Известные люди
»Джордже Балашевич
Рождение: Сербия, 11.5.1953
Джордже Балашевич - известный сербский поэт-песенник и певец. Родился 11 мая 1953 года.Альбомы Джордже Балашевича:Моо мами уместо матурске слике у излогу (1979) (с Rani Mraz), Одлази циркус (1980) (с Rani Mraz), Pub (1982), Дугометражни The Kid (1983), 003 (1985), Бездан (1986), У твоим молитвама - Баладе (1987), Panta Rei (1988), Три послератна друга (1989), Марим а (1991), едан од оних живота (1993), Напослетку (1996), Деведесете (2000), Дневник старог момка (2001), Рани мраз (2004).
Джордже Балашевич был рожден от отца Йована Балашевича, серба по национальности и матери Вероники Доленец, наполовину венгерки, наполовину хорватки. У Джордже есть сестра Ясна. Фамилия его деда была Балашев, но, будучи православным христианином и для того чтобы избежать венгеризации, в 1941 году изменил свою фамилию на Балашевич.
Джордже родился и вырос на улице Йована Цвиича в городе Нови Сад в Сербии (эту улицу весьма недурственно знают все его поклонники), там же он в текущий момент живет со своей женой и тремя детьми. Стихи начал строчить ещё в начальной школе. Среднюю школу он кинул (в силу того что, что ненавидел такие предметы как математика, физика и химия), но сумел обрести диплом о среднем образовании как студент-заочник и сдал вступительный экзамен в универ по географии (он открыто признает, что пошел туда, где на вступительных экзаменах необходимо было сдавать геогафию, т.к не необходимо было сдавать математику). Он ни в жизнь не учился в университете, а вместо этого создал группу Жетва (Урожай) в 1977 году.
Сразу позже создания, Жетва записала сингл У раздеак те убим, тот, что распродался в 180000 копиях, колоссальный счастливый момент по югославским меркам. В 1978 Балашевич покинул Жетву и вмете с Верикой Тодорович создал группу Рани мраз (Ранний Мороз). Группа впервой выступила на музыкальном фестивале Опатия 78, с песней Моа прва убав (Моя первая любовь). В это время в группу пришли Биляна Крстич и Бора Джорджевич, совместно с ними была записана песня Рачунате на нас (Положитесь на нас)(написана Балашевичем), песня, прославляющая молодое поколение как продолжателей коммунистической революции. Песня стала популярной у власти и у народа, стала своего рода гимном поколения.
После нескольких месяцев сотрудничества, Верика и Бора покинули группу (Бора вскоре создал группу Риба Чорба), а Биляна и Балашевич записали начальный альбом Моо мами уместо матурске слике у излогу (Моей маме вместо фотографии с выпускного бала на витрине).
На музыкальном фестивале Сплит 79 Балашевич выиграл основополагающий приз с синглом Панонски морнар (Паннонский моряк). За следующие немного месяцев он 8 раз собирал совершенный зал белградского Дома Синдиката и новая звездочка зажглась. В 1980-82 Балашевич служит в армии в Загребе и Пожареваце, но находит время накарябать песни для Здравко Чолича и Златна крила.
В конце 1980-х Рани Мраз выпустили второй и концевой альбом, и группа вскоре распалась. Альбом сызнова подтвердил статус Балашевича и дал миру немало незабываемых песен, таких как Прича о Васи Ладачком (История о Васе Ладашки) и Живот е море (Жизнь это море), которые и 20 лет через остаются популярными.
Балашевич начал свою сольную карьеру в 1982 году с альбомом Pub(Валет), тот, что также получся великолепным. Спустя некоторое время он сыграл образ в тв-сериале Поп Ҫира и поп Спира. А последующем туре 1982/83 года Балашевич в первый раз собрал совершенный зал белградского Центра Сава. Его концерты в Центре Сава стали его товарной маркой на годы вперед. Следующие два альбома Целовечерӑи The Kid (1983) и 003 (1985) в дальнейшем имели тот же фарт и Балашевич упрочил свою репутацию как поэт-песенник.
Следующий альбом, Бездан(Бездна), выпущенный в 1986 году, стан началом новой вехи в его карьере. Запись была спродюсирована Джордже Петровичем и аранжированна Александром Дуиным. В дальнейшем, они стали основой поддерживаемой Балашевичем группы The Unfuckables и частью его выступления.
Следующий альбом У твоим молитвама (В твоих молитвах) был его первым и последним живым альбомом. Альбом был записан на его концертах в Сараево (зал Затра), Загребе (Ледяной Зал и Шалана), Белграде (Центр Сава) и Нови Саде (Студио М) в 1986 и 1987 годах. Кроме недурственно знакомых песен, в альбом были включены немного раннее не издаваемых песен, одной из которых была песня Само да рата не буде (Только б не было войны). Главную партию в этой песне исполнял громадный ребяческий хоровой коллектив, тот, что вкупе с Балашевичем предостерегал людей об угрозе грядущей войны (которая реально началась посредством 3 года), провозглашая гимн пацифистов по всей ещё существовавшей Социалистической Федеративной Республике Югославия.
То же чувство надвигающейся беды доминирует и в его следующем альбоме Панта реи (1988). Песня Requiem посвящена недавно умершему Иосипу Броз Тито и тем, кого он отождествлял со своими идеалами. Атмосфера альбома мрачная и мучительная, какими и ощущал сам Балашевич наступающие времена.
Известный гитарист Элвис Станич принял участие в записи альбома Три послератна друга (1989) (Три фронтовых товарища). Иосип Кики Ковач присоединился к The Unfuckables на альбоме Марим а (Мне наплевать) (1991).
После начала войны Балашевич оказался в изоляции. Он был вынужден кончить сотрудничество с хорватскими артистами, такими как Элвис Станич, и темп работы над новым альбомом нарушился. Его следующий альбом, едан од оних живота (Одна из тех жизней) (1993) содержит такие песни как Криви смо ми (Это наша вина) и Човек са месецом у очима (Человек с месяцем в глазах), которые жестко критиковали и осуждали непрерывную войну.
После долгой паузы, Балашевич выпускает альбом Напослетку(Напоследок) (1996). Перемена в настроении была очевидной, и оно смогло бы сделаться больше или менее превалирующим на всех его последующих альбомах. На этом альбоме в основном использовались акустические инстументы, доминирующая образ отводилась скрипке, а кроме того просторно использовались деревянные духовые инстументы.
Альбом Деведесете (2000) стал его наиболее политизированным альбомом. Он занялся обширной критикой существующей политической ситуации в Сербии, открыто высмеивает Слободана Милошевича в песне Легенда о Геди Глуперди (Легенда о Геде Идиоте), критикует полицейских, которые стояли на страже коррупционной системы, разгоняя молодежные демонстрации в песне Плава балада (Голубая баллада), с отвращением оглядывается на прошедшие 90-е в песне Деведесете (Девяностые) (первая строчка припева звучала так: Ма, ебите се деведесете), снабжает молодых демонстрантов гимном Живети слободно (Живите свободно), обращается к своим потерянным друзьям из Хорватии и Боснии в песне Стих на асвалту (Стих на асфальте, поет о Загребе), но сохраняет ощущение патриотизма в песне Док гори небосвод над Новим Садом (Пока горит небеса над Нови Садом, песня о бомдардировке войсками НАТО города Нови Сад). Этот альбом явственно передал атмосферу в Сербии в тот год, когда закончилась верх Слободана Милошевича.
После этого, он снова вернулся к романтике. Альбом Дневник старог момка (Дневник старого парня) (2001) содержит 12 песен, каждая из которых носит женское имя, и в каждой поется о новой девушке. Балашевич неоднократно утверждал, что и эти девушки, и песни чистая выдумка, а заглавия песен записаны в форме акростиха Оа е набоа (Оля лучшая), (Оля является пседвонимом его жены Оливеры Балашевич).
Его крайний альбом Рани мраз (2004) продолжает манера, выбаробанный в альбомах Напослетку и Дневник старог момка. Его зачастую критикуют за то, что он занимается плагиатом и пишет песни, похожие одна на другую, но он грубо опровергает подобную критику, говоря: Балашевич должен напевать песни Балашевича.
Песни Джордже Балашевича разрешено поделить на 3 группы:
Эмоциональные песни (песни о любви и ностальгические песни)
Политизированные песни
Иронические песни
Песни первой группы отличаются ностальгией и лирическим настроением. На него оказывали воздействие такие поэты, как его родственница Мика Антич и поэт-песенник Арсен Дедич. Сам Балашевич сознавался, что является должником Арсена Дедича.
Его политические песни несут в себе идеи пацифизма и толерантности, кроме того его нередко обвиняют в югоностальгии. Он стал известным благодаря своему патриотизму, но не все знают, что он выступал супротив сербских военноначальников и обвинял все про-хорватские и про-боснийские силы, что явилось причиной без малого полной изоляции Балашевича в 90-е годы. Его политические позиции кроме того позволительно проследить и в его альбоме Деведесете, в котором выразил своё недовольство правительством и войной.
Его концерты всю дорогу сильно длинные, длящиеся больше 4 часов, проходят без малого постоянно при полном зале его поклонников, которые добросовестно присутствуют на его концертах повсюду, где бы они не проходили.
Несмотря на его весьма длинные произведения, его поклонники делают все возможное, чтобы он смог распевать свои песни публике немного часов кряду. Также, обычными для его концертов являются долгие паузы между песнями с комментированием происходящих событий. Поэтому его концерты больше походят на кабаре, нежели на поп-концерты в обычном смысле этого слова.
На его основополагающий послевоенный концерт а Загребе (в Ледяном зале, вмещающем 10000 человек) 13 декабря 2002 года все билеты были раскупленны загодя за 3 месяца, а иной концерт был запланирован на следующий день, тот, что ещё прошел при полном зале. Небывалый фарт для Загреба.
Его традиционные новогодние концерты в зале Центра Сава (вмещает 3672 человека) кроме того традиционно проходят при полном аншлаге. В начальный раз Балашевич собрал зал Центра Сава в сезоне 1982/83, а регулярные новогодние концерты начались в 1986 году, а в 1990-х и 2000-х выступал до 11 вечеров кряду (4 концерта кряду в 1993/94, 10 в 1996/97, 9 в 1997/98, 7 в 1998/99, 11 в 2001/2002). Тот факт, что поет он на сербскохорватском, не мешает ему выступать по всему миру (более того в Сиднее).
Уже на заре Интернета, в 90-х, поклонники Балашевича сформировали два интернет фан-клуба, называющиеся Oaza и (не)нормални балашевиҫевци((не)нормальные балашевичевцы). Основатель клуба (не)нормални балашевиҫевци пошел дальше и создал трибьют-группу (не)нормални бенд, которая первоначально играла на встречах членов клуба, но в текущее время (на 2006) активно выступает в Сербии и некоторых других странах, исполняя песни Балашевича.
Балашевич имеет огромную армию поклонников во всех бывших югославских республиках. Кроме Сербии, он крайне зачастую гастролирует в Хорватии и Словении. Несмотря на то, что у него большое число старых фанатов, которые заразились его песнями ещё в 80-х, когда Югославия ещё существовала, большинство его поклонников моложе, чем некоторые его песни, как он любит изрекать, и выросли во время войны. В военные годы его не звали в Хорватию из-за его сербского происхождения, но его концерты в словенских городах Любляна и Марибор посещала большая община хорватов (в основном молодежь), которая нередко превосходила в численности словенцев. Его концерты в военное время (такие как концерт в Будапеште 2 апреля 2000 года, тот, что посетили и хорваты, и сербы) стали своего рода демонстрацией способности сербов и хорватов сосуществовать в гармонии.
В данное время, небольшая группа людей из Сплитка (они называют себя Оптимисты) стала популярна тем, что путешествовала за Балашевичем на большие расстояния чтобы посетить его концерты, так как он не мог обозначиться в их городе. Они стали символом настойчивочти и преданности поклонников Балашевича. И, в конце концов, Балашевич все таки выступил в Сплите 16 декабря 2004 года.
К тому же, существует фан-клуб в Загребе, называемый Remokreni.
Начиная с одной из его первых песен Рачунате не нас (1978) Балашевич пишет политизированные песни. Вместе с другим ранним синглом Три пут сам видео Тита(Я видел Тито три раза) (1981) они сложили его ранние политические позиции: пан-югославизм, патриотизм и титоизм. Несмотря на это, непримиримые консерваторы обвиняли его в том, что он играет поп-музыку, которая воспринималась как тлетворное воздействие Запада.
Начиная с середины 80-х, в песнях Балашевича появились новые настроения. Грусть и депрессия (в особенности в песнях 1987 и Samo da rata ne bude (1987), а ещё в альбоме Панта реи(1989)) стали вестиками кровавого распада Югославии, тот, что и произошел в первой половине 90-х. В песнях и концертных речах того времени Балашевич высказыает свою разочарованность и кручина из-за того, что братоубийственная битва стала возможной в Югославии, которой он когда-то так восхищался. Все свои мысли и чувства тогда он запечатлил в своей книге Три послератна друга: Пока мы росли, наибольшей обидой для нас было то, когда нашу Родину называли ненатуральным, искуственным образованием. Когда мы выросли, мы поняли, что это было правдой. Он открыто критиковал негативные и пагубные аспекты смены политической и экономической системы, а кроме того сербский, хорватский и словенский национализм.
В последующие года Балашевич имел серьезные проблемы с режимом Слободана Милошевича, потому что что оказался от службы в армии и перешел на сторону оппозиции. На своих концертах он нередко критиковал и высмеивал Милошевича и других сербских политиков. Давление на него усилилось следом бомбардировки войсками НАТО Сербии и Черногории в начале 1999 года, когда его семейство перебралась в град Марибор в Словении, но он остался в доме своей семьи в городе Нови Сад, так как не мог оставить близкий городок в трудные времена.
В 2000 году он принял участие в демонстрациях во время и позже крушения власти Слободана Милошевича.
В 1996 году он стал послом доброй воли управление верховного комиссара ООН по делам беженцев за то, что отставивал свои антивоенные убеждения во время югославских войн и за то, что был первым сербским артистом, давшим концерт в истерзанном войной Сараево в Боснии и Герцеговине.
Конечно, его активная критика общества и мега-популярность во всех республиках бывшей Югославии без труда стали причиной дискуссий по поводу его личности и его творчества.
Так, в 1991 году, когда Хорватия и Словения изъявили охота вылезти из состава СФРЮ, он сочинил песню Блуз за браҫу Словенце (Блюз для братьев-словенцев), где открыто критиковал словенцев за их планы отделения от Югославии, более того посмеивался над ними. Позже он извинился за эту песню, его семейство более того некоторое время жила в Мариборе.
Некоторые его критики заявляют, что в песне Не ломите ми багреӑе (1985) (Не ломайте мои акации) он метафорами выразил родное недовольство албанцами в сербо-албанском конфликте в Косово. Балашевич же отрицает данные предположения, говоря что это всего только песня о любви, и что только дядя не в здравом уме может приметить связь между его песней и косовским конфликтом.
Его зачастую обвиняют в лжи, когда он говорит, что делает музыку не для денег или славы, а для своих поклонников, а гроши, собранные на концертах, не важны для него. Он утверждает, что только только грусть и ностальгия приносит ему какой либо барыш.
После распада Югославии Балашевич отказывается исполнять такие песни, как Рачунате на нас (Положитесь на нас) и Три пут сам видео Тита (Я видел Тито три раза), заявляя, что написал эти песни не потому что, что хотел черкнуть, а вследствие того что, что должет был черкануть такие песни. Многие увидели в этом заявлении измену своим убеждениям для заполучения поддержки нынешней власти.
Так же читайте биографии известных людей:
Джордже Топырчану George Topyrchanu
Джордже Топырчану - румынский поэт, прозаик, мемуарист и публицист, член-корреспондент Румынской академии с 1936 года. Родился 20 марта 1886 года.
читать далее →
Джордже Александров George Alexandrov
Философ, партийный функционер. В течение многих лет главный сталинский идеолог. Родился в Петербурге. Окончил Институт Красной профессуры. Член..
читать далее →
Джордже Энеску George Enesco
Родился 19 августа 1881 в Ливени (Румыния). Окончив Венскую консерваторию в возрасте 13 лет, Энеску поступил в Парижскую консерваторию, где получил..
читать далее →
Джорджина Годлей Georgina Godley
В 1981 году Джорджина Годлей вместе со своим другом Скоттом Кроллом, с которым они учились на одном курсе, основывают свой первый бутик Crolla. В..
читать далее →