Известные люди

»

Дмитрий Стариков

Дмитрий Стариков Dmitry Starikov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 1.5.1921
Всего совершил 479 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сбил 21 самолёт лично и 6 - в составе группы.Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. В городе Саки Крымской области установлен обелиск Герою. Его именем названы школа 4, а также улица в городе Черкесск.

Родился 1 Мая 1921 года в городе Гулькевичи, в настоящее время Краснодарского края, в семье рабочего. Окончил аэроклуб в городе Черкесск. С 1939 года в ВМФ. В 1941 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище.

С Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Особо отличился на штурмовых действиях, по войскам противника в районе Перекопа в 1941 году и по прикрытию военно - морской базы Туапсе в 1942 году.

К Январю 1944 года начальник звена 11-го Гвардейского дважды Краснознамённого Николаевского истребительного авиационного полка ( 1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии Старший лейтенант Д. А. Стариков совершил 399 боевых вылетов ( с налётом 391 часов ), в 26 воздушных боях лично сшиб 11 самолётов противника. 21 Января 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 479 боевых вылетов. В 51 воздушном бою сшиб 21 самолёт лично и 6 - в составе группы.

2 Октября 1945 года погиб в результате несчастного случая. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, медалями. Похоронен в городе Саки Крымской области, там же установлен обелиск Герою. Его именем названы учебное заведение 4, а кроме того улочка в городе Черкесск.

* * *

...На Куликовом поле в Севастополе установлены мемориальные плиты с именами лётчиков - черноморцев, Героев Советского Союза. Среди них есть и имя Дмитрия Старикова. В 6 "Б" классе школы - интерната 1 города Херсона создан стенд, посвященный боевому пути 11-го Гвардейского истребительного авиаполка. Среди Героев - есть и Стариков. За голубой партой имени Дмитрия Старикова сидят ученики, отличившиеся в учёбе и общественной жизни класса и школы.

На счету лётчика - истребителя Дмитрия Александровича Старикова 21 вражеский самолёт, уничтоженный лично. Его боевой дорога отмечен только победами. Техника пилотирования Старикова была безукоризненна, атаки стремительны, удары точны. За всю лётную службу он не имел ни единой поломки.

Что это, фортуна, фортуна, случайность ? Нет. Это дар ! Талант лётчика, воздушного бойца, дар - основа которого работа, упорство, творчество...

21 Июля 1941 года воспитанник Черкесского аэроклуба и Ейского военно - морского авиационного училища сержант Дмитрий Стариков прибыл в 32-й, позднее 11-й Гвардейский истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота, а 29 Июля впервой поднялся на выполнение боевого задания.

В каждом боевом вылете постигал Дмитрий сложную профессию лётчика - истребителя, учился у старших товарищей: командира полка Майора Н. З. Павлова, командира 2-й эскадрильи, в которой он служил, Капитана А. В. Шубикова, его заместителя Старшего лейтенанта Б. М. Литвинчука и других лётчиков, уже отличившихся в воздушных боях. В каждом вылете шлифовал он своё лётное мастерство, внося в него новые, свои элементы тактики.

В отрезок времени обороны Крыма и Севастополя сержант Д. А. Стариков совершил 113 боевых вылетов, провёл 8 воздушных боёв, выполнил 25 штурмовок вражеских войск и позиций. За проявленную отвагу и мужество его наградили орденом Красного Знамени, присвоили звание Младшего лейтенанта.

11 Ноября 1941 года полк перебазировался на Кавказ для изучения и освоения новой материальной части. Одновременно, став командиром звена, сообща со своим ведомым Младшим лейтенантом Суреном Тащиевым он анализирует бои, проведённые в Крыму, изучает тактику немецких лётчиков, лётно - тактические данные их самолётов, разрабатывает новые варианты боёв, и 17 Июля 1942 года на его счету появляется основополагающий сбитый вражеский самолёт.

Барражируя над Туапсе вкупе с Тащиевым, Стариков получает указание с командного пункта полка: "Высота 7300. Курсом... идёт группа бомбардировщиков. Атакуйте !"

Истребители, взяв потребный вектор движения, устремляются вверх. На высоте 5500 метров врезаются в облачность, пробивают её, и небосвод открывает им... одинокий Ju-88, летящий к Туапсе.

Курс бомбардировщика не совпадал с данными КП. Стариков понял, что тот самый "Юнкерс" - или приманка, имеющий целью отвлечь наши истребители от первостепенный группы, или напротив, самолёт, выполняющий основную боевую задачу. А основная - это потрясение по особенно важному объекту, по военно - морской базе Туапсе. В ту же минуту послышался звук Тащиева: "Слева группа бомбардировщиков". И точь-в-точь, со стороны моря к городу шли 9 "Юнкерсов". План боя созрел мгновенно: "Сурен ! Атакуем одиночного"... С небольшим доворотом истребители устремились навстречу врагу, пропустили его вперёд, с разворота пошли в атаку.

"Юнкерс" встретил пару ЛаГГ-3 сильным пулемётным огнём, но это не остановило Старикова и Тащиева. С короткой дистанции Дмитрий старался ударять по кабине пилота. Тащиев - по кабине стрелка. Но Ju-88 в то время как не падал, шёл своим курсом. Истребители повторили атаку. Удерживая в перекрестье прицела кабину пилота, Стариков снова открыл жар. Удар был точен. "Юнкерс", беспорядочно кувыркаясь, устремился к земле...

Покончив с одиночным самолётом, Дмитрий решил штурмовать остальных "Юнкерсов". Но... видя, как скоро наши лётчики расправились с одиночным экипажем, остальные, сбросив бомбы в море, забыв о групповой защите, врассыпную бросились восвояси. Преследовать их наша пара не стала - горючее было на исходе.

6 Августа 1942 года немецкие войска начали атакование на Майкопском направлении. В тот самый день их авиация совершила строй массированных налётов на Туапсе. На полевом аэродроме, где базировался 32-й авиаполк, не смолкал шум моторов. В течение недели Стариков сшиб 4 вражеских самолёта.

Началась новая неделька. Первый её день был знаменателен. Младшему лейтенанту Д. А. Старикову был вручён второй орден Красного Знамени. Его боевой счёт к тому времени составлял 9 вражеских самолётов, сбитых лично, и 3 в составе группы.

В конце 1942 года полк перебазировался в Грузию для изучения и освоения нового истребителя. Здесь же, за боевые заслуги в отрезок времени обороны Крыма, Севастополя, военно - морских баз Новороссийска и Туапсе приказом Народного Комисссара ВМФ СССР весной 1943 года полк был переименован в 11-й Гвардейский.

И вот он вновь на фронте, под Геленджиком. И сызнова боевые дежурства, вылеты по тревоге, бои. Здесь Дмитрий Стариков встретился с новинкой немецкой авиационной техники - истребителем FW-190. Встретился и сшиб его точным снайперским ударом. Первым из лётчиков полка. А посредством немного дней заново воздушный мордобой, и опять "Фоккеры". В тот самый день к берегам Крыма на перехват вражеских транспортов вышли наши торпедные катера. С воздуха их прикрывали 18 истребителей. Стремясь стать поперек дороги боевой работе наших катерников, немцы подняли в воздух десятки FW-190. Несмотря на больше чем тройное численное превосходство в воздухе, неприятель не сумел спасти свои суда от смертельных ударов наших торпедных катеров. Кроме того, не досчитался и нескольких своих самолётов. Два из них уничтожил Гвардии Старший лейтенант Дмитрий Стариков.

Год 1943. 25 Сентября - трагический день для Старикова, он потерял своего лучшего друга. 18 пикирующих бомбардировщиков Пе-2 вылетели для нанесения бомбового удара по врагу в районе Керчи. Сильный зенитный пламень не смог стопануть "Петляковых". Выполнив боевую задачу, они пошли вспять. В тот самый миг их и настигла смешанная группа из 26 вражеских истребителей Ме-109 и FW-190. Шестёрка Ме-109 раньше всего бросилась на подбитый зенитками и отставший от общего строя Пе-2. На подмога его экипажу устремился Стариков со своим ведомым Тащиевым. Над Керченским проливом завязался неравный воздушный мордобой.

"Мессеры" разделились на две группы. Четвёрка решила связать боем нашу пару, а два других - ринулись на Пе-2. Выйдя из - под первой атаки врага, Дмитрий бросился наперерез "Мессерам", удущим в атаку на "Пешку". Он не думал тогда о себе. Верный закону братской взаимовыручки, он спасал экипаж подбитого бомбардировщика. Лишь на момент в прицеле мелькнул фонарик кабины Ме-109, но этого было довольно. Немецкий истребитель полетел в волны пролива.

Крик: "Дима ! Сзади "Мессер"... - заставил его сманеврировать. И это сорвало планы врага. В ту же секунду германец сам попал под жар Сурена Тащиева. Дымный след, протянувшийся до самой водной поверхности, подтвердил очередную победу Сурена. "Спасибо, дружбан !", - поблагодарил его Дмитрий.

Обозлённые потерей двух своих лётчиков, недруг оставил Пе-2 и четвёркой бросился на пару истребителей. "Держись, Суренчик !" - крикнул Дмитрий, видя как Ме-109 устремились на них с разных сторон.

Но штурмовая вылазка противника была безуспешной. Более того, единственный "Мессер", замешкавшийся с выходом, попал под пушечный залп Тащиева. Взрыв разнёс на куски вражеский самолёт. "Молодец, Сурен ! - закричал Дмитий. - Поздравляю с победой !"

Оставшись вдвоём, немцы как по команде бросились наутёк, стараясь спастись в облаках. Наши устремились в погоню. Пробив облачность, Стариков осмотрелся. "Мессеры" были уже вдали, гнаться за ними на было смысла. Об этом он и хотел проронить ведомому. "Дима !" - раздался как снег на голову звук Сурена, совершенный отчаяния и смертельной тоски. Стариков оглянулся и увидел FW-190, спешно уходящий в облака, и падающий самолёт Тащиева. "Дима" - это было последнее, что мог произнести и изготовить лётчик, чтобы предварить друга о смертельной опасности. Он упал на траверзе мыса Такал, и Чёрное море стало вечной могилой бесстрашного лётчика, верного друга, уроженца села Чалтырь Ростовской области...

Известный совдеповский лётчик - истребитель, Герой Советского Союза Константин Дмитриевич Денисов, с Октября 1943 года командовавший 11-м Гвардейским авиаполком, так вспоминает о тех трагических днях:

"Когда я прыбыл в Геленджик и принял полк, то обратил внимательность на печальный облик Старикова. Спрашивать его о причине было несподручно, но начальник эскадрильи Майор Б. А. Юдин доложил, что недавно в бою погиб его ведомый и наилучший дружбан Лейтенант Сурен Абарцумович Тащиев.

В беседе со мной Стариков попросил разрешения изобразить на своём самолёте сердце, пронзённое стрелой, и написать: "За Сурена Тащиева". Не сказал бы, что я был сторонником такого рода "живописи" на бортах или килях боевых самолётов, но на тот самый раз разрешил, понял, что тут не прихоть, не мальчишеский каприз. Стариков поклялся ещё беспощаднее ударять врага, жестоко отомстить за погибель друга".

Проходили дни, недели. Но боль, вызванная потерей друга, не утихала. В воздушных боях Стариков стал ещё больше злым и ожесточённым. Иногда это приводило к неоправданному риску. Беспокоясь за него, с Дмитрием побеседовали начальник и комиссар полка, начальник эскадрильи.

В Ноябре полк перебазировался на единственный из аэродромов Скадовска, что на юге Херсонской области. До вражеских войск, укрепившихся на правом берегу Днепра, было 60 километров. Примерно столь же - до противника, закупоренного в Крыму. Расстояние наложило своеобразный отпечаток на боевую работу Гвардейцев. Зона действия истребителей стала немаловажно больше, чем на Кавказе. Они, прикрывая штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы, топмачтовики, стали доходить до Румынии и более того Болгарии.

6 Ноября 1943 года оказалось звёздным часом Дмитрия Старикова. В тот самый день он уничтожил в воздушных боях сию минуту 4 вражеских самолёта. Такое более того тогда бывало нечасто. После возвращения из последнего вылета на аэровокзал, товарищи поздравили Дмитрия с этой замечательной победой. В реакция на это, он сказал:

- Это ещё только пристрелка. Я за Сурена Тащиева начну новоиспеченный счёт, с 20-го сбитого гада.

...Наша авиация блокировала морские и воздушные пути, соединяющие Крым с Румынией, топила в море вражеские транспорты, сбивала самолёты Ju-52, на которых немцы перебрасывали в Крым подкрепление своим войскам. С рассвета и до позднего вечера не смолкал шум авиационных моторов на трёх аэродромах Скадовска. С врагом не сражался только Стариков - руководство поручило ему подготовку молодых авиаторов. Ничего не поделаешь, нужно обучать их биться. И Дмитрий учил, вкладывая в нужное, важное занятие весь свой навык и знания.

22 Января 1944 года в полк пришла радостная весть: указом Президиума Верховного Совета СССР Гвардии Старшему лейтенанту Дмитрию Александровичу Старикову, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, присвоено звание Героя Советского Союза. Орден Ленина и Золотая Звезда добавилась к трём высоким наградам - орденам Красного Знамени, полученным раньше. К этому времени в боевом активе Старикова числилось 450 боевых вылетов, 40 воздушных боёв, 17 вражеских самолётов, сбитых лично, и 6 в паре с боевыми друзьями. Отвечая на высокую награду, Дмитрий поблагодарил за науку побеждать всех товарищей, помогавших ему достичь настолько блестящих результатов. Перед строем воздушных бойцов он поклялся, что и впредь будет ещё крепче ударять ненавистного врага.

В середине Марта нашим войскам предстояло форсировать Днепр в нижнем его течение, избавить Херсон, комбинированным ударом с востока и северо - востока причинить потрясение по врагу в районе Николаева, с освобождением его вылезти к Одессе. Но в свое время, чем приступить эту крупную военную операцию, необходимо было ликвидировать вражескую авиацию на аэродромах Николаева. Эта проблема была возложена на Скадовскую авиагруппу.

10 Марта 1944 года в воздух поднялись две группы штурмовиков, сопровождаемых истребителями 11-го Гвардейского авиаполка. Им предстояло причинить потрясение по аэродрому Кульбакино в районе Николаева. Ещё до подхода к цели, наши самолёты были встречены здоровый группой FW-190 и Me-109. Несмотря на численное превосходство в воздухе, немцы не смогли воспрепятствовать работе штурмовиков. Их зорко охраняли наши истребители, отсекая все атаки противника. Два самолёта сшиб Борис Литвинчук. По одному - Гайдуров, Прозор, Колонтаенко. Петерцев, Максимов, Кольцов, Мальцев и Орлов в групповых атаках сшибли ещё 4 машины.

Отличился в этом бою и Дмитрий Стариков. Когда группа Ме-109 бросилась на выходящий из атаки Ил-2, наперерез им устремился свойский истребитель с бортовым номером "21". Молниеносный маневр, стремительная штурмовая вылазка и "Мессер" рухнул на землю. В том же бою и та же участь постигла вскоре и второго.

Прошло немного дней, и на борту истребителя Старикова была нарисована уже 20-я звёздочка, означающая цифра сбитых им самолётов противника. А 21 Марта "Аэрокобру" с 21 украсила 21-я звёздочка - символ очередной победы прославленного черноморского лётчика. И эта, 21-я виктория была одержана им мастерски.

...Высоко в небе к нашему аэродрому приближался германский самолёт - разведчик. Наперехват вылетел Стариков. Инверсионный след подсказал, где находится недруг. Это был многоцелевой Ме-110. Настигнув его, Дмитрий пошёл в атаку. Противник, не приняв боя, стал удирать. Но от Старикова тяжело покинуть. Чтобы отколоться от него, Ме-110 круто спикировал. Стариков не отставал. Испугавшись близости земли, германский пилот начал выводить самолёт из пикирования. В тот самый миг его и настиг пушечный залп. Ме-110 врезался в землю.

Это был концевой боевой вылет Старикова и финальный сбитый им вражеский самолёт. Он еще раз приступил за обучение молодых лётчиков...

В Августе 1944 года политотдел ВВС Черноморского флота, подводя итоги боевой работы авиаторов, одну из своих листовок посвятил Дмитрию Старикову:

"...За отрезок времени Великой Отечественной войны он совершил 479 боевых вылетов, провёл 51 воздушный мордобой и сшиб лично 21 самолёт противника. Активный участник освобождения Крыма и Севастополя, Кавказа и Николаева, показавший стандарт мужества и отваги. Он завсегда шёл первым в атаку и увлекал за собой товарищей.

6 Ноября 1943 года во время прикрытия морского десанта, Стариков два раза водил свою четвёрку истребителей в атаку. В тот же день они сшибли 8 вражеских самолётов, из них 4 сшиб Стариков.

10 Марта 1944 года группа самолётов, ведомая Стариковым, вела махач с 50 вражескими истребителями. В этом жарком воздушном бою Стариков сшиб два Ме-109, а лётчики его группы ещё 9 самолётов противника..."

Осенью 1944 года Дмитрий Стариков уехал в Москву на двухмесячные курсы усовершенствования лётного состава при Военно - Воздушной академии. Возвратившись, доложил командиру полка о готовности начать к боевой работе с новыми силами и знаниями.

- Боевые действия на Чёрном море закончились, - сказал ему начальник полка. - Главная ваша проблема, Дмитрий Александрович, обучать молодых лётчиков, готовить их к предстоящим воздушным боям. Война ещё не закончилась...

- Задача ясна, - ответил Стариков, - приступаю сразу же...

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Тарасов Dmitry Tarasov

Дмитрий Тарасов - Герой Советского Союза. командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского..
читать далее

Дмитрий Татаренко Dmitriy Tatarenko

Гвардии Капитан Д. М. Татаренко совершил 550 боевых вылетов, в 102 воздушных боях сбил лично 14 самолётов противника и 8 в составе группы. 0 года за..
читать далее

Дмитрий Шаров Dmitry Harov

Майор Д. М. Шаров совершил 274 боевых вылета, в 46 воздушных боях сбил лично 13 и в группе с товарищами 4 самолёта противника. 0 года за мужество и..
читать далее

Дмитрий Баканов Dmitry Bakanov

Дмитрий Евстигнеевич Баканов, гвардии генерал-майор, командиры 74-й гвардейской стрелковой Нижне-Днепровской ордена Богдана Хмельницкого дивизии,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий