Известные люди

»

Елена Цыплакова

Елена Цыплакова Elena Tziplakova Карьера: Продюсер
Рождение: 13.11.1958
Я считаю, что человек решение всех своих проблем должен искать в себе. Если бы все задавались вопросом "почему у меня не получается?", а не "почему у него получается, а мне не дают?", общество избежало бы многих бед. Есть грех самооправдания, этим грешат все люди со времен Адама и Евы. Но всегда личность стоит перед выбором, как поступить. И выбирая, мы создаем свою судьбу. Что заслуживаем, то и получаем.

Елена Цыплакова родилась 13 ноября 1958 года в Ленинграде в творческой семье. Ее родители были известными промышленными художниками-графиками. С самого детства существование испытывала Елену на прочность: ее папа Октябрь Иванович был тяжко болен туберкулезом, и, опасаясь, что хворь может передаться дочери, родители отправили шестилетнюю девочку в интернат. О пребывании в интернате у Елены остались не самые приятные воспоминания. Среди персонала встречались патологически жестокие люди: к примеру, одна из нянечек за разговоры позже отбоя ставила детей босыми на прохладный кафельный пол туалета. Из-за своего независимого характера Лена Цыплакова оказывалась посреди наказанных неоднократно. Однажды эта нянька ударила Лену по лицу, и обида была этакий сильной, что девчонка решила зарубить ее топором: Она ударила меня по лицу. За вранье. За чужое. У меня было беспамятство. Меня приводили в ощущение. И я сказала себе: эту женщину я зарублю топором. И весьма долговременно представляла себе каждую свободную минуту как я это сделаю.

Позднее она признается, что два года, проведенные в интернате, броско осложнили ее отношения с родителями, в особенности с матерью, а предмет воспитания и жизни детей, их непонимания взрослыми, стала одной из основных в ее творчестве. Тем не менее, с возрастом Елена все больше сближалась с отцом, признавая близкое сходство с ним: Отец был принципиальным человеком. Четким, конкретным, умеющим калякать правду. Меня папа крайне любил, и когда я подросла, то стала его постоянным слушателем. Папа выпивал рюмочку и начинался монолог на немного часов. У него был философский склад ума. При всех сложностях характера, при том, что мы с ним спорили и ругались, он был непререкаемым авторитетом. У нас была духовная связь в такой степени мощная, что многое в моей жизни объясняется его воздействием. Я давнехонько поняла, как он отзывается во мне. Именно благодаря отцу я как как будто внутренне была подготовлена к своим будущим режиссерским работам.

Дебют в кино

Тем не менее, двухлетнее нахождение в интернате не озлобило девочку, а только закалило ее нрав, раньше времени сделало самостоятельной. По словам Елены, у нее с детства был озорной нрав, и водилась она в основном с мальчишками. Уже в начальных классах родители приучили девочку к спорту: она занималась фигурным катанием, плаванием, пятиборьем. Несмотря на активную дворовую существование и занятия спортом, проблем со школой ни в жизнь не возникало, в особенности несложно Лена давались точные науки: математика, химия. Именно с этими предметами девчонка и собиралась связать свою будущую профессию, а о карьере актрисы и не помышляла. Однако в 7-м классе эпизод свел Елену с режиссером Динарой Асановой, супруг которой работал художником-графиком и был знаком с родителями Лены. В единственный из дней 1973 года Асанова с мужем оказались в доме Цыплаковых, где и состоялось знакомство талантливого режиссера и ленинградской школьницы. Когда посредством год Асанова начала работу над фильмом Не болит башка у дятла, она вспомнила про Лену и пригласила ее на одну из главных ролей.

Фильм вышел на экраны в 1975 году, а в 1978 году был признан лучшим иностранным фильмом на Кубе. После ошеломляющего успеха фильма предложения обрушились на Цыплакову ливнем. Еще в школе Елена снялась в фильмах Иван и Коломбина (реж. В. Чечунов, 1975), Шаг навстречу (реж. Н. Бирман, 1975), Вдовы (реж. С. Микаэлян, 1976).

Работа с Динарой Асановой

Сотрудничество Елены Цыплаковой с Динарой Асановой продолжилось в фильме Ключ без права передачи (1977), где актрисе также досталась образ школьницы. По сути, Цыплакова играла самое себя серьезную девочку с взрослыми проблемами, которая смотрела на мир вдумчиво и внимательно. И оказалось, что такая девчонка нужна не только Асановой, но и миллионам зрителей (кино посмотрели больше 16 миллионов человек), да и больше глобально советскому кино, подуставшему от здорового оптимизма героинь 60-х. Фильм был удостоен многочисленных наград на международных и всесоюзных фестивалях: на Всесоюзном фестивале в Риге, на фестивале в Москве, в Югославии, в Кошалине.

Елена Октябревна попозже с благодарностью вспоминала работу с Асановой: Я считаю, что она на меня сильно повлияла. Мне было четырнадцать, когда мы познакомились, и немного лет узко общались. Динара собирала у себя дома ребят, которые у нее снимались, мы сидели, разговаривали на серьезные темы: что такое влюбленность, предательство, война Динара не показывала нам сценария, и нам казалось, что мы сами все придумывали.

В 1979 году Асанова и Цыплакова встретились на съемочной площадке фильма Никудышная - в это время Елена уже училась во ВГИКе, и в ее фильмографии было примерно десятка фильмов, но она с радостью приняла предложение своей кинокрестной. Как пишет Н. Барабаш: Ей разом же повалила предложения и вскоре на экране замелькали ее обаятельные героини: худенькие бестии с кокетливо-наивным взглядом прожигающее черных зрачок. А родинка на щеке несложно сводила мужчин с ума. Одно словечко талантливая милашка. К сожалению, амплуа талантливой милашки крепко-накрепко приклеилось к Лене Цыплаковой, которая хотела игрывать серьезные драматические роли, а в них ее видела только Асанова.

Учеба

После окончания десятилетки в 1976 году Лена Цыплакова уехала в Москву поступать в сценический она крепко решила сделаться актрисой, и более того больше того она уже была актрисой, которую узнавали на улице и которой писали письма поклонники. Экзамены в театральном училище имени Щепкина и Школе-студии МХАТ она провалила. Последним на ее пути был ГИТИС, куда она и поступила. Сняла в Москве квартиру и эдак полгода жила на гроши, которые присылали родители. А далее, когда предложения вкалывать в кино посыпались одно за другим, Елена смогла отступиться от родительской помощи.

Всесоюзную славу Елене Цыплаковой принесла главная образ в фильме Павла Любимова Школьный вальс, тот, что вышел на экраны в 1978 году. Цыплакова сыграла десятиклассницу Зосю, которая влюбилась в своего одноклассника и родила от него ребенка (по словам самой актрисы, это одна из немногих ролей в ее кинокарьере, близкая ей по характеру).

Между тем, следом выхода фильма на экран осложнилась студенческая существование Цыплаковой: театральным педагогам не нравилось, что она нередко снимается в кино (в 1977 году Елена сыграла ещё в двух фильмах Ненависть (реж. С. Гаспаров) и В зоне особого внимания (реж. А. Малюков)), и они потребовали от студентки перестать на время учебы всякие съемки. Цыплакова ответила отказом: В институте я скрывала родное кинопрошлое этого там сильно не любят. А втихаря продолжала сниматься: надобно было вносить плату за комнату, получать на существование. И вслед за тем, я понимала, что никакие отношения с педагогами не стоят дальнейшей судьбы. Мне и так из-за учебы от многих ролей приходилось отказываться. Были постоянные скандалы, на Школьный вальс несложно не отпускали. Из меня решили совершить показательный образец, как кинематограф отрицательно влияет на студентку театрального института. Однажды, когда я спросила одного моего педагога, в чем содержится его режиссура (то, что он предлагал, казалось мне бредом), то получила ответ: Понимаешь, Лена, бездарность такая вещь, она делает бездарными и тех, кто рядом и партнеров, и режиссера. После этого я ушла, а вдогонку мне кричали, что это профнепригодность. Ребята на курсе от меня отворачивались. Я пошла прогуливаться по Москве, три дня шаталась по улицам. Меня нашел чувак с режиссерского, сказал, чтобы сразу же шла в институт. Там поинтересовались, зачем я не на занятиях. Я поняла, что я вам больше не нужна. Ну зачем же, - ответили мне, - у нас некому раскрывать и прикрывать занавес на репетициях и прогонах. Я славно поработала с занавесом.

После этой истории Цыплакова перешла во ВГИК, на вектор движения Л. Кулиджанова и Т. Лиозновой. Однако и учеба во ВГИКе далась Елене нелегко. Параллельно с учебой Цыплакова начала действовать в Малом театре, и это не понравилось уже киношным педагогам. Независимость Елены, ее нежелание игрывать по установленным правилам и тяготение ступать наперекор стереотипам уже тогда вызвали отсутствие понимания окружающих.

Успех

В 1979 году на экраны вышел трехсерийный кино Г. Юнгвальд-Хилькевича ДАртаньян и три мушкетера, в котором Цыплакова сыграла образ Кэтти. Несмотря на громадный счастливый момент фильма у зрителей, актриса осталась недовольна своей работой: Я до этого ни в жизнь не играла в музыкальной комедии. И ни в жизнь не была на юге. И вот, приехав на море, я к нему более того не подходила. Все жарились на пляже, а я без конца репетировала песенку Святая Катерина. А когда пришла на море уже для съемки, мне сказали: Не надобно никаких танцев, легко попрыгай под музыку. Я едва-едва не расплакалась К тому же, мне казалось, что я чудовищно переиграла. Словом, уехала из Одессы в слезах.

В этом же году в жизни Елены произошло два знаменательных события: она вышла замуж (истина, брак продлился не больше года) и закончила ВГИК. Жизнь налаживалась: актрисе удавалось совмещать успешную работу в театре (Аня в Вишневом саде, Лиза в Горе от ума, Окаемова в Красавце-мужчине) с головокружительной карьерой в кино. В отрезок времени с 1979 по 1980 год Цыплакова снялась в семи фильмах: Карл Маркс. Молодые годы (реж. Л. Кулиджанов), Взрослый сын (реж. А. Панкратов-Черный), Приключения принца Флоризеля (реж. Е. Татарский), Адам женится на Еве, Ключ (реж. А. Коренев), Крах операции Террор (реж. А. Бобровский), Быстрее собственной тени (реж. П. Любимов). Елена с радостью принималась за работу, потому как каждая образ для нее вызов, неизведанная территория: Я люблю героинь сильных, деятельных, способных делать решительные поступки и отзываться за них. Для меня не до того уж значимо, в какую эпоху живут эти героини, в каком жанре написаны пьеса или сценарий. Гораздо важнее другое: чтобы у персонажа был неоднозначный, динамично развивающийся характер.

Выбор

В 1981 году Цыплакова ушла из Мкумачового театра, чтобы трудиться по договорам. В этом же году Елена Октябревна поступила на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. Алова и В. Наумова). Свое вывод сделаться режиссером востребованная юная актриса объяснила следующим образом: Для меня ход роста, воспитания себя связан аккурат с работой. В кино начались повторы после этого Школьного вальса сыграла ещё немного гордых одиноких мамаш. Я шибко благодарна театру, но спектакли, на которые я вводилась, были старыми, и на какой-то своеобразный розыск полагать не приходилось. Я почувствовала, что если и дальше буду так существовать, то начну портиться.

Три года начинающий режиссер училась на дневном, играла в театре и активно снималась. Спала по четыре часа в сутки. В 1984 году перед защитой дипломной работы Елена сделала окончательный отбор и насовсем ушла из театра. Это вывод вызвало иронию у многих людей, профессионально связанных с театром и кино, оттого что Елену воспринимали по ее киноролям Кэтти из Мушкетеров и Кати Бобровой из фильма Мы из джаза (реж. К. Шахназаров, 1984).

В этом же году Цыплакова вторично вышла замуж за врача-стоматолога Сергея Липеца, тот, что был старше ее на двадцать лет.

Непростое время

Период с 1985 по 1989 год запрещено окрестить самым счастливым в жизни Елены Цыплаковой, как в творческом плане, так и в личном. Закончив режиссерский факультет, она долгое время не могла достигнуть собственной постановки имея два диплома, ходила в ассистентах режиссера на Мосфильме. В кино снималась мало: Счастливая, Женька (реж. А. Панкратов, 1985), Личный интерес (1987), Гардемарины, вперед! (реж. С. Дружинина, 1987), Где находится нофелет? (реж. Г. Бежанов, 1988).

Последнее положение во многом объяснялось тем, что Цыплакова перенесла тяжелую немочь и шибко набрала в весе. По словам Елены Октябревны: Я привезла смертельную малярию из Африки. Врачи продолжительно не могли определить диагноз, после этого я перенесла операцию, еле-еле не умерла. У меня был миг жуткого отчаяния. Не хотелось ни существовать, ни действовать. А вслед за тем я прочитала фразу: на не дано быть в курсе, что нам во благо, что во вред. Потрясения делают человека глубже, заставляют человека больше дорожить существование и время, которое ему отпущено.

Обрести себя Цыплаковой помогла вера: Живая вера не только в исполнении обрядов, а во внутреннем содержании человека. В его образе жизни. Мне весьма повезло. У меня есть преподаватель, наставник София, с которой я восемь лет рядом общаюсь. Для меня знакомство с ней оказалось целительным. Кроме того, затем режиссерского дебюта в фильме Гражданин убегающий (1988) на Елену Октябревну обратил внимательность Карен Шахназаров, тот, что пригласил ее в близкое творческое объединение Старт. Именно там в 1989 году Е. Цыплакова и сняла свою первую серьезную картину Камышовый рай.

Неженская специальность

Историю про подпольный лагерь для бомжей сценаристам Агееву и Белошникову рассказал милиционер в Казахстане, и они, потрясенные происходящим в небольшом городке, сразу же засели за сценарий. Сценарная заявка невзначай попала к Цыплаковой, и она, более того не дочитав сценарий до конца, решительно решила, что должна это снять: В тюрьмах сидят не только ублюдки. Бывает роковая случайность, и с каждым может сотвориться самое невероятное: От тюрьмы да от сумы не зарекайся. Но дядя оступился и его затаптывают, добивают. И не все готовы отстаивать свою бытие. Об этих несчастных людях, у которых в судьбе в какой-то миг что-то заклинило, мне и хотелось проронить. Хотелось свершить кино про ощущение собственного достоинства.

Жесткая, бескомпромиссная социально-психологическая драма вызвала отсутствие понимания у многих специалистов: как такое могла снять леди? Между тем, на съемках фильма произошел единственный специфический эпизод: одному из актеров по роли нужно было скушать немного сигарет. Но он никак не мог себя принудить это совершить. Тогда Елена Октябревна сама воплотила режиссерскую задачу начала пережевывать сигарету.

Камышовый рай удостоился приза за режиссуру на МКФ в Сан-Себастьяне (1990). Так Елена Цыплакова доказала окружающим близкое право на эту неженскую профессию.

В 1992 году увидела свет вторая режиссерская служба Е. Цыплаковой кино На тебя уповаю. И ещё это была психологическая драма, в основу которой легли воспоминания и образы интернатского детства самой Елены Октябревны. В фильме рассказывалось о судьбе женщины, которая, бросив своего новорожденного ребенка, чтобы искупить свой грешок устроилась вкалывать нянечкой в ребяческий дом: Я обегала десятки детских домов. Лепить обычную чернуху вовсе не хотелось, как и романтические ужасы в духе Диккенса. Все, что разрешается было, мы старались смягчить, чтобы тем страшнее звучало главное. Обратите внимание: мы пишем не Тебя, а тебя, с маленькой буквы. Сколько тех, кто уповает не только на Господа, но и конкретно на вас, на меня, на отца с матерью, на первого встречного оттого что без помощи человеку не выжить. Маленькому человеку тем более.

На упреки в жестокости своего кино Цыплакова отвечает: Говорят, что у меня жестокие фильмы. А я не согласна. Они о жестокости жизни, но если в них джентльмен отстаивает родное достоинство или пытается возродить себя духовно какая же это жестокость?. На кинофестивале мелодрамы в Магнитогорске в 1994 году кино Цыплаковой На тебя уповаю был удостоен приза.

В 2001 году Елена Октябревна попробовала себя в жанре сериала, так как разыскать финансирование для серьезного самостоятельного проекта оказалось невозможным. К работе над сериалом она подошла крайне истово и ответственно: испросила благословение своей духовной наставницы Софьи, а всякий день начинался с молитвы на площадке. Все ситуации, которые играли актеры, разбирались с позиции христианских заповедей, нравственных законов. Как говорила сама Е. Цыплакова: Для меня самое главное, чего разрешено достичь посредством кино, - это побудить у человека ощущение покаяния.

Совсем недавно Е. Цыплакова закончила шестисерийную картину для детей Полосатое лето: Она о том, как пацаны приезжают в физкультурный лагерь, которым руководит отставной боевой. Дети учатся колесить на лошадях, лазить по канатам, плавают... А самое главное они спасают чаща от браконьеров, останавливают бульдозер, тот, что все крушит. То есть растут как личности. Духовный подъем это большущий работа. И не только самого ребенка, но и тех, кто его воспитывает.

В кино Елена Октябревна без малого не снимается. За последние 8 лет она сыграла в 3 фильмах: в Семейных тайнах (целительница Софья), у Н. Досталя в Полицейских и ворах (хозяйка полицейского), и в фильме В. Пендраковского Кому я должен, всем прощаю (банкирша). Есть и ещё одна служба в историческом сериале Булата Мансурова Теплые ветры древних булгар, где Цыплакова играет Славу жену Добрыни Никитича. Правда, когда кино выйдет на экраны, неизвестно.

Несколько лет обратно Елена Цыплакова развелась со своим вторым мужем Сергеем Максимовичем, а летом 2005 года вышла замуж в третий раз.

Послесловие

Я считаю, что мужчина вывод всех своих проблем должен разыскивать в себе. Если бы все задавались вопросом "отчего у меня не получается?", а не "отчего у него получается, а мне не дают?", среда избежало бы многих бед. Есть грешок самооправдания, этим грешат все люди со времен Аледи и Евы. Но постоянно персона стоит перед выбором, как поступить. И выбирая, мы создаем свою судьбу. Что заслуживаем, то и получаем.

Так же читайте биографии известных людей:
Елена Яцура Elena Yatsura

Елена ЯЦУРА, продюсер компании "Слово", назначила встречу корреспонденту газеты "Известия" Марии КУВШИНОВОЙ в кафе "Минутка" на Ленинградском..
читать далее

Елена Бадмаева Elena Badmaeva

Елена Бадмаева - признанный мастер петербургской моды и член международного союза дизайнеров.
читать далее

Елена Назарофф Elena Nazaroff

В 18 лет Елена Назарофф уехала из России. Всего 10 лет понадобилось ей, чтобы взойти на вершину одного из самых прославленных парижских домов моды -..
читать далее

Елена Супрун Elena Suprun

Елена Супрун - известный российский модельер. Родилась в городе Пенза.Елена Супрун является специалистом по историческому городскому костюму...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий