Известные люди
»Джованни Боккаччо
Рождение: Франция, 6.2.1313 - 21.12
Джованни Боккаччо - итальянский писатель и поэт, представитель литературы эпохи раннего Возрождения. Родился 6 февраля 1313 года.Наряду с Петраркой, другим величайшим деятелем раннего итальянского Возрождения был Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio, 1313-1375). Петрарка и Боккаччо были больше чем современники: их объединяла принадлежность к почти одинаковой общественной и культурной среде, общность филологических увлечений и художественных интересов, многочисленные аналогии в их биографии и творчестве, а во вторую половину жизни - глубокая дружба, сопровождавшаяся очень сильным влиянием Петрарки на Боккаччо, который любил и чтил основателя итальянского гуманизма как учителя и старшего брата.
Подобно Данте и Петрарке, Боккаччо был флорентийцем. Отец его был
солидный флорентийский купец, родом из Чертальдо, местечка вблизи от
Флоренции. Отправившись по торговым делам в Париж, он вступил там в любовную
связь с одной француженкой знатного рода. Плодом этой связи был Джованни
Боккаччо, до срока утративший мама и ещё в младенчестве, отвезенный к отцу во
Флоренцию. Отец Боккаччо хотел произвести из него коммерсанта, но мальчик
испытывал глубокое омерзение к этой профессии; внешне подчиняясь отцу, он
отдавал все близкое свободное время чтению латинских и итальянских авторов.
После того как папа женился, отношения его с сыном бесповоротно испортились,
и юноша был рад, когда в возрасте четырнадцати лет он был отослан отцом в
Неаполь для того, чтобы там довести до конца обучение торговому делу.
Больше, чем занятия наукой и искусствами, Боккаччо привлекал к двору Роберта радостный круг аристократической молодежи, в тот, что он был с удовольствием принят благодаря своим изящным манерам и поэтическому таланту. Он ухаживает за молодыми красавицами, сочиняет в их честь вирши. Но предметом его самого серьезного
увлечения явилась Мария д`Аквино, незаконная дочка короля Роберта и жена
одного из видных придворных. Боккаччо встретил ее в церкви Сан-Лоренцо в
страстную субботу 1336 г. и тотчас же пылко в нее влюбился. Мария некоторое
время сопротивлялась, потом ответила полной взаимностью. Но блаженство
Боккаччо было непродолжительно: ветреная куколка стала ему изменять, а
потом совсем его покинула. Боккаччо упреками и мольбами долговременно пытался
воротить ее влюбленность, до тех пор, в то время как призванный отцом, дела которого к этому
времени весьма расстроились и тот, что к тому же потерял жену и всех законных
детей, не был вынужден в 1340 г. отбыть во Флоренцию.
Годы, проведенные в Неаполе (1327-1340), были счастливейшим временем в
жизни Боккаччо и совместно с тем периодом интенсивного поэтического творчества,
когда он сформировался как беллетрист. Почти все произведения, написанные им в
эту пору, связаны так или по-другому с его любовью к Марии, которую он обычно
называет Фьямметтой (итальян. fiammetta - "огонек"). Одни из них он пишет,
исполняя ее возделение, в других изображает различные фазы их любви. Несмотря,
и все-таки, на то, что влюбленность к Марии - Фьямметте захватила все существо
Боккаччо и наложила сильнейший отпечаток на его творчество, история этой
любви, если сравнить ее с отношением Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре,
означает громадный, обычный для Ренессанса, шаг вперед на пути к
реалистическому осмыслению сердечного чувства и порождаемого им поэтического
образа. Для Данте Беатриче - полуабстракция, абсолют, "ангельская донна",
заполонившая его душу и определившая ориентация всего его творчества. Лаура
- уже полностью земная дама, к которой Петрарка испытывает вожделение. Она
не поглощает всей его жизни и творчества, в которых есть огромные области,
никак не связанные с Лаурой. Но все же она для него - высшее совершенство,
возможное на земле, идеальная спутница его жизни, вдохновившая его на все
лучшее, что он создал и совершил. Напротив, Фьямметта - только момент, хотя и
шибко внушительный, окрасивший кое-какой отрезок времени жизни и творчества Боккаччо,
но далее сменившийся другими впечатлениями и литературными задачами.
Жизнь Боккаччо за десятилетие с 1340 г. по 1350 г. нам всего ничего известна. У
отца, тот, что вскоре женился вновь, он не засиделся. Мы встречаем упоминания
о пребывании Боккаччо после этого 1345 г. в Равенне и в Форли, где он,
по-видимому, служил в качестве секретаря или приближенного лица у местных
князей. В 1348 г. Боккаччо побывал в Неаполе, но там тем временем обстановка
шибко изменилась. Король Роберт умер в 1343 г., и ему наследовала его
внучка, королева Джованна. Вскоре при дворе разыгрались кровавые события -
мокрое дело мужа королевы, венгерского принца Андрея, а кроме того мужа ее сестры.
Прежней радости жизни в Неаполе Боккаччо уже не нашел. Вскоре пришло
известие о смерти отца, и Боккаччо в 1349 г. поспешил возвратиться во
Флоренцию, где прочно обосновался уже до самой смерти.
