Известные люди

»

Джелал Карягды

Джелал Карягды Dzhelal Magerra Karyagdi Карьера: Скульптор
Рождение: Азербайджан, 2.6.1914
Профессиональная скульптура появилась в Азербайджане только после победы Великой Октябрьской революции. Среди первых скульпторов республики был Джелал Магеррам оглы Карягды.

Джелал Магеррам родился 2 июня 1914 года в городе Шуша - одном из живописнейших уголков Азербайджана, известного тем, что в этом месте с давних времен жили и творили многие видные деятели науки и искусства, ладно известные на Ближнем и Среднем Востоке и сыгравшие немалую образ в развитии культуры Азербайджана. Будущий скульптор родился в семье музыканта, его склонность к искусству, в особенности изобразительному, была замечена ещё в детстве. В 1928 году местная комсомольская организация направила его на учебу в Баку. Юношу приняли в Азербайджанский художественный техникум. Учась на живописном отделении, Карягды увлекся скульптурой. Джелал с самого начала своего творческого пути стоял на реалистических позициях, которым следовал всю свою творческую существование. По окончании техникума его оставляют преподавать там же рисунок. Параллельно Карягды сотрудничает с бакинскими журналами - создает для них политические рисунки иа актуальные темы международной жизни. Но Джелала не оставляет возделение продолжить образование, сделаться скульптором. С 1934 по 1937 год он учится в Тбилисской Академии художеств у замечательного скульптора-портретиста Я. И. Николадзе, оказавшего сильное воздействие на творчество Карягды.

Начало творческой жизни Джелала как скульптора совпало с периодом, когда активно оживилась художественная бытие Баку. Карягды тотчас стал обретать интересные заказы. Первой самостоятельной работой, ещё незрелой, несовершенной, было создание портретов азербайджанских революционеров для открывавшегося музея истории большевистских организаций Баку и Азербайджана. Следом были созданы два барельефа для павильона Азербайджана иа ВДНХ - "Животноводство" и "Садоводство". Первой монументальной работой скульптора стала статуя "Колхозник", которая была установлена на дюккере террасы Самур-Дивичинского канала.

Интересной работой, в которой Карягды показал себя профессиональным скульптором, владеющим монументальной пластикой, был созданный в 1940 году монумент поэту Вагифу для фасада музея им. Низами. Задачей Карягды было передать обобщенный образ национального поэта XVIII века. Какой-либо иконографический материал о Вагифе отсутствует, и, чтобы быть убедительным, скульптор изучает эпоху, бытие и творчество поэта. Его Вагиф спокоен внешне, но за этим спокойствием чувствуется усилие мысли, внутренний возбудимый накал. Скульптурные формы сгармонированы, нет активного движения - только величественный жест руки, нет детализации; длинная национальная одежка придает фигуре статичность и монументальность. В этой работе автору удалось разрешить сложную задачу синтеза архитектуры и скульптуры - фигура Вагифа недурственно увязана с фасадом здания и национальным орнаментом, украшающим стену.

В годы Великой Отечественной войны Джелал Карягды был мобилизован и служил художником в редакции многотиражной дивизионной газеты. Его фронтовые зарисовки, карикатуры систематично появлялись на ее страницах.

Первой значительной работой, выполненной скульптором потом возвращения домой, был рельеф "Фархад, рассекающий скалу". В этой работе удачно найденный темп кругового движения, динамичная темпераментная лепка передают мощь и силу героя, его взволнованное состояние, подготовленность сделать геройский поступок во имя любви. На первом плане в резком экспрессивном движении фигура юноши, занесшего над головой молот, а в глубине рельефа - моделированные существенно тоньше и мягче, как бы тающие в световоздушной среде, фигуры Ширин и ее подруг.

В послевоенные годы Карягды создал целую галерею скульптурных портретов героев, воинов, защищавших Родину. Это значительные работы в творчестве скульптора - в них точное портретное сходство, образная эмоциональность, свободная, красивая лепка (портреты дважды Героя Советского Союза Нельсона Степаняна, летчика А. Кулиева). Один из портретов военной серии - портрет снайпера Зибы Ганиевой. Скульптор увидел и раскрыл ее героический нрав. Пластичность, четкая обработка скульптурных форм, акцентировка выразительных нечистая сила лица придают образу силу и экспрессию.

