Известные люди

»

Дмитрий Черняков

Дмитрий Черняков Dmitry Chernyakov Карьера: Продюсер
Почти ни один фестиваль Золотая маска последних лет не обходился для режиссера Дмитрия Чернякова без премии. Минувшей весной он стал трижды лауреатом Маски, собрав награды за Аиду не только от оперного жюри, но и от московских критиков. Балансируя между оперным и драматическим театром, сейчас он приступает к репетициям Синей птицы в МХТ.

- Кто предложил брать для постановки Синюю птицу? Инициатива исходила от Табакова или от тебя?

- От меня.

- Почему-то я так безотлагательно и подумал. Синяя птица недурственно укладывается в единственный строй с Похождениями повесы в Большом театре. В обоих случаях речь идет о пьесах-аллегориях, в обоих случаях подразумеваются странствия души.

- Ну, ты критик, тебе виднее Но, если основательно, изредка мысль что-то совершить возникает не от того, что ты пытаешься все сделать расчет и определить в единственный строй со своими предыдущими затеями. Часто все происходит весьма спонтанно, в зависимости от какого-то случайного импульса. Вот, в частности, как было с Двойным непостоянством в Глобусе? Я приезжал в Новосибирск для того, чтобы определить там стопроцентно другую пьесу. Но стал глядеть актеров, увидел трех дядя и подумал: о, они должны отлично сыграть Двойное непостоянство.

- Случайно-то оно, может, и ненароком, но для того, чтобы так раскинуть умом, нужно ладно быть в курсе эту пьесу и располагать в голове ясное представление о том, как ее позволительно было бы воплотить.

- Да, это истина, пьесу я весьма недурственно помнил. Хотя и не планировал ее становить. Просто есть вещи, которые почему-то славно откладываются в голове. А Синяя птица возникла у меня ещё вот зачем. Меня, как и уймище других детей, водили на Синюю птицу во МХАТ это было ещё в 1970-е годы, до раздела МХАТа. И у меня было чувство, что мне как ребенку показывают что-то не по моему детскому разумению. Открывают тайны, показывают объем, тот, что меня пугает. С прочий стороны, повадка изложения всего этого казалась мне какой-то ужасной. Я неизменно воспринимал тот самый спектакль не то чтобы как полувыдохшийся, старинный или потерявший изначальную свежесть, а нетрудно как заведомо ошибочный. Мне казалось неправильным, что самое сложное тут сведено к самому простому. Но я потому как знаю, что Станиславский изначально ставил Синюю птицу не как заведомо ребяческий спектакль, а как серьезное символистское произведение. Со временем он многое изменил в спектакле, а в 1930-е годы некоторые сцены были оттуда изъяты за мистицизм. Для меня шибко немаловажно выделить, что я никак не соизмеряю свой отбор этого названия с тем, что тот самый спектакль когда-то шел в Художественном театре. Мое охота связано только с текстом. Я немного боюсь того, что существуют у публики какие-то ожидания, связанные с тем, что Синяя птица - это старинный столичный спектакль. Я не думаю, что нужно выстраивать какие-то взаимоотношения со спектаклем Станиславского. Нужно становить контент как бы заново.

- Это будет заведомо великовозрастный спектакль?

- Да! Хотя словечко взрослый также тотчас закрывает какие-то возможности для восприятия. Наверное, его и дитятко сможет глядеть. Но в аккурат могу изречь, что я не буду совершать никаких корректив, с тем чтобы подстроиться под сугубо детское восприятие. Я должен определить Синюю птицу совсем открыто. И самая большая задача для меня видится в расхождении между результатом и зрительскими ожиданиями.

- Почти вечно ты оформляешь свои спектакли сам как художник. С Синей птицей будет то же самое?

- Да, так и будет. Я не разделяю себя как режиссера и как художника. Я не художник. Просто воспринимаю придумывание визуального ряда как количество режиссерской работы. Я всего полтора раза работал с другим художником. Первый раз это было семь лет обратно, я ставил Молодого Давида в Новосибирске. Я попал в тот самый план уже в сформированную команду. А ещё полраза, которые я имею в виду, это было по моей инициативе. Я пригласил Зиновия Марголина соучаствовать в работе над Тристаном и Изольдой в Мариинском театре. Вообще, в 80% беседа, которые у меня хватали, у меня во что бы то ни стало спрашивали: Как это вы так? Одновременно и художник, и режиссер? Я уже придумал сто пятьдесят пять ответов на тот самый вопросительный мотив и выдаю их по очереди.

- Можно на бумажечках ответы накарябать и вытягивать случайную.

- Ага. А вот ещё сильно моднячий вопрос: Опера или драма? Ну вот расскажите, вы и в опере, и в драме работаете. Чем они отличаются? А что вы больше любите? На тот самый вопросительный мотив я уже также знаю загодя, что откликаться. Он, надеюсь, будет?

- Не надейся. Мне увлекательно маленько другое: оперная режиссура в твоей жизни появилась осознанно или это получилось невзначай?

- Я бы сказал, что это было предельно осознанно. И это всю дорогу было моим преимуществом. Я думал об этом с самого начала - как только стал задумываться о том, что разрешено сходить обучаться на режиссера. Я ни при каких обстоятельствах не имел никакого отношения к опере. Ни я, ни мои родители. Но так сложилось невзначай, что в каком-то сознательном возрасте, уже в начале 1980-х, я ходил все время на оперные спектакли. И, видимо, как-то это отложилось во мне. Опера меня занимает значительно больше, чем драма. Хотя от шибко уважаемых мною людей из драматического искусства я слышал, мягко говоря, сомнительные комментарии по поводу моей любви к опере. Мне говорили: Зачем тебе это надобно? Это не служба для режиссера. Не трать время, оно так проворно уходит. Занимайся настоящим театром. И я всю дорогу теряюсь, не зная, что отозваться.

- Видимо, все занятие в том, что в России в различие от Европы абсолютно не развита традиция оперной режиссуры и режиссер по старинке считается вспомогательной фигурой при постановке оперных спектаклей.

- Наверное. Это и в умах многих критиков то же самое.

- Тема странствий души, общая для Похождений повесы и Синей птицы, впрямь была до того существенна при выборе материала, как может показаться со стороны?

- Нет, занятие чуток в другом. Я думаю, что на 75% моя бытие состоит из воспоминаний. Из прошлого. На остальные 25% из иллюзий и из каких-то мечтаний. А действительности нет. Она не имеет для меня никакой ценности. Завтра свой с тобой разговорчик приобретет какую-то ценность, когда я начну припоминать о нем, а в текущий момент нет. Реальный мужчина для меня также не обладает никакой ценностью, а только мои представления о нем. И мне кажется, это у многих людей так. И вот поэтому В общем, продолжая дальше в этом направлении, я начинаю считать о Синей птице. Вот так бы я сказал, кокетливо выкручиваясь из этого вопроса. Все другое на премьере. А гутарить о будущем спектакле сегодня все одинаково что о ребенке на первом месяце беременности.

- А в Похождениях повесы интересовала какая-то иная задача?

- Мое касательство к Похождениям повесы как к моралите неблизко не самое главное. Мне было увлекательно смоделировать на примере одного человека ситуацию, при которой вся его бытие складывается только из осуществления желаний. Ни фрустраций, ни каких-то неразрешимых задач все идеально получается. Интересно было проследить за тем, во что джентльмен в результате такого пути превращается. И в конце этого пути, в миг краха обусловить, что для него являлось истинной ценностью, а что нет.

- Ну, по сути дела тут речь идет о том же мотиве, что и при разговоре о Синей птице. Важна не сама существование, а выдумка о ней.

- Да, как раз. Так и есть.

Похождения по весям

Дмитрию Чернякову 35 лет, он родился и вырос в Москве. В 1993 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС) по специальности режиссура. Несмотря на московское происхождение, в столице приобрел известность потом нескольких оперных и драматических постановок в глубинке. Работал в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Вильнюса, Новосибирска, Казани, Самары.

В 1998 году заметным событием в театральной жизни России стала его постановка оперы Владимира Кобекина Молодой Давид в Новосибирске, затем чего последовали приглашения от самых известных оперных театров. В 2000 году Мариинский театр обратился к нему с предложением определить Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Римского-Корсакова, а в 2004-м в репертуаре Мариинки появилась опера Глинки Жизнь за царя в режиссуре Чернякова. В 2002 году поставил оперу Стравинского Похождения повесы в Большом театре. Опера Аида, поставленная им в Новосибирском театре оперы и балета, получила в этом году Золотые маски за оптимальный оперный спектакль, за лучшую режиссуру, а кроме того приз критики. Среди драматических спектаклей Чернякова самым заметным оказалось Двойное непостоянство Мариво в новосибирском театре Глобус, побывавшее на нескольких крупных европейских фестивалях. Сейчас начал к репетициям Синей птицы Метерлинка в МХТ имени Чехова. Предполагается, что, выпустив тот самый спектакль, он примется за постановку Школы злословия на мхатовской сцене. Среди оперных планов Чернякова на свежий период Евгений Онегин в Большом театре.

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Белоголовцев Dmitry Belogolovtsev

В июне 1998 г. Дмитрий Белоголовцев был награжден II премией на Международном конкурсе артистов балета в Джексоне, США. На конкурсе он танцевал с..
читать далее

Дмитрий Брянцев Dmitry Briantsev

В 1997 году являлся режиссером-постановщиком эпизода "Лето.Классический дивертисмент "Водворение муз" Спектакля-дивертисмента "Москва на все..
читать далее

Дмитрий Гуданов Dmitry Gudanov

В 1996 г. Дмитрий Гуданов стал лауреатом конкурса артистов балета "Арабеск-96" в Перми (II премия и приз жюри прессы "Danser Noble"). В том же году..
читать далее

Дмитрий Аверкиев Dmitry Averkiev

Аверкиев, Дмитрий Васильевич, известный драматург (1836 - 1905). Учился в санкт-петербургском коммерческом училище и Санкт-Петербургском..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий