Известные люди

»

Диего Родригес де Сильва Веласкес

Диего Родригес де Сильва Веласкес Diego Velazquez Карьера: Художник
Рождение: Испания, 6.6.1599
Диего Родригес де Сильва Веласкес - испанский художник, крупнейший представитель испанского барокко.

Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня 1599 года в испанском городе Севилье в семье знатной, но небогатой. Его папа был выходцем из Португалии, и это положение во многом определило судьбу Диего. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу. Однако сквозь немного лет, когда стали очевидны его способности к искусству, папа отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Сам факт выбора подобной профессии был вызовом для испанской аристократии, оттого что специальность художника считалась недопустимым занятием для дворянина.

У Эрреры Диего проучился краткосрочно они не сошлись характерами. Через год он работал уже в мастерской другого художника, Франсиско Пачеко, у которого оставался до 1617 года, когда получил звание мастера. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Согласно установочному принципу учителя все искусство живописца в рисунке, Диего страсть сколько рисует. По свидетельству самого Пачеко, ещё юношей Веласкес оплачивал крестьянского мальчика, служившего ему моделью. Он изображал его в разных видах и позах то плачущим, то смеющимся, не останавливаясь ни перед какими трудностями.

По совету учителя Диего оттачивает владение рисунком, позволяющее в аккурат воспроизводить натуру, в живописи на бытовые темы, по-испански - бодегонес. Появляются картины Завтрак, Старая кухарка, Служанка-мулатка, Музыканты, Завтрак двух юношей, Водонос.

В доме учителя Диего познакомился со своей женой. После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочка, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а ещё в надежде на его натуральный и немалый гений, - пишет в своей книге Искусство живописи Пачеко.

Единственной дочери Пачеко - Хуане Миранде - на тот миг было без малого шестнадцать лет. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую.

Взошедший на престол шестнадцатилетний король Филипп IV сменил на практике все придворное окружение своего отца. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Осенью 1623 года Веласкес вкупе со своим тестем приехал в Мадрид. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Художник пишет портрет молодого короля Филиппа IV, имевший здоровый фарт, и вскоре получает звание придворного живописца. Ему отвели парадные апартаменты в одном из крыльев королевского дворца и не менее просторную мастерскую в одном из пригородных замков.

Теперь Велакес перестал зависеть от случайных заработков, но совместно с этим должен был большую количество своего времени возвращать придворному церемониалу. Резко ограничилась и тематика его картин, а основным жанром на многие годы становится портрет.

Веласкес немало раз писал короля Филиппа и его детей. Особенно зачастую - дочка Филиппа инфанту Маргариту. Сохранилось немного портретов, на которых видно, как потихоньку она взрослела и как менялось ее физиономия.

Вскоре популярность Веласкеса возросла до такой степени, что при дворе стало зазорным не обладать портрета его работы. Среди подобных портретов этого периода необходимо подметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). В этих портретах, становящихся все больше нематериальными, кисть живописца обретает легкость, изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время больше элегантные и социально значительные. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо.

Однако популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и завидущая жаба. Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. На ней была изображена одна из самых трагических страниц испанской истории - изгнание из страны всех, кто имел арабское происхождение. Хотя резкая экспрессия картины противоречила ее парадному, официальному предназначению, король пришел в экстаз от работы Веласкеса и велел выставить картину в одном из дворцовых залов для всеобщего обозрения. Там картина провисела немного недель, позже чего король велел вынести ее в зеркальный зал, где висели его любимые картины Тициана и Рубенса. А сам художник получил крайне высокую по тем временам награду - он стал хранителем королевской двери, что было равноценно должности камергера.

В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет - Вакх или Пьяницы (1628-1629).

Полагают, что тут воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, - пишет Л.Л. Каганэ. - Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Но сейчас смелее стал отбор типажей, разнообразнее характеристики изображенных, больше обобщенным и монументальным вывод картины. Подобно современной литературе и театру, Веласкес изобразил до того характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества. Есть в них и удаль, и бесшабашность, и веселье, и горечь. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа. Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Он выносит действо на природу, почему ровнее становится освещение, богаче сверкают краски. Правда, передний проект написан ещё немного тяжеловесно, контрасты света и тени достаточно сильные. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, Веласкес в совершенстве овладеет позднее.

В 1629 году король милостиво разрешил художнику присоединиться к свите знаменитого полководца Амбросио Спинолы, отправлявшегося на смежный полуостров. Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. Он копировал картины Тинторетто, фрески Микеланджело, изучал античную скульптуру, знакомился с произведениями современных ему итальянских художников.

Поездка в Италию содействовала расширению его художественного кругозора и совершенствованию мастерства. После возвращения художник немало работает, тридцатые годы стали самым плодотворным периодом его творчества. Сначала появляется Кузница Вулкана (1630), где мифологические образы соединены со сценами, приближенными к действительности. В 1634-1635 годах Веласкес написал родное единственное батальное полотно Сдача Бреды, где его мастерство предстает во всем блеске.

1625 год. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. В центре полотна фигуры двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, в желтой одежде, с ключом в руке устремляется к победителю. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом посредством плечо теснятся испанцы. Стойный деревья копий (отседова второе наименование картины Копья) создает ощущение численного превосходства и мощи испанского отряда. Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения, - пишет Л.Л. Каганэ.

Портреты по-прежнему преобладают в творчестве Веласкеса. Они становятся немаловажно разнообразнее по композиции и живописному решению. Как образец разрешено привести произведения тридцатых годов - охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е). Классическая ясность композиции, изысканность цветовых отношений сочетаются в этих больших картинах с исключительной для того времени убедительностью и живописной свободой в трактовке пейзажей.

На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Сквозь шутовскую личину большой мастер увидел душевный мир этих людей, обиженных природой, изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом.

В 1649 году Веласкес еще раз едет в Италию, на тот самый раз уже не безвестным молодым художником, а прославленным мастером. Картины, которые он создал в Риме, принесли ему ещё большую славу. Среди них исключительное важность имеет портрет папы Иннокентия Х, выполненный примерно 1650 года.

В.И. Раздольская пишет Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Доминирующие в картине красные тона звучат в особенности интенсивно в горячем свете, тот, что пронизывает фигуру, придавая ей необычайную живость. Иннокентий Х был некрасив, и Веласкес не стремился облагородить его обличье. Но большая внутренняя мощь и темперамент читаются в грубоватом лице папы, в цепком тяжелом взгляде будто сверлящих зрителя маленьких зрачок. Перед нами скорее неглупый, изуверский, деятельный светский монарх, а не духовное физиономия. Острота характеристики, основательный психологизм, необыкновенное мастерство живописи позволяют считывать эту работу одним из высших достижений мирового портретного искусства. Сам Иннокентий Х нашел портрет сверх меры правдивым, и все-таки щедро наградил за него художника.

Побоявшись затерять Веласкеса, Филипп IV прислал ему сердитое сообщение, и в 1651 году художник возвращается в Испанию. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве пост - гофмаршала. Теперь Веласкес, в конце концов, получил полную независимость. Он создает единственное в своем творчестве изображение обнаженной женщины - Венера и Купидон.

К пятидесятым годам относится единственный из самых сложных портретов мастера - портрет Филиппа IV (1654). В поблекшем лице короля, в его потухшем взгляде Веласкес блестяще передает утомленность, разочарование, горечь, которые не могут утаить горделивая осанка и привычно надменное выражение.

Главные полотна Веласкеса позднего периода - крупномасштабные композиции Менины (юные фрейлины) (1656) и Пряхи (1657). Менин зачастую называют картиной создания картины. В свете подобного толкования, - пишет В.И. Раздольская, - особое значимость приобретает в ней автопортрет художника. Изобразив себя за работой, как равного, в кругу королевской семьи, Веласкес утверждает ценность и достоинство творческой личности в обществе, построенном на строгой сословной иерархии. Более того, сам ход творчества стал сюжетом картины. А безупречное мастерство Веласкеса подтвердило правомерность его замысла. Гармония ритмического строя, которому подчинено расположение фигур, не нарушает естественной непринужденности изображенной сцены. Построение композиции и сложнейшее вывод света создает не только убедительное чувство реального пространства, но вроде втягивает в него зрителя, стоящего перед картиной.

Пряхи - апогей мастерства художника. Если бы располагать информацией, как объяснил бы нам тот самый сюжет сам Веласкес! - пишет А. Якимович. - Версия о ковровой мануфактуре появилась не в его время, она появляется впервой в 1772 году, в описи мадридского дворца. Там картина Пряхи так и описывается - ковровая мануфактура, где женщины прядут и сматывают нити. Таков воззрение здравомыслящего, рассудительного века Просвещения. Но согласимся ли мы с ним нынче Действительно, пряхи налицо, они заняты своим делом. Неудивителен задний проект. Неужели эти переливы шелка дамских платьев, эта невесомая прозрачность атмосферы и развлекуха солнечного луча, весь тот самый арсенал живописи, достойный Тициана и Ватто, Вермеера и Гейнсборо, - разве все это понадобилось для того, чтобы поведать о жанровой сцене, о каждодневных делах Быть того не может. Стали выискивать потаенный толк картины. В ход пошел исторический, филологический и академический аппарат. Оказалось, что в картине есть скрытая, чуть-чуть замаскированная мифологическая предмет. Она связана с прядением и ткачеством...

Придворная карьера Веласкеса к тому времени достигает своей вершины король наградил его высшим орденом Испании - крестом Сантьяго. Так был создан прецедент джентльмен искусства стал кавалером одного из древнейших в Европе рыцарских орденов.

К несчастью, художник в то время был уже нелегко болен. И все больше усилий ему приходилось прилагать, чтобы трудиться за мольбертом. После присутствия на церемонии бракосочетания королевской дочери и французского короля Людовика XIV, Веласкес слег и посредством немного часов умер. Это произошло 6 августа 1660 года.

Так же читайте биографии известных людей:
Диего Ривера Diego Rivera

Мексиканский живописец, художник-монументалист и график.
читать далее

Диего Ромеро Diego Romero

Молодой спортсмен, талантливый олимпиец. Спортивная дисциплина, в которой выступает Ромеро парусный спорт. Класс яхты Лазер. Диего соревнуется на..
читать далее

Диего Марадона Diego Maradona

Диего Марадона - известный на весь мир аргентинский футболист. Родился 30 октября 1960 года.Выступал за клубы Архентинос Хуниорс, Бока Хуниорс,..
читать далее

Диего Кан Diego Kan

Имя Кана мало известно. Но если даже этот первооткрыватель и не совершил такого деяния, отблеск которого доходит до нас через столетия, как..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий