Известные люди

»

Жан-Антуан Ватто

Жан-Антуан Ватто Jean Antoine Watteau Карьера: Художник
Рождение: Франция, 18.7.1721
Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в., который на основе традиций фламандского и голландского искусства создал новый стиль рококо.

ВАТТО, ЖАН АНТУАН (Watteau, Jean Antoine) (16841721), французский живописец и рисовальщик. Родился в Валансьенне в 1684. В 16981701 Ватто учился у местного художника Жерена, по настоянию которого копировал произведения Рубенса, Ван Дейка и других фламандских живописцев. В 1702 Ватто уехал в Париж и вскоре нашел учителя и покровителя в лице Клода Жилло, театрального художника и декоратора, тот, что писал картины со сценами из жизни современного театра. Ватто резво превзошел в мастерстве своего учителя и ок. 1708 поступил в мастерскую декоратора Клода Одрана. В 1709 Ватто безуспешно пытался завоевать гран-при Академии художеств, при всем при том его работы привлекли чуткость нескольких влиятельных лиц, посреди которых были меценат и знаток живописи Жан де Жюльенн, торговец картинами Эдм Франсуа Жерсен, банкир и коллекционер Пьер Кроза, в доме которого художник жил некоторое время, и др. В 1712 Ватто был представлен к званию академика и в 1717 стал членом Королевской академии живописи и скульптуры. Умер Ватто в Ножан-сюр-Марн 18 июля 1721.

Ватто был одним из самых известных и оригинальных французских художников 18 в., тот, что на основе традиций фламандского и голландского искусства создал новоиспеченный манера рококо. В зрелые годы Ватто изучал живопись Рубенса, в частности цикл его картин, посвященных Марии Медичи и украшавших стены Люксембургского дворца. Среди рисунков художника сохранилось немного набросков с этих панно. В основе любимой темы Ватто изображения галантных празднеств лежит картина Рубенса Сады Любви.

Другой настолько же величавый источник творчества Ватто рисунки венецианских мастеров из коллекции его друга и покровителя Пьера Кроза. Особенно сильное ощущение произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе, а ещё пейзажные рисунки Доменико Кампаньолы. Работы парижских учителей Ватто, Жилло и Одрана, стали для него образцами утонченного вкуса, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, отразивших художественные пристрастия начала 18 в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло.

В стиле Ватто чувствуются все эти источники, при всем при том в крайне оригинальном сплаве. Его ранние работы сцены в тавернах, изображения бивуаков и военных лагерей, написанные во фламандской традиции, обладают качествами, предвосхищающими зрелый манера мастера. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр; Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и изящными кавалерами на фоне природы. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Даже костюмы изысканные вариации на темы современной моды являются плодом фантазии художника.

Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся образец взаимопроникновения и перевоплощения театра и действительности, Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая в Берлине, в замке Шарлоттенбург. Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, происходящее в саду перед статуей Венеры, с золотой ладьей и резвящимися амурами на заднем плане, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви. Чувственная край сюжета приглушена и смягчена. В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе, и все-таки мазок у него больше тоненький и текучий. Легкие и изысканные фигурки персонажей Ватто кажутся без малого бестелесными. В различие от объединенных в мощном движении пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, они вольно размещены в пространстве картины, образуя волнистую линию, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, по направлению к кораблю.

Почти все картины Ватто небольшого размера. Это типичные образцы стиля рококо. В них ритмическая организация фигур и предметов обстановки обладает красотой и вычурностью декоративных арабесок, ставших в особенности модными в эту эпоху. Здесь декоративный результат возникает из легких и сложных по рисунку круглящихся линий, образованных фигурами персонажей и листвой деревьев. Мечтательная краса и лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства; его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств значительно больше прозаично, чем их педагог.

Так же читайте биографии известных людей:
Жан-Батист Расин Jean-Batiste Rasine

Французский драматург, творчество которого представляет собой вершину французского классицистического театра. Родился в семье чиновника местной..
читать далее

Жан-Батист Кольбер Jean-Baptiste Colbert

Жан-Батист Кольбер занимался привлечением в страну иностранных инвестиций. Так же он является одним из основателей морского французского флота. При..
читать далее

Жан-Батист Бессьер Bessiures

В 1812 г. - командовал кавалерией императорской гвардии.
читать далее

Жан-Батист Бруссье Jean-Baptiste Broussier

Дивизионный генерал (с 1 февраля 1805). 15 октября 1809 удостоился титула графа Империи.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий