Известные люди
»Дмитрий Липскеров
Рождение: Россия» Москва, 16.2.1964
Дмитрия Липскерова часто называют "вторым Пелевиным", сравнивают с Олдосом Хаксли, ставят в один ряд с Джимом Моррисоном, так ли это на самом деле? Убедиться можно, прочитав его итервью!
В ваших книгах полно аллюзий на Хармса, Гоголя, Булгакова. Что для вас значит такая развлекуха на чужом смысловом поле?
Дмитрий Липскеров: Критики сами мучаются от того, что не понимают, на чьем поле играет Липскеров: на поле Хармса, Пелевина... Я насчитал порядка 75 авторов, с которыми меня сравнивают. Не нужно сравнивать. Винегрет из стилей только выглядит как винегрет, а на самом деле является стилем автора. Это в первой книжке разрешается было калякать о стилистических заимствованиях, а в следующих - это уже специфика автора.
То есть начиналось как подражание, а вылилось в авторский манера?
Липскеров: Нет. Дело в том, что до романов я писал драматургию и один, с кем меня сравнивали, был Чехов. Нескромно, конечно, но это было давнехонько, я был младой и драматургией больше не занимаюсь. Даже вторым Чеховым мне быть не любопытно. Это получилось с легкой руки нашей журналистики - все же надобно клишировать. Сегодня Хармс - завтра ещё кто-то. Главное, чтобы он не написал, что автор похож на него самого.
Вас играет на нервах, когда пишут, что Липскеров похож на Пелевина?
Липскеров: Мне совершенно все одинаково. Я начал сочинять раньше Пелевина. У него свой читатель - у меня свой. Если бы я на что-то реагировал, то давнехонько оказался бы в психиатрической клинике.
Что для вас дело литературой?
Липскеров: Ощущение собственной состоятельности.
Вам вот этого всего (показываю на кабачок, владельцем которого является Липскеров и в котором мы сидим) чуть-чуть для собственной состоятельности?
Липскеров: Состоятельность - это не состояние счета, а состояние души. Написать книжку - тяжелый работа. Нужно подниматься каждое начало дня. Я же не Пушкин - меня не осеняет.
Это истина, что вы пишете - как гимнастику делаете: любой день в определенное время?
Липскеров: Абсолютно. У меня есть распорядок жизни, в тот, что я должен вмещать свои обязанности и потребности. Если у меня прибавляется дел в коммерциале, чтобы моя семейство могла существовать достойно, это значит, что ныне я должен приподниматься раньше. Скажем, усесться за компьютер в девять, кинуть взор новости, хлебнуть чашку чая, поработать.
А бывает такое, что сели поработать, а не пишется?
Липскеров: Достоевский в одном из дневников написал: "уже третий год не пишется", тем не менее таких пауз у него не было. У каждого человека есть местоположение, называемое задницей, и книжки пишутся не рукой, не головой, а задницей.
Смело.
Липскеров: Это не смело - это верно. Книжки высиживаются.
Получается, что, с одной стороны, вы успешный коммерсант - обладатель сети ресторанов. С иной - меценат, единственный из основателей литературной премии "Дебют". С третьей - сочинитель. Какое из этих трех занятий преобладает?
Липскеров: Конечно, литература. Все построено около нее. Премия вышла из того, что мне когда-то помогли старшие товарищи. Если выбрасывают твою первую манускрипт в корзину и говорят, что ты бездарь, - ты можешь больше ни при каких обстоятельствах не строчить. А если кто-то ее, напротив, вытаскивает, то твоя фатум состоялась. Материальный достаток необходим для того, чтобы твое словечко было вольно, чтобы не чиркать сериалы, чувствовать себя за пределами формата - как хочу, так пишу.
Когда ваш основополагающий роман попал в финал Букера, это стало для вас той самой помощью?
Липскеров: Я тогда был уже довольно известным драматургом. Хотя мне было мило, что смог покинуть из драматургии - довольно зависимой на нынешний день профессии, переучиться. Я потратил на это полно лет.
Каждый раз с выходом новой книги вы меняете издательство. Были "Вагриус", "Амфора", "ЭКСМО", в настоящее время "Олма-пресс". С чем это связано?
Липскеров: Всегда с некоей неудовлетворенностью. Большинство издательств в текущее время преследуют одну мишень - зарабатывание денег. Им все одинаково, кого издавать. Могу побиться об заклад, что большинство руководителей издательств книжек не читают. Автор, как тварь божья нежное, постоянно ищет в издателе человека, радеющего за его тонкую душу. Ты пытаешься взмыть, а тебе крылья на ходу обрубают.
А собственное издательство не думали раскрыть?
Липскеров: Миллион раз мне предлагали, причем писатели с большими именами. Мол, коммерческая жилка есть, и все мы там были бы. Но произвольный должен заниматься своим делом. Если я в текущее время начну себя холить и лелеять как автора - это же жутко. Я перестану быть писателем, оттого что буду обязан других холить и лелеять, а я буду на них кричать и выжимать из них соки как предприниматель. Здесь получилась бы такая некрасивая тройственность.
Знаю, что Грымов собрался снимать кино по вашим книгам.
Липскеров: У нас все время что-то меняется. Был министр культуры Швыдкой. Теперь он возглавляет Агентство по культуре и кинематографии. Он предложил грант на одну из моих книг. К этому подключилась одна голландская кинематографическая посредническая предприятие, которая готова вложить гроши, а господин Грымов будет снимать.
А подробности - что за книжка, кто будет сочинять сценарий?
Липскеров: Я думаю, что первой будет книжка "Родичи", потому как что она наименее дорогостоящая. Это немаловажно. К сожалению, мы не в Голливуде. Писать сценарий я не буду.
Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Мамин-Сибиряк Dmitry Mamin-Sibiriak
Дмитрий Мамин-Сибиряк - известный русский прозаик и драматург.. Родился 25 октября 1852 года.Первым крупным произведением писателя был роман..
читать далее →
Дмитрий Минаев Dmitry Minaev
Минаев Дмитрий Дмитриевич - известный поэт-юморист и переводчик (1835 - 1889), сын Д.И. Минаева.
читать далее →
Дмитрий Святополк-Мирский Dmitry Svyatopolk-Mirskiy
Русский литературовед, литературный критик, публицист, писал по-русски и по-английски.
читать далее →
Дмитрий Янковский Dmitry Yankovsky
Дмитрий Янковский - писатель-фантаст, племянник артиста Олега Янковского. Родился 2 апреля 1967 года.С 1989 по 1996 год года Дмитрий Янковский..
читать далее →