Известные люди
»Дмитрий Хомяков
Рождение: Россия
Старший сын основателя славянофильства А.С. Хомякова, взгляды которого оказали значительное влияние на Дмитрия Алексеевича. Брат Д.А. Хомякова Николай Алексеевич был одним из основателей и лидеров партии октябристов. Д.А. Хомяков был членом правых организаций: Кружок москвичей и Союз русских людей (с 1905 г.), сотрудничал с изданиями консервативного направления, являлся членом Предсоборного Присутствия. Его труды оказали влияние на развитие русской консервативной мысли.
Полемизируя со взглядами М.Н. Каткова и К.П. Победоносцева, он встретил поддержку со стороны Л.А. Тихомирова, тот, что в труде Монархическая государственность развил строй выработанных им положений (в т.ч. противопоставление самодержавия и абсолютизма). В различие от Тихомирова, Хомяков не был обширно известен в консервативных кругах. Во многом это было связано с тем, что он не имел своего издания, а когда попытался его сформировать, то ему было отказано в издании журнала на основании, что и так полно журналов и в новых нужды не ощущается.
Основные работы Хомякова посвящены Православию, Самодержавию и Народности. Великую заслугу Николая I и С.С. Уварова он видел в том, что они определительно избрали девизом России эту трехсоставную формулу.
Хомяков считал, что Россия является представителем спиритуалистического восточного, а не рационалистического западного мира и миссия России состоит не в том, чтобы спасти Европу, а в сохранении своей самобытности. Подобно славянофилам, Хомяков считал, что российская государственность и культура пережили при Петре I и его преемниках потрясения, в результате которых образованные слои российского общества подпали под воздействие чуждой культуры: Если бы народонаселение оценил Петра и пошел за ним, то России русской наступил бы давнехонько конец. Произошла трансформация органического для России самодержавия в абсолютизм. Хомяков подчеркивал, что самодержавие, есть активное самосознание народа, концентрированное в одном лице, а его первостепенный принцип верх, понятая как бремя, а не как привилегия (в этой оценке Д.А. Хомяков сходился с К.П. Победоносцевым ). Основу самодержавия он выводил из факта избрания царя народом (сознательный акт народа, не желавшего властвовать, то есть, вмешиваться в политику), а теорию божественного происхождения считал абсолютистской. По мнению Хомякова, полный правитель воспринимает свою верх как проявление неограниченной автономной воли, отрицает ее подневольность от веры и национальных традиций. Поэтому он стремится к максимальному сосредоточению властных полномочий в своих руках, не доверяя народу и не нуждаясь в его поддержке. Отказавшись от общения с землей (т.е. от Земских соборов), императорская верх, не стала неограниченной, оттого что вместо органических ограничений возникли искусственные ограничения, наличествующие в виде т.н. средостений (особого социального слоя, узурпировавшего право быть связующим звеном между монархом и народом). Сначала существовало средостение дворянства, потом (с Александра I) бюрократии; следом реформ Александра II средостение либеральной интеллигенции (земско-городские организации и т.д.). Своего апогея средостение в виде либеральной интеллигенции и партий достигло после этого создания Государственной Думы. Для преодоления этого средостения Хомяков последовательно выступал за созыв Земского собора, создание сети широкого местного самоуправления, восстановление патриаршества, разворот к национальной культуре (народности), противопоставление соборности (общинности) духу капитализма.
В специальном примечании к работе, посвященной самодержавию, Хомяков оговаривал вопросительный мотив, тот, что тревожил многих русских консерваторов участие женщин в политической и общественной жизни Отмечая, что есть непочатый край деловых женщин, и что вдалеке не все мужчины деловиты, он задавался вопросом стоит ли взваливать на женщин бремя власти, нужно ли отвлекать их для несения тяготы, которую покуда справляют одни мужчины?. Ведь если предположить женщин в политику, то следом возникнет вопросительный мотив об их праве быть присяжным и более того о праве женщины оберегать отечество в рядах армии. В итоге Хомяков делает вывод, что в трудные времена, когда это необходимо, женщины в случае чего и за дреколья берутся, но это не значит, что на женщин не возбраняется сваливать мужские заботы, зная, что у нее своего дела без конца.
К сожалению, в течение долгих лет имя Д.А. Хомякова было незаслуженно забыто на родине мыслителя. О его жизненном пути мы знаем до обидного немного, а его взгляды только недавно стали предметом специального рассмотрения в работах современных историков В.А. Гусева, Э.А. Попова, С.М. Сергеева.
Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Звягинцев Dmitry Zvyagintsev
Советский и российский учёный, доктор биологических наук, заслуженный профессор МГУ, заслуженный деятель науки РФ, академик РАЕН.
читать далее →
Дмитрий Ивановский Dmitry Ivanovskiy
образование получил в Петербургском университете. В течение трех лет занимался исследованиями болезней табака на юге России. Результатом этих..
читать далее →
Дмитрий Бобылев Dmitry Bobilov
Бобылев, Дмитрий Константинович, - профессор механики в Санкт-Петербургском университете. Родился 11 ноября 1842 г. в Харьковской губернии.
читать далее →
Дмитрий Блохинцев Dmitry Blohintsev
Дмитрий Блохинцев - советский физик, чл.-кор. АН СССР и АН УССР. Родился 11 января 1908 года.Дмитрий Блохинцев занимался изучением теории твердого..
читать далее →