Известные люди
»Джордж Дюк
Рождение: США, 12.1.1946
Когда ему было всего четыре года, мама взяла его с собой на концерт Дюка Эллингтона. "Я не очень хорошо это помню, - говорит Джордж, - но мама говорила, что я просто сошёл с ума! Я бегал по дому и кричал: Дайте мне пианино! Дайте мне пианино!
Он начал обучаться игре на фортепиано в семь лет, впитывая в себя чёрные ритмы, звучавшие в местной баптистской церкви. "Вот зачем я стал игрывать фанк. Многое из того, что я узнавал о музыке, я узнавал в церкви" рассказывает Джордж. "Я видел, какие чувства вызывала музыка, какое к ней было касательство.
В 16 лет Джордж уже играл в нескольких школьных группах. Он находился под сильным влиянием трубача Майлза Дэвиса, пианиста Билла Ивэнса и вибрафониста Кэла Тжэдера, но в особенности - Леса МакКенна. В 1967 году Дюк окончил музыкальную консерваторию Сан-Франциско со степенью бакалавра по специализациям тромбон и композиция. Потом Джордж играл на рояле в группе, постоянно выступавшей в клубе Полутон (Half Note) в Сан-Франциско. Вскоре к группе присоединился юный певец-самоучка по имени Эл Джарро Помимо консерваторского образования, Джордж получил уровень магистра музыки в Университете Сан-Франциско. В это же время его первые джазовые записи стали вылезать на лейбле MPS/BASF.
Однажды ночью Джордж услышал по радио запись скрипача Жана-Люка Понти, а когда узнал, что Понти приехал в Калифорнию делать запись свежеиспеченный альбом, то послал его продюсеру свою плёнку с запиской, гласившей: Нет другого пианиста для этого парня, помимо меня." Таким образом Дюк попал на запись, а вскоре затем выхода этого альбома стало ясно, что музыка, записанная Понти и Дюком, разбудила творческое фантазерство всего джазового сообщества Западного побережья США, с завистью следившего за фъюжн-революцией, происходившей на востоке Америки под влиянием Майлза Дэйвиса, групп Mahavishnu Orchestra и Weather Report.
В конце 1969 года, потом восьмимесячной работы в оркестре Дона Эллиса, Дюк присоединился к новой группе Фрэнка Заппы Mothers of Invention и гастролировал с ней в течение целого года, в то время как в конце 1970-го не получил предложение, от которого не мог отступиться. Легендарный альт-саксофонист Julian "Cannonball" Adderley пригласил его в свою группу. Дюк работал у Кэннонболла Эддерли два года, вечно сталкиваясь с великими музыкантами, которых слышал ещё ребёнком Джо Уильямсом, Нэнси Уилсон, Диззи Гиллеспи... В 1973 году Дюк ещё присоединился к Фрэнку Заппе, и на тот самый раз привёл с собой Жана-Люка Понти. В таком составе группа просуществовала три года, а позже Дюк ушёл, некоторое время играл с Сонни Роллинзом, покуда не решил объединить усилия с барабанщиком билли Кобэмом. Вместе они собрали мощнейшую фъюжн-группу, ставшую ещё больше популярной и влиятельной, чем первая группа Дюка и Понти.
В 1976-м Дюк начал выступать с сольными проектами, а последовавшая потом серия фъюжн-ориентированных пластинок, таких, как его дебютный альбом на Columbia "From me to You", имела колоссальный счастливый момент В 1978-м прифанкованный альбом "Reach For It" вышел на верхние позиции хит-парадов, получил золотой статус и вывел своего создателя из маленьких клубов в большие концертные залы. В конце 70-х была сильно популярна группа "Clarke - Duke Project", созданная Дюком совместно с бас-гитаристом Стенли Кларком, но уже тогда Джордж решил поменять обстановку и сделаться продюсером. Он начал с выпуска пластинки бразильского музыканта Рауля ДеСаузы Raoul deSouza), а вслед за тем записал начальный в своей жизни вокальный альбом с Ди Ди Бриджуотер (Dee Dee Bridgewater). Настоящим прорывом стала выпущенная им пластинка диско-группы A Taste of Honey. Их мега-хит - танцевальная версия песни "Sukiyaki" - вышел на первое местоположение в хит-парадах популярной музыки; а альбом был продан общим тиражом свыше двух миллионов копий. С тех пор проекты Джорджа Дюка росли, как снежный ком. Он продюсировал три альбома Джеффри Озборна (Jeffrey Osborne) и два бестселлера Дэнис Уильямс (Deniece Williams) (в том числе её хит "Let's Hear it for the Boy"). Уникальные способности и умения Дюка пригодились более того поп звездам, таким, как Мелисса Манчестер и Барри Мэнилоу. А следом были Phil Perry, Dianne Reeves, группа The Pointer Sisters, саксофонист Najee, вокальный ансамбль Take 6, пианистка Rachelle Ferrell, вокалисты Gladys Knight, Johnny Gill и Anita Baker. Несколько лет кряду, не переставая вносить собственные альбомы, Дюк прирабатывал музыкальным директором многочисленных музыкантов и телевизионных программ. В 1992-м он отправился в Испанию, где директорствовал на самом большом в истории человечества гитарном фестивале с участием Джорджа Бенсона (George Benson), Ларри Кориэлла (Larry Coryell), Стенли Кларка (Stanley Clarke), Джона МакЛафлина (John McLaughlin), Пако де Лусии (Paco de Lucia) и Рикки Ли Джоунс (Rickie Lee Jones).
Дюк писал музыку для кино и телевидения. Получил море премий Грэмми, в том числе как сопродюсер альбома Майлза Дэйвиса Tutu (1986).
В своём последнем альбоме "After Hours", удостоенном номинации на премию Грэмми, Дюк играет по большей части на акустическом фортепиано и электропиано Fender Rhodes. Как оказалось, это - его основополагающий инструментальный альбом, за последние 20 лет.
Так же читайте биографии известных людей:
Джордж Майкл George Michael
НИЧТО, как говорится, не предвещало, что солист популярной в 80-е группы Wham! Джордж Майкл (на самом деле Георгиус Панайотис, этнический грек)..
читать далее →
Джордж Страйт George Strait
Strait еще в школе начал играть в рок-группе, но больше склонялся к кантри-музыке. После окончания школы поступил в колледж, правда бросил его и..
читать далее →
Джордж Харрисон George Harrison
В "Beatles" Джон Леннон считался циничным интеллектуалом; Пол Маккартни - серьезным романтиком; Ринго Старр - невозмутимым; Джордж Харрисон -..
читать далее →
Джордж Чедвик George Chedvik
Американский композитор. Вместе с Джоном Ноулзом Пейном, Артуром Футом, Эдуардом Макдауэллом, Эми Бич и Горацио Паркером составлял так называемую..
читать далее →