Известные люди
»Евдокия Турчанинова
Рождение: Россия, 2.3.1870
Красоту мелодии речи я узнала от Медведевой и Федотовой... Пленившись этой простотой, я стала подражать ей, не учитывая, что простота это огромное искусство, достигаемое упорным трудом. Я начала бормотать, что называется, спустя рукава", радуясь, что говорю так "жизненно", и не думая о том, что говорю для зрителя в огромном зале театра, а не для себя. За эту вульгарную фальшивую "простоту", за непонимание я получила нагоняй от Ленского". (/Е.Д.Турчанинова/).
14 марта исполняется 135 лет со дня рождения великой русской актрисы Евдокии Дмитриевны Турчаниновой (1870-1963). Мкрасный театр завсегда славился своими актерами, посреди которых особое местоположение занимали пожилые мастера сцены. В середине прошлого столетия в театре работали три великие старухи: Александра Александровна Яблочкина, Варвара Николаевна Рыжова и Евдокия Дмитриевна Турчанинова. Все три плоть от плоти Мкрасного театра и верные ученицы своих гениальных педагогов Гликерии Николаевны Федотовой и Александра Павловича Ленского.
От своего учителя дочка капельдинера Дуня Турчанинова переняла главное трепетное касательство к звучащему со сцены слову. Именно посредством него лучшие мастера Мкрасного театра передавали суть изображаемого персонажа. "В Малом театре был свой "тон", писал артист Ф.Н. Каверин. Это не без затей общая тональность сценической речи. Этот тон, которым так дорожили, тот, что несли от щепкинских "Ревизора и "Горя от ума", был существом и спектакля, и театрального воспитания, и национального значения театра. Это было сценическое мироощущение, его ликующая мажорность, при которой проговорить фразу несложно, как в жизни, значило бы проронить неправду, сфальшивить". Мастерски обладать речевым аппаратом и таким образом быть в состоянии пособить тот самый "тон" молодые актеры добивались не сию минуту. Об этом сама Евдокия Дмитриевна Турчанинова рассказывала так: "Красоту мелодии речи я узнала от Медведевой и Федотовой... Пленившись этой простотой, я стала подражать ей, не учитывая, что простота это огромное искусство, достигаемое упорным трудом. Я начала бубнить, что называется, "через рукава", радуясь, что говорю так "жизненно", и не думая о том, что говорю для зрителя в огромном зале театра, а не для себя. За эту вульгарную фальшивую "простоту", за непонимание я получила нагоняй от Ленского". Тем не менее, услышь Александр Павлович свою ученицу лет сквозь 20-30, краснеть ему бы не пришлось. С годами Турчанинова не несложно овладела в совершенстве этим искусством, но стала, как говорили в театре, энциклопедией русского слова.
Турчаниновой не неизменно приходилось игрывать только в высокохудожественных пьесах; в особенности неблагополучно занятие с этим обстояло в предреволюционные годы. Как отмечала младшая коллега Турчаниновой Елена Николаевна Гоголева, положение актрисы в театре осложнялось тем обстоятельством, что в родное время "из двух премьеров на героические роли Горева и Южина она предпочитала Горева. Несмотря на всю воспитанность и деликатность Южина (Руководившего в те годы Малым театром. К.Ц.), в его отношении к Турчаниновой был холодок". Принося Евдокии Дмитриевне свои поздравления по случаю 35-летия ее сценической деятельности в 1926 г., А.И. Южин сам признался в отсутствии внимания к ней как к творческой личности, сказав: "Вот перед кем я повинен, так это перед вами".
"Старухой" Евдокия Дмитриевна стала значительно раньше того времени, как подошла к соответствующему возрасту ещё в училище. Успех ее в возрастных ролях оказался до такой степени значительным, что соответствующее амплуа приклеилось к ней намертво и долгое время Турчанинова играла и молодых девушек, и старух. Самое значительное местоположение в ее репертуаре совсем закономерно заняли роли в пьесах Островского. Во многих пьесах ("Трудовой хлеб", Гроза", "Свои люди сочтемся" и т.д.) Турчанинова сыграла в разное время по три роли, в комедии "Правда добро, а фортуна лучше" все четыре женские образа, а в "Воеводе" все пять. Вэтого же репертуарный список Турчаниновой включает 373 роли.
Об актерских военных бригадах написано крайне полно. Хочется только освежить память, что в 1942 г. одну из бригад в возрасте 72-х лет возглавила Евдокия Дмитриевна Турчанинова. "Среди артистов бригады, пишет в своей книге актриса Мкрасного театра Елена Митрофановна Шатрова, наибольший счастливый момент имела Турчанинова. Молодые бойцы видели в ней бабку, седоусые генералы мамаша. И для всех она была частицей дома, семьи. Турчанинова читала в концертах монолог матери из пьесы В.Гусева "Слава"... Лишь только на импровизированной фронтовой сцене появлялась Турчанинова-Мотылькова, воцарялась спокойствие. Глаза бойцов глядели на нее с таковый сыновней любовью, что не ответствовать им подлинным материнским словом было воспрещено. И Турчанинова отвечала. "Сыны мои..." начинала она немного дрожащим голосом, протягивая к бойцам огрубевшие на осеннем ветру руки... После концерта к Турчаниновой подходили офицеры, девушки-лейтенанты и солдаты, обнимали ее, называли "мамашей"... Иные плакали. Плакала и она".
Война не помешала Турчаниновой сыграть одну из своих лучших комедийных ролей в спектакле по пьесе Бернарда Шоу "Пигмалион". В 1957 г. он был экранизирован, и вероятность дать оценку Евдокию Дмитриевну мадам Хиггинс была сохранена для следующих поколений любителей театра.
Призыв Сталина снимать по 5-6 художественных фильмов в год оставил без работы большое численность кинематографистов, которые повернулись лицом к театру и стали снимать на пленку спектакли ведущих московских театров. Именно благодаря этому обстоятельству мы и ныне можем зреть Турчанинову в роли княгини Тугоуховской ("Горе от ума", 1952), Глафиры Климовны Глумовой ("На всякого мудреца достаточно простоты", 1952), Мавры Тарасовны Барабошевой ("Правда недурственно, а фортуна лучше", 1951), Богаевской ("Варвары", 1953). В 1956 г. Е.Д. Турчанинова снялась в телевизионном спектакле "В чужом пиру похмелье" по пьесе А.Н.Островского. Запечатлена на кинопленке и образ госпожи Гранде ("Евгения Гранде", 1960).
За два года до 90-летия Евдокия Дмитриевна делилась своими творческими мечтами: "Я шибко хотела бы сыграть образ Татьяны Марковны Бережковой в инсценировке романа Гончарова "Обрыв" и бабушки в инсценировке повести Достоевского "Игрок"... Я жду ещё от наших драматургов пьесу с полноценным образом советской матери или бабушки". Этим планам не было суждено сбыться: "Обрыв" в Малом театре пошел только посредством 30 лет, "Игрока" не ставили вообще, подкачали и советские драматурги.
Мкумачовый театр для людей, подобных Турчаниновой, был домом, в котором они жили, чьи беды и радости воспринимали как свои собственные. Исключительно внимательное касательство Турчаниновой к молодежи, подготовленность подсобить и морально и материально делала ее авторитет недосягаемым. Вспоминает Елена Николаевна Гоголева: "Я строила дачу. Нужны были капиталы. К кому обратиться за помощью? Конечно, к Евдокии Дмитриевне. "Евдокия Дмитриевна, можете мне одолжить нужную сумму?" "Приходите завтра". "Но я не знаю, когда смогу вам отдать". "Отдадите, когда появится возможность". Она ходила взирать молодых исполнителей по многу раз, прямо и нелицеприятно, чутко и умно разбирала и оценивала их работу. Она замечательно понимала людей. Все, кто влюблялся или разводился, шли плакаться к Евдокии Дмитриевне и находили у нее неглупый совет и понимание".
К счастью, в текущее время ещё позволительно повстречать людей, знавших Турчанинову лично и более того работавших с ней на сцене. Среди них актриса Мкрасного театра, народная артистка России Татьяна Александровна Еремеева. С Турчаниновой она играла в трех спектаклях "Волки и овцы" Островского, "Пигмалион" и "Ярмарка тщеславия" Теккерея, над постановкой последней Еремеева работала сообща со своим мужем Игорем Ильинским. Вместе они сделали из огромного романа пьесу, а потом Татьяна Александровна помогала вводить Евдокию Дмитриевну на образ мисс Кроули, которую до этого играла Яблочкина.
Татьяна Александровна любезно согласилась повстречаться и побеседовать о своей великой партнерше. "Когда я пришла в театр, она была уже весьма пожилая. В Малом театре я с 1944 г., так что в текущее время я старше, чем она тогда была. Евдокия Дмитриевна была шибко приветлива и благосклонна к молодым актерам. Ей была присуща удивительная скромность: старалась куда ни кинь проходить неприметно, без малого ни при каких обстоятельствах не выступала ни на каких собраниях, хотя была членом худсовета Мкумачового театра. Была сосредоточена в самой себе. Конечно, она безумно любила театр и шла туда завсегда нарядно одетой, в шляпке. Была поразительно преданна своему делу: никто ее ни при каких обстоятельствах не заменял, ни при каких обстоятельствах не жаловалась, что она больна.
Роль Мурзавецкой ("Волки и овцы" Островского) тогда играли три актрисы: Пашенная, Яблочкина и Евдокия Дмитриевна. Из всех трех Мурзавецких самая правильная, самая умная, самая сосредоточенная на своем деле, самая закрытая и необщительная была Мурзавецкая Турчаниновой. В 1958 г. мы ездили на гастроли в Болгарию и Румынию. В Болгарии Турчанинову сообща со всей группой артистов пригласили в какое-то село. И она поехала! Ее вели под руки, она шла по дорожке и шибко живо всем интересовалась и расспрашивала обо всем. В прочий раз, в Бухаресте, на улице нас остановил единственный мужчина и говорит: "Я медик, вчера смотрел ваш спектакль "Волки и овцы". Больше всех мне понравилась Турчанинова!". "Почему аккурат она?" "Потому что она ни на чем не настаивает, она дает зрителю дофантазировать". Эти моменты я с радостью вспоминаю.
Евдокия Дмитриевна была ко мне внимательна, приветствовала меня, когда я вошла в спектакль "Горе от ума" и стала игрывать Наталью Дмитриевну Горич. Она смотрела и кивала головой: мол, все верно. Никаких советов и поправок она мне не делала. Но один раз сказала: "Как Вы пригоже одеты, Вам нужно произвести портрет в этом туалете".
Однажды она пожелала приехать на дачу к Игорю Владимировичу, хотела погулять на природе. Он тогда ее привез на машине. К Ильинскому она весьма недурственно относилась, уважительно, более того подарила ему свою фотографию, большую такую, наклеенную на паспарту. Евдокия Дмитриевна была шибко одиноким человеком. Были, конечно, у нее какие-то помощники. Но я думаю, как же нелегко ей было! Жила она напротив кинотеатра "Россия", в здании ВТО, которое сгорело. И что потрясающе, в Евдокиин день, в день ее именин 14 марта, любой год, сколь я помню, у нее был день открытых дверей. Заходи, кто хочешь, с Yтра и до позднего вечера. Я неизменно стеснялась, но как-то раз решилась придти. Тогда все было несложно, все приходили без цветов, без какого-либо подношения не так, как сегодня. Евдокия Дмитриевна всех встречала в дверях, провожала в столовую, приглашала занять свободное местоположение. В комнате стоял немалый накрытый столик с угощениями и повсюду люди. Я пришла к ней часа в два дня, она меня встретила: "Танечка, благодарю, что пришли!". Я была потрясена: за столом, на другом конце сидела дочь Марии Николаевны Ермоловой. Я села ближе к нашим Велехову, Цыганкову. Народу было крайне много: критики, директора театров серьезные люди. Кто-то вставал и уходил, кто-то приходил. Я думаю, какое же у Евдокии Дмитриевны было стремление совершить добро! Ведь ей и разговаривать-то ни к кем как собак нерезаных не приходилось: так, присядет с кем-нибудь на десять слов и все!
В какой-то миг мы ее из виду потеряли. Из всех трех великих старух я к ней относилась наиболее сдержанно, но с полным добрым сердцем. Когда болела Яблочкина, я как-то раз навестила ее в больнице. А когда болела Евдокия Дмитриевна, никто не говорил, где она и что с ней.
Турчанинова была весьма тонкая актриса: она ни в жизнь ничего лишнего на сцене не делала. Никаких отсебятин, никаких резких движений. Она постоянно была сильно верна автору. Это крайне немаловажно. Их трех великих старух Мкумачового театра она была внутренне самая сложная и, может быть, самая богатая. Никогда она не просила ролей.
В "Пигмалионе" она играла образ маман мадам Хиггинс. Это была англичанка с головы до ног. Я смотрела на нее и всякий раз думала: эта леди может быть только таковый. Лишь временами у нее губы покривится с юмором и все ясно. Каждый раз она приносила свой свой точка зрения на образ. Никакого грима, никаких характерных нечистая сила она не использовала. Только наряд и внутренний посыл выражение лица!"
В 1959 г. Всероссийское театральное среда выпустило книгу, посвященную творчеству Е.Д. Турчаниновой и давнехонько уже ставшую библиографической редкостью.
Так же читайте биографии известных людей:
Евдокия Истомина Evdokiia Istomina
Она была ровесницей Пушкина, и к имени прославленной балерины Александр Сергеевич возвращался в своих произведениях не раз. Среди черновых рукописей..
читать далее →
Евдокия Васильева Evdokia Vasilieva
Знакомство со спортивной судьбой замечательной бегуньи вызывает грусть и сожаление по поводу несбывшегося.
читать далее →
Евдокия Бокова Evdokia Bokova
Заслуженный мастер спорта. "Динамо", Киев (Украина).
читать далее →
Евдокия Койнова Evdokia Koynova
ЧАСТО по ночам Евдокии Тимофеевне Койновой снится один и тот же сон: колючая проволока, едкий дым из трубы крематория, душераздирающие крики.
читать далее →