Известные люди
»Елена Янгфельдт-Якубович
Рождение: Россия
...Маленькая элегантная женщина вышла на сцену Центрального дома художника, взяла в руки гитару. Звучали стихотворения русских поэтов - Арсения Тарковского, Михаила Светлова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского.
Судьба певицы Елены Янгфельдт-Якубович вот уже 25 лет связана со Швецией. Она живет в Стокгольме с мужем, известным шведским славистом, писателем и переводчиком Бенгтом Янгфельдтом и двумя дочерьми - 24-летней Сарой и 17-летней Габи. Елена дала сотни концертов во многих странах Европы. Выпустила две пластинки и совместно с известным джазменом Вячеславом Горским готовит третью - для российской аудитории.
...Маленькая элегантная дама вышла на сцену Центрального дома художника, взяла в руки гитару. Звучали стихотворения русских поэтов - Арсения Тарковского, Михаила Светлова, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского.
- Елена, на Западе вы безотложно вошли в достаточно затворенный круг интеллектуальной элиты. Мало кому это удается...
- Я ни при каких обстоятельствах не стремилась вылезти замуж за гостя нашей страны. Так распорядилась фатум. С Бенгтом познакомилась сквозь Татьяну Сергеевну Третьякову, дочку писателя Сергея Третьякова, соратника и друга Маяковского, погибшего в 1939 году в сталинских лагерях. У Татьяны Сергеевны сохранились уникальные документы и письма. К ней зачастую обращались слависты. Бенгт не был исключением - он уже в 19 лет читал лекции о русской литературе, позднее защитил диссертацию о русских футуристах: Увлечение Маяковским привело его в обитель Лилии Юрьевны Брик. Кто бы мог покумекать, что она будет свидетелем на нашей свадьбе!
- Вас не мучила ностальгия?
- "Ломка", конечно, была. Два года ушло на исследование языка. Кроме того, пришлось перестраиваться на "шведскую волну", что не без затей из-за моей эмоциональной натуры. Слава Богу, посредством некоторое время на свет появилась моя старшая дочка Сара. У женщин есть бесспорное превосходство перед мужчинами - мы можем произвести на свет ребеночка и в обнимку с ним ступать по этой непростой жизни.
- Елена, как получилось, что, закончив французское отделение Иняза, вы связали свою бытие с искусством?
- Родители не разрешили мне поступать в театральное училище. Говорили, что в нашей стране артист - это не специальность. Да, в театр я пришла из самодеятельности, но зато из какой! Валя Никулин привел меня в студию Вадима Петровича Салюка при театре "Современник". Там играли профессиональные актеры, но я нетрудно вошла в их труппу. Потом играла главные роли в Театре-студии Марка Розовского. Весной 1975 года нас закрыли: поступил звонок "сверху": "Гоните всю эту команду диссидентов".
- Оглядываясь обратно, о чем-то сожалеете?
- Нет, хотя испытала навалом трудностей. Когда уезжала из страны, у меня было чувство, что за мной - пепелище. В Стокгольме без работы не сидела, преподавала российский язык. И весьма хотела напевать! Считала себя человеком сцены, а разыскать ее никак не могла. Ну не стану же я распевать частушки на улицах, мой репертуар - русская поэзия, Серебряный столетний период.
- В Швеции с таким репертуаром, по всей видимости, непросто было притянуть публику?
- Я начала выступать на небольших площадках. Поначалу на мои концерты приходили немногие. В 1981 году по заказу Госконцерта Швеции выпустила дебютную пластинку "Русские песни и цыганские романсы". Поскольку в это время в Швеции о русских знали немного, пластинка имела здоровый фарт. Песни зазвучали на радио. Я как собак нерезаных ездила по стране, более того до Лапландии добралась. Приезжаю в какую-нибудь Богом забытую деревеньку, рассказываю местным жителям о Пастернаке и Мандельштаме, а они на меня смотрят, глазами хлопают и ничегошеньки не понимают...
Но на телевидении мне предложили провести 42 передачи "Уроков русского языка" сообща с известным шведским журналистом Тэппасом Фогельбером. В конце программы я либо рассказывала о русских поэтах, либо пела. Через некоторое время меня пригласили на главную образ в картине известного режиссера Лисы О'Лин "Нет лучше тебя".
- В 1984 году вы уже не виртуально, а полностью реально попали во Францию.
- Мой столичный товарищ Георгий Дионисович Костаки, прославленный коллекционер русского авангарда, нередко приезжал на врачевание в Швецию. Как-то прихожу к нему в больницу, а он говорит: "Наверное, тебе тут уныло. Давай, когда я в следующий раз поеду в Париж, возьму тебя с собой". В Париже я познакомилась с одной богатой дамой, у которой дома собиралось высшее среда. Я пела для этой шикарной публики целых 45 минут. После концерта хозяйка обратилась к присутствующим: "Если кто-то может подсобить этой певице - прошу это сделать". Тут же я получила предложения о сотрудничестве и попала в небольшой театр на Монпарнасе, где дала немного концертов. Однажды туда зашел газетчик из "Франс Мьюзик". Ему понравилось мое пение, он сделал со мной пять передач на радио и рекомендовал в театр "Де Ля Виль", единственный из крупнейших концертных залов. Мне улыбнулась удача: я непочатый край выступала на радио, а в 1989 году была приглашена Фредериком Миттераном, племянником Франсуа Миттерана, в его музыкальную программу на тв. Исполняла песни из репертуара Эдит Пиаф. Так что Париж принес известность. Но тут мужу предложили возглавить журнал "Искусство", и мы вернулись в Стокгольм. Ради любимого человека я наступила "на глотка собственной песне"...
- А как вы познакомились с Бродским?
- Коллега Бенгта, профессор Уппсальского университета, пригласил Бродского впитывать текст лекции. А меня - распевать перед студентами песни на его вирши. Нас посадили за единственный столик. Тогда мне показалось, что я не произвела на него никакого впечатления. Возникло чувство, что Бродский говорит "через меня". Потом, узнав его лучше, поняла, что Иосиф завсегда вел себя так с малознакомыми людьми. Он либо вас принимал, либо нет. Вприятель он спросил: "А что вы собираетесь в этом месте работать?" Бормочу: "Меня попросили напевать..." - "А что вы поете? " - "Стихи". - "Да, знавал я одного такого певца, потом его "исполнения" голову ему расквасил гитарой". Представляете? Но во время выступления я взглянула на Бродского - он одобрительно улыбался и поднял громадный перст вверх... После концерта подошел, предложил спеть дуэтом "Таганку ". Пел он громко и лихо. Потом я пригласила Иосифа к нам в здание, Бенгт показал ему свои переводы, читал Маяковского по-шведски. Мы нашли общих знакомых. К счастью, это были люди, которых Иосиф шибко ценил. При жизни поэта я исполняла только одно его стихотворение - "Песенку о свободе". Когда спела ее в первостепеннный раз, он улыбнулся и сказал: "По-моему, подходит!".
Так же читайте биографии известных людей:
Елена Великанова Elena Velikanova
Елена Великанова - российская актриса театра и кино, родилась 5 октября 1984 года.Елена Великанова является внучатой племянницей советской певицы..
читать далее →
Елена Коренева Elena Koreneva
Елена Коренева - советская и российская актриса театра и кино, режиссер, сценарист, литератор. Родилась 3 октября 1953 года.На сегодняшний день..
читать далее →
Елена Гольянова Elena Galiyanova
Елена Гольянова - российская актриса театра и кино. Родилась 20 августа 1964 года.Дебют Елены Гольяновой в кино состоялся в 1987 году с небольшой..
читать далее →
Елена Королева Elena Korolyova
В 1956 году окончила училище им. Щукина, художественный глава - В.К. Львова.Ещё будучи студенткой 3-го курса, была приглашена А.В. Эфросом в театр..
читать далее →