Известные люди

»

Дэвид Кроненберг

Дэвид Кроненберг David Cronenberg Карьера: Продюсер
Рождение: Канада, 15.3.1925
Канадский режиссер Дэвид Кроненберг - одна из ключевых фигур нынешнего Каннского кинофестиваля. Он снимает фильмы про кошмары, но признан серьезным киноавтором и относится к тем избранным режиссерам, кому на Западе присвоили титул "культовых"(среди его картин, знакомых российским киноманам, "Видеодром", "Мертвая зона", "Муха", "Обед нагишом", "Автокатастрофа", "М. Баттерфляй").

У Дэвида Кроненберга – репутация режиссёра из фантастического гетто. Все знают: он тот, кто снимает фильмы о телах, вирусах, чудовищных родах и живых механизмах. Достаточно единственный раз увидать его фильмы, и вы вряд ли забудете взрывающиеся головы сканнеров, заживо гниющего человека-муху или пишущею машинку-сороконожку.

Будучи студентом Торонтского университета Кроненберг начинает снимать первые короткометражки – Стерео и Преступление будущего. Режиссёр вспоминает: Один из студентов университета, где я учился, снял полнометражный кино, в котором играли некоторые мои друзья. То положение, что я увидел на большом экране, в настоящем фильме всех этих людей, которых я встречал произвольный день, чья повседневная существование была частью и моей жизни, стало шоком для меня. Я сказал себе: Ты сможешь это сделать. И сел сочинять сценарий, хотя не имел никакого понятия о том, как делается кино. Уже в этих работах начинающего режиссёра разрешается узреть характерные черты стиля, формировавшегося на протяжении 70-х. В основе короткометражек – истории о работе группы учёных, исследующих возможности человеческой психики. Эта предмет будет интересовать Кроненберга завсегда.

В 1975 году Кроненберг снимает свой основополагающий полнометражный кино Мерзость/Они пришли изнутри повествующий о странной форме жизни – паразитах, которые проникая в корпус человека превращают его в одержимого сексуального маньяка. И по форме и по содержанию картина близка к классу В - минимальный бюджет, полупрофессиональные актёры, выбранный для дебюта жанр фильма ужасов; но сообща с тем, говоря о художественной стороне проекта, воспрещено не заприметить – юный режиссёр приложил максимум усилий, дабы привнести в заскорузлые рамки подобной продукции частичку бесшабашности и скрытой иронии.

Этапным фильмом для Кроненберга стали Сканнеры. Встрой ли с определённой категоричностью позволительно обозначить жанр этой картины. Это не нимало ужасы, хотя шоковых и натуралистичных сцен хватает. Это и не детектив, хотя ответы на многие вопросы мы получаем только в конце фильма. Сквозь различные штампы жанров тут, впервой в творчестве Кроненберга, пробивается философско-социальный аспект, тот, что в дальнейшем стал неизменным спутником режиссёра во всём его творчестве. История людей, способных впитывать текст мысли на расстоянии и более того воздействовать на других, в дальнейшем обросла собственной мифологией и по праву считается культовым сюжетом в среде ценителей жанра action-horror’a.

Не меньшую популярность в узких кругах (речь идёт о начале 80-х, в текущий момент тот самый кино без преувеличения не возбраняется прозвать современной классикой) обрёл Видеодром. Молодой Джеймс Вудс играет Никки Брэнда – владельца кабельного телеканала, в руки которого попадает загадочная кассета со сценами садомазохистских издевательств и, вероятно, убийства. Пытаясь понять в происходящем, Брэнд тонет в галлюциногенных кошмарах, вызванных непрекращающимся просмотром телевизора. Видеодром - тот исключительный происшествие, когда режиссёру удаётся сформировать фильм-предупреждение, актуальное и поныне, в эпоху Интернета, мобильной связи и тотальной компьютеризации.

Несмотря на зрительский фарт Мёртвой зоны и Мухи Кроненберг продолжает работать сильно авторское кино, не особенно задумываясь о количестве нулей в кассовых сборах своих лент. Точное представление об адресате, - говорит режиссёр, - залог успешного баланса новации и смысла, стилистического риска и доступности, в конце концов, прогресса в развитии кино и прочности обратной связи. Оливер Стоун в одно прекрасное время спросил меня, как мне живётся в моём статусе маргинального режиссёра. То была не критика, а констатация. Он знал, что я могу, если захочу, снимать голливудские фильмы. Я ответил, что меня целиком удовлетворяет моя аудитория. Её количественный и, главное, качественный состав. Я полагаю, что режиссёр должен постановить для себя загодя, на какого зрителя он работает, потому что это прямо влияет на тот язык, которым он намерен воспользоваться.

Лучшим доказательством этих слов стал выход на экраны Намертво связанных с Джереми Айронсом в главной роли. Актёр не безотложно согласился вкалывать с Кроненбергом, опасаясь за последний плод, но по окончанию съёмок все сомнения были отброшены – режиссёр прямо перерос рамки жанра (будь то триллер, кино ужасов или фантастика), с лоском экранизировав роман Близнецы, увидевший свет в 1977 году. Намертво связанные - кино о сложных взаимоотношениях близнецов Биверли и Эллиота Ментлов. Влюбившись в киноактрису Клэр Ниво, и поочерёдно добившись с ней близости, братья прекращают разбираться приятель друга, что в итоге приводит к разрушительным и кровавым последствиям. Пожалуй, в первый раз Кроненберг несомненно философичен, фирменные трансформации уходят в этом месте на второй проект.

Сотрудничество актёра и режиссёра продолжилось в 1993 году, когда на экраны вышел единственный из лучших фильмов первой половины 90-х Мадам Баттерфляй. Но до этого была экранизация культового романа Уильяма Берроуза Обед нагишом. История ликвидатора Билла Ли, уничтожающего тараканов с помощью своего опрыскивателя, рассказана с потрясающей фантазией. Читая Берроуза не ясно как вообще позволительно визуализировать тот самый поток кокаино-героинового сознания, но Кроненберг решил рискнуть, и не продул (в качестве аналогий не возбраняется вспомянуть – Заводной апельсин Стэнли Кубрика и Страх и ненависть в Лас-Вегасе Терри Гиллиама).

В 1996 году новоиспеченный кино режиссёра Автокатастрофа получает особый приз Каннского кинофестиваля с туманной формулировкой за художественное мужество. Жюри фестиваля позволительно разобраться, проигнорировать такую работу просто нереально (расписавшись, в обратном случае, в собственной близорукости), вручить же что-то больше весомое – значит осознанно спровоцировать дебош. В Автокатастрофе Кроненберг примеряет на себе образ режиссёра-демиурга, взявшегося за экранизацию неоднозначной прозы Джеймса Балларда. Утончённая история искателей дорожно-эротических приключений нетрудно могла обернуться в претенциозное софт-порно с звёздными именами в титрах. В очередной раз Кроненберг усложнил собственную задачу до предела. Можно до бесконечности дебатировать о художественных достоинствах картины, но отрицать сложность (а уже вследствие того что благородность) поставленной задачи бессмысленно. Отбросив предубеждения, заинтересованный зритель найдёт в Автокатастрофе больше, чем банальные совокупления в груде покореженного после этого аварии автомобильного железа.

На этом роман Кроненберга с Каннами не закончился. В мае 1999 года режиссёр возглавил жюри крупнейшего европейского кинофестиваля. С присущей ему невозмутимостью Кроненберг поломал все неписаные законы кинофорума, в соответствии которым нужно раздавать всем сёстрам по серьгам. Проигнорировав фильмы таких титанов как Линч, Альмадовар, Джармуш, Китано он осенил пальмовым золотом Розетту братьев Дарденн и Человечность Брюно Дюмона. Сейчас понимаем – не ошибся, тогда же обстановка грозила перерасти в реальный дебош. В том же году свет увидела ЭкЗистенЦия, в которой с помощью маститой Дженнифер Джейсон Ли и только набирающего обороты Джуда Лоу, режиссёр поразмышлял на тему виртуальной действительности.

В 2002 году одним из самых ожидаемых фильмов конкурсной программы Каннского кинофестиваля становится Паук, история с явным психоаналитическим подтекстом. После 20-летнего пребывания в доме для душевнобольных Деннис Клег (Ральф Файнс) возвращается домой. Погружаясь в воспоминания детства, он пытается осмыслить в вопросе из-за которого и попал в клинику – смертоубийство матери.

Так же читайте биографии известных людей:
Дэвид Линч David Lynch

Полнометражный дебют Линча - "Голова-ластик" 1978 года - стал одним из самых мрачных и завораживающих фильмов своего десятилетия, где всё..
читать далее

Дэвид Финчер David Fincher

В 1992 году Финчер выпустил на экраны свою первую полнометражную ленту - Чужой 3. К сожалению, первый блин оказался немного комом, во многом из-за..
читать далее

Дэвид Филден David Fielden

Дэвид Филден не только создает превосходные коллекции одежды, но и самостоятельно управляет собственной компанией. Он полностью контролирует..
читать далее

Дэвид Шиллинг David Shilling

С 1973-го года по 1975-ый он работал в страховой компании и одновременно в шляпном магазине. Вскоре в 1976-ом году Дэвид открыл свою собственную..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий