Известные люди
»Дмитрий Зюзин
Рождение: Россия» Адыгея республика» Майкоп, 1.11.1921 - 12.7
Дмитрий Зюзин - Герой Советского Союза, заместитель командира авиаэскадрильи 11-го гвардейского истребительного авиационного полка (1-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота), гвардии старший лейтенант. Родился 1 ноября 1921 года.Гвардии Старший лейтенант Д. В. Зюзин совершил 535 боевых вылетов на штурмовку войск врага, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, воздушную разведку. В 51 воздушном бою лично сбил 15 вражеских самолётов. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Дмитрий Зюзин родился 1 Ноября 1921 года в городе Майкоп, сегодня Адыгейской автономной области Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы и Майкопский аэроклуб в 1938 году. С 1938 года в Военно - Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище лётчиков. Служил в строевых частях ВВС ВМФ.
Участник Великой Отечественной войны с Сентября 1942 года. Сражался на Чёрном море в составе 32-го истребительного авиаполка. Днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, на разных типах истребителей ( посредством его руки прошли самолёты: И-16, ЛаГГ-3, Як-1, Р-29 "Аэрокобра" ), он выполнял сложнейшие боевые задания.
За время боёв Дмитрий Зюзин неоднократно выказывал смелость и находчивость. Он участвовал в бомбовых ударах по наземным войскам противника и караванам судов, прикрывал наших бомбардировщиков и штурмовиков, самоотверженно дрался с вражескими самолётами.
Не безотлагательно пришли к нему победы. Первое время мешала горячность. Как - то в 1941 году, осенью, в составе группы вылетел он к Перекопу. Заметив идущие навстречу "Мессеры", ведущий группы стал набирать высоту. Немцы - также. Выше и выше, выжимая из моторов всё, что вероятно. Самолётов противника было больше. И вот они в четком строю первыми устремились навстречу. Зюзин услышал в наушниках: "Спокойно, удерживать строй !" - когда уже нёсся спереди всех, целясь в лоб головному "Мессеру". Справа и слева мелькнули силуэты неприятельских машин, трассирующие очереди...
Потом - пустое безоблачное небосклон. Где же ведущий немецкой группы, где остальные враги, где свои ? Далеко сзади внизу вилась тугая наклонная "карусель". Друзья сражались, может быть, гибли... К счастью, всё обошлось. Немцы выключились из боя, ушли в свою сторону: видимо, у них кончался припас горючего...
Были и другие уроки. Были более того победы, которые и припоминать опосля не хотелось. Представление, что храбрость превыше всего, исподволь сменилось убеждением: счастливый момент обеспечивается способностью сберегать ясность мысли и полное самообладание в самых критических положениях. Точная оценка возможностей противника, соответственный отбор действий. Неустанное совершенствование лётного и тактического мастерства. Всему этому Дмитрий учился у своих замечательных командиров - Арсения Шубикова и Бориса Литвинчука.
...10 Августа 1942 года, "бархатный сезон" в самом разгаре. Солнце жгло неимоверно и Старшему лейтенанту Дмитрию Зюзину казалось, что быстро и он сам, и его самолёт расплавятся под испепеляющими лучами. В кабине было душно. Тело сковывала тяжёлая сонливость, и это злило лётчика. Он понимал, что внимательность должна быть острой и постоянной: в тот день немецкие самолёты уже дважды пытались прорваться к Туапсе. Внизу - корабли, флот.
Словно в подтверждение его мыслей, небосвод на горизонте запестрело чёрными точками. Один самолёт, второй, третий, десятый... Дмитрий сбился со счёта, когда перевалил за 20, и тут же услышал звук с земли: "Курсом на Туапсе идут 30 самолётов противника. Немедленно атакуйте !.."
Противник прямо не ожидал таковый дерзости. На армаду их самолётов шли трое русских. Вэтого трое... Ну что же, тем хуже для атакующих. Если им надоело существовать, пускай пеняют на себя.
Зюзин весьма точь-в-точь рассчитал маневр. Зайдя со стороны солнца, он атаковал головную машину. И в прошлом чем "асы рейха" сумели смекнуть, что и к чему, отсечь атаку наших истребителей, "Хейнкель" уже пылал. Две точные пушечные очереди сделали своё занятие.
Строй бомбардировщиков рассыпался. Немецкие пилоты, сбросив бомбы в море, стали покидать. Новый разящий потрясение Зюзина - второй "Хейнкель-111" пошёл к воде... Так сражался летом 1942 года Дмитрий Зюзин, и не только он единственный.
...В темное время суток на 1 Ноября 1943 года части 318-й Новороссийской стрелковой дивизии и батальон морской пехоты, погрузившись на катера и вспомогательные суда, совершили дерзкий бросок посредством штормовой Керченский пролив и высадились на крымский берег в районе рыбачьего поселка Эльтиген. Наутро свой прифронтовой Геленджикский аэропорт напоминал растревоженный улей. В небосклон единственный за другим взмывали истребители 11-го Гвардейского истребительного авиаполка, несладко взбирались наши нагруженные бомбардировщики, над горизонтом выстраивались в боевые четверки и шестерки бронированные штурмовики.
25 Ноября 1943 года начальник звена Старший лейтенант Дмитрий Зюзин вылетел во главе восьмёрки на прикрытие плацдарма от вражеских бомбардировщиков. Барражирование решил проводить двумя звеньями на разных высотах - это облегчало своевременное обнаружение противника. Над позициями врага появились наши штурмовики в сопровождении "Яков". Они с ходу обрушили вниз ураган огня. Зюзин видел, как взрывались боеприпасы на вражеских артиллерийских позициях, как слетали башни с танков, сосредоточившихся для атаки. Бомбы и реактивные снаряды ложились плотно и в аккурат, экипажи "Илов" работали на совесть, не обращая внимания на вспыхивающие около них разрывы, на трассы "Эрликонов" и пулемётов.
Группа "Яков" была начеку. Когда на горизонте появились тёмные точки, резво обретавшие форму "Мессершмиттов", она заняла выгодную позицию и твердо иступила в махач.
Зюзин горел желанием подмогнуть "Якам", но его задачей было другое. Испытывать нервы пришлось краткосрочно. Не прошло и пяти минут, как в воздухе появилось свыше двух десятков Ju-87 под прикрытием шестёрки Ме-109. Зюзин распределил силы: одно звено связало боем "Мессеры", другое с ходу врезалось в строй бомбардировщиков.
Первая же штурмовая вылазка увенчалась успехом. Один из "Юнкерсов" потянул дымовой хвостище к земле: его с короткой дистанции срезала пулемётно - пушечная очередность Зюзина. Бой разгорался. Было сбито и подбито ещё немного бомбардировщиков противника. Остальные, сбросив бомбы куда попало, повернули на свой аэровокзал...
В эти дни Дмитрий Зюзин одержал свою 12-ю победу. Его четвёрка вылетела по тревоге к Керченскому проливу: бившиеся с "Мессерами" однополчане нуждались в помощи. Зюзин увидел "карусель" издалека, по неуловимым признакам угадал: горючее у товарищей на исходе. Надо тут же снабдить им выход из боя...
Случай для этого тут же представился: единственный из "Мессеров" задымил и кометой понёсся вниз. Внимание вражеских лётчиков на какой - то миг было отвлечено. Дмитрий искусным виражом воткнулся в "карусель". Немцы, решив, что новая четвёрка пришла на усиление своих, поспешили вылезти из боя.
Звено Зюзина осталось одно - ожидать очередную волну вражеских бомбардировщиков. Чтобы завладеть их врасплох, Дмитрий решил выдвинуть свой воздушный патруль вперед.
- Следовать за мной на Багерово, - передал ведомым.
Над вражеской территорией известия махач опаснее, зато позволительно планировать на внезапность. Расчет оказался верным вдвойне: "Хейнкели" появились без сопровождения истребителей. Очевидно, "Мессершмитты" поспешили вперед расчистить воздух над плацдармом. Бомбардировщики, надеясь на них, вряд ли как следует ведут слежение...
Подав команду на атаку, Зюзин ввёл самолёт в пикирование. Нацелился на ведущего, сблизился до предела. Длинная очередность прошила моторы "Хейнкеля", он загорелся, перевалился сквозь крыло, сорвался в штопор. В строю немцев возникла паника, они начали освобождаться от бомб, сбрасывая их в поле в расположении своих войск...
На разборе в полку действия Старшего лейтенанта Дмитрия Зюзина получили самую высокую оценку. Особо отмечались его хладнокровие, тверёзый и точный расчёт, способность точно дать оценку обстановку.
1 Декабря 1943 года, при отражении массированного налёта вражеских бомбардировщиков на аэропорт Восточный, Дмитрий одержал свою 13-ю личную победу. Особо примечательным было то, что эта виктория была одержана им в "юбилейном" - 500-м боевом вылете.
К Апрелю 1944 года заместитель командира эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии Старший лейтенант Д. В. Зюзин совершил 535 боевых вылетов на штурмовку войск врага, сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, воздушную разведку. В 51 воздушном бою лично сшиб 15 вражеских самолётов. 16 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После разгрома немецких войск в Крыму Дмитрий Зюзин сражался на других участках фронта до полной победы над врагом. К концу войны Гвардии Капитан Д. В. Зюзин совершил 596 успешных боевых вылетов, провёл 56 воздушных боёв, в которых сшиб 15 вражеских самолётов лично и 8 в группе с товарищами.
В 1945 году Дмитрий Васильевич окончил Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ в городе Моздок. Командовал эскадрильей истребительного авиационного полка Тихоокеанского флота. Участвовал в Советско - Японской войне 1945 года. До 1948 продолжал службу в строевых частях ВВС ВМФ.
В 1950 году окончил Школу лётчиков - испытателей. К тому времени, с точки зрения так называемой "карьеры", он уже стоял, как говорится, на полностью твёрдых рельсах. Но размеренное продвижение по чинам, должностям и званиям не привлекало Зюзина. Его потянуло на новое творческое занятие - лётные испытания. В Школе он успевал отменно - и в аудитории и в воздухе. Однажды попробовали выпустить его, "закоренелого" истребителя, без провозных, с одного ознакомительного полёта, на двухмоторном транспортном самолёте. И тот самый опыт удался как запрещено лучше. Дмитрий Васильевич вылетел безукоризненно, ещё раз подтвердив стародавнее утверждение, что нет "прирождённых" истребителей, бомбардировщиков или штурмовиков, а есть... хорошие и плохие лётчики.
С Мая 1950 по Февраль 1954 года он был на лётно - испытательной работе в ЛИИ. В 1954 - 1957 годах работал лётчиком - испытателем ОКБ А. Н. Туполева. Лётчик - испытатель 1-го класса ( 1954 год ). С 1957 года Гвардии Полковник Д. В. Зюзин - в запасе. Жил в городе Жуковский Московской области. До 1958 года работал ведущим инженером в ОКБ А. Н. Туполева. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 12 Июля 1976 года. Похоронен в Жуковском, на Быковском кладбище. Автор книг: "Испытание скоростью", "По облачному следу".
Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Калараш Dmitry Kalarash
Звание Героя Советского Союза Дмитрию Леонтьевичу Каларашу присвоено 13 декабря 1942 года за 242 боевых вылета, 11 лично и 6 в группе сбитых..
читать далее →
Дмитрий Калинин Dmitry Kalinin
К концу войны Д. А. Калинин совершил 147 успешных боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 13 и в составе группы 3 самолёта противника.
читать далее →
Дмитрий Коваль Dmitry Koval
Звание Героя Советского Союза Дмитрию Ивановичу Ковалю присвоено посмертно 24 мая 1943 года.
читать далее →
Дмитрий Ковтюлев Dmitry Kovtylev
Младший лейтенант Д. Ф. Ковтюлев совершил 141 боевой вылет, провёл 44 воздушных боя, в которых уничтожил лично 5 самолётов противника и 7 в составе..
читать далее →