Среди скульптурных работ Карягды полно портретов деятелей культуры сегодняшнего Азербайджана и национальных классиков. Эти образы отличает жизненность и композиционная ясность, пластические средства служат в них для выявления содержательности, многогранности характера, для раскрытия духовной красоты человека. Портреты народного артиста СССР Бюль-Бюля, народного артиста СССР Р.Бейбутова, заслуженного деятеля искусств Дж. Дангирова, поэтессы XIX века Натаван, народного поэта Сабира, композитора Ниязи, бесспорно, разрешено отнести к лучшим достижениям азербайджанской портретной скульптуры.

На протяжении многих лет Карягды зачастую обращается к образу азербайджанского композитора Кара Караева. Его портреты он создавал в 1959 - начале 1960-х годов. Бюст композитора, изваянный в 1965 году, - в ряду лучших портретных образов в творчестве скульптора. В нем автору удалось сберечь живое восприятие натуры и сформировать законченный образ человека творческого.

Отдельное местоположение в творчестве Карягды занимают композиционные портреты - "Молодая певица", "Кеманчист", "Тарист" и другие. В них обнаруживается влечение автора к созданию правдивого национального образа. Помимо портретных работ, в которых Карягды зарекомендовал себя значительным мастером, он обращался и к монументальной скульптуре.

В 1950 году Министерство культуры Азербайджана объявило конкурс на оптимальный план памятника В. И. Ленину для установки его в комплексе здания Дома правительства. Джелал Карягды выиграл тот самый конкурс. Четыре года длилась служба над образом вождя. Скульптор всесторонне изучил творчество Н.Андреева, С.Меркурова, М.Манизера, создавших лучшие работы в советской Лениниане. В 1955 году одиннадцатиметровая бронзовая скульптура была установлена. Четкие, скрупулезно выверенные пластические формы создают монументальный, важный образ вождя революции.

В середине 50-х годов Карягды начал к работе над памятником азербайджанскому поэту-сатирику XIX века Сабиру, тот, что был установлен в Баку в сквере, носящем имя поэта, в 1958 году. Образ поэта решен легко, без аффектации, это образ поэта, вышедшего из народа и творившего для народа. Скульптору удалось точь-в-точь передать портретное сходство. Карягды изобразил Сабира сидящим в спокойной позе с книгой в руках, сильно задумавшимся. Памятнику свойственны лаконизм форм и выразительный пластический строй. Бронзовая скульптура недурственно увязана с постаментом (архитекторы Э.Исмаилов, Г.Ализаде).

Памяти героев революции и Великой Отечественной войны посвящены наиболее значительные работы скульптора 1970-х годов. Лучшие из них: монумент Нариману Нариманову, установленный в Баку (1972), мемориал павшим солдатам в городе Барда (1979), монумент генералу Ази Асланову, воздвигнутый на родине дважды Героя Советского Союза в Ленкорани в 1984 году.

Джелал Магеррам оглы Карягды стоит у истоков советской азербайджанской школы скульптуры. Созданные им памятники украшают города и села республики, он запечатлел в высокохудожественных образах многих известных людей своей страны.

Так же читайте биографии известных людей:
Джем Мэйс Jem Mace

Британский боксёр цыганской национальности. Мэйс был известен своей особой манерой вести бой, изяществом напоминавшей танец, сопровождающийся..
читать далее

Джемалудин Мусович Dzhemaludin Musovich

Югославский футболист (нападающий) и боснийский футбольный тренер.
читать далее

Джеми Вайлет Jamie Waylett

Джеми Вайлет - английский актер, родился 21 июля 1989 года.Джеми Вайлет известен как исполнитель роли Винсента во всех шести частях известного..
читать далее

Джемима Рупер Jemima Rooper

Джемима Рупер - английская актриса кино и телесериалов. Родилась 24 октября 1981 года.На сегодняшний день Джемима Рупер снялась в более чем тридцати..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий