Известные люди
»Джо Сатриани
Рождение: США, 15.7.1956
Среди гитарных виртуозов, пришедших в музыку в 80-е годы, Джо Сатриани (Joe Satriani) занимает особое место. Он обладает не только безупречной техникой, творческой смелостью и упорством, но и педагогическим талантом. Судьбы сводила его со многими одаренными юношами, одержимыми гитарой, и некоторые из них вырастали в выдающихся мастеров, ни в чем не уступающих своему учителю.
Его отношения с гитарой напоминают страстный роман длиной в целую существование. "Мне хотелось бы игрывать до конца своих дней, - откровенничает Сатриани. - Надеюсь, я ни в жизнь не устану от этого и неизменно сумею обратить в музыку все, что переживаю и чувствую в реальной жизни. Надеюсь, гитара завсегда будет со мной рядом".
Джо Сатриани вырос в небольшом городке Карл Плейс. Наверное, не было в 60-е годы подростка, увлекавшегося рок-музыкой, тот, что остался бы равнодушным к феерическим выступления гитарной легенды Джими Хендрикса (Jimi Hendrix). Хендрикс в такой степени поразил фантазерство 14-летнего Сатриани, что заставил его запамятовать о барабанах, которые он уже начал осваивать, и поменять их на гитару. Казалось, он легко рожден для этого инструмента. Обучение продвигалось быстрыми темпами, а вскоре он уже в такой степени хватко управлялся со своей шестистрункой, что мог кое-чему обучить других. Его первыми подопечными были учащиеся той же школы, которую посещал сам "мэтр". Среди них оказался и невероятно одаренный парнишка - Стив Вай (Steve Vai), будущая звездочка гитарной сцены. Учительствовать, как признавался Джо позднее, он начал только потому что, что ему нужны были капиталы. Ему приходилось подрабатывать и садовником, и каменщиком, и продавцом готовой одежды. Но наслаждение он получал только от занятий с учениками, тем больше что помимо музыки никакого другого поприща для себя он не представлял.
Вскоре по окончании школы Сатриани переехал в Сан-Франциско. Продолжая совершенствовать технику игры и найдя несть числа желающих употребить его талантами в качестве бэк-музыканта, Джо Сатриани не был обделен и учениками. Около десяти лет, подрабатывая в музыкальном магазине, он всегда занимался с начинающими гитаристами. Через его умелые руки прошли такие достойные участливость персонажи рок-коммуны, как Кирк Хаммет (Kirk Hammett - Metallica), Ларри Лалонд (Larry LaLonde - Primus), Дэвид Брайсон (David Bryson - Counting Crows), мастер джаз-фьюжена Чарли Хантер (Charlie Hunter). Уже единственный сходный список учеников превращал Сатриани в легендарную фигуру на гитарной сцене.
За весь сан-францисский отрезок времени Сатриани без малого ни при каких обстоятельствах не оставался за пределами той или другой рок-команды. Наиболее живучим начинанием оказалась группа The Squares, в которой играл барабанщик Джефф Кампителли (Jeff Campitelli). Он окажется самым верным спутником Сатриани и проведет с ним бок о бок не единственный десяток лет.
В начале 80-х Джо Сатриани находит пристанище в бэк-группе известного исполнителя Грега Кина (Greg Kihn). Он участвует в студийных сессиях музыканта, проводит с ним концертные туры. Сохранившиеся материалы этого периода были обнародованы только в 1996 году на альбоме "King Biscuit Flower Hour".
В начале 80-х Сатриани начал подумывать и о на все сто самостоятельной карьере. В 1984 году он записал дебютный ЕР "Joe Satriani", тот, что готовил и публиковал за свой счет. При полном отсутствии рекламы неудивительно, что релиз не привлек ничьего внимания. Ситуация изменилась в 1986 году, когда единственный из лучших учеников Сатриани, Стив Вай, благодаря успешной работе в команде Дэвида Ли Рота (David Lee Roth) попал в поле зрения СМИ и в одночасье превратился в модного гитариста. В беседа для ведущих американских изданий Вай неоднократно в самых теплых тонах отзывался о своем замечательном учителе и хорошем приятеле Джо Сатриани. В гитарных кругах фигура Сатриани начала активизировать просторный заинтересованность.
Эта незапланированная промо-кампания удачно совпала с выходом его сольного дебютного альбома "Not of this Earth" в том же 1986 году. Разумеется, откликов на эту пластинку было несравнимо больше, чем на начальный мини-диск. Во всяком случае, коллег-гитаристов она не оставила равнодушными.
Но это были цветочки. Ягодки ещё только созревали. В 1987 году Сатриани предстал во всем блеске, выпустив второй лонг-плей "Surfing With the Alien". Казалось, на публику в одночасье снизошло озарение, и практически за немного дней Джо Сатриани превратился из скромного музыканта в одного из топ-гитаристов современности. "Surfing With the Alien" только в Штатах разошелся полумиллионным тиражом, финишировав на 29 строке поп-чарта. Это был основополагающий инструментальный гитарный альбом, которому удалось покорить Тор 30 рейтинга Billboard 200. Подводя итоги 87-го года, самые солидные гитарные издания мира ставили имя Сатриани на первую строку в списках лучших из лучших. Наращиванию фановской гвардии сильно поспособствовало приглашение Мика Джаггера (Mick Jagger) сопровождать его в туре по Австралии и Японии.
Годом позже гитарист издал ЕР "Dreaming #11", объединивший студийные композиции и живые треки. А ещё посредством год появился третий лонг-плей "Flying in a Blue Dream" (1989). Крепкий альбом, снабженный мастерскими гитарными соло, приоткрыл Сатриани с новой стороны - как вокалиста. Правда, напевать он решился только в нескольких треках. Музыкальная общественность весьма ладно приняла альбом, заинтересованность к которому ещё больше усилился затем того, как песня "One Big Rush" попала на саундтрек к сильно популярному фильму режиссера Камерона Кроу (Cameron Crow) "Say Anything". В поп-чартах синглы Сатриани ни в жизнь не производили фурора, зато в рейтингах мейнстрим-рока им везло значительно больше. Так, трек "One Big Rush" отметился под # 17, а сингл "The Crush of Love" поднялся на 6 строку рок-чарта.
На стыке 80-х и 90-х музыкант заразился новой для себя идеей - сформировать собственную гитару. Совместно с компанией Ibanez он разработал модель JS (Joe Satriani).
Работа над новым материалом продвигалась неспешно, и свежий диск увидел свет только в 1992 году. Он получил наименование "The Extremist" и показал наилучший итог в американских чартах за всю карьеру музыканта - #22 по данным Billboard 200. Наибольший фарт ожидал и композицию "Summer Song", которая вошла в первую пятерку рок-хитов. Спустя год в дискографии музыканта появился двоякий альбом "Time Machine": новые композиции, концертные записи плюс без малого незнаемый дебютный ЕР "Joe Satriani".
В 1994 году рокеры Deep Purple пригласили Сатриани занять на время гастролей местоположение недавно ушедшего лид-гитариста Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore). Игра Сатриани не вызывала ни малейших нареканий, так что музыканты Deep Purple предложили ему сделаться полноправным участником команды. Но у Сатриани были другие планы, и более того весьма амбициозные.
После лонг-плея 1995 года "Joe Satriani" музыкант взялся за осуществление перспективного гитарного проекта, получившего наименование G3 - предполагалось, что в нем будут участвовать три ярких и самобытных гитариста. "Я заметил, что мы со Стивом (Ваем) ни в жизнь не приезжаем в то же время в единственный град, менеджеры не допускают этого, как подобно тому как мы обязаны конкурировать дружбан с другом. А оттого что гитаристы весьма любят легко встречаться и джемовать сообща, но этакий эпизод выпадает чрезвычайно нечасто, - рассказывал Джо Сатриани. - Вот я и решил сформировать что-то как будто гитарного фестиваля". Найдя полное постижение и поддержку у Стива Вая, в 1996 году Сатриани отправился вкупе с ним и Эриком Джонсоном (Eric Johnson) в основополагающий гастрольный тур G3. Концерты проходили с большим успехом. "Фестиваль" G3 из разового мероприятия перерос в ежегодный шоу-марафон с обязательным участием Сатриани и Вая, к которым любой раз присоединялся свежеиспеченный гитарист. С 96 по 2003 годы на одну сцену с Сатриани выходили Майкл Шенкер (Michael Schenker) и Ули Джон Рот (Uli Jon Roth), Адриан Легг (Adrian Legg) и Кенни Уэйн Шеперд (Kenny Wayne Shepherd), Роберт Фрипп (Robert Fripp) и Джон Петруччи (John Petrucci) из группы Dream Theater.
В 1997 году появился аудиоотчет о первом турне "G3: Live in Concert". Хотя диску не удалось более того прорваться в первую сотню поп-чарта, его тираж со временем превысил миллион экземпляров.
В 1998 году был готов очередной студийный диск Сатриани "Crystal Planet" (Тор 50 США), следом чего продолжились путешествия трех гитаристов по Соединенным Штатам.
В 2000 году музыкант обнародовал что ни на есть храбрый релиз в своей карьере "Engines of Creation", плотно замешанный на электронике. Это был очередной виток его музыкальной биографии, которая и до этого однообразием не отличалась. Сатриани ни при каких обстоятельствах не ограничивал себя рамками чистого блюза, рока или тяжелого металла, ему в равной мере было занятно проверять на прочность поп-музыку и джаз, а в настоящий момент вот пришла очередность электронных стилей. Альбом "Engines of Creation", как и без малого все его предшественники, номинировался на Grammy (всего за свою двадцатилетнюю карьеру гитарист становился соискателем Grammy 13 раз, истина, ни разу не побеждал).
За ним последовал активный альбом "Live in San Francisco" (2001), тот, что получил золотой сертификат. А результаты новых студийных изысканий были представлены публике в 2002 году под названием "Strange Beautiful Music".
Кроме собственного творчества у Сатриани всю дорогу была вероятность игрывать в других коллективах, благо недостатка в приглашениях он не испытывал. Правда, неизменно их отклонял, зато ни при каких обстоятельствах не отказывался пособить в студийных сессиях. Его гитаре нашлось употребление на альбомах "Hey Stoopid" Элиса Купера (Alice Cooper), "Radio Free Albemuth" Стюарта Хэмма (Stuart Hamm), "All Sides Now" Пэта Мартино (Pat Martino), "Break Like the Wind" Spinal Tap. Мало того, он успел и провести немного туров со своими студийными подопечными, охватывая Купера и группу Spinal Tap.
В 2004 году музыкант подготовил студийный диск "Is There Love in Space?". Хотя его коммерческие показатели оставляют жаждать лучшего, авторитет Джо Сатриани от этого уже никак не пострадает. Тем больше что фанов ожидал ещё единственный сюрприз - Сатриани предстал в не совершенно привычном амплуа. "Люди уже слышали, как я играю блюз, металл и техно, - объясняет гитарист. - А на этом альбоме я играю рок". В двух композициях вокальные партии он сделал сам, чего не делал уже 15 лет. В студийных сессиях музыканта поддерживала надежная команда, с которой он работает в студии и на гастролях уже не основополагающий год: неизменный барабанщик Джефф Кампителли, бас-гитарист Мэтт Биссонетт (Matt Bissonette), клавишник и гитарист Эрик Кодье (Eric Caudieux).
По результатам последних опросов посреди профессионалов, опубликованных в журнале "Guitar Player Magazine", Джо Сатриани занимает 8 местоположение посреди лучших гитаристов всех времен. По результатам последних "исследований" посреди любителей, то есть по данным чартов, в эти дни тираж альбомов Сатриани во всем мире превышает семь миллионов копий, а для гитарной музыки это крайне значительный итог.
Так же читайте биографии известных людей:
Джо Страммер Joe Strummer
Британский рок-музыкант, фронтмен панк-группы The Clash.
читать далее →
Джо Сэмпл Joe Sample
Имя знаменитого в мире современного джаза музыканта, композитора и исполнитела на клавишных инструментах Джо Сэмпла, ассоциируется прежде всего с..
читать далее →
Джо Линн Тёрнер Joe Lynn Turner
Американский певец, известный по выступлениям в группах Fandango, Rainbow, Deep Purple, Yngwie Malmsteen, Mother's Army, HTP. Сейчас участвует в..
читать далее →
Джо Хисаиси Dzho Hisaisi
Хисаиси Джо (р. 6.12.1950, Нагано) - один из самых известных японских композиторов. "Хисаиси Джо" - псевдоним, образованный от имени "Quincy Jones"..
читать далее →