Известные люди
»Еврипид
Рождение: Греция
Младший из трёх великих афинских трагиков (Эсхил, Софокл и Еврипид). Для Еврипида характерно (необычное для античной трагедии) усиление бытового элемента, интерес к частным судьбам людей, живой отклик на современные ему философские учения. Он создаёт образы страдающих героев и героинь. До нас дошло 17 трагедий Еврипида, в том числе Медея, Электра, Ифигения в Тавриде, Ифигения в Авлиде и др.
ЕВРИПИД (480 до н.э. 406 до н.э.), древнегреческий драматург. По другим сведениям год рождения 485484 до н.э.
Еврипид считается одним из первых трех профессиональных драматургов, сформировавших единственный из основополагающих жанров драматургии трагедию. Однако, обращаясь к творчеству его предшественников, Эсхила и Софокла, мы встречаемся в прошлом всего со становлением и развитием архитектоники и структуры жанра. Так, Эсхил первым ввел в трагедию второго актера; Софокл немаловажно увеличил объем диалогов и ввел третьего актера, что позволило обострить драматургическое действо. Что же касается Еврипида, то он коренным образом трансформировал сущностный аспект трагедии проблематику и характеры ее персонажей. Принципиальная новизна его творчества позволила трагедии соорудить громадный скачок в своем развитии по сути, в его пьесах уже содержатся принципы сегодняшней драматургии, современного театра. В пользу этого свидетельствуют многие обстоятельства.
Так, к примеру, если основываться только на хронологию, становится ясно, что Еврипид ни чуточки не был продолжателем и приемником Софокла они были современниками и работали вместе с тем (Софокл старше Еврипида не больше чем на полтора десятка лет, а умер он более того позже Еврипида). Однако в нашем сознании творчество Еврипида справедливо отнесено к безупречно другой, новой театральной эпохе.
Постановка трагедий Эсхила и Софокла большая редкость для современной сцены; и, уж если подобные спектакли появляются, то, как правило, в рамках опыта и в сильной переработанном виде. Однако трагедии Еврипида периодически появляются в репертуаре сегодняшнего театра во всяком случае, не реже, чем античные комедии, скажем, Аристофана или Плавта.
И, в конце концов, о том, что Еврипид опередил родное время, свидетельствует не чрезмерно славный факт, что его драматургия не пользовалась особым успехом у современников. Новации Еврипида (в частности, реалистические тенденции его драматургии) зачастую оставались непонятными зрителям. В 405 до н.э., уже потом смерти Еврипида, в Афинах получила большую известность комедия Аристофана Лягушки, в которой автор подвергал жесткой критике идейные основы и изобразительные средства Еврипида. Сравнивая его драматургию с творчеством Эсхила, Аристофан утверждает, что, если трагедии Эсхила воспитывают людей, то произведения Еврипида портят их. Таким образом, прижизненная слава Еврипида была несопоставима с популярностью ни Эсхила, ни Софокла, произведения которых на все сто отвечали сложившемуся драматургическому канону. По-настоящему творчество Еврипида оценили уже потом его кончины; и, вплоть до падения Римской Империи в 5 в. н.э., Еврипид оставался самым известным и популярным драматургом античности. Его произведения оказали огромное воздействие на создание аттической бытовой комедии; на создание трагедии римской (в частности, под серьезным влиянием Еврипида работал Сенека).
Есть сведения, что Еврипид начал вкалывать над трагедиями уже в восемнадцатилетнем возрасте. Однако в первый раз в состязании драматургов он принял участие в 455 до н.э., когда ему было рядом тридцати. В этом состязании он занял третье местоположение. За свою существование он сумел одержать только пять первых побед, причем последнюю посмертно. Еврипид, в различие от Эсхила и Софокла, сам на сцене не выступал, а ещё, опровергая сложившиеся традиции, не писал музыки к своим произведениям, перепоручая это музыкантам. Полностью сохранились 17 трагедий Еврипида, одна сатировская драма и уймище драматических фрагментов (по разным античным источникам, авторству Еврипида приписывают от 75 до 92 произведений драматургии).
Практически все сохранившиеся пьесы Еврипида созданы во время Пелопонесской войны (431404 до н.э.) между Афинами и Спартой, оказавшей огромное воздействие на все аспекты жизни древней Эллады. И первая специфика трагедий Еврипида животрепещущая современность: героико-патриотические мотивы, враждебное касательство к Спарте, кризис античной рабовладельческой демократии, начальный кризис религиозного сознания, связанный с бурным развитием материалистической философии и т.п. В связи с этим в особенности показательно касательство Еврипида к мифологии: миф становится для драматурга только материалом для отражения современных событий; он позволяет себе вносить изменения не только второстепенные детали классической мифологии, но и дарить неожиданные рациональные интерпретации известных сюжетов (скажем, в Ифигении в Тавриде человеческие жертвоприношения объясняются жестокими обычаями варваров). Боги в произведениях Еврипида зачастую предстают больше жестокими, коварными и мстительными, нежели люди (Ипполит, Геракл и др.). Именно потому как, от противного, в драматургии Еврипида получил такое широкое распространение прием dues ex machina (Бог из машины), когда в финале произведения как снег на голову появившийся Бог наскоро вершит правосудие. В трактовке Еврипида божественное провидение вряд ли могло осознанно печься о восстановлении справедливости.
Однако главной новацией Еврипида, вызывавшей неприятие у большинства современников, было изображение человеческих характеров. Если у Эсхила в трагедиях действующими лицами выступали титаны, а у Софокла идеальные герои, по собственному выражению драматурга, люди, какими они должны быть; то Еврипид, как фиксировал в своей Поэтике уже Аристотель, вывел на сцену людей такими, какие они бывают в жизни. Герои и в особенности героини Еврипида ни капельки не обладают цельностью, их характеры сложны и противоречивы, а высокие чувства, страсти, мысли узко переплетаются с низменными. Это придавало трагическим характерам Еврипида многогранность, вызывая у зрителей сложную гамму чувств от сопереживания до ужаса. Так, невыносимые страдания Медеи из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию; причем, убив собственных детей, Медея не испытывает ни малейшего раскаяния. Федра (Ипполит), обладающая поистине благородным характером и предпочитающая конец сознанию собственного падения, делает невысокий и бесчеловечный шаг, оставляя предсмертное послание с ложным обвинением Ипполита. Ифигения (Ифигения в Авлиде) проходит сложнейший психологический тракт от наивной девушки-подростка к осознанной жертвенности во благо родины.
Расширяя палитру театрально-изобразительных средств, он обширно использовал бытовую лексику; наряду с хором, увеличил объем т.н. монодий (сольное пение актера в трагедии). Монодии были введены в сценический обиход ещё Софоклом, и все-таки широкое употребление этого приема связано с именем Еврипида. Столкновение противоположных позиций персонажей в т.н. агонах (словесных состязаниях персонажей) Еврипид обострял посредством применение приема стихомифии, т.е. обменом стихами участников диалога. В поздних трагедиях Еврипида усиливаются бытовые и комические элементы, а кроме того элементы мелодрамы (Орест, Электра и др.).
Незадолго до смерти, Еврипид (по некоторым свидетельствам из-за отсутствия признания соотечественников) покинул Афины и переехал ко двору македонского царя Архелая.
В средние века творчество Еврипида, как, хотя вообще-то, и все искусство античности, было забыто. Новая волна интереса к его драматургии возникла в эпоху Возрождения, в прошлом всего в Италии, и оказала серьезное воздействие на создание драмы 16 в. Позже, в эпоху классицизма, к сюжетам Еврипида неоднократно обращался Расин. Влияние драматургии Еврипида явственно броско и в творчестве многих европейских художников больше позднего периода Вольтера, Гете, Шиллера, Грильпарцера, Верхарна, Выспянского и многих других.
Так же читайте биографии известных людей:
Евсей Либерман Yevsey Liberman
Евсей Либерман - советский экономист, доктор экономических наук, профессор. Родился 2 декабря 1897 года.Евсей Либерман является автором концепции..
читать далее →
Евстигней Фомин Evstignej Fomin
Фомин (Евстигней)(1761-1800) - один из выдающихся русских композиторов второй половины XVIII столетия.
читать далее →
Евфимий Путятин Evfimij Vasilevich Putiatin
Путятин (Евфимий Васильевич, 1803 - 1883) - граф, русский государственный деятель, адмирал, генерал-адъютант.
читать далее →
Егор Кончаловский Egor Konchalovsky
Егор Кончаловский - российский режиссёр, актёр, сценарист и продюсер. Настоящее имя Георгий Андреевич Михалков. Родился 15 января 1964 года.В..
читать далее →