Известные люди
»Джон Кейдж
Рождение: США, 5.9.1912
Его, вызывавшее немало споров творчество, сильно повлияло не только на современную музыку, но и на целое направление в искусстве середины 20 в., связанное с использованием 'случайных' элементов (алеаторика) и 'сырых' жизненных феноменов.
Его, вызывавшее много споров творчество, шибко повлияло не только на современную музыку, но и на целое ориентация в искусстве середины 20 в., связанное с использованием 'случайных' элементов (алеаторика) и 'сырых' жизненных феноменов. Кейдж вдохновлялся учением дзен-буддизма, соответственно которому натура не имеет внутренней структуры, или иерархии явлений. На него оказали ещё воздействие современные теории взаимосвязи всех явлений, развивавшиеся социологом М.Маклюэном и архитектором Б.Фуллером. В итоге Кейдж пришел к музыке, которая включала в себя элементы 'шума' и 'тишины', использовала естественные, 'найденные' звучания, а ещё электронику и алеаторику. Плоды этих опытов не всю дорогу разрешено отнести к разряду художественных произведений, но это как раз и согласуется с идеей Кейджа, по которой аналогичный навык 'вводит нас в самую сущность той жизни, которую мы проживаем'.
Кейдж родился 5 сентября 1912 в Лос-Анджелесе. Учился в Колледже Помоны, далее в Европе, а потом возвращения в Лос-Анджелес занимался с А.Вейссом, А.Шенбергом и Г.Кауэллом. Неудовлетворенный ограничениями, налагаемыми традиционной западной тональной системой, он начал творить композиции с включением звуков, источниками которых были не музыкальные инструменты, а разные предметы, окружающие человека в повседневности, погремушки, хлопушки, а ещё звуков, порождаемых такими необычными процедурами, как, к примеру, погружением вибрирующих гонгов в воду. В 1938 Кейдж изобрел т.н. подготовленное фортепиано, в котором под струны подложены разные предметы, в результате чего рояль превращается в миниатюрный ансамбль ударных. В начале 1950-х годов стал вводить в свои композиции алеаторику, используя при этом разного рода манипуляции с игральными костями, картами и Книгой перемен (И-цзин), древней китайской книгой для гадания. Другие композиторы и раньше эпизодически использовали 'случайные' элементы в своих композициях, но Кейдж первым начал употреблять алеаторику систематически, сделав ее главным принципом композиции. Он кроме того одним из первых стал применять специфические звучания и особые возможности изменения традиционных звучаний, получаемые при работе с магнитофоном.
Три наиболее известные композиции Кейджа в первый раз исполнены в 1952. Среди них пресловутая пьеса 4'33", представляющая собой 4 минуты и 33 секунды тишины. Однако безмятежность в этом произведении не равнозначна полному отсутствию звука, потому что Кейдж, кроме прочего, стремился притянуть чуткость слушателей к естественным звукам той среды, в которой исполняется 4'33". Воображаемый ландшафт ? 4 (Imaginary Landscape ? 4) написан для 12 радиоприемников, и тут все - отбор каналов, мощность звука, продолжительность пьесы - определяется случайностью. Произведение без названия, исполненное в колледже Блэк-Маунтин с участием художника Р.Раушенберга, танцора и хореографа М.Каннингема и других, стало прототипом жанра 'хэппенинг', в котором зрелищные и музыкальные элементы сочетаются с совершаемыми вместе с тем спонтанными, зачастую абсурдными действиями исполнителей. Этим изобретением, а кроме того своей работой в классах композиции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке Кейдж оказал заметное воздействие на целое поколение деятелей искусства, усвоившее его взгляд: все происходящее может рассматриваться как театр ('театр' - все, случающееся одновременно), и тот самый театр равен жизни.
Начиная с 1940-х годов Кейдж сочинял и исполнял музыку для танца. Его танцевальные композиции не связаны с хореографией: музыка и танец разворачиваются вместе с тем, сохраняя свою собственную форму. Большинство подобных композиций (в которых подчас применяется декламация в 'хэппенинговой' манере) были созданы в сотрудничестве с танцевальной труппой М.Каннингема, в которой Кейдж был музыкальным руководителем.
Литературные работы Кейджа, в том числе Молчание (Silence, 1961), Год потом понедельника (A Year from Monday, 1968) и Для птиц (For the Birds, 1981), выходя вдали за пределы музыкальной проблематики, охватывают весь спектр идей, касающихся 'бесцельной игры' художника и единства жизни, природы и искусства. Кейдж умер в Нью-Йорке 12 августа 1992.
Так же читайте биографии известных людей:
Джон Лайдон John Laydon
Британский рок-музыкант, бывший лидером панк-группы Sex Pistols.
читать далее →
Джон Ледженд John Legend
Я хочу, чтобы они услышали, что я вырос Я попробовал охватить все части себя. Я слушал больше музыки и впитал еще больше опыта. Get Lifted был..
читать далее →
Джон Леннон John Lennon
Родился в Ливерпуле 9 октября 1940 года в 6 часов 30 минут утра. Мир встретил его воем сирен и разрывами бомб: той ночью гитлеровская авиация..
читать далее →
Джон Лорд John Lord
Джон Лорд начал изучать классическое фортепиано и орган в пять лет - его отец служил органистом в одной из лондонских церквей, и сын иногда подменял..
читать далее →