Имущества, оставшегося потом отца, оказалось мало для
спокойного и безбедного существования. Однако, не считая короткого времени,
когда, в 1351 г., он выполнял обязанности члена управления городского
казначейства, Боккаччо, больше всего дорожа своей независимостью, уклоняется
от занятия какой-либо постоянной должности. Тщетно в 1353 г. его старый
покровитель, немалый канцлер неаполитанского королевства Никколо Аччайуоли
приглашает его перебраться в Неаполь. Боккаччо пишет в реакция его
приближенному, неаполитанскому гуманисту Дзаноби да Страда: "Оставаясь
бедным, как в текущий момент, я принадлежу себе; став богатым и заняв высокое
положение, я должен буду существовать с целью других. Здесь, посреди своих книг, я
испытываю больше счастья, чем все князья, увенчанные коронами".
В Неаполе в первый раз пробудилось поэтическое дарование Боккаччо, и здесь
же оно нашло только благоприятные условия для своего развития.
Кипучая народная существование большого торгового города, расположенного на
скрещении средиземноморских культурных путей, чарующие пейзажи Неаполя и его
окрестностей, в частности Поццуольского залива, излюбленного местным
аристократическим обществом, круг придворной молодежи, где царили
изящество и вкупе с тем простота манер, гогот и веселье, любовные увлечения,
песни, вирши, забавные рассказы, - все это действовало на ощущение и
фантазерство юного Боккаччо, развивавшегося вольно, без сурового отцовского
надзора, в обстановке, приятной для его ума и сердца. Все, что было написано
Боккаччо в неаполитанские годы, несмотря на нередкие у него грустные нотки и
более того остро драматические мотивы, окрашено ощущением приволья и ласки жизни.
Боккаччо успел накарябать в Неаполе только первую половину "Филоколо": его
отвлекли другие задачи и нахлынувшие волнения; только по возвращении во
Флоренцию он закончил свой основополагающий роман.
К неаполитанскому периоду принадлежит ещё наибольшая количество лирики
Боккаччо. Он писал канцоны, сонеты, мадригалы, баллаты, преимущественно
любовного содержания. В самых ранних из них он воспевал неизвестных нам
неаполитанских дам. Две из них, Пампинея и Абротония, впоследствии
появляются сызнова в "Декамероне" в качестве рассказчиц историй, но вскоре
Фьямметта становится единственным объектом его любовных стихов. В основном
Боккаччо - последователь школы "сладостного нового стиля" и, в частности,
Данте; и все-таки его поэзия носит значительно менее философский нрав, она более
конкретна и реальна. Платоническая мечтательность радикально уступает в ней
местоположение непосредственному переживанию.
"Фьямметта" - прощание Боккаччо с прошлым, с былой любовью, с
феодальным Неаполем, где протекла его юность, и радикальный отход от
рыцарской романтики, проникавшей до сих пор его творчество. Отныне Боккаччо
- гражданин трезвой и деловой Флоренции, с которой он все больше срастается,
республиканец, начинающий интересоваться общественно-политическими вопросами
и являть внимательность к практической жизни и порождаемым ею общественным
типам. В творчестве это соответствует дальнейшему углублению реализма, без
отказа, при всем при том, от поэтической стихии, культа изящной формы и использования
принципов классической эстетики. Все это нашло настолько же полное выражение,
как и в "Фьямметте", во втором большом произведении этого периода, поэме в
октавах "Фьезоланские нимфы", написанной возле 1345 г. Начальные и
заключительные строфы этой поэмы говорят о том, что она вдохновлена любовью,
всецело владеющей сердцем поэта. Но предмет его чувства, - быть может, уже
не Фьямметта, а какая-то другая флорентийская леди, имя и судьба
которой остались нам неизвестны.
Последние годы своей жизни Боккаччо посвятил изучению и комментированию
Данте, тот, что всю дорогу оставался его любимым поэтом. В 1373 г. флорентийская
коммуна поручила ему истолковывать "Божественную Комедию" в публичных
лекциях. Заняв, таким образом, первую дантовскую кафедру в Италии, Боккаччо
составил очень обстоятельный комментарий к поэме Данте, а кроме того начал
чиркать первую биографию великого поэта ("Жизнь Данте"), которую смерть
помешала ему завершить. Несмотря на родное благоговение перед Данте, Боккаччо
не сумел верно уяснить персона этого великого поэта-гражданина, потому
что был человеком совсем иной эпохи и склада.
Итак, Боккаччо испытал в старости эдакий же разворот в сторону старой
культуры, как и Петрарка. Но тот самый разворот был не в силах ослабить
грандиозное влияние его "Декамерона". Боккаччо вошел в историю именно
как автор этой великой книги, навечно оставшейся одним из драгоценнейших
памятников человеческой мысли и творчества, освобождающихся от гнета
феодально-церковного мировоззрения.
Так же читайте биографии известных людей:
Джованни Болдини Giovanni Boldini
Итальянский живописец, портретист и жанрист. Родился в Ферраре 31 декабря 1842 в семье художника.
читать далее →
Джованни Гверчино Giovanni Guercino
В огромных алтарных образах, таких, как Мученичество св. Петра (Модена, музей), Экстаз св. Франциска (Лувр), Возвращение Блудного сына (Турин,..
читать далее →
Джованни Ланфранко Giovanni Lanfranco
Родился в Парме в 1582, был учеником болонского мастера Агостино Карраччи. В 1602 уехал в Рим вместе с братом Агостино, Аннибале Карраччи, которому..
читать далее →
Джованни Баттиста Пьяццетта Giovanni Battista Piazzetta
Для ранних работ живописца характерны резкие светотеневые контрасты и преобладание красновато-коричневых тонов.
читать далее →