Известные люди

»

Дмитрий Шостакович

Дмитрий Шостакович Dmitry Shostakovich Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 25.9.1906 - 9.8
Дмитрий Шостакович - советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР. Родился 25 сентября 1906 года.Основными произведениями Дмитрия Шостаковича являются: оперы: Нос, Леди Макбет Мценского уезда (Катерина Измайлова), Игроки, балеты: Золотой век (1930), Болт (1931) и Светлый ручей (1935), музыка к кинофильмам: Простые люди (1945), Молодая гвардия (1948), Взятие Берлина (1949), Овод (1955), Гамлет (1964), Король Лир (1971) и др.

Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906-1975) - единственный из крупнейших композиторов современности, выдающийся пианист, педагог и социальный участник. Шостакович был удостоен звания Народного артиста СССР (1954), Героя Социалистического Труда (1966), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974), премии им. Сибелиуса, Международной премии мира (1954). Почетный член академий и университетов многих стран мира.

Польского происхождения, Дмитрий Шостакович родился в Санкт-Петербурге 12(25) сентября 1906 г., умер в Москве 9 августа 1975г. Отец - инженер-химик, охотник музыки. Мать - одаренная пианистка, она дала первоначальные навыки игры на фортепиано. После занятий в частной музыкальной школе в 1919 г. Шостакович принят в Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, позже стал заниматься композицией. Еще студентом он начал трудиться - был тапером во время показа "немых" кинофильмов.

В 1923 г. Шостакович окончил консерваторию как пианист (у Л.В. Николаева), а в 1925 г. - как композитор. Его дипломной работой была Первая симония. Она стала крупнейшим событием музыкальной жизни и положила начало важный известности автора.

Уже в Первой симфонии позволительно видать, как автор продолжает традиции П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, Лядова. Все это проявляется как синтез ведущих течений, преломленных по-своему и свежо. Симфония отличается активностью, динамичным напором, неожиданными контрастами.

В эти же годы Шостакович концертирует как пианист. Он получил почетный диплом на первом Международном конкурсе им. Ф. Шопена в Варшаве, какое-то время стоял перед выбором - совершить своей профессией сочинение музыки или концертную занятие.

После Первой симфонии началась краткая полоска опытов, поиска новых музыкальных средств. В это время появились: Первая соната для фортепиано (1926), пьеса "Афоризмы" (1927), Вторая симфония "Октябрь" (1927), Третья Симфония "Первомайская" (1929).

Появление кино- и театральной музыки ("Новый Вавилон" 1929), "Златые горы" 1931, спектакли "Клоп" 1929 и "Гамлет" 1932) связано с формированием новых образов, в особенности социальной карикатуры. Продолжение этого было найдено в опере "Нос" (по Н.В. Гоголю 1928) и в опере "Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова") по Н.С. Лескову (1932).

Сюжет одноименной повести Н. С. Лескова переосмыслен Шостаковичем как драма незаурядной женской натуры в условиях несправедливого общественного устройства. Сам автор назвал свою оперу "трагедией-сатирой". В ее музыкальном языке гротеск в духе "Носа" сочетается с элементами русского романса и протяжной песни. В 1934 опера была поставлена в Ленинграде и Москве, шла под названием "Катерина Измайлова"; после этого последовал строй премьер в театрах Северной Америки и Европы (опера 36 раз выходила в (заново переименованном) Ленинграде, 94 раза в Москве, ее ещё ставили в Стокгольме, Праге, Лондоне, Цюрихе и Копенгагене. Это был триумф и Шостаковича поздравляли как гения.)

В январе 1936 спектакль "Катерина Измайлова" посетил Сталин. Опера шокировала его. Реакция нашла родное выражение в редакционной статье "Сумбур вместо музыки", опубликованной в "Правде" и на долгие годы определившей пути развития советской музыки. Спустя немного дней "Правда" напечатала ещё одну редакционную статью на музыкальную тему "Балетная фальшь"; на тот самый раз уничтожающей критике был подвергнут балет Шостаковича "Светлый ручей" (1935).

После статей "Правды" большинство произведений Шостаковича, написанных до 1936, на практике исчезло из культурного обихода страны. Композитор был вынужден отменить назначенную на осень 1936 премьеру симфонии N4 (впервой она была исполнена в 1961). "Катерина Измайлова" была "реабилитирована" на родине только в 1962. Сочинения 1920-х годов (за исключением симфонии N1 и некоторых миниатюр) не исполнялись в СССР вплоть до середины 1960-х годов, а "Нос" был возобновлен только в 1974.

