Известные люди

»

Доменико Скарлатти

Доменико Скарлатти Domeniko Scarlatti Карьера: Музыкант
Рождение: Италия, 25.10.1685
Одной из самых мощных и характерных фигур итальянского искусства XVIII столетия является Доменико Скарлатти. Его роль особенно велика в истории фортепианного творчества, в становлении жанра сонаты, в развитии и усовершенствовании сонатной формы.

Доменико Скарлатти родился 25 октября 1685 году в Неаполе. Его папа, известный композитор Алессандро Скарлатти, был его первым учителем музыки. Отличными музыкантами были и другие члены семьи - братья Алессандро и его сыновья. Имена не только Алессандро и Доменико, но и Пьетро, Томмазо, Франческо Скарлатти были известны в Италии и других странах. Еще ребенком Доменико выказал блестящие способности к игре на чембало и органе, а в отроческие годы занял место органиста королевской капеллы в Неаполе. После занятий с отцом он совершенствовался в сочинении под руководством композиторов Д.Гасперини и Б.Пасквини. Первое произведение. принесшее ему известность, - опера Октавия, написанная в 1703 году.

Обретя славу в родном городе, а ещё во Флоренции и Венеции, где он побывал ещё в ранней юности, Скарлатти в 1709 году отправился в Рим. Там его виртуозная развлекуха получила широкое признание. Около десяти лет находился он на службе у разных высокопоставленных лиц, покровительствовавших искусству: при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане.

В 1715 году Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на этом посту. Вскоре по приезде в Рим он появился в академии Оттобони, где сблизился с Генделем, и эта приятельство длилась долгие годы. К этому времени относится создание нескольких опер и различных произведений культовой музыки, которые в настоящий момент уже не занимают видного места в наследии Скарлатти, а тогда пользовались завидным успехом.

С 1720-х годов в жизни композитора наступил отрезок времени странствований по европейским столицам: он побывал в Англии (вероятно, в Ирландии), потом отправился в Лиссабон, где жил с 1721 по 1728 год, ненадолго выезжал на родину, а с 1729 обосновался в Мадриде в качестве придворного капельмейстера. В Испании слава Скарлатти достигла апогея. Там написал он большую доля тех произведений, которые насовсем обессмертили его имя, - фортепианных (клавирных) сонат. Здесь он приобрел и талантливых учеников, воспринявших его принципы, и создал свою школу, к которой принадлежали выдающиеся музыканты, в том числе высокоодаренный испанец Антонио Солер.

Но Испания, ставшая его второй родиной, не оправдала его надежд. Ни блистательное мастерство, ни придворная работа и покровительство имущих, ни громкая слава артиста не принесли Скарлатти достатка и спокойной, обеспеченной жизни. Королевский двор, так расточительно и эгоистично эксплуатировавший его гений, отвернулся от него, когда он стал старым и больным; сказались и последствия его рассеянной жизни. Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 года, оставив без средств к существованию большую семью. При жизни композитора издана была только сильно небольшая доля его сочинений.

Доменико Скарлатти написал двадцать опер (Октавия, Ифигения в Авлиде, Ифигент в Тавриде, Орландо, Сильвия, Нарцисс и другие), шесть ораторий и кантат, предназначенных для концертного исполнения, четырнадцать камерных кантат, арий и немного ориалов церковной музыки. Все это - небольшая и художественно наименее значительная количество его творчества. Подобно Корелли, он без малого всецело посвятил себя клавиру, написал по крайней мере пятьсот пятьдесят сонат! При жизни его - в 1753 году - опубликовано было всего только тридцать из них! Композитор скромно называл свои создания Упражнениями для клавесина. Так же скромны были цели, которые он ставил перед собою, предпринимая самое издание. В авторском предисловии говорится: Не жди - будь ты дилетант или профи - больше глубокого смысла в этих произведениях; бери их, как забаву, чтобы приучить себя к технике клавесина... Быть может, они покажутся тебе приятными, и тогда я готов отозваться на новые запросы в стиле, ещё больше приятном и разнообразном.

Однако, вопреки этим словам, речь шла не о забаве, и не об одной только технике клавесинной игры. В приятном разнообразии сонат Скарлатти, в их совсем новом стиле раскрывался перед артистом и публикой основательный и необъятно зажиточный мир поэтических образов. С несравненной тогда яркостью и силой они отразили реальность жизни, а сообща с нею запечатлели и вид самого автора.

Доменико Скарлатти хотя и походил некоторыми чертами на своих знаменитых предшественников и современников, но во многом от них и отличался. Он отчасти напоминал Тартини темпераментом, Вивальди - творческим размахом, Корелли - классическим совершенством и сжатостью формы. Правда, он не достигал ни масштабов Времен года, ни драматизма Дьявольских трелей или Покинутой Дидоны, ни величавой и спокойной красоты Рождественского концерта. Но никто до него не сумел так остро и чутко вслушаться в плеск и говор народной жизни, поэтически и в аккурат запечатлеть в музыке эмоции, нравы, быт множества абсолютно различных людей, - по крайней мере двух стран, с которыми он связан был происхождением, трудом, судьбою.

Его сонаты - это не Экзерциции, но скорее маленькие этюды или жанровые картины народной жизни, могущие подчас соперничать с реалистическими полотнами Караваджо или Мурильо на бытовые темы. Метод, которым они созданы, совсем своеобразен. Он сочетает, казалось бы, полярные стороны или элементы, приведенные, при всем при том, силою гения к совершенному художественному единству: графически отчетливый, подчас резкий рисунок - и пламенную яркость колорита; сочную и терпкую народность музыкального языка - и элегантность фактуры; миниатюрность масштабов, сжатость формы - и весьма интенсивное тематическое развитие; гомофонность склада - и мелодическую насыщенность всей ткани; парадный концертный глянец - и камерность жанра; подражание звучности щипковых инструментов, в особенности лютни, мандолины, испанской гитары - и огромную октавную и аккордовую технику. Соната перерастает вероятность клавесина и требует нового, ударного механизма.

Есть у Скарлатти сонаты-каприччо и токкаты; сонаты-пляски - головокружительные быстрые хоты, сальтареллы, жиги, форланы. Есть у него и сонаты-элегии, песенные и меланхоличные. Есть остроумные, пикантные бурлески; комическою суетой и миниатюрностью они напоминают сценки какого-нибудь театра из Дон-Кихота. Есть посреди них идиллические пасторали и маленькие драмы, внезапно возникающие где-нибудь в веселой сутолоке праздника и смываемые потоком звуков, в прошлом чем вы успеете вслушаться в эти голоса.

Мелодика Скарлатти окончательно не та величаво и покойно льющаяся кантилена вокального типа, которая составляла чуть ли не главное очарование итальянской скрипичной школы XVII века. Ее образно-выразительная и техническая основа - иная. Мелодические образы Экзерциции, развернутые просто в весьма широком диапазоне, бывают разнообразны: изредка они гибки, округлы, текучи, когда, рассыпаясь в фигурациях, взбегают или скользят вниз; но больше любит композитор ритмически острый, ломкий рисунок с короткими, остро выразительными фразами, шаловливыми, порою вызывающе-дерзкими бросками на широкие интервалы и в удаленные дружбан от друга крайние регистры.

Ритмическая изобразительность Скарлатти была для своего времени и инструмента, кажется, беспредельной. Сохраняя опору на ритмы танцев и наигрышей, шибко зачастую испанских, он воссоздавал их в сотнях изящнейших вариантов, ни при каких обстоятельствах не сковывая ими мелодического движения и не впадая в манерность. Его ритмические фигуры энергичны, упруги, экспрессивны, естественны. Его знаменитые своевольные синкопы, так экстравагантно, на первостепеннный точка зрения, перебивающие габарит музыки, кроме того народно-плясового происхождения.

Новые, свежие краски и приемы клавирного письма применил Скарлатти в области гармонии, запечатлев и обобщив тут многое самобытное и драгоценное, подслушанное им в народной музыке.

Есть у композитора и сонаты-фуги, не уступающие знаменитым фугам его отца и более того больше богатые и совершенные по тематическому развитию. К числу полифонических пьес концертного репертуара, исполнявшихся чуть ли не всеми виртуозами мира, принадлежит так называемая Кошачья фуга.

Фактура этих сонат, многообразная, изменчивая, то легкая и прозрачная, то массивная, порой разреженная и хрупкая вследствие захвата крайних регистров инструмента, вечно отделана с таким совершенством и изяществом, что сама по себе уже доставляет исполнителю блаженство.

Но всего ярче новаторство Скарлатти и его несравненный гений строителя формы проявились в создании старинной сонаты, основанной на двух различных и в особенности на двух контрастных темах. Это было большим прогрессивным завоеванием музыкального искусства на пути воплощения образов реальной жизни. То, что Вивальди смело, но только эпизодически осуществил в некоторых концертах, Скарлатти ещё смелее перенес в нециклическую форму камерной музыки. Выразительные возможности одночастной сонаты расширились, дыхание жизни овеяло ее; в ней, как на сцене, как гром среди ясного неба явились различные образы, характеры, ситуации. Правда, все это только поверхностно мелькало в оживленном движении без широкого развития, без драматизма, тем больше - без притязаний на философскую глубину в художественном постижении реальности. И все же положено было начало пути, ведущему от Скарлатти к Моцарту и Бетховену.

Так же читайте биографии известных людей:
Доменико Чимароза Domeniko Cimarosa

В 1787 году отправляется в триумфальное путешествие в Россию, по пути принимаемый различными европейскими дворами как величайший оперный композитор.
читать далее

Доминго Кавалло Domingo Cavallo

Окончил экономический факультет Национального университета в Буэнос-Айресе. Образование продолжил в Гарварде. Был директором Центрального банка.
читать далее

Доминик Перро Dominik Perro

Французский архитектор, один из самых востребованных специалистов в мире. Автор проектов нового здания Национальной библиотеки Франции, олимпийских..
читать далее

Доминик Пиньон Dominique Pinon

Все его роли последних лет разнообразны и похожи одновременно. Разнообразны, потому что в фильмах разных жанров он играет санитаров, комиссаров,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий