Известные люди

»

Евгений Савицкий

Евгений Савицкий Eugene Savitskiy Карьера: Герой
Рождение: Россия» Краснодарский край» Новороссийск, 24.12.1910
В годы Великой Отечественной войны командовал истребительной авиадивизией, авиагруппой, а с декабря 1942 года 3-м истребительным авиакорпусом. Участвовал в боях под Москвой, Сталинградом, на Украине, в Белоруссии, в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Произвел 216 боевых вылетов, сбил 22 фашистских самолета лично и два в группе.

Евгений Яковлевич Савицкий родился в семье железнодорожника. По национальности российский. Член КПСС с 1931 года. В Советской Армии с 1929 года. В1932 году окончил Военную школу летчиков. Командовал авиаполком, а с мая 1941 года авиационной дивизией.

Звание Героя Советского Союза Евгению Яковлевичу Савицкому присвоено 11 мая 1944 года. 2 июня 1945 года он удостоен этого звания вторично. Награжден ещё многими орденами и медалями.

После Великой Отечественной войны Е. Я. Савицкий окончил Академию Генерального штаба. 6 мая 1961 года ему присвоено звание маршала авиации. Он был депутатом Верховного Совета СССР шестого созыва. На XXII съезде партии избирался кандидатом в члены ЦК КПСС. В настоящее время находится на ответственной работе в войсках ПВО. Он заслуженный боевой пилот СССР.

Сумрачным и холодным был тот самый вешний день. С северо-востока вот уже сутки дул дюжий, студящий ветер. Он срывал сухую прошлогоднюю траву и со свистом выдувал песчаную пылища из-под железных плит взлетно-посадочной полосы. Клочья низких облаков закрывали светило, а в воздухе носились легкие снежинки. Порывы ветра подхватывали их на лету, гнали вдоль взлетной полосы и, наигравшись вдоволь, опускали на землю. Погоды, как говорят летчики, не было.

В тесном стартовом домике многолюдно. Большинство из собравшихся молодая поросль. Молча дымят папиросами, вслушиваясь в телефонный разговорчик командира с дежурными синоптиками. Ждут улучшения погоды.

Всегда так бывает, сокрушается широкоплечий, с открытым волевым лицом майор в кожаной куртке, только соберешься молодых вывозить откель ни возьмись сложняк начинается. А когда ждешь сложняк, как назло, совершенный штиль...

Не успел майор завершить, как в громкоговорителе раздался щелчок и отрывистый звук дежурного:

Дракон, вас понял. Посадку разрешаю...

На лицах молодых летчиков появилось нескрываемое удивление: Посадка? Кто это в такую погоду? Чей позывной? Многие вопросительно посмотрели на майора, тот, что уже проталкивался к выходу и на ходу басил:

Хозяин неба прилетел. Сейчас будет классная посадка. Есть на что бросить взгляд.

Не поняв, о ком идет речь, но предвидя что-то интересное, молодая поросль повалила в маленькую ворота домика.

Издали доносился шум реактивного двигателя. С каждой секундой он становился все отчетливее и резче. Выскочив из пелены облачности и пройдя над аэродромом, авиалайнер исчез в серой мгле. Вскоре шум его сызнова стал нарастать, но уже с противоположной стороны, и над дальним концом аэродрома появился чуть видимый, расплывчатый силуэт истребителя. Потом контуры стали отчетливее. Машина без труда коснулась земли и побежала по взлетной полосе.

Вот это посадка! воскликнул кто-то восторженно. В такую погоду и так присесть. Здорово! и, вроде сговорившись, немного летчиков в единственный звук обратились к майору с вопросом: Кто это прилетел?

Дракон позывной нашего командующего. Его в войну так прозвали. А ещё его звали хозяином неба. Фашисты знали позывной и чертовски боялись генерала. Смелый, отважный джентльмен, дважды Герой, а история жизни самая простая...

Вот она, эта жизнеописание.

...В 1930 году комсомол послал Евгения Савицкого обучаться летному делу. Путь, тот, что прошел младой пилот в армии, необычен по своему стремительному темпу и в то же время типичен для многих талантливых советских летчиков. В 1937 году старшой лейтенант Савицкий командовал звеном. Прошло вовсе мало времени, и ему доверили эскадрилью, а позже и полк. В 1941 году, будучи уже майором, он принял под родное руководство авиационную истребительную дивизию.

Летный почерк Савицкого, не устававшего тренироваться в полетах, утвердился на Дальнем Востоке. Его авиалайнер узнавали в воздухе не только по бортовому номеру, но и по чистоте полета, по умению летать увлекательно, пригоже.

В полете он наслаждался скоростью и маневренностью своего истребителя. Мастерство Савицкого как летчика и воздушного стрелка было признано всеми, кто видел его в воздухе.

...Весть о войне застала Евгения Яковлевича Савицкого на далеких границах Родины. Опытный пилот, летающий на самолетах нескольких типов бомбардировщиках, штурмовиках и истребителях, он стал настойчиво проситься в действующую армию. Но отклик на его рапорт задерживался. Дни проходили, а приказа о новом назначении все не было.

Савицкий тогда он имел крупный налет ходил малоразговорчивый, угрюмый. Даже полеты, которые он так любил, не могли разогнать тревогу ожидания. Собранный, воспитавший свою волю начальник и пилот, он сосредоточенно слушал сводки Совинформбюро, сообщения о зверских бомбежках мирных городов и сел, о положении на фронте. Савицкий рвался туда, где кипели настоящие воздушные схватки, где решалась фатум Родины. Иначе он не мог: комсомол и партия учили Евгения Савицкого завсегда быть там, где наиболее нелегко.

Прошел месяц, иной, третий. Незаметно подкралась и зимушка. Обжигающие ледяные ветры гуляли по восточным просторам, лютовали они и по лесам и полям Подмосковья. Морозные туманы окутывали изрытую воронками и траншеями землю, застилали по-зимнему бесцветный диск солнца. Не сумев забрать Москву с ходу, фашистские полчища обошли ее плотным полукольцом. Враг готовился к осаде столицы.

Наконец из Москвы пришла долгожданная телеграмма. Савицкого переводили в доля, которой было поручено караулить воздушные подступы к сердцу Родины, ее промышленные объекты, существование и секьюрити москвичей. То, чего так длительно ждал Евгений Яковлевич и о чем он неустанно мечтал, сбылось.

Суровое это было время. Чтобы штурмовать Москву и подступы к ней с воздуха, гитлеровское руководство формировало специальные соединения бомбардировщиков. Одно из них носило наименование Легион кондор. В состав этого подразделения входили лучшие немецкие асы, прославившие себя зверскими налетами на города Западной Европы. С ними-то и предстояло повстречаться Евгению Яковлевичу в московском небе.

Надолго останется у него в памяти единственный из первых воздушных боев за Москву. Вечерело. На заснеженном поле аэродрома в ожидании команды стояли замаскированные истребители. Неожиданно объявили тревогу.

Вражеские самолеты подходили к Можайску. Шли они плотным строем, группа за группой. Бомбардировщики пытались прорваться через заслон ПВО. На перехват воздушных целей вкупе с другими летчиками части вылетел и подполковник Савицкий.

Быстро темнело. В небе кое-где появились бледные лучи прожекторов. Грохотали зенитки. Временами полумраки разрывал прохладный свет сигнальных ракет.

Группа Савицкого пронеслась в темноте неба. Летчикам передали ориентация движения самолетов противника. Первая волна бомбардировщиков шла немного выше. Ломая строй неприятельской армады, раскалывая ее, завязывая воздушные бои с истребителями прикрытия, наши летчики старались вынудить врага поворотить обратно. Эфир наполнился треском, обрывками фраз, немецкой речью.

Перехватчики действовали резво и в аккурат. Савицкий пристроился в хвостище одной из вражеских машин. Преследуя фашистский авиалайнер, он бил по нему короткими очередями, но тертый супротивник неотступно продвигался вперед, делая виражи и отвороты, уходя от огня. Расстояние между самолетами то уменьшалось до того, что столкновение казалось неизбежным, то увеличивалось, когда фашисту удавалось удачно исполнить маневр. Боевой азарт охватил Савицкого. Он до предела увеличил прыть и грубо пошел на сближение. Еще одна, последняя очередность и вражеская агрегатина, вспыхнув желтым пламенем, свалилась на крыло и пошла вниз. Начало было положено!

Потекли дни воздушных сражений. Евгений Савицкий торопился наверстать упущенное. Его азарт возрастал с каждым полетом. Летал он полно, летал днем и ночью, порой чаще рядовых летчиков, на самые различные задания. Часть, которой он командовал, выполняла образ ПВО, охраняя воздушные пространства объектов, поддерживала наземные войска, штурмовала вражеские позиции, сопровождала бомбардировщиков. Савицкий умело стоял во главе частью, лично показывал образец во многих воздушных боях. Счет сбитых им самолетов противника непрерывно рос.

Шел второй год войны. Евгений Яковлевич все больше и больше познавал мастерство летчика-командира. Опыт его обогащался от сражения к сражению. После московских боев он дрался в небе Кубани, над Воронежем, в районе Сталинграда...

В конце 1943 года, потом сражения у волжской твердыни, Евгению Яковлевичу Савицкому было присвоено звание генерал-майора авиации. Вскоре его назначили командиром 3-го истребительного авиационного корпуса, сформированного из опытных летчиков-дальневосточников.

На войне никому не бывает легко: ни рядовому, ни командующему. А вот забот, да и ответственности, у командира большого ранга, конечно, несоизмеримо больше. Он в ответе не за единственный мордобой, не за исход одного задания, если более того в его выполнении принимает участие большая группа самолетов, а за операцию в целом.

О размерах операций военных лет позволяют судить хотя бы такие цифры. Двухсоттысячная вооруженные силы противника удерживала узловые пункты на Крымском плацдарме. Условия местности, неподступные оборонительные сооружения все это затрудняло действия нашей пехоты. Надежда возлагалась на авиацию. В боях за Севастополь только влечение одной недели с 5 по 12 мая она провела 13 000 самолето-вылетов. Каждые сутки на врага обрушивались многие тысячи бомб и реактивных снарядов. В воздушных боях и на аэродромах за это время было уничтожено больше 500 неприятельских самолетов.

Велика заслуга в этой операции и летчиков, которыми командовал генерал Савицкий. Штаб корпуса провел большую подготовительную работу, наладил четкую связь со взаимодействующими частями...

И вот началось. Ожесточенные бои шли на земле и в воздухе. Южное небеса, казалось, набухло от дыма пожарищ и пороховой копоти войны. В одном из воздушных сражений был подбит авиалайнер Савицкого. Осколком снаряда генерала ранило в голову, но он продолжал махач. И только потом того как в наушниках прозвучало: В воздухе только наши!, генерал стал выискивать выход из тяжелого положения.

С большим трудом ему удалось усадить горящий авиалайнер на нейтральной территории: между нашими и вражескими позициями. Немцы видели, где сел совдеповский пилот, и открыли по этому месту ураганную стрельбу. Помогли наши минометчики, которые не только подавили огневые точки врага, но и сумели вынести раненого генерала в расположение своих позиций.

Сутки в штабе корпуса ничего не знали о судьбе командира. Когда же Савицкий после этого короткого пребывания в полевом госпитале ещё раз вернулся для командования частями соединения, его ожидала новость: ему присвоили звание Героя Советского Союза.

И сызнова схватки в воздухе. Вместе с наземными войсками 3-й авиационный истребительный остов продвигался на запад.

С 1 декабря 1944 года остов, которым командовал генерал Савицкий, вел боевую работу по поддержке войск 1-го Белорусского фронта. Савицкий великолепно возглавлял частями корпуса и, несмотря на большую загруженность, сам хоть отбавляй летал на боевые задания. За недлинный срок он произвел 43 вылета и сшиб 4 вражеских самолета. Своим мужеством, отвагой и героизмом генерал Савицкий вдохновлял весь летный состав корпуса на боевые подвиги. Именно в это время за смелость и дерзость в воздухе летчики прозвали его хозяином неба.

В отрезок времени наступательных действий войск 1-го Белорусского фронта остов генерала Савицкого во многих операциях должен был прикрывать танковые части. Успех наступления зависел как от общего господства наших истребителей в воздухе, так и от четкого взаимодействия танков и истребителей на всех этапах операции. Летчики не подвели.

Последняя битва битва за Берлин завязывалась на Висле. Исход исторического сражения решали некогда всего маневр и потрясение на истребление, глубина, размах и в особенности темп наступления. В операции Висла Одер в особенности ослепительно проявилось военное мастерство генерала Савицкого.

План действия авиации разработали загодя. В нем было продумано все: сосредоточение танков, прорыв и первые дни их действий в глубине расположения противника. Во всех этих планах генерал Савицкий особое внимательность уделял организации средств связи, управлению истребителями, аэродромному маневру и маневру частей аэродромного обслуживания.

В то время как танки резво продвигались вперед, истребители контролировали воздушное пространство над наступающими войсками и вели непрерывную воздушную разведку перед фронтом и на флангах полосы действия танков. Для ускорения передачи разведывательных данных передовым танковым отрядам была установлена специальная радиоволна разведчик. На эту волну настраивались радиостанции самолетов-разведчиков и танков.

Такая общность радиоволны давала истребителям вероятность прямо пособлять передовым танковым группам. Был, в частности, происшествие, когда самолеты-разведчики подметили наши танки, остановленные артиллерийским огнем противника. Летчики связались с танкистами по радио и сообщили им координаты батареи, препятствовавшей продвижению танков, а сами штурмовали ее и подавили. Танкисты заняли весьма значимый опорный пункт.

Гитлеровцы не выдерживали ударов взаимодействующих наземных и воздушных боевых средств, и оттого бои были скоротечными. Однако супостат оказывал упорное сопротивление. Нередко ситуация на фронте ухудшалась. В эти тяжелые и горячие дни тяжело было генералу Савицкому оставаться на командном пункте или в штабе соединения. Он рвался в небосвод, сам хотел водить на воздушные бои своих асов. Но обстоятельства приковывали его к земле. Он, начальник, в ответе за действия многих. Умом он это понимал, но сердцем завидовал тем, кто, вернувшись следом воздушного боя, не успев передохнуть и заскочить в столовую, ещё вылетал на очередное поручение...

Много жестоких воздушных боев вели летчики на путях к Берлину. Операция Висла Одер требовала от авиационных командиров смелых решений, гибкого маневра истребителей. Сложность тут заключалась в том, что танки скоро продвигались вперед, отрываясь от пехотных частей порою на 100 150 километров. Такие большие расстояния требовали увеличения радиуса действий самолетов, потому как в полосе продвижения танков не было пригодных к эксплуатации аэродромов. Если же сходить на остановку танковых колонн, не хватать рубежи с ходу, то это могло побудить непочатый край жертв при дальнейшем движении вперед, и баталия за Берлин затянулась бы.

Несмотря на сложность обстановки, аэродромный маневр частей, возглавляемых генералом Савицким, был осуществлен благополучно. Случалось более того так, что истребительные части занимали новые аэродромы задолго до того, как в тот самый район входила наша пехота. Командир корпуса понимал, что переброска целых полков в тыл врага, служба авиации с аэродромов, находящихся на территории противника, связаны с определенным риском, но другого решения быть не могло.

Успех наступления танковых колонн во многом зависел от того, сколь удачно будет организовано их прикрытие. Это учитывал и неприятель, оттого схватки в воздухе не прекращались.

Танки уходили вперед. Перебазироваться и новости боевую работу авиации с захваченных аэродромов, которые находились, по сути дела, в глубоких тылах противника, становилось все сложнее. Большую поддержка в охране действующих аэродромов оказывал технический состав авиационных частей и сознательно выделенные танковые подразделения. Техникам приходилось не только готовить самолеты к повторным вылетам, но и с оружием в руках ограждать подступы к местам стоянок своих истребителей.

Однажды, когда зеленая ракета известила о немедленном взлете, обнаружилось, что бетонированная полоска аэродрома заминирована. Головная группа самолетов, которой предстояло неотложно произвести немного вылетов, не имела ни людей, ни специальных приспособлений для того, чтобы обезопасить взлет. Поле аэродрома сплошь покрывали глубокие воронки от бомб и снарядов. Однако выход был найден: истребители, рискуя повредить шасси или скапотировать на нос, взлетали и садились на узкую грунтовую площадку.

Генерал Савицкий сообща со своим командным пунктом следовал с передовыми группами. Его позывной Дракон был недурственно известен фашистам. Появление машины генерала в воздухе вызывало посреди них панику. Вшагать в единоборство с советским генералом хваленые асы не решались.

В одном из воздушных боев над Одером Савицкий встретился с фашистским самолетом незнакомой конструкции (позднее выяснилось, что это был двухтурбинный реактивный истребитель МЕ-262, на тот, что гитлеровское руководство возлагало большие надежды). Генерал атаковал противника, но превосходство гитлеровца в скорости немедленно сказалось. Огонь же с дальних дистанций по скоростной и маневренной машине был малоэффективен. Надо было что-то предпринимать. Расстреляв остатки боекомплекта, Савицкий продолжал преследовать и ложно штурмовать свежеиспеченный германский авиалайнер. Это была схватка вооруженного с невооруженным. Чувствуя близкое превосходство, фашистский ас стал нападать смелее, но Савицкий искусно увертывался от огня. Рискуя встретиться с машиной противника в воздухе или угодить в сферу действия его пушек, генерал впритык приближался к самолету и фотографировал его во всех ракурсах. Фашист ушел, но фотографии позже помогли многим нашим летчикам исследовать новую технику противника и сыскать методы борьбы с ней.

...Величайшее сражение на Берлинском направлении, между Вислой и Одером, затихало. Последний на его счету 22-й фашистский авиалайнер Савицкий сшиб в конце войны в небе Берлина. Столицу Германии защищали тогда гитлеровцы из известных авиационных эскадр Мелъдере и Удет. Советские соколы из корпуса генерала Савицкого сшибли в боях за Берлин рядом 200 самолетов. Это только над Берлином. Вэтого же за время войны части корпуса произвели 28860 боевых вылетов и уничтожили 1653 вражеских самолета. На 216-м боевом вылете закончил войну Евгений Яковлевич Савицкий. Родина-мать вновь приподнято оценила его доблесть и наградила второй- 3олотой Звездой.

Давно отгремели залпы военных лет. Но летное мастерство генерала продолжает совершенствоваться. В 1948 году в День Воздушного Флота над Тушинским аэродромом в Москве пронеслась пятерка реактивных истребителей. Ее возглавлял генерал-лейтенант Савицкий. Над центром летного поля демонстрировался высший пилотаж пилотаж нового качества. История авиации ещё не видела подобного. Пять стремительных краснозвездных птиц взлетали, кружились, проделывали замысловатые фигуры и опять шли крыло в крыло, как нарисованные.

...Менялись марки реактивных самолетов, увеличивались высоты и скорости их полетов, сложнее становилось оборудование. И все это время Евгений Яковлевич Савицкий благополучно познавал искусство пилотирования новых боевых машин. Любовь к летной профессии рождала все большее мастерство. В воздухе он чувствовал, что сливается с машиной в единое целое, что ручка управления является как бы продолжением мускулов его крепких рук.

* * *

...Генерал вошел в стартовый дом, снял шлемофон и обвел взглядом летчиков:

Что приуныли, орлы? Нет погоды? Летать разрешено и на земле.

И генерал стал являть на макетах и моделях тактические приемы воздушного боя.

Надо славно представлять всякий маневр и какой временной выигрыш он дает. Учитывать каждую секунду. Порой одной секунды довольно, чтобы побороть.

И он рассказал о бое с новым фашистским мессершмиттом...

Вот и вся простая жизнеописание маршала авиации, сына железнодорожного стрелочника, рабочего новороссийского цементного завода Пролетарий.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Степанов Eugene Stepanov

Герой Советского Союза (29.08.39). Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени,..
читать далее

Евгений Туренко Eugene Turenko

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Красной Звезды,..
читать далее

Евгений Федоров Eugene Fedorov

Во время советско-финляндского конфликта Е. П. Федоров успешно произвел 24 боевых вылета, за что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7..
читать далее

Евгений Чистяков Eugene Chistiakov

Герой Советского Союза (20.11.41). Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий