Известные люди

»

Даниэль Дефо

Даниэль Дефо Daniel Defoe Карьера: Писатель
Рождение: 26.4.1660
Необычайна жизнь Даниеля Дефо. Этот предприимчивый буржуа был замешан едва ли не во всех заманчивых коммерческих и политических предприятиях своего времени. Дефо торговал решительно всем: от табака и водки до общественных убеждений.

Он сам признавался:

Судеб таких изменчивых никто

не испытал,

Тринадцать раз я был богат

и опять беден стал.

Писатели классицисты А.Поп, Дж.Аддисон видели в Дефо не собрата по перу, а 'невежу', 'бесстыдного авантюриста'.

Творчество Дефо вдохновлялось не классицистическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не к тонкому вкусу знатоков, а к здравому смыслу простого человека.

С началом в 1688 году 'славной', по иному 'бескровной' революции, возведшей на британский престол правителя Голландии Вильгельма Оранского, мужа дочери низложенного Якова II, тот, что пытался возродить в стране абсолютизм и католическую церковь, Дефо выступает ярым сторонником новой династии, защищая ее от нападок приверженцев Стюартов, считавших, что иноземец не в праве быть королем Англии. Дефо пишет памфлет в стихах 'Чистокровный англичанин' (1701), где издевается над самим этим понятием. Он напоминает, что английская нация исторически сложилась в результате смешения многих племен (норманнов, англо-саксов, германцев, датчан), и значит, 'чистокровность' его соотечественников - только фикция. Дефо высмеивает дворянские генеалогии, призывает своих сограждан презирать титулы, внешнюю мишуру и дорожить только личную доблесть. Дефо привлек к себе благосклонное участливость короля, был приближен ко двору и более того сумел приобщить к своей истинной фамилии Фо частицу 'де'.

Однако вскоре потом смерти Вильгельма III, при королеве Анне, последней из династии Стюартов, политический вектор движения в стране изменился. Дворянство стало ревностнее оберегать свои права, не допуская открытых издевок над титулами, а официальная церковь начала гонения на представителей оппозиционного ей религиозного направления - диссидентов. И ещё Дефо - в центре событий. Он выступил с памфлетом 'Кратчайший методика расправы с диссидентами' (1702), в котором не безотложно распознали карикатуру на реакционных священников. Эта брошюра привела в замешательство и друзей и врагов Дефо. Писатель притворился праведным церковником, нападал на диссидентов с преувеличенной яростью, требовал виселицы и кнута для непокорных - старых и малых. 'Надо положить финал... кудахтанью о христианском долге, умеренности и милосердии'. 'Надо распять всех' во имя торжества господствующей церкви. Вначале ее столпы приветствовали нового союзника, диссиденты растерялись, но вскоре все поняли истинную мишень автора. Дефо был арестован и целых три дня - с 29 по 31 июля 1703 года простоял в колодках на площади у позорного столба. Однако такого триумфа сочинитель ещё не знал: его забросали цветами, столбик увили гирляндами, в честь Дефо распевали песни. Из рук в руки передавались его памфлеты, в том числе новоиспеченный, написанный в тюрьме 'Гимн позорному столбу' - страстная броня свободы слова и печати.

Однако потрясение Дефо был нанесен серьезный: коммерческие дела его расстроились, грозила нищета, а быть может, и ссылка. Чтобы избежать этого, Дефо согласился на сомнительное предложение премьер-министра сделаться тайным агентом консервативного правительства и только внешне оставаться 'независимым' журналистом. Так началась двойная существование писателя, он неоднократно менял ориентацию, не раз попадал в трудное положение. Роль Дефо в закулисных интригах его времени до конца не ясна. Но явственно, что политическое хамелеонство Дефо находит себе если не оправдание, то пояснение в особенностях политической жизни Англии. Обе партии, что чередовались у власти - тори и виги, - были в равной мере беспринципны и корыстолюбивы. Дефо превосходно понимал суть парламентской системы: 'Я видел изнанку всех партий. Все это видимость, простое притворство и отвратительное лицемерие... Их интересы господствуют над их принципами'. Дефо отдавал себе рапорт и в том, как порабощен его народонаселение, хоть он и живет в стране, где есть конституция. В своем памфлете 'Просьба бедняка' он протестовал супротив нового божества - золота, перед которым закон бессилен: 'Английский закон - паутина, в коей запутываются маленькие мухи, тогда как большие несложно прорываются'.

В публицистике Дефо звучат и экономические мотивы. Он - сторонник развития внешней торговли Англии. 'Что такое Англия без торговли? - Ничто!' Английский купец представлялся ему воплощением делового процветания и более того образцом человеческой природы. В памфлете 'Полный британский негоциант' Дефо писал: 'Настоящий купец - универсальный ученый... Он знает языки без помощи книг, географию - без помощи карт. Его торговые путешествия исчертили весь мир, его иностранные сделки, векселя и доверенности говорят на всех языках'.

В некоторых лучших памфлетах Дефо прославление частной инициативы достигает высот общечеловеческого просветительского гуманизма. В 'Опыте о проектах' (1697) Дефо предложил целую систему экономических и бытовых новшеств, которые стали неотъемлемой чертой наших дней: сберкассы, страхование от бедствий, расширение сети школ и т.д.

Но Дефо, получивший строгое религиозное воспитание, сочетал деловую хватку с пуританской богобоязненностью. Он стремился оправдать явление новых форм общественной жизни ссылками на Библию, на божественный промысел и любил, порой утомительно, морализировать.

Итак, ко времени, когда Дефо создал своего 'Робинзона' (1719), он был уже заметной фигурой посреди литераторов и политиков Англии. Большая доля жизни осталась сзади. Богатейший навык, тяготение к документальности, тяга к приключениям, экстаз при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов отражены в его романах. Они принесли Дефо заслуженную славу и затмили сочинения презиравших его английских классицистов. В романах 'Жизнь и удивительные похождения Робинзона Крузо', 'Капитан Синглтон' (1720), 'Молль Флендерс', 'История полковника Жака' (оба - 1722), 'Счастливая куртизанка, или Роксана' (1724) и других Дефо писал о том, что привлекало среднего англичанина; к примеру, о полукупцах-полупиратах, открывавших неведомые земли, о том, как несложно за морем нажить несметные богатства, о необычайных человеческих судьбах... Однако за занимательной формой крылось серьезное философское и социальное содержание, может быть, более того больше глубокое, чем подозревал о том сам Дефо. В особенности сказанное относится к 'Робинзону Крузо'.

Это сочинение - прообраз новейшего европейского романа. В нем сочетаются тотчас немного будущих прозаических жанров: автобиографический роман, роман воспитания, а кроме того турне, политический трактат. К созданию 'Робинзона' Дефо побудили разные обстоятельства: стремление обобщить свой злободневный навык, подлинная история шотландца Александра Селкирка, тот, что четыре года провел на необитаемом острове в Тихом океане, читка религиозной литературы. Главный герой, так же как и автор, - это вместе с тем тверёзый практик, буржуа и смиренный благочестивый пуританин. Однако мало-помалу рациональное касательство к миру побеждает у него трепет перед Всевышним. Роман ценен тем, что в нем ослепительно отражается тот самый исторический перелом в сознании английского буржуа. Стоит Робинзону встретиться с чем-то неожиданным, странным, он уже готов пояснить непонятное явление вмешательством провидения, хотя вскоре интеллект одерживает верх. Увидев взошедшие на острове колосья ячменя и пшеницы, он упал на колени. Но после этого вспомнил, что сам вытряс семена: 'Чудо исчезло... существенно поостыла и моя признательность промыслу'.

С романом 'Робинзон Крузо' в литературу в первый раз входит подлинно буржуазный герой, похождения которого неразрывно связаны с жаждой обогащения. Он не брезгует ни работорговлей, ни плантаторством, он готов умчаться на край света, чтобы подороже сбыть и подешевле приобрести. Робинзон любит помечтать, но благоразумный практик неизменно побеждает в нем философствующего мечтателя. Герой разражается тирадой супротив золота, оставшегося на разбитом корабле, но, поразмыслив, берет его с собой. У Робинзона приподнято развито ощущение собственности; прекрасная экзотическая натура острова пленяет его потому что, что он ощущает себя тут полным властелином: 'Я спустился в эту очаровательную долину и с тайным удовольствием подумал, что все это мое, я - собственник этой земли, мои права на нее бесспорны!' С наслаждением перечисляет он близкое собственность. Целых 25 лет оно заменяло ему человеческое среда, и он не чересчур горевал. Вещи практически ожили в романе Дефо. Отношения Робинзона с Пятницей воспроизводят в идиллической форме отношения нанимателя и работника. Лишив Робинзона социального окружения и оставив его наедине с природой, Дефо пытается обосновать, что 'натуральный человек' и буржуа - это одно и то же. Ему казалось, что чувства и мысли буржуа вызваны к жизни самой природой.

Однако тот самый 'натуральный человек' немыслим за пределами цивилизации более того на острове, потому как Дефо снабжает своего героя всем необходимым с корабля. Робинзон Крузо - строгий образец того, что подразумевали просветители под 'естественным человеком' и что он представлял собой на самом деле.

Для нас же Робинзон некогда всего отличный творец, труженик. Мы восхищаемся им, поэтическими кажутся более того те эпизоды, где Робинзон обжигает глиняные горшки, изобретает пугала, приручает козлят, жарит первостепеннный ломоть мяса. Мы видим, как легкомысленный и своевольный юно-ша превращается под влиянием труда в закаленного, сильного, бесстрашного мужчину, что, конечно же, имеет большое воспитательное значимость. Знаменитый Жан Жак Руссо в философском романе 'Эмиль' назвал кни-гу Дефо 'удачнейшим трактатом о естественном воспитании' и рекомендовал ее мальчикам для первого чтения. Руссо обратил внимательность всего мира на глубину содержания романа, и с этого момента Дефо получил всеобщее признание.

Другие две части романа 'Дальнейшие похождения Робинзона Крузо' (1719) и 'Серьезные размышления Робинзона Крузо' (1720) менее значительны. Робинзон возвращается на остров, но тот уже потерял былую прелесть. Прежней гармонии человека с окружающим миром приходит финал, как только на острове появилось среда. 'Естественное' равенство состояний нарушается несходством характеров, противоречием экономических интересов, вызванных развитием хозяйства. Наступает отрезок времени смут. Затем обитатели острова заключают компромиссный союз. Дефо рисует в дальнейшем идиллическое процветание острова, но Робинзон так и не решается вручить его обитателям привезенные пушки.

Последующие романы Дефо интересны описанием лондонской жизни, изображением английского деклассированного люда. Наиболее прославленный из них - роман 'Молль Флендерс', своеобразная робинзонада женщины, одинокой посреди толпы. Запоминаются слова девушки: 'Нищета... - верная отрава добродетели'.

Романы Дефо что надо написаны и отлично воспринимаются читателями. Писатель сказал однажды: 'Если бы меня спросили, что я считаю совершенным стилем и языком, то я бы ответил... тот, тот, что был бы понят всеми'. 'Робинзон Крузо' понят и принят в такой степени, что по праву стал 'книгой поколений'.

Так же читайте биографии известных людей:
Даниэль Ольбрыхский Daniel Olbrychski

В кино дебютировал в фильме Ежи Липмана "Пепел" в 1965 году.
читать далее

Даниэль Мендоса Daniel Mendosa

Почитатели Артура Конан-Дойля знают, вероятно, не только его захватывающие рассказы о сыщике Шерлоке Холмсе. В романе Родни Стон, названном..
читать далее

Даниэль Скотт-Арруда Danielle Scott-Arruda

Превосходная американская спортсменка, талантливая и опытная волейболистка, обладательница множества наград, неоднократная участница Олимпийских Игр.
читать далее

Даниэль Корвальо Daniel Korvalio

Клуб: ЦСКА (Москва, Россия)Семейное положение: холостРост: 178 сантиметровВес: 79 килограммовАмплуа: полузащитникПредыдущие клубы: Интернационал..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий