Известные люди
»Елеазар Мелетинский
Рождение: Россия, 22.10.1918
Перечислять титулы можно долго: доктор наук, профессор, лауреат Государственной премии, директор Института высших гуманитарных исследований РГГУ, член научных советов РГГУ и ИМЛИ РАН, Научного совета по мировой культуре РАН, ряда международных научных организацийНо разве суть в чинах? Мелетинский был, может быть, лучшим нашим специалистом по мифологии. За свою научную карьеру Мелетинский проделал огромную работу над классификацией всех существующих мифов, и результатом явились более 250 научных трудов, исследующих мифы буквально во всех спектрах.
Елеазар Моисеевич Мелетинский единственный из самых известных и авторитетных гуманитариев современности, основатель исследовательской школы теоретической фольклористики, член международных научных обществ по изучению повествовательного фольклора и по семиотике, лауреат премии Питре за лучшую работу по фольклористике (1971) и Государственной премии СССР за работу над двухтомной энциклопедией "Мифы народов мира" (1990), стержневой редактор обширно известных академических серий и научных изданий.
За его плечами битва, окружение, сталинские тюрьмы и лагеря, устойчивая неприязнь советского идеологического начальства, непрерывно дававшая о себе быть в курсе на протяжении без малого всей его жизни, трудной жизни неортодоксально мыслящего ученого и педагога. "Никогда в жизни ни раньше, ни затем я не был на хорошем счету у начальства... вспоминает он. Еще в школе классный начальник называл меня "представителем гнилой интеллигенции" /.../ и после этого меня всю дорогу прорабатывали за отрыв от коллектива, групповщину, космополитизм, компаративизм, структурализм Боже, за что меня только не осуждали, травили, мешали оберегать диссертации. Обе и кандидатскую, и докторскую я по сути дела защищал дважды" (13, с. 438). Впрочем, ему безусловно было находиться посреди тех, кто не укладывался в рамки марксистко-ленинской ортодоксии: с ней не совмещалось живое движение науки, как не совмещалось с ней вообще никакая свободная дума.
Надо изречь, что советская идеология имела неистребимую враждебность к любому аналитическому исследованию, к рациональному знанию как таковому, беспрестанно эту враждебность подтверждая. Так, сравнительно-исторические и сравнительно-типологические методы, развивающиеся в нашей науке с середины 50-х годов, были осуждены как сильно порочные или по крайней мере жутко сомнительные, оттого что ревнители национального своеобразия полагали, что всякое литературное сопоставление одинаково оскорбительно для обоих сравниваемых объектов. Казалось, давнехонько уже отпылали костры "антикосмополитической" кампании, но ее догмы и приемы ещё продолжительно оставались на вооружении партийной науки послевоенного розлива. А когда вельможное недовольство переместилось с немного окрепшего сравнительного литературоведения на ещё юное структурно-семиотическое, Елеазар Моисеевич снова оказался посреди одергиваемых и распекаемых. Лишь в конце 80-х, когда одряхлевший порядок бесповоротно потерял способность править идеологией, стало может быть без опасений (целиком, уместно сказать, обоснованных!) пренебрегать "критическим" брюзжанием фундаменталистов диамата и истмата, и поныне продолжающих дрейф на своих тающих льдинах в бурном море современности.
Елеазар Моисеевич Мелетинский родился 22 октября 1918 года в Харькове, но с 1921 года семейство жила в Москве, где он закончил школу, первую советскую десятилетку, и в 1940 году факультет литературы, искусства и языка (по "западному циклу") Института истории, философии и литературы (знаменитого ИФЛИ). Тогда там царила атмосфера борьбы с вульгарно-социологическим подходом к литературе, преподавали талантливые молодые ученые (Л.Е.Пинский, В.Р.Гриб и др.), чьи лекции производили сильное ощущение на студентов, а философское "марксистко-гегельянское" литературоведение было связано с влиянием Д.Лукача, находившегося тогда в эмиграции в СССР.
Война застала Е.М.Мелетинского аспирантом первого года обучения (с 1940, в том же институте). Окончив краткие курсы военных переводчиков, он в первую очередь воевал на Южном фронте, оказался в окружении, откель вышел со многими драматическими приключениями. Затем попал на Кавказский фронт, но там вскоре был арестован и приговорен к десяти годам заключения за "антисоветскую агитацию". Однако сквозь девять месяцев его выпустили из тбилисской тюрьмы "по актировке", и, еле-еле активный, он добрался до Ташкента, где в то время находились эвакуированные из России ученые-гуманитарии (в том числе В.М.Жирмунский, В.Ф.Шишмарев и др.).
Когда Елеазар Моисеевич немного пришел в себя, он возобновил близкое обучение в аспирантуре, на тот самый раз Среднеазиатского Государственного университета (1943-1944), а по окончании стал старшим преподавателем этого вуза. В 1945 году им была защищена кандидатская диссертация "Романтический отрезок времени в творчестве Ибсена". В 1946 году он перешел в Карело-финский вуз (Петрозаводск) и там проработал заведующим кафедрой литературы до 1949 года (а в 1946-1947 ещё и заведующим отделом фольклора карело-финской базы АН СССР), когда еще раз был арестован и, проведя полтора года в следственных изоляторах (из них пять с половиной месяцев без книг, в одиночке), вновь приговорен к десяти годам лишения свободы. После освобождения из лагеря и реабилитации осенью 1954 года он вернулся в Москву. Обо всем этом Елеазар Моисеевич в деталях рассказал в своей книге воспоминаний (13, с. 429-572).
Около сорока лет (с 1956 по 1994 год) Е.М.Мелетинский работал в Институте важный литературы АН СССР, пройдя все ступени академической иерархии научных сотрудников от "младшего" до "главного". За это время им было написано восемь капитальных монографий и больше двухсот статей; десятки его работ переведены на все основные европейские и многие восточные языки. Он был ответственным редактором нескольких десятков научных изданий, возглавлял коллективными трудами института (раньше всего следует упомянуть коллективную монографию "Памятники книжного эпоса. Стиль и типологические особенности" 307), принимал деятельное участие в создании многотомной "Истории всемирной литературы" (Т. 1-8, М., 1984-1993), являясь членом редколлегии отдельных ее томов, автором разделов, посвященных происхождению и ранним формам словесного искусства, литературам средневековой Европы, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Ближнего Востока, Средней Азии, эпическим традициям народов Кавказа и Закавказья, Центральной Азии и Сибири (132-136; 137-140; 143-145; 153-156; 318).
Елеазар Моисеевич член редколлегии (с 1969) и первейший редактор (с 1989) серий "Исследования по фольклору и мифологии Востока" и "Сказки и мифы народов востока" (выпускаемых Главной редакцией восточной литературы издательства "Наука"; с 1994 Издательская предприятие "Восточная литература"), член международных научных обществ Общества по исследованию повествовательного фольклора (Финляндия), Международной ассоциации по семиотике (Италия).
С 1989 по 1994 год Е.М.Мелетинский исполняет обязанности профессора Московского Государственного университета на кафедре истории и теории важный культуры, созданной тогда философским факультетом МГУ по инициативе и живейшем участии профессоров со стороны С.С.Аверинцева, М.Л.Гаспарова, А.Я.Гуревича, В.В.Иванова и Е.М.Мелетинского. С конца 80-х годов он читает лекции в университетах Канады, Италии, Японии, Бразилии, Франции, Израиля, выступает на международных конгрессах по фольклористике, сравнительному литературоведению, медиевистике и семиотике.
Когда в начале 1992 года по инициативе ректора Российского Государственного гуманитарного университета Ю.Н.Афанасьева был создан Институт высших гуманитарных исследований, Елеазар Моисеевич, не колеблясь, согласился возглавить тот самый свежий академический середина, немало сил и времени отдавая реализации заложенных в него идей развития рационального гуманитарного знания, широких компаративных и типологических исследований культурных традиций, ликвидации разрыва между научным и педагогическим процессами. В РГГУ он читает вектор движения лекций по сравнительной мифологии и исторической поэтике, руководит работой научных семинаров и создаваемыми в этом месте коллективными трудами, является главным редактором журнала "Arbor mundi" ("Мировое древо"), тот, что выпускается Институтом высших гуманитарных исследований с 1992 года.
Будучи создателем собственной школы в науке, сам Е.М.Мелетинский является в прошлом всего продолжателем традиций А.Н.Веселовского (см., в частности: 143, с. 25-52). К ним он обращается ещё в 40-е годы под влиянием В.М.Жирмунского, единственного человека, которого он называет своим учителем. Надо не забывать, что как раз перед войной Виктор Максимович невпроворот занимается научным наследием А.Н.Веселовского и издает его труды по исторической поэтике (см. Веселовский А.Н. Историческая поэтика /Вступит. ст., сост., примеч. В.М.Жирмунского. Л., 1940; ср. также: Веселовский А.Н. Избранные статьи. Вступит. ст. В.М.Жирмунского, коммент. М.П.Алексеева. Л., 1939); тогда же он разрабатывает концепцию единства мирового литературного процесса, совершенствует методологию сравнительно-исторических исследований и применяет эту методологию к анализу героико-эпических традиций тюркских народов.
Для Е.М.Мелетинского (следом за В.М.Жирмунским и А.Н.Веселовским) в центре научных интересов находится движение повествовательных традиций во времени и их генезис, причем исследователя отличает особое участливость к архаической словесности, ее социальной и этнокультурной обусловленности. Им рассмотрены судьбы в устной и книжной словесности основных тем и образов мифологического повествования, статус поэтического слова и фольклорного жанра в архаике (49, с. 114-132; 13, сс. 11-32; 334-359; 297-304; 136, с. 57-62; 113, с. 23-41; 164 с. 86-110; 163, с. 39-105; 240;), описаны происхождение и эволюция народной сказки, а кроме того ее центрального персонажа социально обездоленного младшего брата, сироты, падчерицы (1; 13, сс. 284-296; 305-317; 185, с. 281-292; 78, с. 132-149; ), изучены первобытные истоки и этапы сложения повествовательных традиций и эпических жанров (2; 91, с. 149-189; 13, с. 52-110; 55, с. 83-101; 46, с. 94-112; 60, с. 196-200; 67, с. 50-96; 173, с. 12-13;).
Под этим углом зрения на основе огромного сравнительного материала, в своей совокупности охватывающего устные традиции народов всех континентов, им проанализированы основные жанры сказочного и героико-эпического фольклора, начиная с их наиболее ранних форм, сохраненных в ряде бесписьменных культур и отраженных в некоторых образцах древней и средневековой словесности. Следует окрестить его статьи о северо-кавказских "нартских" сказаниях (42, с. 37-73;), о карело-финском (54, 64-79;) и тюрко-монголдском эпосе (63, с. 426-443; 13, с. 360-381;), о фольклоре народов Австралии и Океании (68, с. 3-24; 47, 174-112; 79, 8-33;) и многие другие. В русле той же методологии предпринято монографическое штудирование "Старшей Эдды" как памятника мифологического и героического эпоса, что позволило выявить устные основы составляющих ее текстов (3; 31;).
Продолжая рассмотрение исторической динамики эпических традиций, Е.М.Мелетинский обращается к материалу средневекового романа во всем многообразии его национальных форм: европейский куртуазный роман, ближневосточный романический эпос, дальневосточный роман, причем в занятиях данной темой автор ещё возвращается к исследованиям по медиевистике (как раз в сравнительно-типологическом аспекте!), начатым в родное время при работе над "Историей всемирной литературы" и продолженным при написании монографии об "Эдде" (7; 151, с. 76-87; 13, с. 401-418;). Своеобразным итогом этих исследований явилась книжка "Введение в историческую поэтику эпоса и романа" (8; 28;), содержащая очерчивание закономерностей развития эпических жанров от их истоков до литературы Нового времени. Наконец, к тому же циклу работ примыкает монография, посвященная сравнительно-типологическому анализу новеллы, опять-таки начиная с фольклорной сказки и анекдота и кончая рассказами Чехова (9; 156, с. 59-77; 169, с. 42-57; 13, с. 318-333; 168, с. 325-337;).
Особое местоположение в исследованиях Е.М.Мелетинского занимает мифология, с которой в той или другой степени связаны истоки повествовательного фольклора и наиболее архаические формы литературных мотивов и сюжетов. В его статьях и книгах проанализированы устные мифы аборигенов Австралии и Океании, Северной Америки и Сибири (6 и др.), а ещё отразившиеся в книжных памятниках мифологии народов древнего мира и средневековья ("Эдда") (87, с. 68-133; 13, с. 192-258; 3; 31; 108, с. 38-51; 13, с. 259-283; 197;). С чрезвычайным интересом была встречена и солидный международный резонанс получила обобщающая монография "Поэтика мифа" (4; 11; 18; 19; 20; 21; 22; 23; 24; 27; 29; 30;), в которой рассмотрение мифологии предпринято, начиная с ее наиболее архаических форм, вплоть до проявлений "мифологизма" в литературе ХХ века (проза Кафки, Джойса, Томаса Манна). Надо освежить память, что Е.М.Мелетинский являлся заместителем главного редактора двухтомной энциклопедии "Мифы народов мира" (со времени выхода в свет в 1980 году уже выдержавшей немного изданий), главным редактором во многом дополняющего ее "Мифологического словаря" (первое издание 1988 год), а кроме того одним из основных авторов обоих трудов. Его же перу принадлежат статьи о мифе и мифологии, о К.Леви-Стросе и его концепциях, о ритуально-мифологической критике и т.д. в "Большой советской энциклопедии" (т.14), "Краткой литературной энциклопедии", "Литературном энциклопедическом словаре", "Филосовском энциклопедическом словаре".
В своих капитальных трудах, посвященных углубленному изучению эпических памятников, фольклорно-мифологических циклов и традиций Е.М.Мелетинский выступает в свое время всего как фольклорист-теоретик, для которого специальное, сколь-угодно подробное рассмотрение устного или книжного текста только период на пути познания больше общих историко-поэтических закономерностей развития повествовательных форм традиционной словесности, причем основным инструментом этого познания являются взаимодополняющие приемы сравнительно-типологического и структурно-семиотического исследований.
Обращение Е.М.Мелетинского в 60-е годы к методам структурно-семиотического анализа соответствует одному из главных направлений исследовательского поиска в отечественной науке. В известном смысле тракт от незаконченной "Поэтики сюжетов" А.Н.Веселовского прямо вел к "Морфологии сказки" В.Я.Проппа, в свою очередность заложившей основы структурной фольклористики (76, с. 134-166; 184, с. 202-254; 190, с. 149-189; 196, с. 241-276; 218, с. 233-280; 226, с. 145-180; 246, с. 157-192; 200, с. 401-432;). Впрочем, тут сыграло свою образ и давнее увлечение Елеазара Моисеевича точными науками, заинтересованность к возможностям их использования в гуманитарных дисциплинах, к применению в данных областях приемов точного анализа (262, с. 5).
Со второй половины 60-х годов Е.М.Мелетинский вел "домашний" семинар, посвященный проблемам структурного описания волшебной сказки; результаты этой работы, развивающей идеи В.Я.Проппа с использованием новых методологических приобретений того периода, докладывались на заседаниях Тартуских Летних школ, публиковались в виде статей в издаваемых Тартуским Государственным университетом "Трудах по знаковым системам" и неоднократно переводились на иностранные языки (74, с. 86-135; 85, с. 63-91; 16, с. 73-139; 17, 137 с.; 25, с. 1-57; 236, с. 199-284; 237, с. 285-318;). В 1971 году служба была удостоена международной премии Питре (разумеется, ни сам Елеазар Моисеевич, ни его коллеги не попали в Италию на церемонию вручения этой премии).
Весьма существенно, при всем при том, что воззвание к структурно-семиотическим методам сопровождалось у Е.М.Мелетинского не предпочтением синхронического анализа по сравнению с диахроническим (что характерно для структурализма, в особенности раннего), а принципиальным совмещением обоих аспектов исследования, типологии исторической и структурной, как это сформулировал сам ученый в ряде статей начала 70-х годов (96, с. 385-394; 104, с. 329-346; 112, с. 152-170; 13, с. 33-51); тенденция, опять-таки преобладающая в отечественной науке, для которой историческое существование традиции неизменно оставалось предметом неослабеваемого внимания. Кроме того, в фокусе исследовательских интересов Елеазара Моисеевича находится скорее парадигматический, чем синтагматический порядок анализа; сообразно, применяется не только методика В.Я.Проппа (охватывая ее современные интерпретации), но и достижения структурной антропологии, в свое время всего в трудах К.Леви-Строса (81, с. 165-173; 86, с. 115-134; 106, с. 81-97; 130, с. 467-522; 137, с. 467-522;) С этим связано углубленное исследование семантики фольклорного мотива и сюжета, модель описания которых была разработана Е.М.Мелетинским на материале палеоазиатского мифологического эпоса о Вороне (6, с. 144-178;).
Занятия глубинной мифологической семантикой традиционнго мотива приводят ученого к следующей большущий теме к исследованию фольклорных архетипов, в "классическое" юнгианское постижение которых Е.М.Мелетинский вносит серьезные коррективы (10, с. 5-68; 32;). Опыт изучения архаических, некогда всего мифологических традиций дает ему основание отступиться от немного одностороннего и модернизированного подхода к проблеме генезиса и функционирования этих древнейших в человеческой культуре ментальных структур. От изучения мифологических архетипов в фольклорной сюжетике ученый переходит к анализу архетипических значений в произведениях русской классики (10, с. 69-133;). Вообще в 90-е годы Елеазар Моисеевич все больше внимания уделяет русской литературе XIX века (Пушкину, Достоевскому), рассматривая ее в аспектах компаративистики, структурной и исторической поэтики (12; 171, с. 5-37; 172, с. 567-578;).
Можно проговорить, что в книгах и статьях Елеазара Моисеевича Мелетинского выделяются три доминантных исследовательских направления. Во-первых, это типология и исторические трансформации основных образов в мифе и фольклоре, а кроме того в восходящих к ним литературных памятниках Древности, Средневековья и Нового времени. Во-вторых, это структурные и стадиальные соотношения трех больших жанрово-тематических комплексов устной словесности (миф, сказка, эпос). Наконец, в-третьих, это сюжетная организация фольклорного повествования и семантическая архитектура мотива.
Исходным материалом при обсуждении подобных вопросов для Елеазара Моисеевича является миф. Отсюда устойчивое участливость к архаическим традициям, не только представляющим здоровый независимый заинтересованность, но и имеющим важнейшее парадигматическое важность для позднейших культурных формаций; при этом ученый сторонится и архаизирующей мифологизации современности, и неоправданной модернизации архаики. Тем не менее, аккурат в архаике обнаруживаются истоки и наиболее выразительные проявления "базовых" ментальных универсалий, проступающих в сказочно-эпических повествовательных структурах и в глубинных значениях литературно-фольклорных мотивов. Собственно говоря, аккурат штудирование структурной типологии традиционных сюжетов и семантики мотивов приводит Е.М.Мелетинского к формулированию концепции литературно-мифологических архетипов.
Наличие близких содержательных и формальных подобий в семиотических текстах разных культур, в том числе не связанных между собой родством или близким соседством, демонстрирует существование принципиального единообразия в мировом литературном процессе. Это наиболее наглядно видно в фольклорных традициях в прошлом всего, в архаических (хотя вдали не только в них). Может быть, как раз потому как, какой бы областью словесности не занимался Е.М.Мелетинский, он вечно остается фольклористом.
Если попробовать кратко установить групповой ракурс, объединяющий в единое целое многообразную научную занятие Е.М.Мелетинского исследователя мифа и фольклора, древнескандинавской "Эдды", средневекового романа и новеллы, архетипов в русской классической литературе, мифологизма в прозе ХХ века и ещё многого другого, им окажется историческая поэтика повествовательных форм, начиная с архаической мифологии и вплоть до новейшей литературы. При всех изменениях предмета исследования он на протяжении своей больше чем полувековой научной деятельности, в сущности, остается верен этой главной теме.
Наконец, и творческий, и житейский навык не позволяет ученому позабыть о культурных, идеологических, политических проблемах современности. И тут, в своих публицистических статьях и выступлениях (253-259, 262-263, 265-268 и др.), Елеазар Моисеевич смотрит на вещи как неравнодушный, но тверёзый аналитик, тот, что всецело использует возможности интеллектуальных постижений, обретенные в ходе многодесятилетних академических занятий, опровергая таким образом расхожие представления о непременном дуализме позиций "ученого" и "гражданина".
Так же читайте биографии известных людей:
Елена Ахмедова Elena Ahmedova
Родилась 02.08.1951г. в г. Батайске Ростовской области. В 1973г. окончила архитектурный факультет КуИСИ.
читать далее →
Елена Генералова Elena Generalova
Родилась 12. 03. 1969 г. в г. Куйбышеве. В 1991 г. окончила архитектурный факультет Самарского архитектурно-строительного института.
читать далее →
Елена Комиссарова Elena Komissarova
Родилась 9. 07. 1953 г. в г. Куйбышеве. Окончила архитектурный факультет КуИСИ.
читать далее →
Елена Телига Elena Teliga
Украинская поэтесса и литературный критик.
читать далее →