Известные люди

»

Джеймс Аллен Сент-Джон

Джеймс Аллен Сент-Джон James Allen St. John Карьера: Художник
Рождение: США, 1.10.1872
Его заслуги в развитии фантастической иллюстрации велики и разнообразны. Его учеником считал себя Фрэнк Фразетта, и сравнивая графику Фразетты с иллюстрациями Сент-Джона можно легко заметить преемственность.

Достоверных изображений Аллена Сент-Джона мне приметить не удалось, и это унылое положение как запрещено лучше демонстрирует оценку его заслуг нынешней художественной тусовкой. Проще говоря, Сент-Джон без малого напрочь забыт.

Между тем, заслуги его в развитии фантастической иллюстрации велики и разнообразны. Его учеником считал себя Фрэнк Фразетта, и сравнивая графику Фразетты с иллюстрациями Сент-Джона не возбраняется без труда подметить преемственность. Пожалуй, Фразетта менее закомплексован и полет его воображения больше свободен - что вовсе не потрясающе, потому как мы сравниваем его манеру с манерой художника, чей манера сформировался во времена чопорные и викторианские...

Джеймс Аллен Сент-Джон (James Allen St. John) родился в 1875 году в Чикаго. В 1883 году матушка взяла его с собой в Париж, куда он отправилась обучаться живописи. Повзрослев, Сент-Джон учился живописи в Нью-Йорке, где его учителями были Уильям Чейз, Джордж де Форест Браш и Кеньон Кокс, а ещё в Европе - под руководством Жана-Поля Лорена и Анри Верена. С 1901 по 1903 год он уже сам преподавал в Школе Искусств Чейза. Вообще, преподавание живописи стало его основным занятием - с 1917 года он читал лекции в Чикагском Институте Искусств, а с 1935 года и до своей кончины в 1957 году - в Американской Академии Искусств.

Профессиональная его служба началась ещё в 1898 году в газете "New York Herald". В 1912 году он перебрался в Чикаго, бывший тогда одним из крупнейших издательских центров, и немедленно же получил заказы на оформление обложек популярных журналов. В 1915 году издательство "A.C.McClurg" предложило ему совершить заставки к главам романа Берроуза "Возвращение Тарзана" ("The Return of Tarzan"), а в следующем году Сент-Джон всецело оформил издание третьего романа цикла - "Тарзан и его звери" ("The Beasts of Tarzan"), сделав цветную обложку и четыре десятка черно-белых иллюстраций. Стилистическое "попадание" привычки иллюстратора в образный строй романа было изумительным, его с равным восторгом приняли как читатели, так и автор. Эдгар Райс Берроуз на долгие годы стал другом Сент-Джона - они поддерживали тесные отношения и вслед за тем того, как Берроуз в 1919 году переехал из Чикаго в Тарзану. В течение следующих двадцати лет каждое издание новой книги Берроуза выходило с обложкой и иллюстрациями Сент-Джона. Берроуз более того говорил, что половинка успеха серии о Тарзане - заслуга не автора, а иллюстратора...

Обложка романа

"The Beasts of Tarzan", 1916

Обложка романа

"Pellucidar", 1923

Обложка романа

"The Monster Men", 1929

Кроме книг Берроуза, Сент-Джон оформлял книги многих других авторов - Роберта Эймса Беннета, Рэя Каммингса, Джорджа Огдена, Рэндалла Пэрриша, Чарлза Олдена Селцера и многих других авторов, работавших в популярных жанрах, в частности, вестернов.

С начала 30-х годов Сент-Джон активно работает как автор обложек журналов, в том числе - журналов фантастики. Он сделал уймище классических обложек для "Amazing Stories", "Fantastic Adventures", "Weird Tales" и других. Он же разработал строгий логотип для "Weird Tales".

Сравнивая графические и живописные работы Аллена Сент-Джона, я без колебаний отдаю предпочтение его графике. "Обложечные" цвета его работ, на мой привкус, сверх меры ярки и сбивают ощущение - хотя, конечно, участливость к картинке привлекают (а что ещё от обложки нужно?). Но вот спокойная и техничная графика, оживленная одним или двумя дополнительными мягкими тонами, производит поразительно сильное ощущение. Персонажи Сент-Джона выразительны, пейзажи несут чуть-чуть ощутимый налет импрессионизма, но самая сильная черта этих работ - мастерский "перевод" текста книги в рисунок. Художник рассказывал, что поначалу он читает роман без затей для удовольствия, далее перечитывает его, выбирая эпизоды, достойные иллюстрирования, а следом делает иллюстрации, непрерывно сверяясь при этом с авторским текстом, стараясь, чтобы иллюстрация ни в чем не противоречила книге.

Именно графика Сент-Джона послужила отправной точкой при формировании стиля Фрэнка Фразетты - причем Фразетта сумел органично вынести "сент-джоновскую" выразительность фигур в цвет, что самому Сент-Джону так и не удалось. Впрочем, он, быть может, и не ставил перед собой таковый задачи...

Возможно, как раз Джеймс Аллен Сент-Джон стал одним из прототипов персонажа одного из лучших, на мой привкус, романов Курта Воннегута "Синяя Борода" - художника-иллюстратора Дэна Грегори, тот, что "великим художником не стал, хотя по технике был непревзойденным"...

****

Материал написан в мае 2001 года как количество очерка по истории американской журнальной фантастики.

Так же читайте биографии известных людей:
Джеймс Белуши James Belushi

Джеймс Белуши - популярный американский актер, режиссер и сценарист. Родился 15 июня 1954 года.Джеймс Белуши начал сниматься в кино в 1975 году в..
читать далее

Джеймс Бролин James Brolin

В большом кино актер начал сниматься с 1963 года, играя как главные роли, так и роли второго плана.
читать далее

Джеймс Гандолфини James Gandolfini

Первый серьезный прорыв состоялся в 1992 году, когда он получил роль в бродвейской постановке "Трамвай Желание", где в главных ролях были..
читать далее

Джеймс Дин James Dean

Джеймс Дин - американский актер театра и кино. Родился 8 февраля 1931 года.Известен по ролям в таких фильмах как: К востоку от рая, Бунтовщик без..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий