Известные люди

»

Елизавета Сандунова

Елизавета Сандунова Elizaveta Sandunova Карьера: Артист
Рождение: Россия, 3.12.1826
В Петербургском театральном училище к началу 1790-х годов выделялась одна из воспитанниц по фамилии Федорова, которую окружающие называли Лизонькой. Бойкая и в высшей степени миловидная девушка обратила на себя особенное внимание императрицы Екатерины Алексеевны.

По рассказам современников, расположение ее к бедной воспитаннице доходило до того, что она интересовалась ее учебой и чисто бы более того отдала инструкция любой день постигать у директора театров о самочувствие, поведении и успехах Лизоньки. Предполагая, явно, что ее любимица обязательно станет новой звездой на театральном небосклоне, императрица дала ей новую фамилию: Уранова, в честь сызнова открытой планеты.

Лизонька Уранова ещё ученицей появилась на сцене Эрмитажного театра в январе 1790 года, исполнив партию Амура в опере Дианино древо. Юная дебютантка обворожила всех: очаровательная, живая и ловкая, с глазами пламенными, искавшими побед, обладавшая чудным голосом, она с первого же спектакля сделалась любимицей двора и публики.

Разумеется, в ее сторону обратились глаза многих любителей прекрасного пола из высшего общества. В числе их оказался и единственный из всесильных вельмож того времени граф Безбородко.

Мысль иметь Лизонькой завладела графом, фиксировал биограф артистки в 1892 году, и он, не знавший в подобных случаях никаких препятствий, надеялся на легкую победу над этакий незначительной по своему положению девушкой, какой разрешено было мнить беззащитную воспитанницу театральной школы. Началась обычная в таких делах штурмовая вылазка супротив Лизоньки. Подарки и самые обольстительные обещания были пущены в ход. Но каково было изумление Безбородко и его приспешников, когда Лизонька стойко и радикально отказалась от всех предлагавшихся и будущих благ. Она сожгла, говорят, при посланном восемьдесят тысяч рублей, которые прислал ей в презент граф, бросивши их индифферентно в камин. Не помогли сластолюбивому графу его льстивые обещания богатства и роскоши; тогда был избран прочий тракт тракт притеснений. Сторону Безбородко приняли управляющие театрами Соймонов и Храповицкий. Императрице стали доносить, что Лизонька не слушается начальства, что она погано учится. Императрица не верила доносам на любимицу, но это не мешало врагам Лизоньки продолжать супротив нее поход.

Между тем сердце юной ученицы театральной школы было уже занято. Ее избранником стал артист Сила Сандунов. Этот потомок грузинских дворян немного лет вспять приехал в Петербург из Москвы. Отец его дал своим сыновьям хорошее образование; меньшой из Сандуновых, Николай, стал позже профессором Московского университета. Старший, Сила, вначале служил мелким чиновником Мануфактур-коллегии. Но ему, одаренному от природы блестящими способностями, остроумием и необыкновенным даром слова, суждено было прямо другое. Один из знакомых пригласил как-то Сандунова в театр. В пьесе, которую играли в тот день, имелась образ проворного слуги, дававшая простор для разных комических выходок. Сандунов воскликнул: Да я и сам сыграю не хуже! С этого момента в его голове и зародилась мысля сделаться актером. Так двадцатилетний Сила Сандунов, вопреки воли матери, поступил в театр. С успехом выступал в Москве примерно десяти лет, а после этого, по приглашению петербургского театрального начальства, перешел на тамошнюю сцену.

К началу знакомства с Лизонькой Сандунов, бывший намного старше ее (по одним сведениям, на шестнадцать лет, по другим на двадцать единственный год), возле пяти лет жил уже в российской столице и успел получить известность. Красивый, умеющий горячо высказать свои чувства, артист сумел покорить сердце Лизоньки, и она дала словечко сделаться его женой, как только выйдет из школы. Но директора театров, проведав, что строптивая избранница Безбородко нашла себе жениха, стойко решили устранить это препятствие. Проще всего казалось удалить Сандунова из Петербурга, и оттого актера... уволили со службы. Но дерзновенный и находчивый Сила Николаевич, не захотевший уступать, придумал следующее. Перед его отъездом в Москву назначили прощальный бенефис. Играли комедию Смех и горе, в которой у Сандунова, как водится, была образ пронырливого слуги. По ходу действия идеально внезапно артист обратился к зрителям и прочел сочиненный им монолог, в котором достаточно прозрачно рассказывалась вся закулисная история, случившаяся с ним и Лизой Урановой.

Теперь иду выискивать в комедиях господ,

Мне кои б за труды достойный дали плод;

Где б театральные и графы, и бароны

Не сыпали моим Лизетам миллионы.

Публика ответила на его жалобу рукоплесканиями. Императрица, узнав об этом случае, потребовала объяснений у театральных директоров и осталась недовольна их поведением. Но это положение, к сожалению, ничего не изменило в судьбе начинающей певицы. Ей пришлось прибегнуть к крайнему средству...

В Эрмитажном театре шла премьера давали комедию Федул с детьми, сочиненную самой Екатериной. Роль Дуняши Лизонька Уранова сыграла так, что императрица пришла в экстаз. И внезапно, в конце арии, юная певица упала на колени и, обратясь к государыне, подала ей прошение. В нем были описаны все интриги супротив нее и Сандунова. Прочитав эту бумагу, разгневанная Екатерина подписала указ об отставке Соймонова и Храповицкого. 14 февраля 1791 года Лизонька по велению императрицы была обвенчана со своим возлюбленным в придворной церкви, невесте были пожалованы богатые подарки, бриллианты и приданое. Оставшись на петербургской сцене, молодожены торжествовали.

Сандуновы провели в Петербурге рядом трех лет и пережили много неприятностей от нового директора театров князя Юсупова. Граф Безбородко не мог запамятовать обиды и продолжал сооружать супротив артистической четы всяческие козни. Все эти неприятности довели Силу Николаевича и Елизавету Семеновну до того, что в 1794 году они переехали в Москву.

Вскоре они сделались тут любимцами публики и блистали на сцене вплоть до 1810 года. В 1813-м Елизавета Сандунова ещё раз перебралась из разоренной Москвы в Петербург и выступала там ещё десять лет. К этому времени Сила Николаевич уже разошелся с ней. Слишком разные характеры имели супруги: отличаясь, как и супруг, бойкостью на сцене, Елизавета Семеновна в домашней обстановке оставалась скромной и робкой женщиной. В минуты раздражения и злобы Сандунов грубо обращался с той, которую так любил когда-то, и как будто бы более того поколачивал ее. Может быть, сказывалась горячая грузинская кровь предков? Однажды он так толкнул жену, что она, упав, повредила себе ногу и с тех пор негусто прихрамывала...

Певица, помимо приятного и звучного меццо-сопрано широкого диапазона (звук ее охватывал три октавы!), обладала поистине выдающимся артистическим дарованием. Особенность тогдашнего оперного репертуара заключалась в том, что в спектакли вводился в большинстве случаев драматический ингредиент, оттого от артистов требовалось умение не только распевать, но и игрывать. Говорят, что и в этом, а не только в виртуозном оперном исполнении, Сандунова могла соперничать с первоклассными европейскими талантами. Репертуар ее, оперный и отчасти драматический, оказался крайне богатым, а о ее трепетном отношении к работе ходили легенды.

В операх, в которых встречались русские мотивы, Елизавета Семеновна славилась задушевной передачей народных песен. Была известна и как концертная исполнительница, и многие народные песни получили широкое распространение как раз благодаря Сандуновой. Елизавета Семеновна и сама писала песни. Она явилась первой исполнительницей роли Амалии в пьесе Шиллера Разбойники, поставленной в 1793-м на русском языке Московским университетским театром.

Впечатление, которое производила она на современных зрителей, было чарующее, подчеркивал биограф. Этому способствовала ее краса, выразительное лик человеческий, прекрасные, живые глаза все это, сохраненное до пожилого возраста.

Умерла Елизавета Семеновна в Москве в 1826 году. Образ певицы запечатлен в воспоминаниях многих современников.

Так же читайте биографии известных людей:
Елизавета Гердт Elizaveta Gerdt

В расцвете сил, тридцати семи лет от роду, неожиданно для окружающих она бесповоротно и навсегда покинула сцену. Она ушла, ничего не отдав от..
читать далее

Елизавета Азерская Elizaveta Azerskaya

Русская артистка оперы (меццо-сопрано) и педагог.
читать далее

Елизавета Антонова Elizaveta Antonova

Красивый тембр чистого и сильного голоса, выразительность пения, характерная для русской вокальной школы, снискали Елизавете Ивановне любовь и..
читать далее

Елизавета Быкова Elizaveta Bykova

БЫКОВА, ЕЛИЗАВЕТА ИВАНОВНА (1913 -1989). Третья чемпионка мира (1953-1956, 1958-1962). Родилась 4 ноября 1913 в селе Боголюбово, ныне Владимирской..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий