Известные люди

»

Давид Голощекин

Давид Голощекин David Goloschekin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 10.6.1944
Остановите на Невском проспекте прохожего и спросите: кто в Петербурге играет джаз? Вам ответят сразу: Давид Голощекин. Частые и успешные концерты, выступления по радио и телевидению, записи на грампластинках сделали Голощекина заметной артистической личностью в городе на Неве.

Его слава родилась не как снег на голову. Не было того сказочного утра, когда негусто кому популярный артист нежданно просыпается знаменитостью. В основе нынешней популярности Голощекина - огромное дарование, неустанный работа и энтузиазм, итогом которого было создание джазового ансамбля, поддержавшего высокую репутацию питерского джаза.

Голощекин родился в 1944 году в Москве, но своей артистической родиной он считает Петербург: тут он стал музыкантом. Первый его инструмент - скрипка. Окончив школу-десятилетку при Ленинградской консерватории, он пошел трудиться в Гастрольно-концертное объединение. Семнадцатилетний музыкант окунулся в деловую жизнь: научился строчить аранжировки, аккомпанировать на слух, моментально транспонировать по ходу исполнения, заменять исполнителей, собирать программы концертов. Все это было ново и увлекательно, но по-настоящему его увлекал только джаз.

Голощекину повезло; его заинтересованность к джазу совпал с активной деятельностью ленинградских джаз-клубов. Часто устраивались концерты, джем-сешн, лекции о джазе. Сначала он играл на контрабасе в квартете Ю.Вихарева, затем стал пианистом в октете И.Петренко. Но вскоре, чувствуя надобность глубже познать джазовую школу, Голощекин пришел в оркестр И. Вайнштейна. В те годы тот самый оркестр был основным джазовым коллективом Ленинграда. Голощекин с его способностью к адаптации тотчас стал равноправным солистом и в оркестре, и в малых ансамблях.

В 1967 Голощекин переезжает в Москву. Однако сквозь два года стойко решает возвратиться в Ленинград и сотворить свой свой джазовый ансамбль.

Ленинградская публика тепло встретила Голощекина, но никак не хотела примириться с тем, что он играл ныне на трубе (или на флюгельгорне). В памяти слушателей он по-прежнему оставался пианистом. Позже, когда слушатели приняли флюгельгорн Голощекина, когда он стал чередовать игру на духовых с игрой на фортепиано, он решил "вспомнить" скрипку. Этот нечасто используемый в джазе инструмент ещё больше поднял музыкальную репутацию Голощекина. Следуя традициям Д. Венути, С. Смита, С. Граппелли, Голощекин вписывал звучание скрипки (другой раз усиленной, подчас акустической) в ансамбль с тенор-саксофоном или трубой, употребляя необычную фраэировку, свойственную неужели что духовым.

Владение многими инструментами выручало артиста в самых неожиданных ситуациях. Однажды на ответственное выступление не явился барабанщик, и Давид сел за ударную установку, исполнив достаточно техничные сольные эпизоды. В прочий раз во время концерта в джаз-клубе он нежданно использовал стоящий на сцене вибрафон. Сейчас вибрафон входит в цифра инструментов, непрерывно используемых Голощекиным в своих концертах. А инструментов этих полно - скрипка, тенор-саксофон, флюгельгорн, фортепиано, сопрано-саксофон, вибрафон, карманная труба и т.д. По сути Давид Голощекин является единственным наиболее убедительным мультиинструменталистом в нашей стране и достаточно заметной фигурой в мировом джазе.

Современный джазовый музыкант обязан быть всесторонне образованным. Голощекин всеобъемлюще знает джазовую классику, ему присуще тончайшее стилевое чутье, безупречный привкус. Но всю дорогу и во всем Голощекин остается самим собой. Его творческая установка не допускает пассивного воспроизведения того или иного стиля, механической его имитации. Каждый раз на сцене рождается оригинальная композиция, складывается целостная программа с определенным тематическим сценарием.

В то же время Д. Голощекина отличает безошибочное владение лексикой избранного стиля. Импровизационное искусство - продукт огромного труда. Это не только природная способность бегло фантазировать вариации на тему, но и знание определенных идиом, свойственных только данному стилю, и умение рождать на их основе все новые и новые версии музыкального первообраза. Творческая идея Голощекина как бы насыщена музыкальными " ячейкам

и", пригодными для бесчисленных мелодических комбинаций. Но это не означает, что из кладовой своей феноменальной памяти он вынимает всем известные "ожерелья" музыкальных фраз, оборотов, пассажей. Настоящая джазовая импровизация возникает только тогда, когда весь тот самый "словарный запас" музыканта направляется его умом, вкусом, вдохновением, находчивостью. Отдавая должное эрудиции Голощекина, публика воспринимает его уже не только как музыканта, но и как актерскую индивидуальность.

Голощекин является в Петербурге идеальным концертным джазовым практиком. Его концерты позволительно полагать камерными и в то же время эстрадными и неакадемическими.

Д. Голощекин сознательно отказался от детального музыковедческого или эстрадного конферанса, он сам скупо информирует о жанре концерта и представляет музыкантов. В течение всего концерта он диктует правила игры - кажется, что он распределяет роли, аплодисменты, соло, паузы, ведет ансамбль, ведет зал. В таком единоначалии залог успеха, потому что сольный джазовый концерт немыслим без лидера, без центрального сценического образа. Артистизм, темперамент музицирования сделали Голощекина легендарной фигурой в петербургском джазе. А созданная и руководимая им Филармония Джазовой музыки на Загородном проспекте, 27 представляет собой настоящую "джазовую Мекку" Петербурга.

Вот уже навалом лет кругом Давида Голощекина группируется весь ленинградский джазовый "мейнстрим". Саксофонисты Михаил Костюшкин, Игорь Бутман, барабанщики Виктор Щербин, Евгений Губерман, контрабасисты Вениамин Дунаевский, Дмитрий Колесник, гитарист Андрей Рябов, пианист Петр Корнев, вокалистка Эльвира Трафова стали известными исполнителями некогда всего в партнерстве с Голощекиным. Сам он способен и направлять музыкантов, и повиноваться общему потоку музицирования. В концерте Голощекин использует еле-еле заметные различия в почерках своих партнеров. Момент передачи "эстафетной палочки" импровизации он может произвести драматическим поворотом в сюжете разыгрываемой музыкальной миниатюры. Чуткая взаимная реакция, умение подцепить, поддразнить, спародировать - все это не только количество музыкальной джазовой техники, проявляющейся в традиционных брейках, каденциях, но и элементы сценического действия. При всей раскованности музыкантов на сцене, импровизационности мизансцен, ансамбль неизменно следует концертному этикету, выглядит празднично и возвышенно. Категорически не принимая экстравагантных одежд современной эстрады, Голощекин строгими и немного старомоднымн костюмами прибавляет ещё единственный момент достоверности и своему традиционному джазовому искусству.

У Голощекина есть и своя оппозиция. Некоторым он кажется уж очень консервативным. Его упрекают в чрезмерной привязанности к музыке прошлых десятилетий, сетуют на то, что он не ищет синтеза с джаз-роком, не обогащает репертуар фольклором, что он равнодушен к тембровому и ритмическому "ультрамодерну". И в действительности, невзирая на сдвиги в слушательском сознании, Голощекин был и остается сторонником джазового романтизма. Он убежден, что строгий джаз (в его понимании - "мейнстрим", включающий свинг, бибоп, кул, хард-боп) способен рскручиваться безгранично и что никакое новаторство нельзя без твердой "школы".

Так же читайте биографии известных людей:
Давид Ойстрах David Oystrah

Ойстрах, очень много гастролировавший за рубежом, обладал высочайшей международной репутацией (в Европе его нередко называли Царь Давид), был..
читать далее

Давид Тухманов David Tuhmanov

В 2004 году на сцене Государственного Кремлевского дворца прошли авторские концерты композитора Притяжение любви. В конце 2005 года Д. Тухманов..
читать далее

Давид Кеосаян David Keosayan

Выпускник факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова (1983).2000-2004 гг. - заместитель генерального директора по производству и продюсер ЗАО..
читать далее

Давид Бонгартц (Гарретт)

Дэ́вид Гарретт (англ. David Garrett, настоящее имя Давид Бонгартц нем. David Bongartz; 4 сентября 1980, Ахен, Северный Рейн-Вестфалия) —..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий