Известные люди
»Джон Локк
Рождение: Великобритания, 29.8.1632
Английский философ, иногда называемый интеллектуальным вождем 18 в. и первым философом эпохи Просвещения. Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.
Его доктрина познания и социальная философия оказали глубокое влияние на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне (графство Сомерсет) в семье судейского чиновника. Благодаря победе парламента в гражданской войне, на которой его папа сражался в ранге капитана кавалерии, Локк был принят в возрасте 15 лет в Вестминстерскую школу в то время ведущее учебное заведение страны. В семье придерживались англиканства, и все-таки склонялись к пуританским (индепендентским) взглядам. В Вестминстере роялистские идеи нашли энергичного защитника в лице Ричарда Базби, тот, что по недосмотру парламентских лидеров продолжал стоять во главе школой. В 1652 Локк поступил в Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета. Ко времени реставрации Стюартов его политические взгляды не возбраняется было окрестить правомонархическими и во многом близкими взглядам Гоббса.
Локк был прилежным, если не проговорить блестящим студентом. После получения магистерской степени в 1658 он был избран студентом (т.е. научным сотрудником) колледжа, и все-таки вскоре разочаровался в аристотелевской философии, которую должен был преподавать, начал заниматься медициной и помогал в естественнонаучных экспериментах, которые проводил в Оксфорде Р.Бойль и его ученики. Однако сколько-нибудь значительных результатов он не получил, и, когда Локк вернулся из поездки к Бранденбургскому двору с дипломатической миссией, ему было отказано в искомой степени доктора медицины. Тогда, в возрасте 34 лет, он познакомился с человеком, повлиявшим на всю его последующую существование лордом Эшли, потом первым графом Шефтсбери, тот, что тогда ещё не был лидером оппозиции. Шефтсбери был адвокатом свободы в то время, когда Локк все ещё разделял абсолютистские взгляды Гоббса, и все-таки к 1666 его точка зрения изменилась и стала ближе ко взглядам будущего покровителя. Шефтсбери и Локк увидели приятель в друге родственные души. Год через Локк оставил Оксфорд и занял местоположение домашнего врача, советника и воспитателя в семье Шефтсбери, жившей в Лондоне (посреди его воспитанников был и Антони Шефтсбери). После того как Локк прооперировал своего патрона, жизни которого угрожало нагноение кисты, Шефтсбери решил, что Локк уж очень велик, чтобы заниматься одной медициной, и позаботился о продвижении своего подопечного в других областях.
Под крышей дома Шефтсбери Локк нашел близкое истинное призвание он стал философом. Дискуссии с Шефтсбери и его друзьями (Антони Эшли, Томасом Сиденхемом, Дэвидом Томасом, Томасом Ходжесом, Джеймсом Тиррелом) побудили Локка нацарапать на четвертый год пребывания в Лондоне основополагающий набросок будущего шедевра Опыта о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding ). Сиденхем познакомил его с новыми методами клинической медицины. В 1668 Локк стал членом Лондонского Королевского общества. Шефтсбери сам ввел его в сферы политики и экономики и дал ему вероятность обрести первостепеннный навык участия в государственном управлении.
Либерализм Шефтсбери был достаточо материалистичным. Великой страстью его жизни была торговлишка. Он лучше своих современников понимал, какие богатства национальные и личные разрешено было бы обрести, освободив предпринимателей от средневековых поборов и сделав строй других смелых шагов. Религиозная терпимость позволила голландским коммерсантам достичь процветания, и Шефтсбери был убежден, что если бы англичане положили финал религиозным распрям, то смогли бы сформировать империю, не только превосходящую голландскую, но равновеликую владениям Рима. Однако на пути Англии стояла великая католическая держава Франция, оттого он не хотел распространять принцип религиозной терпимости на папистов, как он называл католиков.
В то время как Шефтсбери интересовали практические дела, Локк был занят разработкой той же политической линии в теории, обосновывая философию либерализма, которая выражала интересы нарождавшегося капитализма. В 16751679 он жил во Франции (в Монпелье и Париже), где изучал, в частности, идеи Гассенди и его школы, а кроме того выполнял строй поручений вигов. Оказалось, что теории Локка было предназначено революционное грядущее, ибо Карл II, а ещё больше его преемник Яков II для оправдания своей политики терпимости к католицизму и более того его насаждения в Англии обратились к традиционной концепции монархического правления. После неудачной попытки восстания супротив режима реставрации Шефтсбери в конце концов, уже следом заключения в Тауэр и последующего оправдания лондонским судом, бежал в Амстердам, где вскоре умер. Сделав попытку продолжить свою преподавательскую карьеру в Оксфорде, Локк в 1683 отправился вдогон за своим патроном в Голландию, где жил в 16831689; в 1685 в списке других беженцев он был назван предателем (участником заговора Монмаута) и подлежал выдаче английскому правительству. Локк не возвращался в Англию вплоть до успешной высадки Вильгельма Оранского на побережье Англии в 1688 и бегства Якова II. Вернувшись на родину на одном корабле с будущей королевой Марией II, Локк опубликовал работу Два трактата о государственном правлении (Two Treatises of Government, 1689, в книге проставлен год издания 1690), изложив в ней теорию революционного либерализма. Став классическим трудом в истории политической мысли, эта книжка ещё сыграла важную образ, по словам ее автора, в оправдании права короля Вильгельма быть нашим правителем. В этой книге Локк выдвинул концепцию общественного договора, по которой единственным истинным основанием власти суверена является согласие народа. Если властелин не оправдывает доверия, люди имеют право и более того обязаны закончиться ему слушаться. Иначе говоря, люди имеют право на восстание. Но как найти решение, когда аккурат владыка перестает служить народу? Согласно Локку, таковый миг наступает, когда владыка переходит от правления, основанного на твердом принципе, к переменчивому, неопределенному и произвольному правлению. Большинство англичан были убеждены, что таковой миг наступил, когда Яков II стал проводить прокатолическую политику в 1688. Сам Локк вкупе с Шефтсбери и его окружением были убеждены, что тот самый миг наступил уже при Карле II в 1682; как раз тогда и была создана манускрипт Двух трактатов.
Локк отметил родное возвращение в Англию в 1689 публикацией ещё одной работы, близкой по содержанию к Трактатам, а аккурат первого Письма о веротерпимости (Letter for Toleration, написано в основном в 1685). Он писал контент по-латыни (Epistola de Tolerantia ), с тем чтобы издать его в Голландии, и по случайности в британский контент попало предисловие (написанное переводчиком, унитарием Уильямом Поплом), в котором провозглашалось, что безусловная воля... это то, что нам необходимо. Сам Локк не был сторонником абсолютной свободы. С его точки зрения, католики заслужили гонения, оттого что клялись в верности иностранному властелину, папе; атеисты ибо их клятвенным заверениям запрещено питать доверие. Что касается всех остальных, то страна должно бросить за каждым право на избавление своим собственным путем. В Письме о веротерпимости Локк выступил супротив традиционного взгляда, в соответствии которому светская политическая элита вправе насаждать истинную веру и истинную мораль. Он писал, что силой разрешено вынудить людей только притворяться, но никак не доверять. А укрепление нравственности (в том, что не затрагивает секьюрити страны и сохранение мира) это обязанность не государства, а церкви.
Сам Локк был христианином и придерживался англиканства. Но его свой символ веры был изумительно краток и состоял из одного-единственного суждения: Христос Мессия. В этике он был гедонистом и верил, что естественной целью человека в жизни является фортуна, а ещё что Новый завет указал людям стезя к счастью в этой жизни и жизни вечной. Свою задачу Локк видел в том, чтобы предостеречь людей, ищущих фортуна в кратковременных удовольствиях, за которые позже приходится оплачивать страданием.
Вернувшись в Англию во время славной революции, Локк сначала намеревался занять свой пост в Оксфордском университете, из которого был уволен по указанию Карла II в 1684 после этого отъезда в Голландию. Однако, обнаружив, что местоположение уже отдано некоему молодому человеку, он отказался от этой идеи и посвятил оставшиеся 15 лет жизни научным исследованиям и государственной службе. Вскоре Локк обнаружил, что пользуется известностью, но не из-за своих политических сочинений, выходивших анонимно, а как автор труда Опыт о человеческом разумении (An Essay Concerning Human Understanding ), в первый раз увидевшего свет в 1690, и все-таки начатого в 1671 и законченного в основном в 1686. Опыт выдержал строй изданий при жизни автора, последнее пятое издание, содержавшее исправления и дополнения, вышло в 1706, вслед за тем смерти философа.
Можно без преувеличения проговорить, что Локк был первым современным мыслителем. Его метод рассуждения грубо отличался от мышления средневековых философов. Сознание средневекового человека было наполнено мыслями о нездешнем мире. Ум Локка отличался практичностью, эмпиризмом, это ум предприимчивого человека, более того обывателя: Какова полезность, спрашивал он, от поэзии? Ему не хватало терпения понимать в тонкостях христианской религии. Он не верил в чудеса и с отвращением относился к мистике. Не верил людям, которым являлись святые, а ещё тем, кто непрерывно думал о рае и аде. Локк полагал, что мужчина должен реализовывать свои обязанности в том мире, где он живет. Наша доля, писал он, в этом месте, в этом маленьком местечке на Земле, и ни нам, ни нашим заботам не суждено оставить его пределы.
Локк был далек от того, чтобы презирать лондонское среда, в котором вращался благодаря успеху своих сочинений, при всем при том не в силах был переносить городскую духоту. Большую количество жизни он страдал от астмы, а затем шестидесяти подозревал, что болен чахоткой. В 1691 он принял предложение поселиться в загородном доме в Отсе (графство Эссекс) приглашение леди Мешэм, жены члена парламента и дочери кембриджского платоника Ралфа Кедворта. Однако Локк не позволил себе на сто процентов расслабиться в уютной домашней атмосфере; в 1696 он стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его постоянно являться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели нередко обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной перестройки и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей Банка Англии. В Отсе Локк занимался воспитанием сына леди Мешэм и переписывался с Лейбницем. Там же его посещал И. Ньютон, с которым они обсуждали послания апостола Павла. Однако основным его занятием в тот самый завершающий отрезок времени жизни стала подготовка к изданию многочисленных трудов, идеи которых он в прошлом вынашивал. Среди работ Локка Второе сообщение о веротерпимости (A Second Letter Concerning Toleration, 1690); Третье послание о веротерпимости (A Third Letter for Toleration, 1692); Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education, 1693); Разумность христианства, каким оно передано в Писании (The Reasonableness of Christianity, as Delivered in the Scriptures, 1695) и многие другие.
В 1700 Локк отказался от всех должностей и удалился в Отс. Умер Локк в доме леди Мешэм 28 октября 1704.
Так же читайте биографии известных людей:
Джон Остин John Langshaw Austin
Получил образование в Шрусбери-скул и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. В 1933 был избран членом совета Олл-Соулз-колледжа, в 1935..
читать далее →
Джон Серль John Searle
Получил образование сначала в университете Висконсина, затем в Оксфорде, где его учителями были Джон Остин и Питер Стросон. С 1959 профессор..
читать далее →
Джон Рей John Ray
В 1648 окончил Тринити-колледж Кембриджского университета. Преподавал там же математику и гуманитарные науки. В 1660 опубликовал труд Флора..
читать далее →
Джон Бардин John Bardeen
Джон Бардин - выдающийся американский ученый, физик. Родился 23 мая 1908 года.Джон Бардин является единственным человеком в мире, являющимся дважды..
читать далее →