже, где осваивал игру на тромбоне. Он намеревался..
читать далее

Густаво Беккер Gustavo Adolfo Becquer

Адольфо Беккер псевдоним испанского писателя Густаво Адольфо Домингеса Батисты, родившегося в Севилье в семье известного художника Жозе Домингеса..
читать далее

Густаво Бермудес Gustavo Bermudes

Густаво Бермудес - популярный аргентинский актер. Родился 21 июля 1964 года.Густаво Бермудес наиболее известен как исполнитель ролей в популярных..
читать далее

Густаво Куэртен Gustavo Kuerten

Международная федерация тенниса уже признала его чемпионом мира. "New York Times" назвала "последним профи с сердцем". Бразилия провозгласила его..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий