Известные люди

»

Даниил Дондурей

Даниил Дондурей Daneel Dondurey Карьера: Корреспондент
Рождение: Россия» Ульяновская область» Ульяновск, 19.5.1947
Еще недавно кинокритики, социологи, культурологи били тревогу: отечественное кино в глубокой яме, прокат развалился, зрители забыли дорогу к кинотеатрам. Но с некоторых пор на экраны стали выходить один за другим российские блокбастеры, бьющие рекорды по кассовым сборам, сначала Ночной дозор обогнал самого Властелина колец, потом Турецкий гамбит обогнал Ночной дозор. Кто обеспечивает кассовые сборы? Кто сейчас ходит в кино и почему? Об этом наш обозреватель беседует с социологом, кинокритиком, главным редактором журнала Искусство кино Даниилом Дондуреем.

-Даниил Борисович, сегодня только и разговоров, что о резком повышении интереса к кино в России, вроде в советские времена вернулись, когда кино было любимым и капельку ли не единственным видом досуга. Не шибко ли преувеличены слухи о сызнова вспыхнувшей любви к кино?

Россия держава, до сих пор любящая кино. Был какой-то отрезок времени между 69-м и 72-м годом, когда мы были слегка ли не чемпионами мира по количеству кинопосещений. Потом, в 70-е, пошло понижение. Здесь было немного периодов начальный завершился в 86-м году, когда в первый раз за всю историю кино в нашей стране стало убыточным. Это оттого что постоянно живые гроши. Тебе дают на фабрика мертвые госплановские, виртуальные, а в кассы приносят замусоленные, настоящие, которые завтра утром выдадут учителям и врачам. Кино с точки зрения экономики культуры вечно было базовым видом и финансировало на практике все другое. На фабрика шло только 6% от всех сборов, а этого хватало, чтобы вырабатывать эдак 140 игровых фильмов, на глаз 300 неигровых, огромное число мультипликаций такая мощная индустрия. Представляете все это только на 6 копеек с рубля.

Но это были золотые годы советского кинопроката, тот, что развалился ещё до развала Советского Союза. Потом люди перестали гулять в кино...

Спад интереса к кино был связан с сильно многими факторами, в первую очередность с тем, что появились альтернативные виды телеканалы стали просторно приобретать зарубежные фильмы. С середины 90-х годов у нас был единственный из лучших кинопоказов на телевидении на 1-м канале и на НТВ. Телеканалы покупали картины за гроши по 510 тысяч долларов за кино гигантскими пакетами по 500 фильмов. Показывали потрясающие вещи, любые фестивальные шедевры, авторское кино, фестивальные хиты до десяти тысяч названий в год. И все это состоятельность штурмовая вылазка на кинотеатры. Зачем расходовать монеты, когда по телику разрешено бросить взгляд все задаром? В начале 90-х кинотеатры стали сдавать в аренду, там появились автосалоны, мебель, туристические агентства, игровые автоматы. Кинотеатры пустели, выросло целое поколение, которое не ходит в кино, многие молодые вообще не видели фильмы в кинотеатрах, а только на домашнем экране.

То есть выросло поколение людей, которые не умеют понимать кино как кино, для которых кино что-то как будто очередной передачи на телевидении между новостями и ток-шоу. Но это уже вовсе иная психология. Что случилось в текущий момент, отчего эти люди узнали дорогу к кинотеатру?

Действительно, это другая психология, другое взаимодействие, иной тип поведения. В 90-е годы посещаемость кинотеатров упала в десятки раз. Кино не только перестало быть прибыльным, оно стало фатально убыточным. Продюсеры и режиссеры понимали, что они могут свои экономические проблемы постановить не на стадии показа фильмов, а в ситуации их съемки это как ботинки, которые никто ни при каких обстоятельствах не будет носить, потому что что ты должен получить, или спереть, когда ты их шьешь. А за полгода до дефолта американская группа Кодак, которая уже работала с русскими производителями, увидела: в дорогих ресторанах полно народу, иномарки размножаются в невероятном количестве, по ТВ говорят, что население за чертой бедности, а Чубайс занимает миллиарды долларов за рубежом, на телевидении шикарные гонорары, Ельцина на второй срок выбрали, значит, рынок не будут отменять. Тогда Кодак сняла плохонький клубик у газеты Известия, поставила систему Долби. Все ахнули, потому что что в 98-м году это был что ни на есть дорогой кинотеатр в Европе билеты на премьеру стоили от 10 до 15 долларов. И с 99-го началась революция по переустройству кинотеатров: появились миниплексы это до 5 залов и мультиплексы больше 5 залов, десятизальники, одиннадцатизальники, резво будут, по всей видимости, и двадцатизальники, как в Брюсселе. Сейчас в стране 850 таких кинотеатров, которые дают 97% всех денег. Это качественные залы европейского уровня с европейским оборудованием, с vip-залами, закусками... И начался иной ход, связанный с невероятными скоростями увеличения сборов. Если в 9397-м годах у людей не хватало 20 рублей, чтобы сходить в кинотеатр, то с появлением таких залов у них почему-то стало хватать 250, чтобы сходить на премьеры. Днем цены стали валиться 70 рублей, 50 рублей. В Москве уже 200 таких залов. С 96-го года по нынешний день численность денег, которые собираются в кинотеатрах России, увеличилось больше чем в 30 раз. В 97-м было 12 миллионов, в этом году ожидаем 400. Мы весьма резво дошли до европейской цены за билеты 58 евро, и в настоящее время они будут только валиться.

Получается, что люди легко купились на хорошие залы, поп-корн, удобные кресла?

Здесь есть шибко значимый миг у нас потрясающее предложение по репертуару. Все фильмы, которые дают Голливуду вероятность держать 62% мирового экранного времени, нынче показываются в России. У нас отбор более того лучше, чем в Америке, американцы не любят взирать неамериканское кино, только коммерческие режиссеры пробьются на америкосский рынок, а у нас идет все. 150 американских картин, половинка их них блокбастеры, 40 французских, лучшее европейское, азиатское кино. Российские дистрибьюторы уже купили все картины 2007 года. Все фильмы они проплачивают вперед, финансируют фабрика американского кино, используют маркетинговые, экономические стратегии. В прошлом году мы продали 80 миллионов билетов, (для сравнения: в 96-м всего 32 миллиона), а в этом году у нас, по статистике, будет уже больше чем квиток на двоих. Через три года будет доводиться единственный квиток на каждого жителя страны, по деньгам это весьма навалом.

Кто же обеспечит эти большие монеты?

В основном в кино ходят молодые люди с 12 до 30 лет. Известно, что молодые богаче родителей. У них есть стремление, время, капиталы родителей, собственные финансы, чтобы сходить в кинотеатр. Более того, походы в кино становятся престижным культурным времяпрепровождением, то есть мужчина не может не глянуть, допустим, Матрицу, он обязан ее кинуть взор. В стране уже появились люди, которые систематично ходят в кино. Их чуть-чуть 56 миллионов, но ещё недавно и такого не было. Они не могут наполнить все залы, но уже ходят в кино единственный или два раза произвольный месяц, вовлекая все большее и большее число людей.

Несмотря на перечисление всех достижений проката, получается не крайне веселая картина: кино перестает функционировать как искусство, уходит из сферы культуры в сферу потребления наравне с престижными ресторанами, боулингом. Особой разницы нет повести девушку в славный кинотеатр или в хоть куда кабачок.

Интеллектуальные усилия, сложные переживания, восприятие затрудненной формы произведения в действительности, это все снимается, все начинает функционировать по законам массовой культуры. А там свои законы, главные из которых развлекательность и развлекуха. Человек становится человеком играющим, получающим наслаждение, а чисто интеллектуальные сферы ставятся без малого вровень с психофизическими переживаниями вкусная пища или, в частности, боязнь, тот, что ты можешь ощутить, глядя на экран, но затем будет непременно спасительный хеппи-энд. Огромное численность людей вовлекаются в тип эдакий досуговой механической культуры. Как бы мы ни врали органы статистики ЮНЕСКО, но людей, которые получают наслаждение от искусства, тех, кто разбирается в искусстве, менее 5% населения. И так было во все времена. Разумеется, предприниматели, инвесторы, банки, финансово-промышленные группы не хотят трудиться с 5 процентами, а хотят с 95. Культура становится мощнейшей сферой рынка, сильно эффективной частью индустрии, богатой, мощной, значимой, приносящей колоссальные прибыли. Существуют традиционные киноведы, искусствоведы, которые противятся этому, они всячески хулят эти произведения типа Титаника или Звездные войны, говорят, что это развлекуха. Давайте являть 8 1/2 или фильмы Киры Муратовой. Им на это отвечают: плиз, у нас в Москве есть единый кинотеатр, где Зеркало или Настройщик идут всю дорогу, но не трогайте наши остальные 199 кинотеатров. Мы делаем большие денежки, в мире снимается ежегодно 6 тысяч фильмов, для подавляющего большинства кино это колоссальный психологический и более того физиологический допинг, как прекрасная французская кухня.

К сожалению, это неизбежное зло, которое диктуется рынком. Бороться с ним все одинаково что противоборствовать с ветряными мельницами. Но тем не менее вам как культурологу не хочется побороться хотя бы за частичное возвращение кино в сферу искусства?

С этим ничего запрещено изготовить. Единственное, что не возбраняется и нужно, оставлять возможности показа Тарковского и Муратовой, а с иной стороны, свойский цех должен всячески агитировать людей ходить и глядеть как раз их, а не Властелина колец. Ведь одна из основных драм России как раз и состоит в том, что не воспроизводится культурно продвинутая аудитория, напротив она уменьшается, потому что что воспрещено докричаться, нереально растолковать, что если хочешь чувствовать себя человеком интеллектуальным, ты должен бросить взгляд этих авторов. С иной стороны, как учили нас в 60-х лидеры новых левых: будьте реалистами требуйте невозможного. Надо требовать, вопить, шуметь: если у рынка не хватает денег, то плечо должно подставить страна, всевозможные благотворительные фонды, где фигурируют не только политические интересы. Надо, чтобы олигархи не только финансировали вывоз шедевров за предел, но и думали о том, как помогать киноклубы, всевозможные специальные сеансы для продвинутой молодежи. Нефть же когда-нибудь кончится, или создадут альтернативное топливо в ближайшие 20 лет. Если мы не научились совершать автомобили, шить ботинки и одежду, то уж черные квадраты мы уж классно в близкое время умели творить и до сих пор продаваем за несметные финансы, вровень с Боттичелли, от Родченко до Мельникова. Мы это умеем. Так давайте поможем будущим Родченко и Мельниковым. Давайте созидать российский креатив. Ведь грядущее не за народными артистами СССР, а за новыми, сопливыми, молодыми, у которых в эти дни нет и 30 копеек. Им нужно поддержать, их нужно выращивать и мы завалим шедеврами мир. А если вы не понимаете, как это соорудить, то обратитесь к нам, мы расскажем, в кого нужно вкладывать денежки. У нас в стране все время формируется фантастический наполненный смыслом перегной, выдающийся творческий чернозем.

Так же читайте биографии известных людей:
Даниил Немченко Daneel Nemchenko

Депутат I Государственной думы от Томской губернии. Родился 17 декабря 1880 года в деревне Сиван Нежковской волости Могилевской губернии. В 1902..
читать далее

Даниил Табаков Daniil Tobokov

Депутат II Государственной думы от Томской губернии. Родился в 1876 году в калмыцком стойбище в аилахе Салганды Бийского уезда Томской губернии...
читать далее

Даниил Бернулли Daneel Bernulli

Даниил Бернулли - швейцарский физик-универсал и математик, один из создателей кинетической теории газов, гидродинамики и математической физики...
читать далее

Даниил Святский Daneel Svyatskiy

Русский и советский астроном, метеоролог.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий