Известные люди

»

Евграф Чемемсов

Евграф Чемемсов Evgraf Chememsov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 30.8.1765
Творческое наследие Чемесова невелико. Кроме карандашного портрета Екатерины II и живописного автопортрета (1765?) сохранились еще 14 изображений русских монархов и высокопоставленных особ.

Чемесов, по обычаю своего времени, шестнадцати лет был определен в гвардейский Семеновский полк. Наверное, его фатум не отличалась бы от судеб тысяч других подобных ему юношей, если бы не великая тяга к искусству. По свидетельству Я. Штелина в его заметках об изящных искусствах в России, Чемесов ещё в юности великолепно рисовал пером, упражняясь в копировании гравюр преимущественно Вагнера. Художник-самоучка был замечен И.И. Шуваловым, вытребован в 1759 г. из полка в Академию Художеств и произведен в поручики Копорского полка, из которого после этого перечислен в Астраханский.

Учась в академии у знаменитого Г.-Фр. Шмидта, Чемесов работал с этакий усидчивостью, что вскоре получил горловую чахотку; его покровитель, Шувалов, забирал его на лето к себе на дачу, но самочувствие гравера не могло восстановиться. Несмотря на это, в начальный же год своего пребывания в классе Шмидта, Чемесов награвировал мастерски портрет Петра Великого с оригинала Натье, а в 1760 г. крайне одаренный мелкий портрет И.И. Шувалова (с Ротари). Вслед за тем, в 1761 г., исполнены им профильный портрет барона А.С. Строганова (с рисунка Шмидта) и два портрета императрицы Елизаветы Великой - единственный, побольше, с оригинала Токе, и прочий, имеющий известность у коллекционеров под названием "Черной Мантильи", с оригинала графа Ротари. За это превосходное произведение, не уступающее лучшим работам самого Шмидта, Академия Художеств наградила Чемесова в 1762 г. званием академика и вскоре вслед за тем того вверила ему заведование печатной палатой и управление.

В последние два года своей жизни (в 1764 и 1765 годы) Чемесову пришлось попробовать полно неприятностей. Шувалова, человека доброго, искреннего, настоящего любителя искусств, сменил в академии сухой и придирчивый И.И. Бецкой. Начались придирки к Чемесову за несоблюдение разных формальностей, но больше всего огорчило его пренебрежение, оказанное ему академией: в 1764 г. директорами здоровущий академии были назначены Жилле, де ла Мотт и Торелли, а Чемесов не попал в их цифра. Это так его оскорбило, что он немедля подал прошение об увольнении его из академии, причем представил ее совету 14 своих гравированных досок с отпечатками с них, предлагая приобрести их всего за 250 рублей. Отставка была дана ему в тот же день, но о досках не постановлено никакого решения. Раздраженный Чемесов написал конференц-секретарю академии А.М. Салтыкову: "Ежели академия почитает 250 рублей в большое мне пожалование за мои поднесенные доски и эстампы, то я не почитаю себе за великое оными доскам и эстампами академию преподнести, и вас, правитель мой, прошу оные слова обнародовать господам членам". Обидевшись настолько дерзким письмом, члены решили уплатить ему за 13 досок требуемые им 250 рублей, а четырнадцатую доску, с его собственным портретом (исполненным по рисунку де-Велльи), одинаково как и оттиски с нее, возвратить ему обратно.

Творческое наследие Чемесова невелико. Кроме карандашного портрета Екатерины II и живописного автопортрета (1765?) сохранились ещё 14 изображений русских монархов и высокопоставленных особ. Они выполнены офортом в сочетании с резцом и сухой иглой. В качестве оригиналов использованы живописные портреты, что являлось нормой для граверов тех лет. Однако, переводя в гравюру оригиналы западных живописцев, Чемесов, как правило, смягчал манерность и условность трактовки, сообщая образам человечность и глубину. Все работы отличает рослый художественный порядок, виртуозное владение сложными гравировальными техниками. Но и посреди этих блестящих образцов гравюры выделяются подлинные шедевры: портрет покровителя художника "куратора Ивана Шувалова", портрет самой Елизаветы (1761), портрет Г.Г. Орлова (1764) с оригинала английского мастера Ж. Л. Девельи. По-видимому, между Чемесовым и Девельи, с 1754 г. насовсем поселившимся в России, существовали дружеские отношения. Свидетельство тому - последняя из известных в настоящее время работ Чемесова, его "Автопортрет" (1764-65), выполненный с оригинала Девельи. Окружающая профильное изображение гравированная надпись сообщает, что портрет художника вырезан им самим, а рисован его приятелем Ж. Л. Девельи. Действительно, только близкий дядя мог так безошибочно поймать и трепетно передать болезненную нежность угасающего лица с заострившимися чертами. "Автопортрет" свидетельствует о том, что Чемесов ушел из жизни в расцвете таланта и мастерства.

По выходе из академии, Чемесов поступил в ранге коллежского асессора, в офис Ее Величества, под руководство благорасположенного к нему графа Сиверса. На новой службе он не успел изготовить ни одной работы, так как вскоре умер, 30 августа 1765 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Евграф Чемесов Evgraf Petrovich Chemesov

Чемесов (Евграф Петрович) - один из лучших русских граверов, сын бедного дворянина Нижегородской губернии, родился в 1737 г. и шестнадцати лет от..
читать далее

Евграф Крутень Evgraf Kruten

Окончил Константиновское артиллерийское училище и был зачислен в 4-й конно - артиллерийский дивизион. Летом 1913 года, Поручик Е. Н. Крутень был..
читать далее

Евдокия Ростопчина Evdokia Rostopchina

Евдокия Ростопчина, урожденная Сушкова - русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик. Родилась 4 января 1812 года.
читать далее

Евдокия Вишнякова Evdokia Vishnyakova

Счастье - вот оно яркое впечатление. Детство - эпоха, конечно, прекрасная. По-моему детство не должно заканчиваться. Все равно какой-то ребеночек в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий