Известные люди
»Джон Ноймайер
Рождение: США, 24.2.1942
В Большом театре приступил к репетициям выдающийся хореограф, руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер. Переговоры велись с 1989 года. Но только при нынешнем руководстве хореограф сдался. В декабре Большой театр покажет один из лучших балетов Ноймайера "Сон в летнюю ночь".
- Пару лет обратно, когда вы приезжали в Большой, журналисты вас пытали, что же вы будете тут становить, но вы весьма изящно уклонились от ответа.
- (Смеется.) Да, было.
- Почему в итоге вы выбрали аккурат "Сон в летнюю ночь"?
- У меня появился шанс соорудить некое изыскание о театре. Я посмотрел на труппу Большого в Opera de Paris, следом в Лондоне и решил, что поставлю как раз тот самый балет. Самое важное, когда я еду в свежий театр, - это диалог. И я почувствовал, что как раз с балетом "Сон в летнюю ночь" я смогу и сам что-то возвратить, и принять что-то взамен. Здесь есть классическая техника, но в абсолютно разных направлениях. Есть и драматические черты. И крайне немало героев - они все важны. Именно это создает чувство ансамбля, как и должно быть в большом-большом театре наподобие легендарного МХАТа в большой его отрезок времени.
- Этот спектакль я видела на гастролях Opera de Paris в Москве в начале девяностых. Ощущение было волшебным, но тогда показалось, что в Большом для такого балета нет такого количества разных артистов - по амплуа, характерам...
- (Смеется и смотрит укоризненно.) Я вынужден заявить, что вы ошибаетесь. В таком спектакле весьма важен баланс. Я подбираю разные комбинации людей, ищу, пробую. Надеюсь, что мы создадим этакий ансамбль, тот, что заставит вас выпустить из памяти о Парижской опере.
"Я не знаю, сколь русских у меня в компании"
- Мариинский театр вы также исследовали. Можете обозначить, чем две наши русские труппы отличаются от западных?
- (Вздыхает.) Всегда есть отличалка. Очень непростой вопросительный мотив - если бы вы писали книгу, мы бы это обсудили. Я бы сказал так: давайте про национальность не считать. Танец - искусство как пить дать человеческое. Все люди дружбан от друга отличаются, и каждая группа отличается от иной.
- Хорошо, абстрагируемся от национальности. Но общеизвестно, что в вашей собственной компании сильно немало славянских танцовщиков.
- (Проникновенно.) Честно говоря, я в этом направлении вообще ни при каких обстоятельствах не думаю. Я смотрю на человека и вижу те качества, которые я ценю. Я смотрю, артист ли он, возьмет ли на себя ответственность, которая включает ещё и дисциплину. Когда я все это вижу - мне все одинаково, кто передо мной: китаец, француз, российский. Вот спросите: сколь русских у меня в компании? Я не знаю.
- Одна. Анна Поликарпова.
- (Обиженно.) Ну зачем же одна? (Загибает пальцы и перечисляет всех танцовщиков с русскими фамилиями. Удивленно смотрит на сжатый кулак.) Да, есть немного.
- Если припомнить историю создания "Сна в летнюю ночь" - что вас подтолкнуло?
- Я был студентом и изучал Шекспира. Мы анализировали эту пьесу. Это был весьма величавый день, когда мой профессор объяснил, что в этой истории есть три уровня. Мир фей (космический мир). Мир аристократов. Мир ремесленников. Это сию минуту же застряло во мне. Юмор пьесы построен на смешении этих уровней. И я подумал - если бы я смог воплотить эти три мира, произвольный со своей музыкой, своей хореографией. Смешно, когда Титания попадает не в свой мир с Основой. Я вернулся к этой идее и решил определить спектакль, уже когда возглавлял труппой в Гамбурге. Я хотел выказать силу ансамбля. Позднее "Сон в летнюю ночь" превратился в таковый автограф Гамбургского балета. Потом его ставили самые разные компании.
"Одиссей пытался "откосить от армии"
- А вы сами в каких взаимоотношениях с реальностью?
- (Откидывается в кресле и громко гыгыкает.) Хороший, весьма недурной вопросительный мотив! Но ужасно непростой для разговора. Для меня что важно: я художник, я артист. У меня нет семьи. Моя существование - это моя служба. Но я не верю, что я прячусь в своей работе. Я верю, что я беру мир и ужасные вещи, которые происходят, и каким-то способом пытаюсь поместить это в свою работу. Не как танцующая газета. Не прямо. Та беда, которая происходит ныне в России... Я не могу быть человеком, если это не подвигнет меня на что-то.
Я не вмешиваюсь в политику, более того когда я голосую за президента. Как джентльмен, я хочу потрогать тот самый мир, взять его в себя, сквозь работу его выпустить и попытаться вдохновить танцоров сквозь мою философию.
- В вашем балете "Одиссей" основной герой ходит в военной форме, а по телевизору показывают военную хронику.
- Да, это так. "Одиссея" Гомера - великая служба, но я не могу определить балет только потому что, что это классика. Я не могу глядеть на произведение со стороны и говорить: "О, это красиво". Чтобы сотворить балет, я должен быть внутри, должен прочувствовать тот уголочек сердца, тот, что знает тот самый нрав и эту ситуацию. Исследуя Одиссея, я понял, что первоначально это был дядя, тот, что не хотел драться - он пытался "откосить от армии", по легенде. А сквозь десять лет войны по пути домой он неожиданно ни с того ни с этого нападает на деревню. Убивает людей и забирает вещи. Это было важным для меня - всего-то три-четыре строфы! Я прочитал и подумал: "Что?" Для меня "Одиссей" - балет об условиях войны. И для меня, как для американца своего поколения, - это вьетнамская махаловка. Очень полно ссылок в балете на эту иссушающую, бесполезную войну.
- Вы смотрите телевизор, а там американцы в Ираке. Или Беслан. Бывает, что вы спрашиваете себя: "Боже, чем я занимаюсь?"
- Каждый день. Но я объясняю стабильно своим артистам, в чем наша великая привилегия. Мы видим эту картинку. И когда мы делаем шаги по сцене, то должны осознавать, что делаем это ладно. Правда ладно. Только это даст миру что-то. Я не считаю, что балет- какой-то развлекательный коммерциал. Даже если мы ставим комедию - это на самом деле технология поведать о человеческих историях.
Так же читайте биографии известных людей:
Джон Гей John Gay
Английский поэт и драматург.
читать далее →
Джон Лили John Lyly
Родился предположительно в Кентербери; внук известного грамматиста У.Лили.
читать далее →
Джон Мерстон John Marston
Марстон рос в обеспеченной и образованной семье; его отец владел крупным поместьем в Кропреди и занимался адвокатской практикой в Ковентри и..
читать далее →
Джон Осборн John James Osborne
Известность пришла к нему в 1956 после премьеры на сцене театра Ройял Корт Оглянись во гневе (Look Back in Anger, 1956).
читать далее →