Известные люди
»Евгений Евстигнеев
Рождение: Россия, 9.10.1926
Судьбе было угодно, чтобы Евстигнеев стал актером. Причем произошло это совершенно случайно.
Е. Евстигнеев родился в Нижнем Новгороде. Для своей матери - Марии Ивановны - он был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже имел сына-школьника.
Судьбе было угодно, чтобы Евстигнеев стал актером. Причем произошло это абсолютно невзначай. В 1946 году Евгений в свободное от работы время играл в кинотеатре на ударнике в оркестре. Играл он так виртуозно и самозабвенно, что этой своей игрой заслонял всех остальных оркестрантов и приводил публику в экстаз. Во время одного из таких выступлений его приметил ректор Горьковского театрального училища Виталий Лебский. После того как оркестранты отыграли очередную композицию, он подошел к музыканту и спросил его: "Молодой мужчина, не хотите ли вы сделаться драматическим актером?" На что Евстигнеев простодушно ответил: "Я не знаю". - "Тогда вот вам мои координаты, и я жду вас у себя", - продолжил Лебский и вручил парню бумажку с адресом училища.
Когда сквозь два дня вслед за тем этого Евстигнеев пришел по указанному адресу, Лебский встретил его сильно радушно, предложил выучить какую-нибудь басню и сдать ему экзамен. Через немного дней Евгений был зачислен на основополагающий вектор движения училища. Окончив театральное училище в 1951 году, Евстигнеев был распределен во Владимирский областной драматический театр имени А. Луначарского.
Своим положением во Владимире Евстигнеев был не шибко доволен. Как и всяческий провинциал, в глубине души он мечтал о столичной сцене. Однако руководство владимирского театра и чуять ничего не хотело об этом и не отпускало нашего героя в Москву. Евстигнеев сказал в театре, что ему нужно экстренно съездить к матери, а та, когда ей пришел запрос из Владимира, подтвердила слова сына. А тот вырвался на свободу. И тут же отправился в Москву. На дворе был 1954 год.
Буквально с первого же захода поступил в Школу-студию МХАТ, причем разом на второй вектор движения.
В середине 1955 года студенты 4-го курса Школы-студии МХАТ создали "Студию молодых актеров", которая посредством год стала базой для нового столичного театра - "Современник". Среди этих студентов был и Евстигнеев. В 1957 году изменилась и личная бытие Евгения: он наконец-то женился. Его избранницей стала его однокурсница по Школе-студии МХАТ, дочка известного кинооператора Б. Волчека Галина Волчек. Вот что она вспоминает о тех днях:
"Втоварищ в моей жизни появился великовозрастный выпускник Школы-студии МХАТ: старше меня на семь лет и деревенского происхождения. Он разговаривал так, что некоторые обороты его речи разрешается было постигнуть только с помощью специального словаря (к примеру, "метеный пол" в его понимании - пол, тот, что подмели, "беленый суп" -суп со сметаной, "духовое мыло" - туалетное мыло и т. д.). Внешне мой избранник выглядел также странно: гладкоголовый, с длинным ногтем на мизинце, одет в бостоновый наряд лилового цвета на вырост (а внезапно лысеющий молодой вытянется), с жилеткой поверх "бобочки" - летней трикотажной рубашки с короткими рукавами у воротника поверх "молнии" величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка. Таким явился Женя в мой жилище.
Поначалу папа пребывал в смятении, потому как что поддался влиянию няни, которая прокомментировала наружность моего избранника словами: "Не стыдно ему лысым гулять, хоть бы какую-нибудь шапчонку участок..."
Я же вела себя независимо и по-юношески радовалась своему внутреннему протесту супротив родительского стереотипного мышления. Но мной двигал не только протест, я хотела быть рядом с Женей ещё и вследствие того что, что испытывала к нему весь комплекс чувств. Меня привлекала его внутренняя незащищенность. Я испытывала в некотором роде и что-то материнское, потому как что он был оторван от родительского дома, от мамы, которую любил, но которая в силу обстоятельств дала ему только то, что могла вручить, а Женин наполненный смыслом и душевный потенциал был значительно богаче. И самым важным было для меня то, что я безотложно увидела в нем большого артиста, а потому как персона...
Несмотря на всякие разговоры, мы поженились. Сначала был психологически непростой отрезок времени в отношениях с моим отцом, его новой женой и моей няней (а жили мы все совместно в одной квартире). В какой-то миг, когда ситуация уже накалилась до предела, я заявила со свойственным мне максимализмом: "Мы уходим и будем существовать особняком!"
И мы ушли на практике на улицу. Какое-то время нам приходилось ночь проводить более того на вокзале. Мы восемь раз переезжали, в силу того что что снимали то одну, то другую комнату, в то время как не получили отдельную однокомнатную квартиру. Из-за этакий бездомной жизни у нас не было ни мебели, ни скарба.
Со временем папа полюбил Женю, уважал его и снимал во всех своих фильмах, хотя бы в маленьком эпизоде. Да и няне Женя оказался близким по духу и восприятию жизни. Позже она так и не смогла возлюбить моего второго мужа, для нее Женя постоянно оставался "своим", а тот "чужим".
В этом браке в 1961 году на свет появился парнишка, которого назвали Денисом (молодые тогда снимали комнатку в коммунальной квартире в доме на улице Горького).
Первую свою значительную образ в "Современнике" Евстигнеев сыграл в 1960 году в спектакле "Голый король" по пьесе Е. Шварца. После этого спектакля исполнитель главной роли - короля - Евстигнеев проснулся знаменитым. Правда, эта слава распространялась в то время как только посреди заядлых театралов.
В конце 50-х годов на Евстигнеева обратил внимательность и кинематограф. Свою первую образ в кино он сыграл в фильме режиссера Владимира Петрова "Поединок" (1957): это была образ Петерсона. Затем последовали небольшие роли в фильмах: "Анюта", "Баллада о солдате" (оба- 1959), "Любушка", "Девять дней одного года", "В тяжелый час" (все - 1961), "Никогда", "Молодо-зелено" (1962), "Им покоряется небо", "Сотрудник ЧК" (1963).
Настоящая всесоюзная слава пришла к Евстигнееву в 1964 году - потом роли Дынина в фильме режиссера Э. Климова "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Наверное, кино ни в жизнь бы не выпустили на экран (запрещение снимать его появилось на свет ещё в что ни на есть разгар съемок), если бы в октябре того года не сняли Н. С. Хрущева. В картине были явные намеки на сатиру в его адрес. Это и спасло кино. И хотя в прокате он собрал всего 13,4 млн. зрителей, при всем при том в среде кинематографистов он был встречен с восторгом. После этого успеха многие режиссеры стали наперебой звать Евстигнеева сниматься в их картинах. В результате в течение 1965-1966 годов артист снялся разом в девяти фильмах. Назову лучшие из них: "Верность" (1965), "Скверный анекдот", "Берегись автомобиля", "Старшая сестра" (все - 1966).
Летом 1964 года круто изменилась личная существование Евстигнеева: он расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила от Г. Волчек. Что же произошло тогда? Рассказывает Г. Волчек:
"Когда мы разошлись, многие не понимали, к чему и отчего это произошло, убеждали меня и Женю отступиться от подобного решения. Но это случилось. Женя вел себя довольно тактично, чтобы сберечь наши отношения. Но я сама их разорвала. Собрала его вещи, еду, позвала в свой гостиничный номер ("Современник" был тогда на гастролях в Саратове) женщину, с которой, как мне казалось, Женя встречался, и сказала: "Теперь вам не придется никого обманывать". Только посредством двадцать пять лет он проговорился один раз, что я не должна была так поступать".
В различие от Евстигнеева, Г. Волчек в повторном браке связала свою существование с человеком, далеким от мира искусства, - с профессором строительного института Марком Раделевым. А новой избранницей Евстигнеева стала юная актриса того же "Современника" Лилия Журкина. Первое время они ютились по разным углам, следом, в конце 60-х, получили квартиру в доме на Сиреневом бульваре. В 1968 году у них родилась дочка Маша.
Вот расклад из того периода, когда Евстигнеев с женой и ребенком переехали в жилище на Сиреневом бульваре. Рассказчик - С. Зельцер:
"В доме громко, дымно и крайне любопытно. С Лилией Дмитриевной - женой Евгения Александровича - постоянно несложно и нетрудно. Красивая, кокетливая и подкупающе бескорыстная, готовая воротить все, что ни попросишь".
В конце 60-х годов творческая существование Евстигнеева была насыщена до предела. В отрезок времени с 1967 по 1970 год в театре у него появилось шесть новых ролей (от Александра II в "Народовольцах" до Луначарского в "Большевиках"). В кино ролей было ещё больше: семнадцать. Назову самые известные из них: "Золотой теленок" (Корейко), "Зигзаг удачи" (Иван Степанович, оба- 1968), "Странные люди" (брат), "Чайковский" (Герман Ларош, оба- 1969), "Бег" (Корзухин), "Старики-разбойники" (Воробьев, все- 1970).
Последней ролью Евстигнеева в "Современнике" был Дорн в "Чайке" А. Чехова. Это был 1970 год. Через год он, вдогонку за О. Ефремовым, перешел в труппу МХАТа. Первой его ролью на новой сцене стал Володя в спектакле "Валентин и Валентина" по пьесе М. Рощина.
В 70-е годы на сцене МХАТа Евстигнеевым были сыграны 11 ролей. За то же десятилетие в кино им было сыграно 33 роли. Перечислять их все - занятие длинное, вследствие этого назову самые известные: Хромой - "Невероятные похождения итальянцев в России", профессор Плейшнер - "Семнадцать мгновений весны" (оба - 1973), Навроцкий - "Последнее лето детства" (1974), Горячев - "Повесть о неизвестном актере" (1976), сторож - "Подранки", художник Николай - "По семейным обстоятельствам" (оба - 1977), жулик Ручечников - "Место встречи изменить нельзя"(1979).
Каким был в обычной жизни Евстигнеев в те годы? Об этом рассказывает С. Зельцер:
"Из массовых зрелищ Евгений Александрович выделял футбол. Внимательно следил за матчами чемпионата мира и Европы, Олимпиады. "А не пойти ли нам на "Спартак" с кем-нибудь?"
Ложе прессы предпочитал обычную трибуну. Народ одобрительным гулом сопровождал его явление на трибуне. Стихал матерок, люди подтягивались, заговаривали, без назойливого любопытства, достойно, со знанием дела отпускали замечания по ходу игры, спорили о ситуациях, возникающих на поле. Угощали семечками и всем, чем бог послал, благо закон (сухой) ещё не подоспел. Окружала атмосфера всеобщего футбольного братства.
С интересом он знакомился со Старостиным, Леонтьевым, Яшиным, Логофетом. Изредка бывал с ним на хоккее. Зажигался азартом ледовых схваток, развлекуха импонировала темпераментом, динамикой. Но футбол оставался первой и единственной любовью...
Еще одной любовью был джаз. Часами он слушал Дюка Эллингтона, Луи Армстронга, Тома Джонса, Фрэнка Синатру. Ему нравилась элегантная привычка Рея Кониффа".
80-е годы были сложным периодом в жизни актера. Началось то десятилетие с неприятности: в декабре 1980 года у Евстигнеева случился инфаркт. Рассказывает В. Давыдов:
"Женя поехал в Архангельск игрывать там в местном театре как гастролер в спектакле "Заседание парткома", и нежданно-негаданно на аэродроме в Москве ему стало как-то нелегко на сердце. Когда же прилетел в Архангельск, то ещё пытался репетировать, но с трудом. Вызвали врача, тут же уложили на носилки и на "неотложке" увезли в больницу..."
В 1983 году Евстигнееву было присвоено звание народного артиста СССР. Больше всего этой награде радовалась мамаша нашего героя - Мария Ивановна Евстигнеева-Чернышева. Однако когда в жилище сына пришли друзья, чтобы поздравить его с этим событием, она их попросила: "Только не хвалите его, не надо: он этого не любит". К сожалению, это была одна из последних ее больших радостей в жизни: сквозь год Мария Ивановна умерла.
Это было не последнее бедствие в семье актера. В 1986 году умерла и его супруга - Лилия.
В последние годы отношения Евстигнеева с женой были не чересчур теплыми. Как вспоминает В. Талызина:
"Я наблюдала их отношения со стороны, и мне казалось, что Лилия капитально больна. Для нее было шибко досадно (по-моему, это вылилось в какой-то комплекс), что Женя имел уже фантастическую славу, а она, красивейшая дама (она в действительности была необыкновенно хороша в молодости, такая американка, Дина Дурбин), оставалась как бы в стороне. Тем больше что с возрастом и болезнью она утрачивала шарм и шибко грубо реагировала, что к Жене все тянулись, хотели с ним знаться. Когда он приходил на съемочную площадку (в 1984 году снимался кино "Еще люблю, ещё надеюсь"), то все улыбались и радовались ему, а не ей. Лиля его все время подкалывала, задевала. Но он терпеливо все сносил, старался не примечать ее подковырок".
После стольких несчастий, обрушившихся на него за короткое время, Евстигнеев все-таки не сломался и, более того больше того, нашел в себе силы для дальнейшей активной как творческой, так и личной жизни. В 80-е годы он снялся в 24 картинах, посреди которых: "Мы из джаза", "Демидовы" (оба - 1983), "И бытие, и слезы, и влюбленность..." (1984), "Зимний конец дня в Гаграх" (1985), "Гардемарины, вперед!" (1987), "Город Зеро", "Собачье сердце" (оба - 1988) и др.
Правда, в различие от кино в театре дела у него обстояли не чрезмерно славно. В отрезок времени 1980-1988 годов у него на сцене МХАТа состоялись только пять новых ролей. После второго инфаркта, тот, что случился у Евстигнеева в 1988 году, он попросил главного режиссера МХАТа О. Ефремова покинуть его на год доигрывать только старые спектакли, не репетировать ничего нового. Однако О. Ефремов повел себя вдруг. "У нас же театр, фабрика - если тебе тяжело, то надобно покидать на пенсию", - сказал он Евстигнееву. Вполне видимо, что сказал он это второпях, не сверх меры задумываясь над смыслом сказанного. Однако артиста это очень задело. И он на самом деле ушел на пенсионную выплату. Он продолжал игрывать старые роли на сцене МХАТа, и все-таки ни одной новой позже того разговора с Ефремовым больше не сыграл.
Однако финал 80-х запомнился Евстигнееву не только грустными событиями. В тот отрезок времени изменилась и его личная жизнь: он женился в третий раз. Причем его избранница оказалась на 40 лет моложе его. Ее имя - Ирина Цивина, актриса театра Константина Райкина "Сатирикон". Сама она так вспоминает о тех днях:
"В детстве я, как многие девочки, собирала портреты артистов. Когда я в начале 80-х приехала из Минска в Москву поступать в театральное училище, в моем дневнике была закладка - фотография Евстигнеева из "Невероятных приключений итальянцев в России", кадр, где он со сломанной ногой - радостный, озорной, но болезненный. Я не в особенности берегла эту открытку и более того записала на ней какой-то телефон. Со странным чувством я вспоминаю сейчас о ней - как о случайном знаке своей судьбы.
Я училась в Школе-студии МХАТа у Василия Петровича Маркова. В конце второго курса он собрал нас и объявил, что с нами будет действовать Евгений Александрович Евстигнеев - становить "Женитьбу Белугина" Островского. Для Евстигнеева был устроен особый показ, но он ушел безмолвно, ничего нам не сказав. Мы гадали, кого он выберет: всем хотелось вкалывать с ним, но он был не нетрудно знаменитость, звездочка - обожаемый, обожаемый нами артист. Я, суеверная трусиха, специально не стала впитывать текст пьесу и мало-помалу выспрашивала у однокурсников, о чем она, какие в ней роли. В начале третьего курса пришел Евгений Александрович и прочитал близкое распределение. Мне досталась главная героиня, Елена Кармина, чего я никак не ожидала, потому что я считалась характерной актрисой. Так мы встретились впервой - как педагог и ученица..."
Буквально посредством год потом первого знакомства Евстигнеев и И. Цивина поженились. Этот брак вдохнул в него новые жизненные силы, он практически преобразился. Ему ещё раз захотелось существовать, вкалывать. На рубеже 90-х годов он сыграл в Театре Антона Чехова Фирса в "Вишневом саде", в 1991 году- в АРТчуть АРТИСТОВ Сергея Юрского - Глова в спектакле "Игроки-ХХI" (премьера - в октябре). Много работы было и в кинематографе. В те годы на его счету были роли в фильмах: "Канувшее время", "10 лет без права переписки" (оба- 1990), "Шапка", "Яма", "Сукины дети" (все - 1991), "Ночные забавы" (в этом месте он снимался со своей младой женой), "Лавка Рубинчика" (1992).
Последней ролью Евстигнеева в кино был царь Иван Грозный в фильме В. Ускова и В. Краснопольского "Ермак".
В. Краснопольский: "В фильме "Ермак" есть слова: "Купцам Строгановым скомандовать новое рать царево для похода в Сибирь подготовить". Это концевой его кадр. После этих работы он подошел ко мне и сказал, что должен отбыть в Англию на операцию. А практически посредством 10 дней нам сообщили, что его больше нет. Если бы оставшиеся четыре сцены с ним вошли в картину, то образ Ивана Грозного была бы крайне многоемкой и значительно больше многоликой..."
И. Цивина: "Он говорил: "У меня столь сил и энергии, я столь ещё могу совершить, а сердце, как мотор в старой машине, не тянет. Надо только мотор отремонтировать, и все будет в порядке". Он хотел привести себя в форму и решился ехать в Лондон. Николай Николаевич Губенко, тогда министр культуры Союза, дал гроши. Евгений Александрович нашел паузу в своем расписании. 5 марта 1992 года должна была миновать операция, ему обещали, что к 10-му числу он будет в порядке, на 17 марта был назначен "Вишневый сад", на 21-е - "Игроки", вслед за тем досъемки "Ивана Грозного" (два последних эпизода с его участием). Он относился к операции без труда и, казалось, не беспокоился за ее исход".
Утром 4 марта мы поехали в клинику. Ему должны были соорудить обследование, маленькую предварительную операцию - коронарографию - и бросить в клинике до утра, чтобы оперировать. Пока ему делали анализы, я пошла погулять, а часа сквозь два вернулась к нему в палату и села возле его кровати. Я решила дожидаться Тэрри Льюиса и врача из нашего посольства, тот, что должен был переводить. Полчаса мы сидели вкупе, шутили, разговаривали. Евгений Александрович с утра ничего не ел перед обследованием и послал меня проговорить медсестре, что он голоден. Я сходила, вернулась к нему: "Через пять минут они тебя покормят".
За эти пять минут он умер...
Все происходило так стремительно, что сейчас эти события прокручиваются в моем мозгу, как ускоренная съемка в кино. Только я это сказала, вошли Тэрри Льюис и посольский медик. У Льюиса в руках был лист бумаги, он стал толковать и изображать, а посольский эскулап переводил, весьма резво, без пауз: "Я ознакомился с вашей историей болезни, завтра мы будем вас оперировать, но у нас принято предварять пациента о возможных последствиях операции. Вот ваше сердце - он нарисовал, - в нем четыре сосуда. Три из них забиты, а четвертый забит на девяносто процентов. Ваше сердце работает только вследствие того что, что в одном сосуде есть десять процентов отверстия. Вы умрете в любом случае, сделаете операцию или нет!" В переводе слова звучали практически так.
Евгений Александрович весь похолодел. Я держала его за руку. Я увидела, как он покрылся испариной и стал несладко дышать носом. Когда ему становилось нехорошо, я вечно заставляла его дышать носом, по Бутейко. Я поняла, что с ним что-то случилось. Что-то стало совершаться в его сознании, он испугался этого нарисованного сердца. Я заговорила с ним, стала его утешать, и в это время какие-то люди, которых я не успела разобрать, оторвали меня от его руки и резво куда-то повели. Я успела заприметить на экране, где шла кардиограмма, прямую линию, но ничего ещё не понимала и испугалась по-настоящему только тогда, когда меня стала утешать медицинская сестра.
Пришел посольский врач: "Наступила клиническая кончина. Но вы не волнуйтесь, его из клинической смерти вывели, он очнулся". Я слышала суету в коридоре, это Евгения Александровича неотложно повезли на операцию...
Четыре часа я просидела в этой комнате. Посольский эскулап прибегал с новостями: "Он умирает...", "Он жив". Я уже истерически смеялась над ним: все это походило на сумасшедший розыгрыш. Я сидела у окна и смотрела сквозь внутренний двор на окна реанимационной, куда Евгения Александровича должны были доставить следом операции. Сто раз открывалась там ворота, приходили и уходили какие-то люди, но его так и не привезли. Вместоположение этого вновь появился посольский врач:
- Операция закончена, ваш супруг умирает. Операцию провели блестяще, но нужна пересадка сердца.
- Ну так сделайте!
Я была потрясена тем, как морозно он говорил:
- Нельзя, это обговаривается заблаговременно. Поэтому мы отключили его от всех аппаратов.
- Кто вам дал право?! Я позвоню нашим друзьям в Австралию, мы найдем донора... Не могли бы вы продержать его хотя бы немного дней?
- Нет, это надобно было обговорить заблаговременно. Вошел Тэрри Льюис: "Я вынужден вам сообщить, что ваш супруг скончался..."
Через 30 мин мне разрешили зайти к нему... Он лежал изумительно пригожий. Я обняла его и почувствовала, что он теплый... Не может быть джентльмен теплый и безжизненный... Я умоляла его не оставлять меня - это длилось, кажется, долго-долго...
Я не перестаю выискивать объяснений его смерти. Она была как пить дать нелогична, абсурдна. Ведь я видела это своими глазами-спокойный, радостный джентльмен умер сию минуту следом того, как ему нарисовали его сердце и сказали: вот так вы можете приказать долго жить.
И я нахожу один ответ: его гениальное фантазерство. Так же как он мог представить себе любую страну, выйдя на 30 мин на улицу, так же он представил себе свою конец... Он вошел в нее, как в очередную образ..."
Похоронили Е. Евстигнеева на Новодевичьем кладбище.
За всю свою долгую существование в творчестве Е. Евстигнеев сыграл 55 ролей в театре и 104 роли в кино.
После смерти Евстигнеева И. Цивина прожила в России ещё возле года, после этого чего уехала в США - совместно с мужем-режиссером.
Сын Е. Евстигнеева и Г. Волчек Денис окончил ВГИК и без малого десять лет работал оператором. Он снял фильмы: "Слуга" (1988), "Армавир" (1991), "Луна-парк" (1992). Затем ушел в режиссуру ("Лимита" - 1994). В 1992 году он женился на дочери 3. Гердта Екатерине, которая в текущий момент работает в документальном кино.
Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Жариков Eugene Jarikov
Евгений Жариков - советский и российский актер. Родился 26 февраля 1941 года.Дебют Евгения Жарикова в кино состоялся в 1961 году со съемок в фильме..
читать далее →
Евгений Киндинов Eugene Kindinov
Евгений Киндинов - советский и российский актер театра и кино. Родился 24 мая 1945 года.Широкому кругу зрителей Евгений Киндинов известен по ролям в..
читать далее →
Евгений Леонов Eugene Leonov
Евгений Леонов - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист СССР. Родился 2 сентября 1926 года.Евгений Леонов дебютировал в кино в..
читать далее →
Евгений Матвеев Eugene Matveev
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в..
читать далее →