Четвертая (1934), Пятая (1937), Шестая (1939) симфонии представляют собой занимательный новоиспеченный период в творчестве Шостаковича.

Развивая симфонический жанр, Шостакович вместе с тем придает все большее роль камерно-инструментальной музыке.

Появляются ясные, светлые, грациозные, уравновешенные Соната для виолончели и фортепиано (1934), Первый струнный квартет (1938), Квинтет для струнного квартета и фортепиано (1940) стали крупнейшими событиями музыкальной жизни.

Седьмая симфония (1941) стала музыкальным памятником Великой Отечественной войне. Продолжением ее идей стала Восьмая симфония.

В послевоенные годы все больше внимания Шостакович уделяет вокальному жанру.

В феврале 1948 было опубликовано Постановление ЦК ВКП(б) об опере В. И. Мурадели "Великая дружба", в котором музыка крупнейших советских композиторов в том числе Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна объявлялась "формалистической" и "чуждой советскому народу". Новая волна нападок на Шостаковича в прессе существенно превзошла ту, что поднялась в 1936. Вынужденный подчиниться диктату, Шостакович, "осознав ошибки", выступил с ораторией "Песнь о лесах" (1949), кантатой "Над Родиной нашей солнышко сияет" (1952), музыкой к ряду фильмов исторического и военно-патриотического содержания и др., что отчасти облегчило его положение. Параллельно сочинялись произведения больше высокого художественного достоинства концерт N1 для скрипки с оркестром, вокальный цикл "Из еврейской народной поэзии" (оба 1948) (крайний цикл никак не согласовывался с антисемитской политикой государства), струнные квартеты N4 и N5 (1949, 1952), цикл "24 прелюдии и фуги" для фортепиано (1951); за исключением последнего, все они были исполнены только потом смерти Сталина.

Симфонизм Шостаковича дает интереснейшие примеры использования классического наследия бытовых жанров, массовых песен (Одиннадцатая симфония "1905 год" (1957), Двенадцатая симфония "1917 год" (1961)). Продолжением и развитием наследия Л.-В. Бетховена стала Тринадцатая симфония (1962), написанная на вирши Е. Евтушенко. Сам автор говорил, что в его Четырнадцатой симфонии (1969) использованы идеи "песен и плясок смерти" Мусоргского.

Важная веха - поэма "Казнь Степана Разина" (1964), она стала кульминацией эпической линии в творчестве Шостаковича.

Четырнадцатая симфония соединила достижения камерно-вокального, камерно-инструментального и симфонического жанров. На вирши Ф. Гарсия Локи, Т. Апполинаро, В. Кюхельбекера и Р.М. Рильке создано сильно философское, лирическое произведение.

Завершением громадный работы по развитию симфонического жанра явилась Пятнадцатая симфония (1971), которая объединила все лучшее, что было достигнуто на различных этапах творчества Д.Д. Шостаковича.

Громадный объем, высочайший порядок творчества Шостаковича - это не только вклад в судьбу и историю отечественной музыки, но и вклад в формирование важный культуры.

Остается единственный вопросительный мотив - в России ощущается некоторое охлаждение к Шостаковичу, а на Западе его тем временем все чаще называют первым посреди равных в семье величайших композиторов XX века. В России видимо срабатывает не шибко лицеприятная мысль-"Тут своих проблем хватает. Зачем же ещё и в концертном зале душу разрывать на части..."

Шостакович был как зеркало: произвольный видел в нем себя, близкое. Это качество величайших художников. Потому мы и зовем их "вечными спутниками".

Так же читайте биографии известных людей:
Дмитрий Шульпов Викторович Dmitrii Shulpov Viktorovich

Песни и стихи пишет с 1981 года. На широкой публике начал выступать с 2002г. С этого же года член Творческого Объединения Самарские Барды. Записана..
читать далее

Дмитрий Яковлев Dmitry Yakovlev

Дмитрий Яковлев певец, поэт, композитор, обладающий красивым тембром голоса, чувством стиля, артистизмом. Мелодичные, лирические песни Дмитрия..
читать далее

Дмитрий Нагиев Dmitry Nagiyev

Дмитрий Нагиев - известный российский актер, телеведущий и шоумен. Родился 4 апреля 1967 года.Широкую известность и популярность принесли Дмитрию..
читать далее

Дмитрий Мартынов Dmitry Martynov

Дмитрий Мартынов - молодой российский актер. Родился 21 ноября 1991 года в Москве.Дмитрий Мартынов начал сниматься в кино в возрасте 13 лет,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий