Известные люди
»Дэвид Харрингтон
Во вторник в Московском дворце молодежи состоится совместное выступление американского "Кронос-квартета" и финской группы Kluster, которой командует баянист Киммо Похьонен. Оба коллектива не раз выступали в Москве, однако до сих пор их аудитории - соответственно "филармоническая" и "клубная" - практически не пересекались. О том, как стало возможным подобное сотрудничество, корреспонденту ГАЗЕТЫ Илье Овчинникову рассказал основатель "Кронос-квартета" Дэвид Харрингтон.
Во вторник в Московском дворце молодежи состоится совместное выступление американского "Кронос-квартета" и финской группы Kluster, которой командует баянист Киммо Похьонен. Оба коллектива не раз выступали в Москве, и все-таки до сих пор их аудитории - сообразно "филармоническая" и "клубная" - на практике не пересекались. О том, как стало возможным подобное сотрудничество, корреспонденту ГАЗЕТЫ Илье Овчинникову рассказал основатель "Кронос-квартета" Дэвид Харрингтон.
- Сложно ли сотрудничать с проектом Kluster? Вроде бы они играют совершенно другую музыку, чем вы. Как удалось впрячь два коллектива в одну упряжку?
- Да мы совсем не до того непохожи. Играть сообща мы будем впервой, но думаю, что у нас хоть отбавляй общего. Подобный план для нас - жутко захватывающее предприятие, и для меня это не нелегко, а как раз безусловно! Ведь мы движемся дружбан другу навстречу, и у нас крайне непочатый край полей для сотрудничества.
- Как же оно сложилось?
- Я познакомился с музыкой Киммо Похьонена немного лет вспять и тотчас увидел в нем исполнителя, открывшего в своем инструменте безупречно новые горизонты. А подобные музыканты всю дорогу были крайне мне интересны, будь то Джимми Хендрикс или Астор Пьяццола; как раз с такими нам завсегда больше всего хотелось сотрудничать. Киммо как раз из них, потому мы решили свершить что-нибудь вкупе. Киммо написал немного вещей для нашего совместного проекта, в Москве мы их исполним. Будет и немало другого, в частности вещи исландской группы Sigur Rуs. Я послушал их записи и понял, что они фантастические композиторы и музыканты. Затем все было просто: я только понял, что мы должны игрывать их музыку!
- А есть ли на свете музыка, которую вы ни за что не стали бы исполнять?
- Знаете ли, бытие коротка, и мы еле-еле ли успеем сыграть всю ту музыку, которую хотим. Например, мы надеялись, что свой новоиспеченный квартет для нас напишет Лучано Берио, но он, к сожалению, не успел этого соорудить. Зато в текущее время сознательно для нас сочиняют рядом сорока композиторов. Это Терри Райли, резво он подарит 'Кроносу' свой пятнадцатый квартет! Это группа Mogwai, они также пишут для нас. Это и канадский электронщик Эмон Тобин, и Стив Райх, и потрясающий Владимир Мартынов, которого я надеюсь повидать в Москве. Причем самые современные опусы в нашем репертуаре могут соседствовать с иранской музыкой, которой пара тысячелетий. Так что всего, что хочется, не сыграешь. Поэтому о том, чего не хотелось бы игрывать, некогда и мыслить.
- Расскажите об исполнении второго квартета Мортона Фелдмана; говорят, оно длилось рядом пяти часов.
- У Фелдмана безупречно особые понятия о звуке, мы шибко любим его сочинения. Играли и первостепеннный его квартет, и фортепианный квинтет - оба они длятся от часа до полутора. Второй его квартет, конечно, долгий, но это такая мягкая, такая нежная музыка, что она воздействует на публику, как никакая другая. Соприкоснуться с ней - совсем своеобразный, поразительный навык.
- Вы играете непочатый край сочинений Альфреда Шнитке: единственный из ваших московских концертов 1998 года был без малого полностью посвящен ему. Как вам в голову пришла мысль обработать для струнных одну из частей его хорового концерта?
- Когда я услышал это сочинение, то подумал: вот бы когда-нибудь сыграть эту музыку, ибо его хоровой концерт - такое чудесное произведение! Мы спросили у Шнитке разрешения произвести переложение, он согласился, затем мы послали ему диск. Незадолго до смерти Шнитке его услышал.
- Приходилось ли вам встречаться с ним?
- Да, в Варшаве в начале восьмидесятых. Позже мы не раз говорили по телефону, тем больше что в девяностых он собирался накарябать струнный квартет, тот, что мы ему заказали. Этого, увы, не случилось. В октябре мы приедем в Москву на фестиваль, посвященный его юбилею, сыграем его квартеты и фортепианный квинтет.
- Вы уже не раз бывали в Москве, как вам в этом месте понравилось?
- Мне крайне по душе и Москва, и московская публика. У людей в этом месте родное, особенное восприятие музыки, и нам завсегда мило тут игрывать. В нашем исполнении москвичам понравились и Шнитке, и Хендрикс, и Тан Дун, и Зорн. Поглядим, как им понравится то, что написал Киммо!
- В 'Кронос-квартете' вы за тридцать лет ещё не устали приятель от друга?
- Что вы! (Смеется.) Нам до сих пор весьма увлекательно совместно, мы открываем столь нового! На днях у нас была одна из самых потрясающих репетиций, с нами играли музыканты из Пекина. Это была легко фантастика. Так что мы великолепно проводим время.
Где встречаются Шнитке и Дэвид Боуи
На свете есть, пожалуй, один коллектив, способный в единственный вечерок выполнить все струнные квартеты Альфреда Шнитке, а следом развлечь публику опусами Джона Зорна и Джимми Хендрикса: речь о 'Кронос-квартете' (США), основанном в 1973 году. Быстро освоив наследие классиков ХХ века (Шостакович, Барток, Веберн), музыканты взялись за современников, многие из которых пишут для 'Кроноса' и нынче. Наиболее заметные достижения квартета последних лет - саундтрек к антинаркотической ленте 'Реквием по мечте' и 'Грэмми-2003' за запись 'Лирической сюиты' Берга. Среди музыкантов, выступавших с 'Кроносом', - Дэвид Боуи, Том Уэйтс, Аллен Гинзберг, Modern Jazz Quartet.
Так же читайте биографии известных людей:
Дэвид Эклз David Ackles
Певец и композитор Дэвид Эклз родился 20 февраля 1937 года в США.
читать далее →
Дэвид Духовны David Duchovny
Дэвид Духовны - популярный американский актер. Родился 8 августа 1960 года.Наибольшую известность и популярность принесли Дэвиду Духовны роль агента..
читать далее →
Дэвид Морс David Morse
Дэвид Морз родился в Хэмилтоне (штат Массачусетс, США). Свой актерский дорога он начал в 1971 году в Бостонском театре. В 1977 году Дэвид Морз..
читать далее →
Дэвид Швиммер David Schwimmer
В детстве он был толстяком и до такой степени болезненно стеснительным, что ему ни в жизнь не хватало смелости заговорить с понравившейся девочкой...
читать далее →