Известные люди

»

Дезидерио Сеттиньяно

Дезидерио Сеттиньяно Deziderio Settiano Карьера: Скульптор
Рождение: Италия
Одним из самых утонченных скульпторов раннего итальянского Возрождения был Дезидерио да Сеттиньяно. Он принадлежал ко второму поколению флорентийских мастеров, то есть к тем, которые уже не были первооткрывателями нового искусства, но всячески развивали его методы и творческие принципы.

Как известно, у истоков ренессансной скульптуры стоит большой реформатор Донателло, преобразивший без малого все виды пластики от рельефа до конного монумента. Донателло обновил сами основы скульптурного ремесла. Он возродил заброшенный ещё с античных времен хиазм - то есть такую естественную постановку человеческой фигуры, когда основная тягота тела перенесена на одну ногу, плечо опущено, другая нижняя конечность согнута и соответствующее ему плечо поднято. Стремление к естественности привело Донателло к новой трактовке традиционных сюжетов, что также открыло для скульптуры необозримые пути развития.

Все новшества Донателло были восприняты учениками и последователями. Среди них был и Дезидерио. Правда, он не учился прямо у Донателло, а проходил обучение, видимо, в мастерской Бернарде Росселлино. Однако во всем творчестве Дезидерио ощущается несомненное воздействие великого скульптора.

Подобно многим скульпторам Возрождения он вышел из семьи каменщиков. Его папа был каменотесом, как и многие обитатели Сеттиньяно - небольшого местечка рядом Флоренции. В 1453 году, уже выйдя из мастерской Росселлино, он записался в цех флорентийских мраморщиков. В том же году им была начата служба над надгробием канцлера Флорентийской республики Карло Марсуппини.

В эпоху раннего Возрождения скульптурное надгробие становится безупречно иным, нежели в средние века. Оно приобретает больше солидные размеры и призвано в первую очередность восхвалять достоинства и добродетели умершего. Соответственно этому идейным центром композиции становится фигура покойного. В оформлении надгробия умело сочетаются рельеф и вольно стоящая скульптура, а ещё архитектурный и орнаментальный декор. Сложная композиция дает мастеру вероятность применять не только всевозможные техники, но и подключить в образное заключение различные символы и аллегории. Все сказанное относится и к гробнице канцлера Марсуппини, которую Дезидерио поставил в церкви Санта Кроче. У противоположной стены церкви стояла гробница известного гуманиста и ученого Леонардо Вруни работы Бернарде Росселлино.

Оба сооружения поразительно схожи. Видимо, Дезидерио нарочно поставил перед собой задачу повторения композиции своего учителя, но только в общих чертах. В деталях же гробницы отличаются Друг от друга.

Саркофаг, на котором возлежит стан умершего, покоится на подиуме, украшенном гирляндами и масками. Он фланкирован с двух сторон пилястрами; между ними перекинута полукруглая арка, декорированная гирляндами и аллегорическими фигурами. Внутри арки - рельеф с изображением Мадонны с младенцем в медальоне, поддерживаемом ангелами. Такова композиция обеих гробниц.

Однако по обилию декоративных мотивов и художественной отделке деталей Дезидерио превзошел своего учителя. Рисунок архитектурных деталей кроме того оказался у Дезидерио больше изысканным и утонченным в пропорциях. Вообще Дезидерио продемонстрировал в этой работе особое умение при обработке мрамора беречь его живую поверхность, как бы светящуюся изнутри. Так работали античные ваятели, но только немногим скульпторам Возрождения удалось достичь подобных высот мастерства.

Другой работой, напоминающей своей композицией из архитектурных и скульптурных форм гробницу Марсуппини, стала мраморная дарохранительница в одной из часовен церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Здесь резец Дезидерио обрабатывает булыжник с ещё большей вычурностью, тонкостью и разнообразием. Архитектурные детали сплошь покрыты нежным лиственным орнаментом. Поражает многообразие рельефа - от самого плоского до без малого беспрепятственно стоящей статуи. Помимо чисто художественных достоинств композиция Дезидерио обладала глубоким символическим религиозным содержанием.

Особым достижением раннеренессансной скульптуры стали новые методы работы над рельефом: популярный ещё с древних времен, в руках итальянских ваятелей он становится предметом новаторских поисков, толчком для которых было бурное формирование живописи и открытие математической перспективы. Рельеф делают разнообъемным, что дает вероятность вводить в композицию многоплановые сцены, сооружать по законам перспективы пространство и размещать в нем большое число действующих лиц, словом, достигать той достоверности изображения, которая могла бы соперничать с самой реальностью. Подобные рельефы, не в таком количестве и не так мастерски, как Донателло, делал и Дезидерио. Один из них представляет центральную количество дарохранительницы в Сан-Лоренцо. На нем виден великолепно изображенный интерьер зала в классическом стиле, в противоположных дверях которого различимы фигуры молящихся ангелов. Игра света и тени на поверхности мрамора настолько трепетна и неуловима, что создается ощущение внутреннего движения, пульсации жизни в самом камне.

Среди других рельефов Дезидерио следует наречь медальоны с головками херувимов на фасаде капеллы Пацци, идущие в виде фриза прямо над колоннадой. Здесь мастер проявил себя как умелый физиономист, создав строй разных по мимике и настроению детских лиц.

Раннеренессансная скульптура возродила портретный жанр, что было вызвано интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру. Интересно при этом подметить, что мужские портреты, при всем стремлении мастера к героизации образа, с необыкновенной точностью передавали индивидуальные черты моделей. Женские и детские портреты, как у Дезидерио, больше идеализированы, хотя и в этом месте сохранялось несомненное портретное сходство.

Женские портреты работы Дезидерио навеяны не только античными образами. В них понятное дело воздействие раннеренессансной живописи - профильных портретов Пизанелло или знаменитого двойного портрета герцога Федериго да Монтефельтро с женой кисти Пьеро делла Франчески. Свидетельство тому тот факт, что Дезидерио создавал свои портреты без расчета на круговой обход, а для восприятия с двух точек зрения - в фас и в профиль. Таковы дамский портрет из Национального музея во Флоренции (1460-1464) или портрет Мариетты Строцци (потом 1454) из музея Верлин-Далем. Образ прелестной юный женщины с неуловимым выражением лица (улыбка это или насмешка?) в особенности привлекает в портрете из берлинского музея. Мрамор обработан с удивительным умением - переданы и трепетность нежной кожи, и фактура тканей, мелкие детали одежды и украшений. Все это свидетельствует о большом мастерстве, изысканном вкусе скульптора. Недаром Джовання Санти - папа Рафаэля - в своей поэме называл Дезидерио "даровитым, нежным и прекрасным". Эти слова разрешается в полной мере отнести и к скульптурам Дезидерио, которые обрели достойное местоположение в истории итальянской пластики.

Так же читайте биографии известных людей:
Дейв Грол Dave Grohl

Дейв Грол - известный американский рок-музыкант и автор песен. Родился 14 января 1969 года.Широко известен как барабанщик группы "Nirvana", в..
читать далее

Дейв Мюррей Deyv Murrey

Дейв Мюррей - британский гитарист, музыкант, автор песен. Родился 23 декабря 1956 года.Дейв Мюррей известен как гитарист популярной хэви-метал..
читать далее

Дейвид Гаррик Daivid Harrik

Гаррик Дэвид - английский актер, театральный деятель, драматург.
читать далее

Дейвид Балтимор David Baltimore

Дейвид Балтимор - американский ученый, биолог, биохимик, вирусолог. Родился 7 марта 1938 года.Дейвид Балтимор является обладателем Нобелевской..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий