Известные люди
»Джонатан Ларсон
Рождение: США, 4.2.1960
Его родители не имели отношения к музыкальному театру, но очень любили мюзиклы, поэтому мелодии из популярных шоу звучали в доме постоянно. Джонатан стал брать уроки игры на фортепиано, еще будучи учеником начальной школы. Тогда и обнаружилась его способность легко подбирать мелодии на слух. Юный Ларсон также играл в школьном духовом оркестре, где освоил трубу, и выступал в любительском театре, исполняя главные роли в классических мюзиклах.
Поэт, композитор и драматург Джонатан Ларсон (Jonathan Larson) родился 4 февраля 1960 года в Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк. Его родители не имели отношения к музыкальному театру, но весьма любили мюзиклы, потому мелодии из популярных шоу звучали в доме вечно. Джонатан стал забирать уроки игры на фортепиано, ещё будучи учеником начальной школы. Тогда и обнаружилась его способность нетрудно подбирать мелодии на слух. Юный Ларсон кроме того играл в школьном духовом оркестре, где освоил трубу, и выступал в любительском театре, исполняя главные роли в классических мюзиклах.
В 1978 году Джонатан поступил в консерваторию при Университете Адельфи, которую окончил в 1982 году с отличием и степенью бакалавра изящных искусств. Во время учебы Ларсон с сокурсниками сочинил немного политических сатирических скетчей, так называемых "кабаре", в которых высмеивались "рейганомика", новые христианские правые и зомбирующее влияние телевидения. На тот же отрезок времени приходится и начальный навык работы Ларсона в крупной форме он написал мюзикл "Libro de Buen Amor" на либретто директора академии Жака Бурдика (Jacques Burdick).
На становление Ларсона как композитора оказали сильное воздействие The Beatles, The Police Prince, а ещё рок-опера Эндрю Ллойд-Уэббера (Andrew Lloyd Webber) "Jesus Christ Superstar". Ларсон-либреттист находился под впечатлением от театра Бертольда Брехта (Bertolt Brecht), Питера Бдесница (Peter Brook) и Стивена Сондхайма (Stephen Sondheim). С последним выдающимся американским драматургом, поэтом и композитором Ларсон вступил в переписку в финальный год своего обучения в консерватории, и м-р Сондхайм стал наставником молодого автора. В своем первом письме Ларсон написал Сондхайму, что перед ним стоит дилемма: ему нравится и актерствовать, и сочинять музыку, и он не знает, на чем сосредоточиться. Живой классик посоветовал Джонатану сделаться композитором, потому что "безработных актеров полным полно, а безработных композиторов не существует". К сожалению, короткая бытие Ларсона показала, что существуют и безработные композиторы.
По окончании консерватории Ларсон снял на Манхеттене крошечную однокомнатную квартиру без отопления и начал к поискам работы. Он ходил на кастинги, играл в ночном клубе, по выходным работал официантом в кафе "Moondance Diner".
С театром Ларсону не везло. В 1982 году он написал мюзикл по роману Джорджа Оруэлла (George Orwell) "1984" и обратился к наследникам писателя за разрешением на постановку. Когда ему было отказано, он переделал сюжет и тексты в оригинальный мюзикл "SUPERBIA".
Спектакль рассказывал о молодом человеке с музыкальной шкатулкой, тот, что безуспешно пытается пробудить ото сна эмоционально закостеневшее среда. Работа над этим мюзиклом шла больше пяти лет. За это время Джонатан был избран в Американское среда композиторов, авторов и издателей (ASCAP) и Гильдию драматургов и выиграл основополагающий грант фонда Ричарда Роджерса. Деньги были потрачены на то, чтобы разослать в десятки провинциальных театров копии партитуры "SUPERBIA" и сформировать читку пьесы в театре "Playwrights Horizons". Но полноценного спектакля из "SUPERBIA" не получилось.
Не получилось определить и вторую пьесу Ларсона "tick, tick BOOM!", написанную в 1990 году. Автобиографичный моноспектакль, для которого, по словам Ларсона, "не нужны декорации, не нужны костюмы, не нужны актеры. Лишь я, пианино и мелодический ансамбль", был навеян творчеством Эрика Богосяна (Eric Bogosian) и собственным горьким жизненным опытом.
Герой спектакля приближающийся к тридцати годам композитор Джонатан на протяжении двенадцати полушутливых, полупечальных песен делится своими терзаниями: стоит ли ему кинуть cочинять никому не нужные мюзиклы, является ли его девица той самой "единственной", как ему известия себя с лучшим другом, тот, что заболевает СПИДом и так дальше. При жизни Ларсону удалось провернуть только немного показов этого спектакля.
В 1989 году драматург Билли Аронсон (Billy Aronson) обратился к Джонатану с предложением совместно адаптировать оперу Джакомо Пуччини (Giacomo Puccini) "Богема" к реалиям современного Нью-Йорка. Ларсон придумал для спектакля многозначительное наименование "RENT" (аренда, рента), написал три песни на вирши Аронсона, но от дальнейшего сотрудничества отказался. Только в 1991 году, затем того как безотлагательно у троих его друзей был диагностирован СПИД, Ларсон ещё вспомнил о предложении Аронсона. Билли к тому времени потерял заинтересованность к этому замыслу и с охотой уступил его Ларсону. От Аронсона в "RENT" остался контент песни "Santa Fe".
Началась долгая служба над проектом. Сочиняя материал для своего мюзикла, Ларсон отвлекался и на сторонние заработки. Вместе с Хэлом Хэкеди (Hal Hackady) он написал ревю "Blocks", затрагивающее проблемы современных подростков. В соавторстве с Бобом Голденом (Bob Golden) Джонатан сочинил и поставил тридцатиминутное видеошоу для детей "Away We Go". Драматург Джеффри Джоунс (Jeffrey M. Jones) пригласил Ларсона черкануть музыку к сатирическому шоу "J. P. Morgan Saves The Nation".
В 1994 году Ларсон выиграл второй грант фонда Ричарда Роджерса в 45 тысяч долларов, тот, что потратил на постановку "RENT".
Спектаклем о восьми друзьях, борющихся с собственной нищетой, болезнью (СПИД), наркозависимостью, сердечными страданиями и одиночеством, заинтересовалась независимая театральная фирма "New York Theatre Workshop", специализирующаяся на авангардных постановках.
Работа над сценическим воплощением началась осенью 1995 года. Получив невеликий денежный аванс от продюсеров спектакля, Ларсон оставил работу официанта и все дни проводил в театре, в творческих спорах с режиссером спектакля Майклом Грейфом (Michael Greif) и художественным руководителем компании Джимом Никола (Jim Nicola).
К Рождеству 1995 года была набрана труппа исполнителей, и начались репетиции.
Спектакль получился непохожим на большинство современных бродвейских шоу, в которых зрелищность превалирует над смыслом. Ларсон создал спектакль, тот, что по силе воздействия на публику не уступал легендарному рок-мюзиклу "Волосы" (Hair). Позднее "RENT" так и назовут "Hair" 90-х.
В январе 1996 года Ларсон дважды обращался в больницу с жалобами на боль в области груди, но оба раза ему было назначено врачевание от гриппа.
Двадцать четвертого января состоялся генеральный прогон спектакля. Творческая группа разошлась вдали за полночь. Придя домой, Ларсон собрался совершить себе чай, стал набирать воду в чайник и упал замертво. Причиной смерти стала не обнаруженная своевременно аневризма аорты. До своего тридцать шестого дня рождения Джонатан Ларсон не дожил десяти дней, а до начала сценической жизни своего главного детища гладко сутки.
Родители Ларсона дали родное согласие провести основополагающий предварительный показ спектакля 25 января 1996 года, как было запланировано при его жизни. В память о безвременно ушедшем авторе мюзикл начался с номера "Seasons of Love", и основополагающий акт актеры, исполняя песни, легко сидели на столах, которые были частью сценографии спектакля. Второй акт прошел так, как и задумывался.
Тринадцатого февраля, вслед за тем двух недель предварительных показов, "RENT" открылся официально. Под восторженные рецензии критиков билеты на спектакль раскупались, как горячие пирожки, и вскоре стало ясно, что мюзикл нужно игрывать в больше вместительном бродвейском театре. Премьера на новом месте - в театре "Нидерландер" (Netherlander) - состоялась 29 апреля. С тех пор спектакль идет там каждый день. За прошедшее десятилетие мюзикл был поставлен в нескольких странах, четырежды совершал тур по Северной Америке, а в 2005 году удостоился экранизации. На счету шоу три премии "Тони" за 1996 год, охватывая премию за оптимальный мюзикл, и Пулитцеровская премия за лучшее драматическое произведение.
Успех "RENT" вызвал заинтересованность и к другим произведениям Джонатана Ларсона. Начинающий продюсер Джеффри Селлер (Jeffrey Seller) обратил участливость на "tick, tick BOOM!" и в 2001 году осуществил его офф-бродвейскую постановку. Оригинальное либретто претерпело сильные изменения, моноспектакль трансформировался в шоу для трех актеров, двух мужчин и одной женщины, а сюжет был ещё больше приближен к событиям из жизни автора. Поставил мюзикл младой режиссер Скотт Шварц (Scott Schwartz).
На доходы от "RENT" семейство Ларсона основала фонд его имени, главной целью которого является материальная помощь начинающих авторов и актеров.
В октябре 2006 года Библиотека Конгресса приняла на хранение архив композитора, включающий в себя черновые варианты всех его работ, демо-записи, выполненные Джонатаном Ларсоном, его письма друзьям и покровителям.
Так же читайте биографии известных людей:
Джонатан Хортон Jonathan Horton
Американский спортсмен, способный гимнаст, участник множества состязаний, неоднократный призер и обладатель некоторого числа престижных наград. Не..
читать далее →
Джонатан Кэйн Jonathan Cain
Карьера Джонатана стала формироваться в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Именно тогда его пригласили в музыкальный коллектив, который..
читать далее →
Джонатан Рис-Майерс Jonathan Rhys Meyers
Джонатан Рис-Майерс, урождённый Джонатан Майкл Фрэнсис О'Кифи (Jonathan Michael Francis O'Keefe), появился на свет 27 июля 1977 года в Дублине,..
читать далее →
Джонатан Беннетт Jonathan Bennett
Джонатан Беннетт - американский актер. Родился 10 июня 1981 года.Широкому кругу зрителей Джонатан Беннетт известен по ролям в таких фильмах как:..
читать далее →